Основы безопасности жизнедеятельности 8-9 классы

Краснодарский край, Абинский раойн, п. Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза С.С.Азарова
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _основам безопасности жизнедеятельности_________________________
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) _основное общее образование, 8 – 9 классы ___
(начальное общее,

основное общее образование

с указанием классов)

Количество часов _68________
Учитель _Ткачев Вячеслав Евгеньевич________________________
Программа разработана в соответствии и на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ МОН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), основной образовательной
программы основного общего образования МБОУ СОШ № 5, с учетом
авторской программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников для общеобразовательных учреждений, Москва
«Просвещение», 2014 г.
(указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 – 9
классов основного общего образования составлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта
общего
образования (Приказ №373 министерства образования и науки Российской
федерации от 6 октября 2009 года);
2.Авторская программа А.Т.Смирнова, Б.О Хренникова «Основы безопасности
жизнедеятельности» для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений,
Москва, «Просвещение», 2014., утвержденной в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования. Согласно годовому календарному графику в 8 и 9 классе
– 34 учебных недель. Уплотнение материала в теме «Основы здорового образа
жизни».
На основании приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 октября 2009 года № 427 о внесении изменений в
федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской
Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего(полного) общего образования" в подразделе
«Требования к уровню подготовки выпускников» раздела «Стандарт основного
общего образования по основам безопасности жизнедеятельности» дополнить
позицию следующего содержания: « - Правила безопасности дорожного
движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств
и велосипедистов)»
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе
направлен на достижение следующих целей:
• безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
• понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты
личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
• принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав
человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости
судов и ответственности власти;
• антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение
учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям,
представляющим угрозу для жизни человека;
• отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных
веществ, в том числе наркотиков;
• готовность
и
способность
учащихся
к
нравственному
самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных
задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в
повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической
личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным
веществам и асоциальному поведению.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Курс предназначен для:
• формирования у учащихся основных понятий об опасных и
чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для
здоровья и жизни человека;
• выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности, безопасности окружающих;
• приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в
неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно
реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
• формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического
поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в
том числе наркотиков.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 17 на изучение ОБЖ в 8 9 классах отводится по 34 часа из расчета 1 час в неделю в каждом классе.
Таблица тематического распределения количества часов
№
раздела
и темы
Модуль
1.
Раздел
1
1
2
3
4
5

Разделы, темы

Основы безопасности личности, общества
и государства
Основы комплексной безопасности
Общие понятия об опасных и чрезвычайных
ситуациях природного характера
Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения
Чрезвычайные ситуации метеорологического
происхождения
Чрезвычайные ситуации гидрологического
происхождения
Природные пожары и чрезвычайные
ситуации биологосоциального
происхождения

Количество часов
Авторская Рабочая
программа программа
8
9
8
9
кл
кл
кл
кл
23
24
23
24
16

8

16

8

Пожарная безопасность
Безопасность на дорогах
Безопасность на водоемах
Экология и безопасность
Чрезвычайные ситуации техногенного
характера и их возможные последствия
11
Национальная безопасность в России в
современном мире
12
Чрезвычайные ситуации мирного и военного
времени и национальная безопасность в
России
Раздел Защита населения РФ от чрезвычайных
2
ситуаций
1
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
геологического происхождения
2
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
метеорологического происхождения
3
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
гидрологического происхождения
4
Защита населения от природных пожаров
5
Обеспечение защиты населения от
чрезвычайных ситуаций
6
Организация защиты населения от
чрезвычайных ситуаций техногенного
характера
7
Организационные основы по защите
населения страны от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени
8
Основные мероприятия, проводимые в
Российской Федерации, по защите населения
от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени
Раздел Основы противодействия терроризму и
3
экстремизму в Российской Федерации
1
Духовно-нравственные основы
противодействия терроризму и экстремизму
2
Терроризм и экстремизм: их причины и
последствия
3
Нормативно-правовая база противодействия
терроризму и экстремизму в Российской
Федерации
4
Организационные основы системы
противодействия терроризму и наркотизму в
Российской Федерации
5
Обеспечение личной безопасности при угрозе
теракта и профилактика наркозависимости
Модуль Основы медицинских знаний и здорового
2.
образа жизни
6
7
8
9
10

3
3
3
2
5

7

3
3
3
2
5
4

4

4

4

7

7

4

4

3

3

12

7

3

3

4

4

9

9

2

2

3

3

2

2

2

2

11

11

10

Раздел
4
1
2
3
4
5
Раздел
5
1
2

Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его значение для
гармоничного развития человека
Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровье – условие благополучия человека
Факторы, разрушающие репродуктивное
здоровье
Правовые основы сохранения и укрепления
репродуктивного здоровья
Основы медицинских знаний и оказания
первой помощи
Первая помощь при неотложных состояниях
Оказание первой помощи
Всего часов

8

9

8

7

8

7

4

3
3

2
3

3

3

2

4

4

2

4
2
35

2
34

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Освоение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» вносит
существенный вклад в достижение личностных результатов образования, а
именно:
• Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде;
• Ответственное отношение к личному здоровью, как индивидуальной и
общественной ценности, к безопасности личности, общества и
государства;
• Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих
адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
• Развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни;
• Подготовка к выполнению требований, предъявляемых к гражданину
Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
• Освоение знаний: об опасных и ЧС, о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о государственной
системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации к
подготовке населения к действиям в условиях опасных и ЧС; о здоровом
образе жизни; об оказании ПМП при неотложных состояниях; о правах и
обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
• Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и ЧС по
характерным признакам их появления, а так же из анализа специальной
информации, получаемой из различных источников;
• Умение принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих
действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и
своих возможностей.
•

Изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» играет
значительную роль в достижении метапредметных результатов образования,
таких как:
• Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
• Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
• Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
• Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
• Использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач;
• Активное использование речевых средств и средств
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
• Использование различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве
сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»;
• Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
• Определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
• Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»;
• Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами
и процессами;
Метапредметными результатами изучения курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):

• -освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа,
семья, учреждения культуры)
• -способность регулировать свою учебную деятельность;
• - умение осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных задач.
Регулятивные УУД:
• Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и
самостоятельно.
• Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать
учебную проблему совместно с учителем
• Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
• Высказывать свою версию.
• Работая по предложенному плану, использовать необходимые
средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
• Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна
дополнительная информация (знания).
• Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в
учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
• Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания
учебника.
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного
чтения.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в
методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

При изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
достигаются следующие предметные результаты:
•

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, норм здоровьесберегающего поведения
в природной и социальной среде;
• Освоение доступных способов изучения природы и общества
(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и
др. с получением информации от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
• Понимание значения природного окружения для здоровья человека.
Предметными результатами изучения курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» является использование полученных знаний в
практической деятельности и повседневной жизни для:
• Выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни,
невосприимчивости к вредным привычкам;
• Обеспечение личной безопасности в различных опасных и ЧС;
• Безопасного пользования различными бытовыми приборами,
инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
• Подготовки и участия в различных видах активного отдыха в
природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной
туризм);
• Проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе
террористического акта или при захвате в качестве заложника;
• Оказания первой медицинской помощи пострадавшим в результате
опасных или бытовых ситуациях.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
8 класс (34 часа)
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23
часа)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 часов)
Пожарная безопасность(3 часа).
 Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
 Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты
населения

 Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.
Безопасность на дорогах (3 часа)
 Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей
 Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров
 Велосипедист – водитель транспортного средства. Правила безопасности
на железнодорожном транспорте и переездах.
Безопасность на водоемах (3 часа)
 Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
 Безопасный отдых на водоемах
 Оказание помощи терпящим бедствие на воде
Экология и безопасность (2 часа)
 Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
 Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической
обстановки
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные
последствия (5 часов)
 Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
 Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
 Аварии на химически-опасных объектах и их возможные последствия
 Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их
возможные последствия
 Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
Раздел 2.Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций (7 часов)
Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 часа)
 Обеспечение радиационной безопасности населения
 Обеспечение химической защиты населения
 Обеспечение защиты населения от последствий аварий на
взрывопожароопасных объектах
 Обеспечение защиты населения от последствий аварий на
гидротехнических сооружениях
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного
характера
(3 часа)
 Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях
техногенного характера
 Эвакуация населения
 Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12
часов)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (7 часа)

Здоровый образ жизни и его составляющие (7 часов)
 Здоровье как основная ценность человека
 Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и
социальная сущность
 Репродуктивное здоровье – составляющая здоровье человека и общества
 Здоровый образ жизни как необходимые условия сохранения и
укрепления здоровья человека и общества
 Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных
заболеваний
 Вредные привычки и их влияние на здоровье
 Профилактика вредных привычек
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4
часа)
Первая помощь при неотложных состояниях (4 часа)
 Первая помощь пострадавшим и ее значение
 Первая помощь при отравлениях аварийно-химическими опасными
веществами (АХОВ)
 Первая помощь при травмах
 Первая помощь при утоплении

9 класс (34 часа)
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24
часа)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 часов)
Национальная безопасность в России в современном мире(4 часа).





Современный мир и Россия
Национальные интересы России в современном мире
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на
национальную безопасность России
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная
безопасность России (4 часа)

 Чрезвычайные ситуации и их классификация. Правила безопасности на
железнодорожном транспорте и переездах.
 Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия
 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины
 Угроза военной безопасности России
Раздел 2.Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций (7 часов)

Организационные основы по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 часа)
 Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
 Гражданская оборона как основная часть национальной безопасности и
обороноспособности страны
 МЧС России – Федеральный орган управления в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 часа)





Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Инженерная защита населения от ЧС
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Раздел 3.Основы противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации (9 часов)
Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 часа)

 Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
 Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели,
и способы осуществления
Нормативно- правовая база противодействию терроризму и
экстремизму в Российской Федерации (3 часа)
 Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и
экстремизму
 Общегосударственное противодействие терроризму
 Нормативно-правовая база противодействия наркотизму
Организационные основы системы противодействия терроризму и
наркотизму в Российской Федерации (2 часа)
 Организационные основы системы противодействия терроризму в РФ
 Организационные основы системы противодействия наркотизму в РФ
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика
наркозависимости (2 часа)
 Правила поведения при угрозе террористического акта
 Профилактика наркозависимости
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10
часов)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8 часов)
Здоровье – условие благополучия человека (2 часа)
 Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность

 Здоровый образ жизни и его составляющие
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 часа)
 Ранние половые связи и их последствия
 Инфекции, передаваемые половым путем
 Понятие о ВИЧ инфекции и СПИДе
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 часа)
 Брак и семья
 Семья и здоровый образ жизни человека
 Основы семейного права в Российской Федерации
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 часа)
Оказание первой помощи (2 часа)
 Первая помощь при массовых поражениях
 Первая помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование 8 класс (34 часа)
Разделы

Темы
Основное
Характеристика основных видов деятельности
входящие содержание по учащихся УДД, освоение в рамках изучения
в разделы темам
темы
Личностные: развить интерес к способам
Основы Пожарна Пожары в
получения знаний, которые выходят за
комплек я
жилых и
пределы школьных, к самостоятельным
сной
безопасн общественных формам образовательной деятельности,
безопасн ость
зданиях, их
использованию результатов учебной работы в
ости
причины и
социально-значимых формах деятельности;
последствия
способность к постановке гибких и
Профилактика перспективных целей образования и
пожаров в
самообразования; проектировать план по
повседневной повышению индивидуального уровня культуры
жизни и
безопасности жизнедеятельности для
организация
защищённости личных жизненно важных
защиты
интересов от внешних и внутренних угроз.
населения
Регулятивные: сформировать модель личного
Права,
безопасного поведения по соблюдению правил
обязанности и пожарной безопасности в повседневной жизни;
ответственнос по поведению на дорогах в качестве пешехода;
ть граждан в
разработать личный план по охране
области
окружающей природной среды в местах
пожарной
проживания; план самостоятельной подготовки
безопасности. к активному отдыху на природе и обеспечению
Обеспечение
безопасности отдыха; план безопасного
личной
поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
безопасности
с учётом особенностей обстановки в регионе;

при пожарах.

прогнозировать возможность возникновения
опасных и чрезвычайных ситуаций по их
характерным признакам; уметь анализировать
Причины
последствия опасных ситуаций в повседневной
Безопасн дорожножизни и причины их возникновения;
ость на
транспортных сформировать навыки ориентирования на
дорогах
происшествий местности; установить причинно-следственные
и травматизма связи между соблюдением общих мер
людей
безопасности при автономном существовании
Организация
человека в природной среде и возникновением
дорожного
различных опасных ситуаций; анализировать
движения,
влияние человеческого фактора на последствия
обязанности
чрезвычайных ситуаций природного,
пешеходов и
техногенного и социального характера
пассажиров
Познавательные:
Велосипедист -познакомиться с причинами возникновения
– водитель
пожаров в жилых и общественных зданиях,
транспортного изучить права и обязанности граждан в области
средства
пожарной безопасности в быту .Выучить
Правила
правила безопасного поведения при пожаре,
безопасности
правила эвакуации, оказания помощи
на
младшим, престарелым и т.д., выбирать
железнодорож наиболее эффектный способ предотвращения
Безопасн ном
возгорания;
ость на
транспорте и
-изучить причины дорожно-транспортных
водоемах переездах.
происшествий, организацию дорожного
движения и правил дорожного движения.
Освоить правила безопасного поведения на
дорогах;
Безопасное
-знать особенности жизнеобеспечения
поведение на
городского и сельского жилища и возможные
водоемах в
опасные и аварийные ситуации в жилище;
различных
-знакомиться с мерами безопасности в быту,
условиях
учиться понимать инструкции электрических и
Безопасный
электронных приборов, различать предметы
отдых на
бытовой химии, выбирать наиболее
водоемах
эффективный способ предотвращения опасной
Экология Оказание
ситуации в быту;
и
помощи
-изучать состояние водоемов в различное
безопасн терпящим
время года,
ость
бедствие на
знать правила поведения на водоемах,
воде
осваивать способы обеззараживания воды для
питья и приготовления пищи, учиться
Загрязнение
определять места водозабора, усваивать
окружающей
правила само- и взаимопомощи терпящих
среды и
бедствие на воде;
здоровье
-находить информацию об экологической
человека
обстановке в местах проживания и возможных
Правила
опасных ситуациях в области экологии,

безопасного
поведения при
Чрезвыча неблагоприятн
йные
ой
ситуации экологической
техноген обстановки
ного
характера Классификаци
и их
я
возможн чрезвычайных
ые
ситуаций
последств техногенного
ия
характера
Аварии на
радиационноопасных
объектах и их
возможные
последствия
Аварии на
химическиопасных
объектах и их
возможные
последствия
Пожары и
взрывы на
взрывопожаро
опасных
объектах
экономики и
их возможные
последствия
Аварии на
гидротехничес
ких
сооружениях и
их
последствия
Защита
населени
я
Российс
кой
Федерац
ии от
чрезвыч

Обеспече
ние
защиты
населени
я от
чрезвыча
йных
ситуаций

Обеспечение
радиационной
безопасности
населения
Обеспечение
химической
защиты
населения

оценивать состояние окружающей среды, знать
перечень мероприятий, проводимых по защите
здоровья населения в местах с
неблагоприятной экологической обстановкой;
-знать правила безопасного поведения на
улице, дома, в общественном месте, знать
духовно-нравственные основы
антитеррористического поведения в
повседневной жизни;
-знакомится с видами активного отдыха в
природных условиях, с возможными опасными
ситуациями, возникающими в природных
условиях; осваивать правила подготовки и
обеспечения безопасности на природе, в
походах, при автономном существовании в
природной среде, определять возможные
последствия;
-различать чрезвычайные ситуации
геологического, метеорологического,
гидрологического, биологического
происхождения;
-объяснять причины возникновения различных
чрезвычайных ситуаций природного характера;
-изучать причины возникновения
чрезвычайных ситуаций техногенного
характера и их возможные последствия;
-знать потенциально опасные объекты в районе
проживания;
-научиться действовать безопасно в
чрезвычайных ситуаций социального
характера.
Коммуникативные: включенность во
внутригрупповое общение со сверстниками;
умение слушать и вступать в диалог;
способность к сотрудничеству со сверстниками
в учебной и внеучебной деятельности; умение
сдерживать эмоции, придавать их выражению
адекватный характер; сформированность
позитивной «Я-концепция», устойчивой
самооценки. Ориентация на перспективное,
безопасное будущее.
Личностные: обеспечить развитие социальной
компетентности и учету позиции других
людей, партнеров по общению или
деятельности; активность и самостоятельность
в познавательной и социальной сфере;
сформировать устойчивую положительную
учебную мотивацию; сформировать
способность к ответственному, безопасному

айных
ситуаци
й

Обеспечение
защиты
населения от
последствий
аварий на
взрывопожаро
опасных
объектах
Обеспечение
защиты
населения от
последствий
аварий на
гидротехничес
ких
сооружениях
Организация
Организа оповещения
ция
населения о
защиты
чрезвычайных
населени ситуациях
я от
техногенного
чрезвыча характера
йных
Эвакуация
ситуаций населения
техноген Мероприятия
ного
по
характера инженерной
защите
населения от
чрезвычайных
ситуаций
техногенного
характера

Основы
здоровог
о образа
жизни

Здоровый
образ
жизни и
его

Здоровый
образ жизни и
его
составляющие

поведению, ценностному отношению к жизни
и здоровью
Регулятивные: анализировать систему
мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций и основные мероприятия, которые
она в себя включает; анализировать
мероприятия, принимаемые МЧС России, по
использованию современных технических
средств для информации населения о
чрезвычайных ситуациях; анализировать
основные мероприятия, которые проводятся
при аварийно-спасательных работах в очагах
поражения; моделировать свои действия по
сигналам оповещения о чрезвычайных
ситуациях в районе проживания при
нахождении в школе, на улице, в
общественном месте (в театре, библиотеке и
др.), дома; решать ситуационные задачи по
правилам безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях.
Познавательные:
-знакомиться с правовыми основами
обеспечения защиты населения от
чрезвычайных ситуаций;
-изучить организационные основы по защите
населения страны от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени;
-ознакомиться с основными мероприятиями,
проводимые в Российской Федерации, по
защите населения от чрезвычайных ситуаций;
-изучить правила оповещения и эвакуации
населения, правила пользования средствами
защиты.
Коммуникативные: сформировать знание
моральных норм, умение соотносить поступки
и события с принятыми этическими
принципами; установить взаимосвязь между
нравственной и патриотической проекцией
личности; обеспечить произвольную
регуляцию поведения и естественную
двигательную активность обучающихся в
учебных ситуациях и во внеурочном
взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
сдерживание непроизвольных эмоций и
желаний.
Личностные: укрепление у подростка
позитивной нравственной самооценки,
самоуважения и жизненного оптимизма;
формирование умения противостоять в

составля
ющие

(7 часов)
Здоровье как
основная
ценность
человека
Индивидуальн
ое здоровье
человека, его
физическая,
духовная и
социальная
сущность
Репродуктивн
ое здоровье –
составляющая
здоровье
человека и
общества
Здоровый
образ жизни
как
необходимые
условия
сохранения и
укрепления
здоровья
человека и
общества
Здоровый
образ жизни и
профилактика
основных
неинфекционн
ых
заболеваний
Вредные
привычки и их
влияние на
здоровье
Профилактика
вредных
привычек

пределах своих возможностей действиям и
влияниям, представляющим угрозу для жизни;
присвоение ценностей здоровья своего народа,
народов России как одно из направлений
общероссийской гражданской идентичности;
осознание единства и взаимовлияния
различных видов здоровья человека:
физического (сила, ловкость, выносливость),
физиологического (работоспособность,
устойчивость к заболеваниям), психического
(умственная работоспособность,
эмоциональное благополучие), социальнопсихологического (способность справиться со
стрессом, качество отношений с окружающими
людьми); репродуктивное (забота о своём
здоровье как будущего родителя); духовного
(иерархия ценностей); культуры здорового и
безопасного образа жизни человека.
Регулятивные: анализировать состояние
личного здоровья и принимать меры по его
сохранению, соблюдать нормы и правила
здорового образа жизни для сохранения и
укрепления личного здоровья; использовать
здоровьесберегающие технологии
(совокупность методов и процессов) для
сохранения и укрепления индивидуального
здоровья, в том числе его духовной,
физической и социальной составляющих;
анализировать влияние внешних факторов и
вредных привычек на состояние собственного
здоровья; развить навыки профилактики
вредных привычек; моделировать ситуации,
требующие знания образцов культуры общения
и взаимной ответственности в семье;
анализировать собственные поступки,
негативно влияющие на здоровье;
сформировать индивидуальную систему
здорового образа жизни (режим дня,
программу закаливания, питания,
взаимоотношений с окружающими);
моделировать ситуации
Познавательные:
-раскрыть особенности индивидуального
здоровья, репродуктивного здоровья;
-характеризовать социально-демографические
процессы и сопоставить их с безопасностью
государства;
-изучить особенности физического,
психического и социального развития

Основы
медицин
ских
знаний и
оказание
первой
помощи

Первая
помощь
при
неотложн
ых
состояни
ях

Первая
помощь
пострадавшим
и ее значение
Первая
помощь при
отравлениях
аварийнохимическими
опасными
веществами
(АХОВ)
Первая
помощь при
травмах
Первая
помощь при
утоплении

человека; составляющие здорового образа
жизни;
-знать права и обязанности
несовершеннолетних;
-формировать потребность в соблюдении норм
здорового образа жизни как способа
сохранения и укрепления личного здоровья;
-изучить вредные привычки и их влияние на
здоровье;
-рассмотреть отрицательные последствия от
ранних половых связей;
-знакомиться с основами семейного
законодательства; и о роль семьи в
современном обществе.
Коммуникативные: владение приемами и
навыками общения со сверстниками
(установление дружеских отношений), со
взрослыми с членами семьи, готовность к
коллективным формам деятельности, умение
самостоятельно разрешать конфликты мирным
путем, определить здоровый стиль жизни как
приоритетное направление в общении
сверстников.
Личностные: учащиеся получают
представления об основах медицинских знаний
и об оказании первой помощи, сформировать
готовность и способность к переходу к
самообразованию на основе учебнопознавательной мотивации, в том числе
готовность к выбору направления профильного
образования; обеспечить ценностносмысловую ориентацию учащихся;
проектировать свою деятельность в
направлении здоровьесбережения.
Регулятивные: анализировать возможные
последствия неотложных состояний в случаях,
если не будет своевременно оказана первая
помощь; соблюдать последовательность
действий при оказании первой помощи при
различных повреждениях, травмах, наиболее
часто случающихся в быту; анализировать
причины массовых поражений в условиях
чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера и
систему мер по защите населения в условиях
чрезвычайных ситуаций и минимизации
массовых поражений; выполнять в паре/втроём
приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне
массовых поражений; отработать основные

приемы оказания первой медицинской помощи
в различных условиях (при неотложных
состояниях, при массовых поражениях).
Познавательные:
-познакомиться с общей характеристикой
различных повреждений и травм;
-освоить правила оказания первой
медицинской помощи при различных видах
повреждений;
-знать неотложные состояния, требующие
оказания первой медицинской помощи;
-научиться накладывать повязки, оказывать
первую медицинскую помощь при
отравлениях, ссадинах, ушибах, порезах и т.д.
-овладевать способами остановки
кровотечения, оказания помощи утопающим
путем искусственного дыхания, непрямого
массажа сердца;
-познакомиться с причинами массовых
поражений в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального
характера, с системой мер по защите населения
в случае возникновения массовых поражений;
-изучить мероприятия по оказанию помощи
населения в местах массовых поражений.
Коммуникативные:
обеспечить
развитие
социальной компетентности и учет позиции
других людей, партнеров по общению или
деятельности;
умение
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем;
интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми
при достижении предметных и метапредмтных
результатов обучения.
Тематическое планирование 9 класс (34 часа)
Разделы

Темы
входящие
в разделы
Основы Национал
комплек ьная
сной
безопасн
безопасн ость в
ости
России в
современ
ном мире

Основное
содержание по
темам
Современный
мир и Россия
Национальные
интересы
России в
современном
мире
Основные

Характеристика основных видов деятельности
учащихся УДД, освоение в рамках изучения
темы
Личностные: развить интерес к способам
получения знаний, которые выходят за
пределы школьных, к самостоятельным
формам образовательной деятельности,
использованию результатов учебной работы в
социально-значимых формах деятельности;
способность к постановке гибких и
перспективных целей образования и

угрозы
национальным
интересам и
безопасности
России
Влияние
культуры
безопасности
жизнедеятельн
ости
населения на
национальную
безопасность
России
Чрезвыча
йные
ситуации
мирного
и
военного
времени
и
национал
ьная
безопасн
ость
России

Чрезвычайные
ситуации и их
классификаци
я Правила
безопасности
на
железнодорож
ном
транспорте и
переездах.
Чрезвычайные
ситуации
природного
характера и их
последствия
Чрезвычайные
ситуации
техногенного
характера и их
причины
Угроза
военной
безопасности
России

самообразования; проектировать план по
повышению индивидуального уровня культуры
безопасности жизнедеятельности для
защищённости личных жизненно важных
интересов от внешних и внутренних угроз.
Регулятивные: сформировать модель личного
безопасного поведения по соблюдению правил
пожарной безопасности в повседневной жизни;
по поведению на дорогах в качестве пешехода;
разработать личный план по охране
окружающей природной среды в местах
проживания; план самостоятельной подготовки
к активному отдыху на природе и обеспечению
безопасности отдыха; план безопасного
поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
с учётом особенностей обстановки в регионе;
прогнозировать возможность возникновения
опасных и чрезвычайных ситуаций по их
характерным признакам; уметь анализировать
последствия опасных ситуаций в повседневной
жизни и причины их возникновения;
сформировать навыки ориентирования на
местности; установить причинно-следственные
связи между соблюдением общих мер
безопасности при автономном существовании
человека в природной среде и возникновением
различных опасных ситуаций; анализировать
влияние человеческого фактора на последствия
чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера
Познавательные:
-познакомиться с причинами возникновения
пожаров в жилых и общественных зданиях,
изучить права и обязанности граждан в области
пожарной безопасности в быту .Выучить
правила безопасного поведения при пожаре,
правила эвакуации, оказания помощи
младшим, престарелым и т.д., выбирать
наиболее эффектный способ предотвращения
возгорания;
-изучить причины дорожно-транспортных
происшествий, организацию дорожного
движения и правил дорожного движения.
Освоить правила безопасного поведения на
дорогах;
-знать особенности жизнеобеспечения
городского и сельского жилища и возможные
опасные и аварийные ситуации в жилище;
-знакомиться с мерами безопасности в быту,

учиться понимать инструкции электрических и
электронных приборов, различать предметы
бытовой химии, выбирать наиболее
эффективный способ предотвращения опасной
ситуации в быту;
-изучать состояние водоемов в различное
время года,
знать правила поведения на водоемах,
осваивать способы обеззараживания воды для
питья и приготовления пищи, учиться
определять места водозабора, усваивать
правила само- и взаимопомощи терпящих
бедствие на воде;
-находить информацию об экологической
обстановке в местах проживания и возможных
опасных ситуациях в области экологии,
оценивать состояние окружающей среды, знать
перечень мероприятий, проводимых по защите
здоровья населения в местах с
неблагоприятной экологической обстановкой;
-знать правила безопасного поведения на
улице, дома, в общественном месте, знать
духовно-нравственные основы
антитеррористического поведения в
повседневной жизни;
-знакомится с видами активного отдыха в
природных условиях, с возможными опасными
ситуациями, возникающими в природных
условиях; осваивать правила подготовки и
обеспечения безопасности на природе, в
походах, при автономном существовании в
природной среде, определять возможные
последствия;
-различать чрезвычайные ситуации
геологического, метеорологического,
гидрологического, биологического
происхождения;
-объяснять причины возникновения различных
чрезвычайных ситуаций природного характера;
-изучать причины возникновения
чрезвычайных ситуаций техногенного
характера и их возможные последствия;
-знать потенциально опасные объекты в районе
проживания;
-научиться действовать безопасно в
чрезвычайных ситуаций социального
характера.
Коммуникативные: включенность во
внутригрупповое общение со сверстниками;

умение слушать и вступать в диалог;
способность к сотрудничеству со сверстниками
в учебной и внеучебной деятельности; умение
сдерживать эмоции, придавать их выражению
адекватный характер; сформированность
позитивной «Я-концепция», устойчивой
самооценки. Ориентация на перспективное,
безопасное будущее.
Защита
населени
я
Российс
кой
Федерац
ии от
чрезвыч
айных
ситуаци
й

Организа
ционные
основы
по
защите
населени
я страны
от
чрезвыча
йных
ситуаций
мирного
и
военного
времени

Единая
государственн
ая система
предупрежден
ия и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
(РСЧС)
Гражданская
оборона как
основная часть
национальной
безопасности
и
обороноспосо
бности страны
МЧС России –
Федеральный
орган
управления в
области
защиты
населения и
территорий от
чрезвычайных
ситуаций

Личностные: обеспечить развитие социальной
компетентности и учету позиции других
людей, партнеров по общению или
деятельности; активность и самостоятельность
в познавательной и социальной сфере;
сформировать устойчивую положительную
учебную мотивацию; сформировать
способность к ответственному, безопасному
поведению, ценностному отношению к жизни
и здоровью
Регулятивные: анализировать систему
мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций и основные мероприятия, которые
она в себя включает; анализировать
мероприятия, принимаемые МЧС России, по
использованию современных технических
средств для информации населения о
чрезвычайных ситуациях; анализировать
основные мероприятия, которые проводятся
при аварийно-спасательных работах в очагах
поражения; моделировать свои действия по
сигналам оповещения о чрезвычайных
ситуациях в районе проживания при
нахождении в школе, на улице, в
общественном месте (в театре, библиотеке и
др.), дома; решать ситуационные задачи по
правилам безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях.
Мониторинг и Познавательные:
Основны прогнозирован -знакомиться с правовыми основами
е
ие
обеспечения защиты населения от
мероприя чрезвычайных чрезвычайных ситуаций;
тия,
ситуаций
-изучить организационные основы по защите
проводим Инженерная
населения страны от чрезвычайных ситуаций
ые в РФ, защита
мирного и военного времени;
по
населения от
-ознакомиться с основными мероприятиями,
защите
ЧС
проводимые в Российской Федерации, по
населени Оповещение и защите населения от чрезвычайных ситуаций;
я от
эвакуация
-изучить правила оповещения и эвакуации
чрезвыча населения в
населения, правила пользования средствами

Основы
противо
действия
террориз
му и
экстрем
изму в
Российс
кой
Федерац
ии

йных
ситуаций
мирного
и
военного
времени

условиях
чрезвычайных
ситуаций
Аварийноспасательные
и другие
неотложные
работы в
очагах
поражения

Террориз
ми
экстреми
зм: их
причины
и
последств
ия

Международн
ый терроризм
– угроза
национальной
безопасности
России.
Виды
террористичес
кой
деятельности
и
террористичес
ких актов, их
цели, и
способы
осуществлени
я

Норматив
ноправовая
база
противод
ействию
террориз
му и
экстреми
зму в
Российск
ой
Федераци
и

Основные
нормативноправовые акты
по
противодейств
ию
терроризму и
экстремизму
Общегосударс
твенное
противодейств
ие терроризму
Нормативноправовая база
противодейств
ия наркотизму
Организацион

защиты.
Коммуникативные: сформировать знание
моральных норм, умение соотносить поступки
и события с принятыми этическими
принципами; установить взаимосвязь между
нравственной и патриотической проекцией
личности; обеспечить произвольную
регуляцию поведения и естественную
двигательную активность обучающихся в
учебных ситуациях и во внеурочном
взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
сдерживание непроизвольных эмоций и
желаний.
Личностные: сформировать духовнонравственную позицию и выработать личные
качества в обеспечении
антитеррористического поведения; умение
выделить нравственный аспект поведения и
ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях; основ
гражданской идентичности личности (включая
когнитивный, эмоционально-ценностный и
поведенческий компоненты); применять
мотивационный и компетентностный подходы
в процессе формирования ценностных
ориентаций, воспитывать у себя личные
убеждения и качества, которые способствуют
формированию антитеррористического
поведения и антиэкстремистского мышления;
использовать знания о здоровом образе жизни,
социальных нормах и законодательстве для
выработки осознанного негативного
отношения к любым видам нарушений
общественного порядка, употреблению
алкоголя и наркотиков, а также к любым видам
экстремистской и террористической
деятельности.
Регулятивные: уметь анализировать основные
положения нормативно-правовых актов РФ по
противодействию терроризму и экстремизму и
обосновывать необходимость комплекса мер,
принимаемых в РФ по противодействию
терроризму; моделировать последовательность
своих действий при угрозе террористического
акта; формировать индивидуальные качества,
способствующие противодействию
экстремизму и терроризму; формировать
индивидуальные основы правовой психологии
для противостояния идеологии насилия;

Организа
ционные
основы
системы
противод
ействия
террориз
му и
наркотиз
му в
Российск
ой
Федераци
и

ные основы
системы
противодейств
ия терроризму
в РФ
Организацион
ные основы
системы
противодейств
ия наркотизму
в РФ

моделировать собственное поведение с целью
противодействия вовлечению в
террористическую деятельность и
наркозависимость.
Познавательные:
-ознакомиться с основными причинами
возникновения терроризма и экстремизма:
противодействием терроризму в мировом
сообществе.
-изучить положения Конституции Российской
Федерации;
стратегию
национальной
безопасности Российской Федерации до 2020
Правила
года; концепцию противодействия терроризму
поведения при в Российской Федерации;
угрозе
-знакомиться
с
содержанием
законов
Обеспече террористичес Российской Федерации о противодействии
ние
кого акта
терроризму и экстремистской деятельности;
личной
Профилактика -изучить
деятельность
национального
безопасн наркозависимо антитеррористического
комитета
(НАК);
ости при сти
деятельность Федеральной службы Российской
угрозе
Федерации по контролю за оборотом по
теракта и
наркотикам (ФСКН России) по остановке
профилак
развития
наркосистемы,
изменению
тика
наркоситуации, ликвидации финансовой базы
наркозав
наркомафии. Профилактика наркозависимости;
исимости
-знакомиться с ролью правоохранительных
органов и силовых структур в борьбе с
терроризмом и проявлениями экстремизма;
-раскрыть понятие «контртеррористическая
операция»;
-приводить примеры участия Вооружённых сил
Российской
Федерации
в
борьбе
с
терроризмом;
-изучить влияние уровня культуры в области
безопасности
жизнедеятельности
на
формирование
антитеррористического
поведения;
-изучить уголовный кодекс Российской
Федерации
об
ответственности
за
антиобщественное поведение, участие в
террористической
и
экстремистской
деятельности.
-обеспечить личную безопасность при взрывах
в местах массового скопления людей, захвате
воздушных и морских судов, автомашин и
других транспортных средств и удерживание в
них заложников;
-изучить правила поведения при возможной
опасности взрыва; правила безопасного

Основы
здоровог
о образа
жизни

Здоровье
– условие
благопол
учия
человека

Факторы,
разруша
ющие
репродук
тивное
здоровье

Здоровье
человека как
индивидуальн
ая, так и
общественная
ценность
Здоровый
образ жизни и
его
составляющие

Ранние
половые связи
и их
последствия
Инфекции,
передаваемые
половым
путем
Понятие о
ВИЧ
инфекции и
Правовые СПИДе
основы
сохранен Брак и семья
ия и
Семья и
укреплен здоровый
ия
образ жизни
репродук человека
тивного
Основы
здоровья семейного
права в
Российской
Федерации

поведения, если взрыв произошёл, меры
безопасности в случае похищения или захвата
в заложники; при захвате самолёта; правила
поведения при перестрелке.
Коммуникативные: сформировать способность
к межличностному взаимодействию; развить
организаторские и исследовательские навыки;
умение слушать и слышать собеседника,
сопереживать другим людям и проявлять
солидарность, усилить работу над развитием
толерантности;
изучение
реальной
действительности и отработка готовности к
возможным
опасным
ситуациям
через
имитационные технологии и тренинги.
Личностные: укрепление у подростка
позитивной нравственной самооценки,
самоуважения и жизненного оптимизма;
формирование умения противостоять в
пределах своих возможностей действиям и
влияниям, представляющим угрозу для жизни;
присвоение ценностей здоровья своего народа,
народов России как одно из направлений
общероссийской гражданской идентичности;
осознание единства и взаимовлияния
различных видов здоровья человека:
физического (сила, ловкость, выносливость),
физиологического (работоспособность,
устойчивость к заболеваниям), психического
(умственная работоспособность,
эмоциональное благополучие), социальнопсихологического (способность справиться со
стрессом, качество отношений с окружающими
людьми); репродуктивное (забота о своём
здоровье как будущего родителя); духовного
(иерархия ценностей); культуры здорового и
безопасного образа жизни человека.
Регулятивные: анализировать состояние
личного здоровья и принимать меры по его
сохранению, соблюдать нормы и правила
здорового образа жизни для сохранения и
укрепления личного здоровья; использовать
здоровьесберегающие технологии
(совокупность методов и процессов) для
сохранения и укрепления индивидуального
здоровья, в том числе его духовной,
физической и социальной составляющих;
анализировать влияние внешних факторов и
вредных привычек на состояние собственного
здоровья; развить навыки профилактики

Основы Оказание
медицин первой
ских
помощи
знаний и
оказание
первой
помощи

вредных привычек; моделировать ситуации,
требующие знания образцов культуры общения
и взаимной ответственности в семье;
анализировать собственные поступки,
негативно влияющие на здоровье;
сформировать индивидуальную систему
здорового образа жизни (режим дня,
программу закаливания, питания,
взаимоотношений с окружающими);
моделировать ситуации
Познавательные:
-раскрыть особенности индивидуального
здоровья, репродуктивного здоровья;
-характеризовать социально-демографические
процессы и сопоставить их с безопасностью
государства;
-изучить особенности физического,
психического и социального развития
человека; составляющие здорового образа
жизни;
-знать права и обязанности
несовершеннолетних;
-формировать потребность в соблюдении норм
здорового образа жизни как способа
сохранения и укрепления личного здоровья;
-изучить вредные привычки и их влияние на
здоровье;
-рассмотреть отрицательные последствия от
ранних половых связей;
-знакомиться с основами семейного
законодательства; и о роль семьи в
современном обществе.
Коммуникативные: владение приемами и
навыками общения со сверстниками
(установление дружеских отношений), со
взрослыми с членами семьи, готовность к
коллективным формам деятельности, умение
самостоятельно разрешать конфликты мирным
путем, определить здоровый стиль жизни как
приоритетное направление в общении
сверстников.
Первая
Личностные: учащиеся получают
помощь при
представления об основах медицинских знаний
массовых
и об оказании первой помощи, сформировать
поражениях
готовность и способность к переходу к
Первая
самообразованию на основе учебнопомощь при
познавательной мотивации, в том числе
передозировке готовность к выбору направления профильного
при приеме
образования; обеспечить ценностно-

психоактивны
х веществ

смысловую ориентацию учащихся;
проектировать свою деятельность в
направлении здоровьесбережения.
Регулятивные: анализировать возможные
последствия неотложных состояний в случаях,
если не будет своевременно оказана первая
помощь; соблюдать последовательность
действий при оказании первой помощи при
различных повреждениях, травмах, наиболее
часто случающихся в быту; анализировать
причины массовых поражений в условиях
чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера и
систему мер по защите населения в условиях
чрезвычайных ситуаций и минимизации
массовых поражений; выполнять в паре/втроём
приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне
массовых поражений; отработать основные
приемы оказания первой медицинской помощи
в различных условиях (при неотложных
состояниях, при массовых поражениях).
Познавательные:
-познакомиться с общей характеристикой
различных повреждений и травм;
-освоить правила оказания первой
медицинской помощи при различных видах
повреждений;
-знать неотложные состояния, требующие
оказания первой медицинской помощи;
-научиться накладывать повязки, оказывать
первую медицинскую помощь при
отравлениях, ссадинах, ушибах, порезах и т.д.
-овладевать способами остановки
кровотечения, оказания помощи утопающим
путем искусственного дыхания, непрямого
массажа сердца;
-познакомиться с причинами массовых
поражений в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального
характера, с системой мер по защите населения
в случае возникновения массовых поражений;
-изучить мероприятия по оказанию помощи
населения в местах массовых поражений.
Коммуникативные:
обеспечить
развитие
социальной компетентности и учет позиции
других людей, партнеров по общению или
деятельности;
умение
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем;
интегрироваться в группу сверстников и

строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми
при достижении предметных и метапредмтных
результатов обучения.
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
1.
2.
1.
2.
3.

Наименование объектов и средств материально-технического Количество
обеспечения
Печатные пособия
А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников «Основы безопасности
по кол-ву
жизнедеятельности» 8кл. – М.: Просвещение, 2014
учащихся
А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников «Основы безопасности
по кол-ву
жизнедеятельности» 9кл. – М.: Просвещение, 2013
учащихся
Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 1
11 кл. – М.: Просвещение, 2009.
Багдасаров Л.В. «Основы безопасности жизнедеятельности и
1
военной службы» 8-9кл – Краснодар.:Советская Кубань, 2005
М.М. Рошанский, Г.Б. Катковский «Оказание доврачебной
1
помощи» -М.: Медицина, 1981
А.М.Костров Гражданская оборона – М.: Просвещение, 1991
по кол-ву
учащихся
Справочник по первой помощи Российское общество Красного
1
Креста – М.: Вита-Пресс, 1998
Экранно-звуковые пособия
DVD «Приключения Юли и Ромы»
3
DVD «Сам себе МЧС»
1
DVD «Правила оказания помощи при ранениях»
1
DVD «Безопасность на улицах и дорогах»
2
DVD «Азбука дорожной науки»
1
DVD «Правила эвакуации школы при пожаре»
1
DVD
«Правила
пользования
первичными
средствами
1
пожаротушения»
Презентации по темам
34
Технические средства обучения
Компьютер
1
Мультимедийный проектор
1
Экран настенный
1
Учебно-практическое оборудование
Робот-тренажер «Максим»
1
Медицинская аптечка
1
Демонстрационные пособия
Стенды: Единая государственная система предупреждения и
1
ликвидации ЧС (РСЧС)
Правила оказания первой помощи
1
Противодействия терроризму и экстремизму в РФ
1

4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
3.

Плакаты: Дорожные знаки
Безопасность дорожного движения
Гражданская оборона и защита от ЧС
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
Правила поведения при ЧС природного, техногенного и
социального характера
Правила транспортировки пострадавших
Натуральный фонд
Ученическая мебель кабинета ОБЖ
Стрелковый тир
Спортивный городок

1 компл
1 компл
1 компл
1 компл
1 компл
1 компл

8.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Выпускник научится:
8 класс
 классифицировать и характеризовать условия экологической
безопасности;
 использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных
веществ в атмосфере, воде и почве;
 использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и
продуктов питания с использованием бытовых приборов;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества
окружающей среды и продуктов питания;
 безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества
окружающей среды и продуктов питания;
 безопасно использовать бытовые приборы;
 безопасно использовать средства бытовой химии;
 безопасно использовать средства коммуникации;
 адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
 безопасно применять первичные средства пожаротушения;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения, на ж/д переездах
и транспорте;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира
транспортного средства;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций на воде;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
 использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
 адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
природного характера для личности, общества и государства;

1
1
1

 предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных
ситуаций природного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций природного характера;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
техногенного характера для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных
ситуациях техногенного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера;
 безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
 безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты;
 комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов,
продуктов) в случае эвакуации;
 классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма,
наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и
государства;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного
устройства;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении
или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении
мероприятий по освобождению заложников;
 классифицировать и характеризовать основные положения
законодательных актов, регламентирующих ответственность
несовершеннолетних за правонарушения;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах
большого скопления людей;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в
местах большого скопления людей;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах
массового скопления людей;
 оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
 характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие
и значение для личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие
здоровье;
 планировать профилактические мероприятия по сохранению и
укреплению своего здоровья;
 адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по
укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
 выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
 безопасно использовать ресурсы интернета;
 анализировать состояние своего здоровья;
 определять состояния оказания неотложной помощи;
 использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;













классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
9 класс

 классифицировать и характеризовать условия экологической
безопасности;
 использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных
веществ в атмосфере, воде и почве;
 использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и
продуктов питания с использованием бытовых приборов;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества
окружающей среды и продуктов питания;
 безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества
окружающей среды и продуктов питания;
 безопасно использовать бытовые приборы;
 безопасно использовать средства бытовой химии;
 безопасно использовать средства коммуникации;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного
характера;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций
криминогенного характера;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации на улице;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в подъезде;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в лифте;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в квартире;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке
мошенничества;
 адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
 безопасно применять первичные средства пожаротушения;

 соблюдать правила безопасности дорожного движения, на ж/д транспорте
и переездах;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира
транспортного средства;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций на воде;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
 использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических походах;
 готовиться к туристическим походам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических
походах;
 адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
 добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
 добывать и очищать воду в автономных условиях;
 добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать
(обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
 подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
природного характера для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных
ситуаций природного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций природного характера;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
техногенного характера для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных
ситуациях техногенного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера;
 безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
 безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты;
 комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов,
продуктов) в случае эвакуации;
 классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма,
наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и
государства;
 классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма,
экстремизма, наркотизма;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного
устройства;

 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении
или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении
мероприятий по освобождению заложников;
 классифицировать и характеризовать основные положения
законодательных актов, регламентирующих ответственность
несовершеннолетних за правонарушения;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах
большого скопления людей;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в
местах большого скопления людей;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах
массового скопления людей;
 оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
 характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие
и значение для личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие
здоровье;
 планировать профилактические мероприятия по сохранению и
укреплению своего здоровья;
 адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по
укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
 выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
 безопасно использовать ресурсы интернета;
 анализировать состояние своего здоровья;
 определять состояния оказания неотложной помощи;
 использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
 классифицировать средства оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
 извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
 оказывать первую помощь при ушибах;
 оказывать первую помощь при растяжениях;
 оказывать первую помощь при вывихах;
 оказывать первую помощь при переломах;
 оказывать первую помощь при ожогах;
 оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
 оказывать первую помощь при отравлениях;
 оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
 оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
8 класс
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной









деятельности при формировании современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
использовать для решения коммуникативных задач в области
безопасности жизнедеятельности различные источники информации,
включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности,
опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и
проводить несложные эксперименты для доказательства предположений
обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в
области безопасности жизнедеятельности.
9 класс

 безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических поездках;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических
поездках;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций
криминогенного характера;
 анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма,
наркотизма;
 предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние
вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
 характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на
здоровье человека;
 классифицировать и характеризовать основные положения
законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и
защищающих права ребенка;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности при формировании современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
 классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
 оказывать первую помощь при коме;
 оказывать первую помощь при поражении электрическим током;

 использовать для решения коммуникативных задач в области
безопасности жизнедеятельности различные источники информации,
включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
 усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
 исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности,
опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и
проводить несложные эксперименты для доказательства предположений
обеспечения личной безопасности;
 творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в
области безопасности жизнедеятельности.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков:
Все тестовые задания оцениваются: правильный ответ – 1 балл; отсутствие
ответа или неправильный ответ – 0 баллов;
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой«5»,если обучающийся:
•
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном
программой и учебником;
•
изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя терминологию;
•
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического
задания;
•
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
•
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов
или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном
требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
•
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего
содержания ответа;
•
допущены один или два недочета при освещении содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя;
•
допущена ошибка или более двух недочетов при освещении
второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:

•
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но
показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программного материала
(определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
•
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий,
исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
•
не раскрыто основное содержание учебного материала;
•
обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или
наибольшей части материала;
•
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала
или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».