Рабочая программа учебного предмета Кубановедение 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АБИНСКИЙ РАЙОН
СОШ № 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Кубановедение»
для обучающихся 3 класса

пгт. Ахтырский 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Кубановедение» для обучающихся 3
классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования,

утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06
октября 2009 г. № 373, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 г. № 712
(далее — ФГОС НОО), Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (далее – ФГОС НОО – 2021), Концепции
преподавания учебного курса «История России», а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания.
В соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодежной
политики Краснодарского края от 07.03.2017 № 47-3870/17-11 «О преподавании раздела
«Духовные истоки Кубани», в 2022-2023 учебном году продолжается изучение данного
раздела, состоящего из четырех тем (4 учебных часа), которые вводятся с 1 по 11 класс.
Обязательным условием изучения данного раздела является его безотметочное изучение.
Выставление оценок за четвертую четверть осуществляется на основании текущих оценок
по другим темам, исключая темы раздела «Духовные истоки Кубани».
В соответствии с учебным планом на 2023-2024 учебный год курс кубановедения
является учебным предметом в 3 классе.
Сохраняется и продолжается работа в рамках тем «Кубань – многонациональный
край».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ»
Специфика курса «Кубановедение» как учебной дисциплины состоит в том, что
курс является интегративным, и через исследовательскую деятельность даѐт учащимся
возможность получить целостное и системное представление об исторических,
географических, культурологических, экономических особенностях Краснодарского края.
При изучении предмета в начальной школе у младшего школьника формируется
представление об особенностях природы, исторического развития Кубани, о культуре и
науке, о хозяйственной деятельности жителей Краснодарского края. Опираясь на опыт,
полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, у младшего

школьника формируется представление о себе и своей семье, о малой родине (городе,
станице, поселке, ауле, хуторе, в котором проживает), о многонациональном населении, о
быте и народном творчестве Кубани.
Общее количество часов, отведѐнных на изучение предмета «Кубановедение», в 1
классе составляет 33 часа.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "КУБАНОВЕДЕНИЕ"
Изучение кубановедения

в начальной школе направлено на достижение

следующих целей:


развитие

и

воспитание

гуманной,

социально

активной

личности,

относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, еѐ истории, культуре,
уважительно – к жителям края;


развитие

функциональной

грамотности,

готовности

к

успешному

взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
На изучение кубановедения в 3 класс выделено 34 часа (1 час в
неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Изучаем родной край.
Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей.
Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила
безопасного поведения. Водоѐмы Краснодарского края. Раститель-ный и животныймир
Кубани. Кубань — территория здоровья. Курорты Крас-нодарского края. Красота
окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Нет в мире краше Родины нашей
(творческий проект).
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего.
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. История на карте .
Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарско-го края:
история и современность. Добрые соседи. Майкоп - столица Респуб-лики Адыгея. Без
прошлого нет настоящего (исследовательский проект)
Раздел 3. Казачьему роду нет переводу.
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоѐ имя ,имена в твоей семье. Из
истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки - труженики.
Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду
нет переводу (проектная работа).
Раздел 4. Духовные истоки Кубани.
Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины.
Подвиг материнства.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение кубановедения в

классе направлено на достижение обучающимися

личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения учебной дисциплины «Кубановедение» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
—

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
— осознание своей этической и национальной принадлежности;
—

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его

историческом и культурном ракурсе;
—

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного

края;
—

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

народов, населяющих Краснодарский край;
—

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
духовно-нравственного воспитания:
—

признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный

жизненный и читательский опыт;
—

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
—

развитие этических чувств, уважения и доброжелательности, эмоионально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях,
связанных с исследовательской деятельностью;
—

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и

морального вреда другим людям;
эстетического воспитания:
—

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость

к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) и;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью своего и других
людей;
трудового воспитания:
—

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное

потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира;
—

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и

самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Кубановедение» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
—

использование знаково-символических средств представления информации для

создания родового дерева, герба семьи, плана своего населенного пункта (улицы, района);
—

овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям;
—
основе

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
предложенного

алгоритма,

формулировать

запрос

на

дополнительную

информацию;
—

осваивать доступные способы изучения природы и истории Кубани (наблюдение,

запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов,
от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Базовые исследовательские действия:
—

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта,

ситуации;
—

сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее

подходящий (на основе предложенных критериев);
—

проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по

предложенному плану проектное задание;
—

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов

проведѐнного наблюдения за материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного
материала;
—

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в

аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
—

согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде

информацию в предложенном источнике;
—

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на

основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к дополнительным
источникам, справочникам, учебнику);
—

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете;
—

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию

в соответствии с учебной задачей;
—

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно

создавать схемы, таблицы для представления информации.
К

концу

обучения

в

начальной

школе

у

обучающегося

форми-

руются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
—

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с

целями и условиями общения в знакомой среде;
—

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения

диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументировано высказывать своѐ мнение;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
—

готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой

работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного
задания;
—

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту

выступления.
К

концу

обучения

в

начальной

школе

у

обучающегося

форми-

руются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Совместная деятельность:
—

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом

участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
—

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ

достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
—

проявлять

готовность

руководить,

выполнять

поручения,

подчиняться,

самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
•

определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и
быта на Кубани

•

различать природные условия, территориальную принадлежность, коренное
население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры а
Краснодарском крае

•

различать формы земной поверхности Краснодарского края

•

приводить примеры названий и отличительных признаков наиболее
распространѐнных в Краснодарском крае растений и животных

•

называть основные особенности различных видов карт Краснодарского края
(физической, административной и исторической)

•

различать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего
родного города (станицы), района

•

называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.

•

узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных,
опасных для человека

•

различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского
края

•

ориентироваться по карте Краснодарского края

•

давать описание истории возникновения своего населѐнного пункта, его
достопримечательностей

•

использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения
практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и
быта людей своей местности

•

выполнять правила сбора грибов в своей местности

•

выполнять правила поведения у водоѐма в разное время года

•

бережно относиться к растениям и животным

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Введение. Изучаем родной край

1

0

0

https://learningapps.org/

Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей

10

0

1

https://joyteka.com/

Раздел 2. Без прошлого нет настоящего

9

0

2

https://musemsosh5.wixsite.com/mysite

Раздел 3. Казачьему роду нет переводу

10

0

2

https://joyteka.com/

Раздел 4. Духовные истоки Кубани

4

0

0

https://joyteka.com/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1.

Изучаем родной край

1

0

0

https://learningapps.org/

2.

Рельеф Краснодарского
края.

1

0

0

https://joyteka.com/

3.

Природные явления и
стихийные бедствия.
Правила безопасного
поведения.

1

0

0

https://musemsosh5.wixsite.com/my-site

4.

Водоѐмы Краснодарского
края.

1

0

0

https://learningapps.org/

1

0

0

https://joyteka.com/

1

0

0

https://musemsosh5.wixsite.com/my-site

5.
6.

Водоѐмы Краснодарского
края.
Растительность и животный
мир Кубани.

7.

Растительность и животный
мир Кубани.

1

0

1

https://learningapps.org/

8.

Кубань - территория
здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт,
туризм.

1

0

0

https://joyteka.com/

9.

Красота окружающего мира:
талантливые люди о нашем
крае.

1

0

0

https://musemsosh5.wixsite.com/my-site

10.

Нет в мире краше Родины
нашей (проектная работа).

1

0

0

https://learningapps.org/

11.

Нет в мире краше Родины
нашей (проектная работа).

1

0

1

https://joyteka.com/

12.

Прошлое и настоящее.
«Лента времени».

1

0

0

https://musemsosh5.wixsite.com/my-site

1

0

0

https://learningapps.org/

13.

Древние города.

14.

История на карте. Переселение казаков на Кубань

1

0

0

https://joyteka.com/

15.

История на карте. Переселение казаков на Кубань.

1

0

1

https://musemsosh5.wixsite.com/my-site

16.

С верою в сердце.

1

0

0

https://learningapps.org/

17.

Символика Краснодарского
края. История и
современность.

1

0

0

https://joyteka.com/

1

0

0

https://musemsosh5.wixsite.com/my-site

1

0

0

https://learningapps.org/

1

0

1

https://joyteka.com/

1

0

0

https://musemsosh5.wixsite.com/my-site

18.
19.

20.
21.

Добрые соседи. Майкоп столица Республики Адыгея.
Без прошлого нет
настоящего
(исследовательская работа).
Без прошлого нет
настоящего
(исследовательская работа).
Твоя родословная. История
твоей семьи.

22.

Ты и твоѐ имя, имена в моей
семье.

1

0

0

https://learningapps.org/

23.

Из истории кубанских
фамилий.

1

0

0

https://joyteka.com/

24.

Семейные ценности. Мама.

1

0

0

https://musemsosh5.wixsite.com/my-site

25.

Твои земляки - труженики.

1

0

0

https://learningapps.org/

26.

Кубанские умельцы

1

0

0

https://joyteka.com/

27.

Народные обычаи и
традиции.

1

0

0

https://musemsosh5.wixsite.com/my-site

28.

Казачий фольклор.

1

0

0

https://learningapps.org/

29.

Казачьему роду нет
переводу (проектная
работа).

1

0

0

https://joyteka.com/

30.

Казачьему роду нет
переводу (проектная
работа).

1

0

1

https://musemsosh5.wixsite.com/my-site

31.

Святые источники Кубани

1

0

0

https://learningapps.org/

32.

Храмы. Внутреннее и
внешнее устройство.

1

0

0

https://joyteka.com/

33.

Именины

1

0

0

https://musemsosh5.wixsite.com/my-site

1

0

0

https://learningapps.org/

34

0

5

Подвиг материнства
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Мирук Т.А., Ерѐменко Е.Н., Науменко Т.А. Кубановедение. 3 класс. Учебное пособие для
общеобразоват. учреждений. Краснодар: Перспективы образования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Ерѐменко Е.Н., Матвеева Ю. А. Кубановедение. 3 класс: электронное приложение к
учебному пособию. ОИПЦ «Перспективы образования», 2021.
Еременко Е. Н., Матвеева Ю. А. Кубановедение. 3 класс: методическое пособие для
учителя. Краснодар, 2022.
Возвращенные сокровища Кубани / А.В. Пьянков, Е.А. Хачатурова, Т.В. Юрченко.
Краснодар. 2014.
Гангур Н.А. Материальная культура кубанского казачества / Н.А. Гангур; Ред. Б.А.
Трехбратов. В 2 т. Краснодар, 2009. Т. 1-2.
Дело Мира: Очерки истории культуры и православия на Кубани / науч. ред. Матвеев О. В.
Краснодар, 2009.
Книга о Кубани / сост. О.О. Карслидис. Краснодар, 2014.
Корсакова Н.И. Фролов Б.Е. Регалии и реликвии Кубанского Казачьего войска.
Краснодар, 2012.
Монастыри Кубани: путеводитель // составители А. Сметанюк, М. Петрыкина, М.
Кибальник под общей редакцией протоиерея А. Касатикова. Краснодар, 2008.
Православная Азбука Кубани / сост. Е.Н. Ерѐменко. Краснодар, 2015.
Селиверстов А.В. Все храмы города Екатеринодара - Краснодара. Краснодар, 2014. Т. 1-2.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Животный мир Кубани: интерактивное учебное пособие. Краснодар: Перспективы
образования, 2021.
Кубановедение:

интерактивное

учебное

пособие

для

школьников.

Краснодар:

Перспективы образования, 2021.
https://musemsosh5.wixsite.com/my-site

-

сайт

виртуального

музея

муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №
5 имени Героя Советского Союза С.С. Азарова муниципального образования Абинский
район.
https://felicina.ru/excursions/virtualnye-ekskursii/ - сайт Государственного бюджетного
учреждения культуры Краснодарского края «Краснодарский государственный историкоархеологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына».

https://learningapps.org/

-

платформа

для

создания

интерактивных

дидактических

материалов к урокам.
https://joyteka.com/ - платформа для создания интерактивных дидактических материалов к
урокам.
https://krasnodar.navse360.ru/kultura - Достопримечательности, объекты культуры и
искусства Краснодарского края в формате виртуальных 3D-туров.
https://www.canva.com/ - платформа для создания чек-листов, инфографики.
https://famiry.ru/l/tree/tree1

- платформа для создания интерактивного генеологического

древа.
https://www.youtube.com/playlist?list=PLhZLpZ_9lK4wXOC068S1RODCZkEr3BZSq

-

YouTube – канал Природа Краснодарского края.
http://www.ska3.ru/internet_projects.php?id=6 – анимационный фильм «Безопасность на
дороге». Омск: студия СКАЗ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».