Информатика 7-9 классы

Краснодарский край, Абинский раойн, п. Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза С.С.Азарова
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _информатике_______________________________________________
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) _основное общее образование, 7 – 9 классы ___
(начальное общее,

основное общее образование

с указанием классов)

Количество часов _102________
Учитель _Шабурова Екатерина Александровна________________________
Программа разработана в соответствии и на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ МОН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), основной образовательной
программы основного общего образования МБОУ СОШ № 5, с учетом
авторской программы курса «Информатика» Л.Л.Босова, А.Ю.Босова для
общеобразовательных учреждений, Москва «Бином. Лаборатория знаний»,
2013 г.
(указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания)

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Рабочая программа по информатике для основной школы ( 7-9 классы) составлена в
соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения
основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий
(УУД) для основного общего образования.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении информатики в основной школе, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
 ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов
ее распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
 владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;
 владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных
условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;







владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение
строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания
личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание
графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание,
восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное
взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты
изучения информатики в основной школе отражают:
 формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об
алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с
одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами
— линейной, условной и циклической;
 формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее
понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции
организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки
достижения этих результатов.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении
опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они
показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от
выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и
выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская
компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении
знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему,
размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти
результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися;
они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но
могут включаться в материалы итогового контроля.
Раздел 1. Введение в информатику
Ученик научится:
 декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
 оперировать единицами измерения количества информации;
 оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов
(объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи
информации и др.);
 записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
 составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять
значение логического выражения; строить таблицы истинности;
 анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы
и др.);
 перекодировать информацию из одной пространственно-графической или
знаково-символической формы в другую, в том числе использовать
графическое представление (визуализацию) числовой информации;
 выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в
соответствии с поставленной задачей;
 строить простые информационные модели объектов и процессов из различных
предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков,
диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели
объекту-оригиналу и целям моделирования.
Ученик получит возможность:
 углубить и развить представления о современной научной картине мира, об
информации как одном из основных понятий современной науки, об
информационных процессах и их роли в современном мире;
 научиться определять мощность алфавита, используемого для записи
сообщения;
 научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного
символами произвольного алфавита
 переводить
небольшие
десятичные
числа
из
восьмеричной
и
шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
 познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том
числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;







научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических
выражений и их преобразования с использованием основных свойств
логических операций.
сформировать представление о моделировании как методе научного познания;
о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов
окружающего мира;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании
реальных объектов и процессов
научиться строить математическую
модель задачи – выделять исходные
данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Ученик научится:
 понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;
анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у
них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность,
понятность, результативность, массовость;
 оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление»,
«цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или
иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на
алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
 понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда
исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения,
накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач,
решаемых исполнителем;
 исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной
системой команд;
 составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает
заданное;
 ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм,
обрабатывающий цепочки символов.
 исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
 исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
 понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с
параметром или цикл с условием продолжения работы;
 определять значения переменных после исполнения простейших циклических
алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
 разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Ученик получит возможность научиться:
 исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального
исполнителя с заданной системой команд;
 составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального
исполнителя с заданной системой команд;
 определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение
поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального
исполнителя с заданной системой команд;
 подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов,
являющейся результатом работы алгоритма;
 по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
 исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы
обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива;




суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование
элементов массива, с заданными свойствами; определение количества
элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего
элементов массива и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные
алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Ученик научится:
 называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
 описывать виды и состав программного обеспечения современных
компьютеров;
 подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
 оперировать объектами файловой системы;
 применять основные правила создания текстовых документов;
 использовать средства автоматизации информационной деятельности при
создании текстовых документов;
 использовать
основные приёмы обработки информации в электронных
таблицах;
 работать с формулами;
 визуализировать соотношения между числовыми величинами.
 осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
 основам организации и функционирования компьютерных сетей;
 составлять запросы для поиска информации в Интернете;
 использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах
презентаций.
Ученик получит возможность:
 научиться систематизировать знания о принципах организации файловой
системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах
организации индивидуального информационного пространства;
 научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного
обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер
человеческой деятельности с применение средств информационных
технологий;
 научиться проводить обработку большого массива данных с использованием
средств электронной таблицы;
 расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена
информацией, об использовании информационных ресурсов общества с
соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований
информационной безопасности;
 научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в
Интернете, полученных по тем или иным запросам.
 познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка
надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные
моменты времени и т. п.);
 закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены,
эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных
и коммуникационных технологий;
 сформировать понимание принципов действия различных средств
информатизации, их возможностей, технических и экономических
ограничений.

2. Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7–9
классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными
тематическими блоками (разделами):
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в
основной школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:
 введение в информатику;
 алгоритмы и начала программирования;
 информационные и коммуникационные технологии.
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные
характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и
обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность»,
«актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ
представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность
алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность
дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит.
Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и
количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых
десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы
счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы.
Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв
национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки,
картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудиовизуальной информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации.
Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества
информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка
информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их
роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические,
флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей
информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения
информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.
Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в
современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации.
Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации.
Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь.
Управление в живой природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта
(предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и
т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных

моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево,
список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и
целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и
общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при
решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного
моделирования: построение математической модели, ее программная реализация,
проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции
(логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы
истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные
исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных
исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий
исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи
алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа –
запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление
исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой
условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи,
понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные,
строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами
(массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по
проведению вычислений при заданных начальных
данных с использованием
промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков
программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила
представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание,
ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма –
запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и
выполнению программ в выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и
долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные
характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение,
прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы
использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна,
меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в нагляднографической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их
семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации
компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац,
строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и
редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена
символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев
(выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое
форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и
графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные
указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная
работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование
страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц.
Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора.
Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная).
Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и
видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и
макеты слайдов. Звуковая и видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные,
абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и
диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления
базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск,
удаление и сортировка данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта,
чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей:
Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники.
Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска
информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и
нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные
подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение
данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к
доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными
ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы
и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и
общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические
исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий,
анализ экспериментальных данных,
образование (дистанционное обучение,
образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной
информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная
профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования
компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия
(медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.
3.Тематическое планирование учебного предмета, курса
Тема 1. Информация и
информационные

Информация.
Информационный

процесс.

Аналитическая деятельность:

оценивать
информацию

с

процессы (9 часов)

Тема 2. Компьютер как
универсальное
устройство
обработки
информации. (7 часов)

Субъективные
характеристики
информации,
зависящие
от
личности получателя информации и
обстоятельств
получения
информации:
важность,
своевременность,
достоверность,
актуальность и т.п.
Представление информации.
Формы представления информации.
Язык как способ представления
информации:
естественные
и
формальные
языки.
Алфавит,
мощность алфавита.
Кодирование
информации.
Универсальность
дискретного
(цифрового, в том числе двоичного)
кодирования. Двоичный алфавит.
Двоичный
код.
Разрядность
двоичного кода. Связь длины
(разрядности) двоичного кода и
количества кодовых комбинаций.
Размер (длина) сообщения как
мера количества содержащейся в
нём информации. Достоинства и
недостатки такого подхода. Другие
подходы к измерению количества
информации. Единицы измерения
количества информации.
Основные
виды
информационных
процессов:
хранение, передача и обработка
информации.
Примеры
информационных
процессов
в
системах различной природы; их
роль в современном мире.
Хранение
информации.
Носители информации (бумажные,
магнитные,
оптические,
флэшпамять).
Качественные
и
количественные
характеристики
современных
носителей
информации: объем информации,
хранящейся на носителе; скорости
записи и чтения информации.
Хранилища информации. Сетевое
хранение информации.
Передача
информации.
Источник, информационный канал,
приёмник информации.
Обработка
информации.
Обработка, связанная с получением
новой информации.
Обработка,
связанная с изменением формы, но
не
изменяющая
содержание
информации. Поиск информации.
Общее описание компьютера.
Программный принцип работы
компьютера.
Основные
компоненты
персонального
компьютера
(процессор,
оперативная
и
долговременная память, устройства
ввода и вывода информации), их
функции
и
основные
характеристики (по состоянию на







позиции
её
свойств
(актуальность,
достоверность,
полнота и пр.);
приводить примеры кодирования
с использованием различных
алфавитов, встречаются в жизни;
классифицировать
информационные процессы по
принятому основанию;
выделять
информационную
составляющую процессов в
биологических, технических и
социальных системах;
анализировать отношения в
живой природе, технических и
социальных (школа, семья и пр.)
системах с позиций управления.

Практическая деятельность:

кодировать
и
декодировать
сообщения
по известным
правилам кодирования;

определять
количество
различных символов, которые
могут быть закодированы с
помощью
двоичного
кода
фиксированной
длины
(разрядности);

определять
разрядность
двоичного кода, необходимого
для кодирования всех символов
алфавита заданной мощности;

оперировать
с
единицами
измерения
количества
информации
(бит,
байт,
килобайт, мегабайт, гигабайт);

оценивать числовые параметры
информационных
процессов
(объём памяти, необходимой для
хранения информации; скорость
передачи
информации,
пропускную
способность
выбранного канала и пр.).

Аналитическая деятельность:

анализировать компьютер с
точки
зрения
единства
программных и аппаратных
средств;

анализировать
устройства
компьютера с точки зрения
организации процедур ввода,
хранения, обработки, вывода и
передачи информации;

текущий период времени).
Состав
и
функции
программного
обеспечения:
системное
программное
обеспечение,
прикладное
программное обеспечение, системы
программирования. Компьютерные
вирусы.
Антивирусная
профилактика.
Правовые
нормы
использования
программного
обеспечения.
Файл. Типы файлов. Каталог
(директория). Файловая система.
Графический
пользовательский
интерфейс
(рабочий стол, окна, диалоговые
окна,
меню).
Оперирование
компьютерными информационными
объектами в наглядно-графической
форме:
создание,
именование,
сохранение, удаление объектов,
организация
их
семейств.
Архивирование и разархивирование.
Гигиенические,
эргономические
и
технические
условия безопасной эксплуатации
компьютера.

Тема
3.
Обработка
графической
информации (4 часа)

Формирование изображения на
экране монитора. Компьютерное
представление
цвета.
Компьютерная графика (растровая,
векторная). Интерфейс графических
редакторов. Форматы графических
файлов.








определять
программные
и
аппаратные
средства,
необходимые для осуществления
информационных процессов при
решении задач;
анализировать
информацию
(сигналы
о
готовности
и
неполадке)
при
включении
компьютера;
определять
основные
характеристики операционной
системы;
планировать
собственное
информационное пространство.

Практическая деятельность:

получать
информацию
о
характеристиках компьютера;

оценивать числовые параметры
информационных
процессов
(объём памяти, необходимой для
хранения информации; скорость
передачи
информации,
пропускную
способность
выбранного канала и пр.);

выполнять основные операции с
файлами и папками;

оперировать
компьютерными
информационными объектами в
наглядно-графической форме;

оценивать
размеры
файлов,
подготовленных
с
использованием
различных
устройств ввода информации в
заданный интервал времени
(клавиатура, сканер, микрофон,
фотокамера, видеокамера);

использовать
программыархиваторы;

осуществлять
защиту
информации от компьютерных
вирусов
помощью
антивирусных программ.
Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский
интерфейс
используемого
программного средства;

определять
условия
и
возможности
применения
программного
средства
для
решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных для решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:

определять код цвета в палитре
RGB в графическом редакторе;

создавать
и
редактировать
изображения
с
помощью
инструментов
растрового
графического редактора;

создавать
и
редактировать

Тема
4.
Обработка
текстовой информации
(9 часов)

Тема 5. Мультимедиа
(5 часов)

Текстовые документы и их
структурные
единицы
(раздел,
абзац, строка, слово, символ).
Технологии создания текстовых
документов.
Создание,
редактирование и форматирование
текстовых
документов
на
компьютере
Стилевое
форматирование.
Включение
в
текстовый
документ
списков,
таблиц, диаграмм, формул и
графических объектов. Гипертекст.
Создание
ссылок:
сноски,
оглавления, предметные указатели.
Коллективная
работа
над
документом. Примечания. Запись и
выделение
изменений.
Форматирование
страниц
документа. Ориентация, размеры
страницы,
величина
полей.
Нумерация страниц. Колонтитулы.
Сохранение документа в различных
текстовых форматах.
Инструменты распознавания
текстов и компьютерного перевода.
Компьютерное представление
текстовой информации. Кодовые
таблицы.
Американский
стандартный код для обмена
информацией,
примеры
кодирования букв национальных
алфавитов.
Представление
о
стандарте Юникод.

Понятие
технологии
мультимедиа
и
области
её
применения. Звук и видео как
составляющие
мультимедиа.
Компьютерные презентации. Дизайн
презентации и макеты слайдов.
Звуки и видео изображения.
Композиция и монтаж.
Возможность
дискретного
представления
мультимедийных
данных

изображения
с
помощью
инструментов
векторного
графического редактора.
Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский
интерфейс
используемого
программного средства;

определять
условия
и
возможности
применения
программного
средства
для
решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных для решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:

создавать небольшие текстовые
документы
посредством
квалифицированного
клавиатурного
письма
с
использованием базовых средств
текстовых редакторов;

форматировать
текстовые
документы
(установка
параметров
страницы
документа;
форматирование
символов и абзацев; вставка
колонтитулов
и
номеров
страниц).

вставлять в документ формулы,
таблицы, списки, изображения;

выполнять
коллективное
создание текстового документа;

создавать
гипертекстовые
документы;

выполнять
кодирование
и
декодирование
текстовой
информации, используя кодовые
таблицы (Юникода,
КОИ-8Р,
Windows 1251);

использовать
ссылки
и
цитирование источников при
создании
на
их
основе
собственных информационных
объектов.
Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский
интерфейс
используемого
программного средства;

определять
условия
и
возможности
применения
программного
средства
для
решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных для решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:

создавать
презентации
с
использованием
готовых
шаблонов;

записывать звуковые файлы с

Тема 6. Математические
основы информатики
(14 часов)

Тема 7. Основы
алгоритмизации
(10 часов)

Понятие о непозиционных и
позиционных системах счисления.
Знакомство
с
двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной
системами счисления, запись в них
целых десятичных чисел от 0 до
1024. Перевод небольших целых
чисел из двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной
системы
счисления в десятичную. Двоичная
арифметика.
Логика
высказываний
(элементы
алгебры
логики).
Логические значения, операции
(логическое отрицание, логическое
умножение, логическое сложение),
выражения, таблицы истинности.

Учебные исполнители Робот,
Удвоитель и др. как примеры
формальных исполнителей. Понятие
алгоритма
как
формального
описания
последовательности
действий исполнителя при заданных
начальных
данных.
Свойства
алгоритмов.
Способы
записи
алгоритмов.
Алгоритмический
язык
–
формальный язык для записи
алгоритмов. Программа – запись
алгоритма на алгоритмическом
языке.
Непосредственное
и
программное
управление
исполнителем.
Линейные
программы.
Алгоритмические
конструкции,
связанные с проверкой условий:
ветвление и повторение.
Понятие простой величины.
Типы
величин:
целые,
вещественные,
символьные,
строковые, логические. Переменные
и константы. Алгоритм работы с
величинами
–
план
целенаправленных действий по
проведению
вычислений
при
заданных начальных
данных с
использованием
промежуточных
результатов.

различным качеством звучания
(глубиной
кодирования
и
частотой дискретизации).
Аналитическая деятельность:

выявлять различие в унарных,
позиционных и непозиционных
системах счисления;

выявлять общее и отличия в
разных позиционных системах
счисления;

анализировать
логическую
структуру высказываний.
Практическая деятельность:

переводить небольшие (от 0 до
1024) целые числа из десятичной
системы счисления в двоичную
(восьмеричную,
шестнадцатеричную) и обратно;

выполнять операции сложения и
умножения над небольшими
двоичными числами;

записывать вещественные числа
в естественной и нормальной
форме;

строить таблицы истинности для
логических выражений;

вычислять
истинностное
значение
логического
выражения.
Аналитическая деятельность:

определять по блок-схеме, для
решения
какой
задачи
предназначен данный алгоритм;

анализировать
изменение
значений
величин
при
пошаговом
выполнении
алгоритма;

определять
по
выбранному
методу решения задачи, какие
алгоритмические конструкции
могут войти в алгоритм;

сравнивать
различные
алгоритмы
решения
одной
задачи.
Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы
для
конкретных
исходных
данных;

преобразовывать
запись
алгоритма с одной формы в
другую;

строить
цепочки
команд,
дающих нужный результат при
конкретных исходных данных
для
исполнителя
арифметических действий;

строить
цепочки
команд,
дающих нужный результат при
конкретных исходных данных
для
исполнителя,
преобразующего
строки
символов;



Тема 8. Начала
программирования (10
часов)

Тема 9. Моделирование и
формализация (16 часов)

Язык
программирования.
Основные
правила
языка
программирования
Паскаль:
структура
программы;
правила
представления данных; правила
записи основных операторов (ввод,
вывод, присваивание, ветвление,
цикл).
Решение задач по разработке
и выполнению программ в среде
программирования Паскаль.

Понятия
натурной
и
информационной моделей
Виды
информационных
моделей
(словесное
описание,
таблица,
график,
диаграмма,
формула, чертёж, граф, дерево,
список и др.) и их назначение.
Модели в математике, физике,
литературе,
биологии
и
т.д.
Использование
моделей
в
практической деятельности. Оценка
адекватности
модели
моделируемому объекту и целям
моделирования.
Компьютерное моделирование.
Примеры
использования
компьютерных
моделей
при
решении научно-технических задач.
Реляционные базы данных
Основные понятия, типы данных,
системы управления базами данных
и принципы работы с ними. Ввод и
редактирование записей. Поиск,
удаление и сортировка данных.

строить
арифметические,
строковые,
логические
выражения и вычислять их
значения
Аналитическая деятельность:

анализировать
готовые
программы;

определять по программе, для
решения какой задачи она
предназначена;

выделять этапы решения задачи
на компьютере.
Практическая деятельность:

программировать
линейные
алгоритмы,
предполагающие
вычисление
арифметических,
строковых
и
логических
выражений;

разрабатывать
программы,
содержащие оператор/операторы
ветвления (решение линейного
неравенства,
решение
квадратного уравнения и пр.), в
том числе с использованием
логических операций;

разрабатывать
программы,
содержащие
оператор
(операторы) цикла
Аналитическая деятельность:

осуществлять системный анализ
объекта, выделять среди его
свойств существенные свойства
с
точки
зрения
целей
моделирования;

оценивать адекватность модели
моделируемому объекту и целям
моделирования;

определять вид информационной
модели в зависимости от
стоящей задачи;

анализировать пользовательский
интерфейс
используемого
программного средства;

определять
условия
и
возможности
применения
программного
средства
для
решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных для решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:

строить и интерпретировать
различные
информационные
модели (таблицы, диаграммы,
графы,
схемы,
блок-схемы
алгоритмов);

преобразовывать
объект
из
одной формы представления
информации
в
другую
с
минимальными
потерями
в
полноте информации;



Тема 10.
Алгоритмизация и
программирование (15
часов)

Тема
11.
Обработка
числовой
информации
(13 часов)

Этапы решения задачи на
компьютере.
Конструирование алгоритмов:
разбиение задачи на подзадачи,
понятие
вспомогательного
алгоритма. Вызов вспомогательных
алгоритмов. Рекурсия.
Управление, управляющая и
управляемая системы, прямая и
обратная связь. Управление в живой
природе, обществе и технике.

Электронные
таблицы.
Использование
формул.
Относительные,
абсолютные
и
смешанные ссылки. Выполнение
расчётов. Построение графиков и
диаграмм. Понятие о сортировке
(упорядочивании) данных.

исследовать
с
помощью
информационных
моделей
объекты в соответствии с
поставленной задачей;

работать
с
готовыми
компьютерными моделями из
различных
предметных
областей;
 создавать
однотабличные
базы
данных;
 осуществлять поиск записей в
готовой базе данных;
 осуществлять сортировку записей в
готовой базе данных.
Аналитическая деятельность:

выделять этапы решения задачи
на компьютере;

осуществлять
разбиение
исходной задачи на подзадачи;

сравнивать
различные
алгоритмы
решения
одной
задачи.
Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы
для
конкретных
исходных
данных;

разрабатывать
программы,
содержащие подпрограмму;

разрабатывать программы для
обработки одномерного массива:
o (нахождение минимального
(максимального) значения в
данном массиве;
o подсчёт количества
элементов массива,
удовлетворяющих
некоторому условию;
o нахождение суммы всех
элементов массива;
o нахождение количества и
суммы всех четных
элементов в массиве;
o сортировка элементов
массива и пр.).
Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский
интерфейс
используемого
программного средства;

определять
условия
и
возможности
применения
программного
средства
для
решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных для решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:

создавать электронные таблицы,
выполнять в них расчёты по
встроенным
и
вводимым
пользователем формулам;

строить диаграммы и графики в

электронных таблицах.

Тема 12.
Коммуникационные
технологии (20 часов)

Локальные
и
глобальные
компьютерные
сети.
Интернет.
Скорость передачи информации.
Пропускная способность канала.
Передача
информации
в
современных системах связи.
Взаимодействие на основе
компьютерных сетей: электронная
почта, чат, форум, телеконференция,
сайт. Информационные ресурсы
компьютерных сетей: Всемирная
паутина, файловые архивы.
Технологии создания сайта.
Содержание и структура сайта.
Оформление сайта. Размещение
сайта в Интернете.
Базовые
представления
о
правовых и этических аспектах
использования
компьютерных
программ и работы в сети Интернет.

Аналитическая деятельность:

выявлять общие черты и отличия
способов взаимодействия на
основе компьютерных сетей;

анализировать доменные имена
компьютеров
и
адреса
документов в Интернете;

приводить примеры ситуаций, в
которых
требуется
поиск
информации;

анализировать и сопоставлять
различные
источники
информации,
оценивать
достоверность
найденной
информации;

распознавать
потенциальные
угрозы и вредные воздействия,
связанные с ИКТ; оценивать
предлагаемы
пути
их
устранения.
Практическая деятельность:
 осуществлять
взаимодействие
посредством электронной почты,
чата, форума;

определять минимальное время,
необходимое
для
передачи
известного объёма данных по
каналу связи с известными
характеристиками;

проводить поиск информации в
сети Интернет по запросам с
использованием
логических
операций;

создавать с использованием
конструкторов
(шаблонов)
комплексные информационные
объекты в виде веб-страницы,
включающей
графические
объекты.

4 часа (повторение и итоговое тестирование)

№

Название темы

1

Информация и информационные
процессы
Компьютер как универсальное
устройство обработки информации
Обработка графической
информации
Обработка текстовой информации
Мультимедиа
Математические основы
информатики
Основы алгоритмизации

2
3
4
5
6
7

Количество часов
общее
теория
практика
9
6
3
7

4

3

4

2

2

9
5
14

3
2
10

6
3
4

10

6

4

8
9
10
11
12
13

Начала программирования
Моделирование и формализация
Алгоритмизация и
программирование
Обработка числовой информации
Коммуникационные технологии
Повторение и итоговое
тестирование
Итого:

10
16
15

2
6
4

8
10
11

13
20
4

4
6
0

9
14
4

136

55

81


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».