МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АБИНСКИЙ РАЙОН СОШ № 5 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Кубановедение» для обучающихся 3 класса пгт. Ахтырский 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Кубановедение» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 г. № 712 (далее — ФГОС НОО), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (далее – ФГОС НОО – 2021), Концепции преподавания учебного курса «История России», а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания. В соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 07.03.2017 № 47-3870/17-11 «О преподавании раздела «Духовные истоки Кубани», в 2022-2023 учебном году продолжается изучение данного раздела, состоящего из четырех тем (4 учебных часа), которые вводятся с 1 по 11 класс. Обязательным условием изучения данного раздела является его безотметочное изучение. Выставление оценок за четвертую четверть осуществляется на основании текущих оценок по другим темам, исключая темы раздела «Духовные истоки Кубани». В соответствии с учебным планом на 2023-2024 учебный год курс кубановедения является учебным предметом в 3 классе. Сохраняется и продолжается работа в рамках тем «Кубань – многонациональный край». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» Специфика курса «Кубановедение» как учебной дисциплины состоит в том, что курс является интегративным, и через исследовательскую деятельность даѐт учащимся возможность получить целостное и системное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Краснодарского края. При изучении предмета в начальной школе у младшего школьника формируется представление об особенностях природы, исторического развития Кубани, о культуре и науке, о хозяйственной деятельности жителей Краснодарского края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, у младшего школьника формируется представление о себе и своей семье, о малой родине (городе, станице, поселке, ауле, хуторе, в котором проживает), о многонациональном населении, о быте и народном творчестве Кубани. Общее количество часов, отведѐнных на изучение предмета «Кубановедение», в 1 классе составляет 33 часа. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "КУБАНОВЕДЕНИЕ" Изучение кубановедения в начальной школе направлено на достижение следующих целей: развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, еѐ истории, культуре, уважительно – к жителям края; развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение кубановедения в 3 класс выделено 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Введение. Изучаем родной край. Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей. Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. Водоѐмы Краснодарского края. Раститель-ный и животныймир Кубани. Кубань — территория здоровья. Курорты Крас-нодарского края. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Нет в мире краше Родины нашей (творческий проект). Раздел 2. Без прошлого нет настоящего. Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. История на карте . Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарско-го края: история и современность. Добрые соседи. Майкоп - столица Респуб-лики Адыгея. Без прошлого нет настоящего (исследовательский проект) Раздел 3. Казачьему роду нет переводу. Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоѐ имя ,имена в твоей семье. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки - труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная работа). Раздел 4. Духовные истоки Кубани. Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг материнства. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение кубановедения в классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате освоения учебной дисциплины «Кубановедение» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования гражданско-патриотического воспитания: — формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью; — осознание своей этической и национальной принадлежности; — формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край; — принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе; — развитие этических чувств, уважения и доброжелательности, эмоионально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; эстетического воспитания: — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности; — наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) и; — бережное отношение к физическому и психическому здоровью своего и других людей; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; экологического воспитания: — бережное отношение к природе; — неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Кубановедение» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: — использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населенного пункта (улицы, района); — овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям; — основе выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; — осваивать доступные способы изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). Базовые исследовательские действия: — с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: — выбирать источник получения информации; — согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к дополнительным источникам, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми- руются коммуникативные универсальные учебные действия Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументировано высказывать своѐ мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми- руются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: — Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: • определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани • различать природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры а Краснодарском крае • различать формы земной поверхности Краснодарского края • приводить примеры названий и отличительных признаков наиболее распространѐнных в Краснодарском крае растений и животных • называть основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической) • различать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района • называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д. • узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека • различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края • ориентироваться по карте Краснодарского края • давать описание истории возникновения своего населѐнного пункта, его достопримечательностей • использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности • выполнять правила сбора грибов в своей местности • выполнять правила поведения у водоѐма в разное время года • бережно относиться к растениям и животным ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Введение. Изучаем родной край 1 0 0 https://learningapps.org/ Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей 10 0 1 https://joyteka.com/ Раздел 2. Без прошлого нет настоящего 9 0 2 https://musemsosh5.wixsite.com/mysite Раздел 3. Казачьему роду нет переводу 10 0 2 https://joyteka.com/ Раздел 4. Духовные истоки Кубани 4 0 0 https://joyteka.com/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 5 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1. Изучаем родной край 1 0 0 https://learningapps.org/ 2. Рельеф Краснодарского края. 1 0 0 https://joyteka.com/ 3. Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. 1 0 0 https://musemsosh5.wixsite.com/my-site 4. Водоѐмы Краснодарского края. 1 0 0 https://learningapps.org/ 1 0 0 https://joyteka.com/ 1 0 0 https://musemsosh5.wixsite.com/my-site 5. 6. Водоѐмы Краснодарского края. Растительность и животный мир Кубани. 7. Растительность и животный мир Кубани. 1 0 1 https://learningapps.org/ 8. Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. 1 0 0 https://joyteka.com/ 9. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. 1 0 0 https://musemsosh5.wixsite.com/my-site 10. Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа). 1 0 0 https://learningapps.org/ 11. Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа). 1 0 1 https://joyteka.com/ 12. Прошлое и настоящее. «Лента времени». 1 0 0 https://musemsosh5.wixsite.com/my-site 1 0 0 https://learningapps.org/ 13. Древние города. 14. История на карте. Переселение казаков на Кубань 1 0 0 https://joyteka.com/ 15. История на карте. Переселение казаков на Кубань. 1 0 1 https://musemsosh5.wixsite.com/my-site 16. С верою в сердце. 1 0 0 https://learningapps.org/ 17. Символика Краснодарского края. История и современность. 1 0 0 https://joyteka.com/ 1 0 0 https://musemsosh5.wixsite.com/my-site 1 0 0 https://learningapps.org/ 1 0 1 https://joyteka.com/ 1 0 0 https://musemsosh5.wixsite.com/my-site 18. 19. 20. 21. Добрые соседи. Майкоп столица Республики Адыгея. Без прошлого нет настоящего (исследовательская работа). Без прошлого нет настоящего (исследовательская работа). Твоя родословная. История твоей семьи. 22. Ты и твоѐ имя, имена в моей семье. 1 0 0 https://learningapps.org/ 23. Из истории кубанских фамилий. 1 0 0 https://joyteka.com/ 24. Семейные ценности. Мама. 1 0 0 https://musemsosh5.wixsite.com/my-site 25. Твои земляки - труженики. 1 0 0 https://learningapps.org/ 26. Кубанские умельцы 1 0 0 https://joyteka.com/ 27. Народные обычаи и традиции. 1 0 0 https://musemsosh5.wixsite.com/my-site 28. Казачий фольклор. 1 0 0 https://learningapps.org/ 29. Казачьему роду нет переводу (проектная работа). 1 0 0 https://joyteka.com/ 30. Казачьему роду нет переводу (проектная работа). 1 0 1 https://musemsosh5.wixsite.com/my-site 31. Святые источники Кубани 1 0 0 https://learningapps.org/ 32. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. 1 0 0 https://joyteka.com/ 33. Именины 1 0 0 https://musemsosh5.wixsite.com/my-site 1 0 0 https://learningapps.org/ 34 0 5 Подвиг материнства ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Мирук Т.А., Ерѐменко Е.Н., Науменко Т.А. Кубановедение. 3 класс. Учебное пособие для общеобразоват. учреждений. Краснодар: Перспективы образования. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Ерѐменко Е.Н., Матвеева Ю. А. Кубановедение. 3 класс: электронное приложение к учебному пособию. ОИПЦ «Перспективы образования», 2021. Еременко Е. Н., Матвеева Ю. А. Кубановедение. 3 класс: методическое пособие для учителя. Краснодар, 2022. Возвращенные сокровища Кубани / А.В. Пьянков, Е.А. Хачатурова, Т.В. Юрченко. Краснодар. 2014. Гангур Н.А. Материальная культура кубанского казачества / Н.А. Гангур; Ред. Б.А. Трехбратов. В 2 т. Краснодар, 2009. Т. 1-2. Дело Мира: Очерки истории культуры и православия на Кубани / науч. ред. Матвеев О. В. Краснодар, 2009. Книга о Кубани / сост. О.О. Карслидис. Краснодар, 2014. Корсакова Н.И. Фролов Б.Е. Регалии и реликвии Кубанского Казачьего войска. Краснодар, 2012. Монастыри Кубани: путеводитель // составители А. Сметанюк, М. Петрыкина, М. Кибальник под общей редакцией протоиерея А. Касатикова. Краснодар, 2008. Православная Азбука Кубани / сост. Е.Н. Ерѐменко. Краснодар, 2015. Селиверстов А.В. Все храмы города Екатеринодара - Краснодара. Краснодар, 2014. Т. 1-2. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Животный мир Кубани: интерактивное учебное пособие. Краснодар: Перспективы образования, 2021. Кубановедение: интерактивное учебное пособие для школьников. Краснодар: Перспективы образования, 2021. https://musemsosh5.wixsite.com/my-site - сайт виртуального музея муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 имени Героя Советского Союза С.С. Азарова муниципального образования Абинский район. https://felicina.ru/excursions/virtualnye-ekskursii/ - сайт Государственного бюджетного учреждения культуры Краснодарского края «Краснодарский государственный историкоархеологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына». https://learningapps.org/ - платформа для создания интерактивных дидактических материалов к урокам. https://joyteka.com/ - платформа для создания интерактивных дидактических материалов к урокам. https://krasnodar.navse360.ru/kultura - Достопримечательности, объекты культуры и искусства Краснодарского края в формате виртуальных 3D-туров. https://www.canva.com/ - платформа для создания чек-листов, инфографики. https://famiry.ru/l/tree/tree1 - платформа для создания интерактивного генеологического древа. https://www.youtube.com/playlist?list=PLhZLpZ_9lK4wXOC068S1RODCZkEr3BZSq - YouTube – канал Природа Краснодарского края. http://www.ska3.ru/internet_projects.php?id=6 – анимационный фильм «Безопасность на дороге». Омск: студия СКАЗ.