Изобразительное искусство 5-8 кулассы

Краснодарский край, Абинский раойн, п. Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза С.С.Азарова
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _изобразительному искусству____________________________________
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) _основное общее образование, 5 – 8 классы ___
(начальное общее,

основное общее образование

с указанием классов)

Количество часов _136________
Учитель _Левченко Ольга Константиновна________________________
Программа разработана в соответствии и на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ МОН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), основной образовательной
программы основного общего образования МБОУ СОШ № 5, с учетом авторской
программы курса «Изобразительное искусство» Б.М.Неменского,
Москва
«Просвещение», 2015 г.
(указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания)

1. Пояснительная записка
Цель учебного предмета «изобразительное искусство» в общеобразовательной школе формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной, т.е. культуры миротношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие
ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством
очеловечивания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его
уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных
способностей и творческого потенциала ребенка, на формирование ассоциативно-образного и
пространственного мышления, интуиции, одно моментного восприятия сложных объектов и
явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию
мира через чувства и эмоции. Изобразительное искусство, направленное на развитие
эмоционально-образного, художественного типа мышления, совместно с предметами учеб ной
программы, нацеленными в основном на развитие рационально-логического типа мышления,
обеспечивает становление полостного мышления растущего человека.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия
искусства
с жизнью.
Предусматривается
широкое привлечение
жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 5-8 классов разработана на
основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов основного общего образования,примерной основной
образовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №
1/15),включенной в реестр примерных основных образовательных программ Министерства
образования и науки РФ с учетом авторской рабочей программы
«Изобразительное
искусство» предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-8 классы, 4
издание, М.: Просвещение, 2015г. (учебники УМК включены в действующий Федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию), с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логик и учебного процесса, задач формирования у школьника
эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных
способностей.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Цель курса — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного,
эстетического
освоения
мира,
дающего
возможность
самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачи курса:
• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
• обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла
визуально-пространственной формы;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных
ценностей, выраженных в пространственных формах;
• развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным
действиям в ситуации неопределенности;
• формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности;

•
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее
изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды;
 развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;
•
овладение средствами художественного изображения;
•
овладение основами практической творческой работы различными
художественными материалами и инструментами.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер,
включает основы разных видов визуально - пространственных искусств: живопись, графику,
скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, и изображение в
зрелищных и экранных искусствах.
Учебный материал представлен в примерной программе блоками, отражающими
деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного
образования «Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной
красоты», «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», «Понимание смысла
деятельности художника», «Конструктивное искусство: архитектура и дизайн»,
«Изобразительное искусство и архитектура РоссииXI –XVII вв.», «Искусство полиграфии»,
«Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII
- XIX вв.», «Взаимосвязь истории искусства и истории человечества».
Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает
содержание учебного материала, второй — намечает эмоционально-ценностную
направленность тематики заданий, третий - дает инструментарий для его практической
реализации, четвертый — содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых
школьник может получить художественно-творческой опыт. Все блоки об одном и том же, но
раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную,
языковую и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на
каждом уроке. Поэтому распределение часов по программе условно, оно лишь расставляет
акценты, но не абсолютизирует необходимость уложить данную тему в заявленные часы, так
как на практике в каждой теме пересекаются все стороны искусства.
Например, тема «Исторические эпохи и художественные стили» (одна из подтем блока
«Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества») подразумевает
отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства,
выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с материальным миром,
окружавшим человека в разные исторические эпохи, и его духовными ценностями, знание
выразительных средств языка Искусства и художественных материалов для создания
выразительного образа в собственной художественно-творческой деятельности. В комплексе
все блоки направлены на решение задач общего художественного образования и воспитания.
Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного
искусства, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными
способами учебный материал и время его изучения.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и
патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира,
напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей
планеты.
В основу структуры программы положены идеи и положения Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства
познания и коммуникации в современных условиях. Особенности построения содержания







основаны на развитии традиций российского художественного образования, внедрения
современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к
результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта,
разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы.
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного
процесса и преемственность этапов обучения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в
жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой
стержень программы.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая
деятельность ученика (ребенок выступает в роли художника) и восприятие красоты
окружающего мира, произведений искусства(ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт
художественной культуры) - имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные
художественные материалы и художественные техники. Одна из задач - постоянная смена
художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие
видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и
является необходимым условием формирования личности каждого.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков
индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности.
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие
компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных
сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных
представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность,
аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных
видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет
«Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем
рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из
народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по
своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой
деятельности:
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративноприкладного искусства);
художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый
обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных
методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний
и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание»,
«География», «Математика», «Технология».

3. Место учебного предмета в учебном плане
По примерной программе в федеральном базисном учебном плане на изучение предмет
«Изобразительное искусство» в 5—8 классах основной школы отводится всего 140 часов, по
учебному плану МБОУ СОШ №5 на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство»
выделяется 136 часа по 34 часа в год. Уроки проводятся I раз в неделю.
Таблица тематического распределения количества часов
№

Разделы, темы

Народное художественное
творчество – неиссякаемый
источник самобытной красоты
2 Виды изобразительного искусства
и основы образного языка
3 Понимание смысла деятельности
художника
4 Вечные темы и великие
исторические события в искусстве
5 Конструктивное искусство:
архитектура и дизайн
6 Изобразительное искусство и
архитектура России XI –XVII вв.
7 Искусство полиграфии
8 Стили, направления виды и жанры
в русском изобразительном
искусстве и архитектуре XVIII XIX вв.
9 Взаимосвязь истории искусства и
истории человечества
10 Изображение в синтетических и
экранных видах искусства и
художественная фотография
итого
1

Количество часов
Рабочая программа по классам
Примерная Рабочая
5
6
7
программа программа
26
26

27

24

2

10

8

2

2

2

18
10

6

4
6
2

2

7

26

140

136

1

18

6
2

9

8

26

34

34

34

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в основной школе должны
быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
5 класс
■
освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных
ценностей, представленных в пространственных формах;
■ уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
■ понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;

34

6 класс
■
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать,
чувствовать и оценивать явлении окружающего мира и искусства;
■ чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
■ развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7 класс
■ осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и
произведений искусства;
■ понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной
формы;
■ сформированность
эстетических
чувств,
художественно-творческого
мышления,
наблюдательности и фантазии;
■ сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности.
8 класс
■ развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми
в процессе образовательной, творческой деятельности;
■ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
В трудовой сфере:
5 класс
■ овладение основами культуры практической
художественными материалами и инструментами;

творческой

работы

различными

6 класс
■ умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою
часть работы с общим замыслом;
■ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы
в команде одноклассников под руководством учителя;
7 класс
■ умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
средств его выражения.
8 класс
■ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию.

•

В познавательной сфере:
5 класс
овладение средствами художественного изображения;

6 класс
• развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать
и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;
7 класс
• формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
•

8 класс
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной
школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
5 класс
•
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и
личностно значимой ценности;
6 класс
•
воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в
изобразительном искусстве и понимании красоты человека;
7 класс
•
воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее
архитектуре и национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
•
умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре,
другому восприятию мира;
8 класс
•
воспитание умения определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
в трудовой сфере:
5 класс
•
обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к
самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и
жизненных ситуациях;
•

6 класс
умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
7 класс
•
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;

8 класс
• овладение умением соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
в познавательной сфере:
5 класс
•развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления
человека;

• развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
6 класс
•
формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
7 класс
• получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как
основы формирования навыков коммуникации.
8 класс
• формирование способности приобретения опыта создания художественного образа в
разных видах и жанрах визуально-синтетических искусств;
•
приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и
кино).

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
5 класс
•
восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
6 класс
• активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно
значимой ценности;
7 класс
•эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы
общечеловеческих ценностей;
8 класс
• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства;
в познавательной сфере:
5класс
• понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного
языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в
процессе создания художественных образов;
6 класс
• восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного
искусства;
7 класс
• художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и
общества;
8 класс
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;

в коммуникативной сфере:
5 класс
• диалогический подход к освоению произведений искусства;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
6 класс
• умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре
и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных
ресурсах;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
7 класс
• понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических
позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
8 класс
 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках
в различных видах визуально-синтетических искусств;
в трудовой сфере:
5 класс
•
применять различные художественные материалы, техники и средства художественной
выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области
декоративно-прикладного искусства и т. д.).
6 класс
•
применять различные художественные материалы, техники и средства художественной
выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области
живописи, графики, скульптуры и т. д.).
7 класс
•
применять различные художественные материалы, техники и средства художественной
выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области
дизайна и архитектуры и т. д.).
8 класс
• применять приобретенный опыт работы над визуальным образом в синтетических
искусствах (театр и кино); в специфических формах художественной деятельности, в том
числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика,
мультипликация и анимация).
5. Содержание учебного предмета. (136ч)
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной
красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный
художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов
России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская
игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов
(искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись
по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном
искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок –
основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно.
Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические
тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение
объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.
Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А.
Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы
человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные
возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого
(В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве
XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в
истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и
строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.
Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества
(В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к
объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие
архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство
художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы
развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица).
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства.
Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование
пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к
внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие
архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир
древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского
Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм
Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское
барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги,
журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы
макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки,
визитной карточки и др.

Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов,
Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в СанктПетербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов,
М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).
Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов).
«Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского
раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д.
Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна
(Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М.
Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард,
сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной
архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо,
Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж,
Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная
фотография.
Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей.
Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение,
его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.
Направления проектной деятельности обучающихся.
Направление
5кл 6кл 7кл 8кл Тема проекта
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн (8)
Роль
искусства
и
художественной
деятельности
в
жизни
человека и общества

2

2

2

2

«Наряд для бумажной куклы. Бальный
европейский наряд»
1
1
Храмовое зодчество. Образ храма как
Дома Бога.
«Православие на Кубани в живописи
и архитектуре»
1
1
Художественно-эстетическое значение
исторических памятников.
1
1
Связь родного пейзажа с постройками.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. (8)
Духовно-нравственные
8
проблемы жизни и искусства 1
Народные праздники, обряды в
искусстве и в современной жизни.
7
Художественные промыслы (Гжель,
Хохлома, Жостово, Палех, Городец,
Дымково, Матрешка)
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной
1

1

красоты(20)
Язык пластических искусств
и художественный образ

1

8

7

4

Композиция на плоскости и в
пространстве.
1
Pоль музея в современной культуре.
3
2
Взаимоотношения цвета и света,
освещенности.
3
Трансформация и стилизация форм.
1
1
Ритм в архитектурном сооружении.
1
Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества (20)
Виды и жанры пластических 5
7
8
10
искусств
7
4
Жанры изобразительного и фотоискусства (портрет, пейзаж, натюрморт,
исторический, батальный, бытовой,
анималистический жанры).
1
1
Дизайн посуды, мебели, предметов
быта.
1
Индустрия моды. Одежда, обувь,
украшения.
1
Архитектурный и ландшафтный
дизайн.
4
Истоки декоративно-прикладного искусства (посуда, оружие, орудия труда,
обереги).
1
4
Изобразительная природа экранных
искусств.
4
2
Создание художественного образа в
искусстве фотографии.
Итого
16
17
17 16 66
3

3

2

6. Тематическое планирование
Содержание курса

Тематическое планирование

5кл

6кл

7кл

8кл

Характеристика деятельности
учащихся
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты (26ч)
26
Понимать
причины
возникновения
Солярные знаки Древние образы в народном
искусства.
(декоративное
искусстве.
Осознавать характер и специфику древнего
изображение
и
их Крестьянский дом как
искусства.
условноотражение уклада
Понимать роль искусства в освоении
символический
крестьянской жизни и
человеком мира, познании природы.
Различать древние знаки и символы
характер).
Древние памятник архитектуры.
искусства, объяснять их смысл.
образы в народном Убранство русской избы
Осознавать потенциал искусства в познании
творчестве.
Русская Русская изба: единство
мира, в формировании отношения к человеку,
изба:
единство конструкции и декора.
природе,
явлениям,
в
воспитании
конструкции и декора. Внутренний мир русской избы
эстетического
вкуса,
в
моральнонравственной позиции личности.
Крестьянский дом как Солярные знаки.
Высказывать собственное отношение к
отражение
уклада Конструкция, дизайн и декор
произведению изобразительного искусства.
крестьянской жизни и предметов народного быта
Уметь в простых, условных формах
памятник архитектуры. Различие национальных
передавать сложное содержание.
Орнамент как основа особенностей русского
Понимать роль народного традиционного
искусства в развитии культуры.
декоративного
орнамента и орнаментов
Различать
предметы традиционного быта и
украшения.
других народов России
понимать смысл их художественного
Праздничный
Конструкция и декор
оформления.
народный костюм – предметов народного быта.
Получить опыт смыслового и эмоциональноцелостный
Орнамент как основа
ценностного восприятия визуального образа
реальности и произведений искусства.
художественный образ. декоративного украшения.
Использовать
древние символические образы
Обрядовые
действия Русская народная вышивка
в собственной творческой деятельности,
народного праздника, Праздничный народный
уметь наделять их смыслом, передавать
их
символическое костюм – целостный
информацию.
значение.
Различие художественный образ.
Осознавать
главные
темы
искусства,
национальных
Обрядовые действия народного
особенности отражения действительности в
произведении искусства
особенностей русского праздника, их символическое
Отражать окружающую действительность в
орнамента
и значение.
собственной

художественно-творческой

орнаментов
других
народов
России.
Древние
образы
в
народных
игрушках
(Дымковская игрушка,
Филимоновская
игрушка).
Композиционное,
стилевое и цветовое
единство в изделиях
народных промыслов
(искусство
Гжели,
Городецкая
роспись,
Хохлома,
Жостово,
роспись по металлу,
щепа, роспись по лубу
и дереву, тиснение и
резьба по бересте).
Связь
времен
в
народном искусстве.

Древние образы в народных
игрушках.
Филимоновская игрушка.
Древние образы в народных
игрушках. Дымковская
игрушка.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
.Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и
дереву Тиснение и резьба по
бересте
Связь времен в народном
искусстве.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства
в жизни древнего общества.
Декор и положение человека в
обществе.
Урок – путешествие.
Представление о человеке, о
мире, отраженные в искусстве
разных эпох и народов.
Декоративно-прикладное
искусство Египта. Одежда
говорит о человеке
Декоративно-прикладное
искусство Древнего Китая.
Одежда говорит о человеке
Декоративно-прикладное
искусство Западной Европы.
Одежда говорит о человеке
Декоративное искусство в
современном мире.

деятельности.
Понимать значение стиля в искусстве.
Различать основные художественные стили в
искусстве Европы. Передавать в собственной
творческой деятельности характерные черты
разных стилей.
Подбирать
иллюстративный
и
искусствоведческий материал для передачи
целостного образа эпохи.
Уметь анализировать и интерпретировать
произведения искусства.
Различать тему, сюжет и содержание
произведения изобразительного искусства.
Анализировать и высказывать суждение о
своей
творческой
работе
и
работе
одноклассников.
Передавать в собственной художественной
работе красоту мира, выражать свое
отношение к ее негативным проявлениям.
Видеть разницу в изображениях человека,
животных, природы, быта, исторических
событий в искусстве разных эпох.
Изображать характерный тип человека разных
эпох в соответствующей одежде.
Анализировать и высказывать
суждение о своей творческой работе и работе
одноклассников. Понимать смысл храмовых
искусств, различать виды храмовой живописи.
Называть знакомые техники и произведения
храмовой живописи.
Создавать
в
рисунке,
живописи,
художественном конструировании образы храмов
разных религий.
Использовать в собственной художественной
деятельности правила перспективы и пропорции.
Воспринимать
и
анализировать
связи
произведения
изобразительного искусства с
культурными и историческими событиями.
Понимать роль искусства в формировании
эстетического облика города.
Создавать в творческой работе художественный
образ исторического или фантастического города.

Художественная керамика,
стекло, роспись по стеклу.
Ты сам – мастер декоративно –
прикладного искусства.
Лоскутная аппликация, коллаж.
Декоративные вазы.

Уважать историю культуры своего Отечества,
выраженную в ее архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды.
Различать основные художественные стили в
искусстве Европы и стран Востока.
Передавать В собственной художественнотворческой работе характерные черты стиля,
создавать художественный образ выбранной эпохи
в различных жанрах и видах изобразительного
искусства
Понимать при общении с произведением
искусства морально-нравственные позиции
автора и формировать свои.
Знать и называть крупнейшие музеи
Европы и России, понимать их специфику.
Называть
наиболее
известные
произведения из коллекции ведущих музеев
мира, России и своего региона.
Осваивать художественную культуру как
форму материального выражения духовных
ценностей, выраженных в пространственных
формах.
Понимать и уметь объяснять роль искусства
в создании материальной среды.
Выработать активное отношение к традициям
культуры как смысловой, эстетической и
личностно значимой ценности. Создавать
декоративные композиции, макеты, которые
можно использовать для украшения быта,
одежды и т.д.
Понимать связь украшений со стилем эпохи,
особенностями одежды, интерьера, стилем
жизни.
Учиться ориентироваться в мире
современной художественной
культуры.
Понимать
важную
информационную,
организующую
роль
искусства
в
современном мире.
Создавать
макет
оформления
книги,
используя основные элементы книги.

Понимать роль музея в современном мире.
Уметь использовать ресурсы музея для
самообразования, снятия негативных влияний
масс культуры, восстановления душевного
здоровья.

Пространственн
ые
искусства.
Художественные
материалы. Жанры в
изобразительном
искусстве.
Выразительные
возможности
изобразительного
искусства.
Язык
и
смысл.
Рисунок
–
основа
изобразительного
творчества.
Художественный образ.
Стилевое
единство.
Линия, пятно. Ритм.
Цвет.
Основы
цветоведения.
Композиция.
Натюрморт.
Понятие
формы.
Геометрические тела:
куб, шар, цилиндр,
конус,
призма.
Многообразие
форм
окружающего
мира.
Изображение объема на
плоскости. Освещение.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (27 ч.)
Пространственные искусства.
Понимать
эмоциональный
и
24
2
1
Художественные материалы.
аксиологический смысл визуальноИзобразительное искусство в
пространственной формы.
семье пластических искусств
Передавать
в
художественноРисунок-основа
творческой деятельности характер,
изобразительного творчества.
эмоциональные состояния и свое
Художественный образ.
отношение
средствами
Линия и ее выразительные
художественного языка.
Создавать композиции на заданную
возможности.
тему на плоскости и в пространстве,
Пятно как средство выражения.
используя выразительные средства
Композиция как ритм пятен.
изобразительного
искусства
для
Цвет. Основы цветоведения.
воплощения
собственного
Цвет в произведениях
художественно-творческого замысла.
живописи.
Осознавать возможности искусства в
Объёмные изображения в
создании определенной атмосферы.
скульптуре
Понимать
объединяющую
роль
Выразительные возможности
искусства.
изобразительного искусства.
Сравнивать,
сопоставлять
и
Основы языка изображения
анализировать
геометрическую
Реальность и фантазия в
форму предметов.
творчестве художника.
Использовать простые формы для
Изображение предметного
создания выразительных образов в
мира - натюрморт.
живописи,
скульптуре,
графике,
Понятие формы. Многообразие
художественном конструировании.
форм окружающего мира
Понимать историческую ретроспективу
Изображение объема на
и особенности становления различных
плоскости.
жанров пластических искусств.
Освещение. Свет и тень
Понимать различие понятий: тема,
Натюрморт в графике.

Свет
и
тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Пейзаж.
Правила
построения
перспективы.
Воздушная
перспектива.
Пейзаж
настроения. Природа и
художник. Пейзаж в
живописи художников
– импрессионистов (К.
Моне,
А.
Сислей).
Пейзаж в графике.
Работа на пленэре.

Портрет. Конструкция
головы человека и ее
основные пропорции.
Изображение
головы
человека
в
пространстве. Портрет
в
скульптуре.
Графический
портретный рисунок.
Образные возможности
освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты
прошлого
(В.А.

Цвет в натюрморте
сюжет и содержание в произведении
Стилевое единство.
изобразительного искусства.
Выразительные возможности
Различать, сравнивать виды и жанры
натюрморта
изобразительного
искусства
и
Жанры изобразительного
определять
их
художественные
искусства.
особенности.
Изображение пространства
Правила построения
Изображать пейзаж и отдельные
перспективы. Воздушная
элементы природного мира (деревья,
перспектива.
цветы, животные и т. д.) в живописи и
Воздушная перспектива.
графике.
Пейзаж – большой мир.
Изображать с натуры и по предПейзаж настроения. Природа и
ставлению учебные натюрморты, решать в
художник
них поставленные учителем задачи.
Пейзаж в живописи
художников
Пейзаж в графике.
Работа на пленэре
Городской пейзаж.
Язык и смысл
Понимание смысла деятельности художника (10ч)
Портрет .Образ человека –
Развивать
творческий
опыт,
8
2
главная тема искусства
предопределяющий способности к саКонструкция головы человека
мостоятельным действиям в ситуации
и её основные пропорции.
неопределенности.
Изображение головы человека
в пространстве
Знать выдающихся художников Портрет в скульптуре
портретистов и их наиболее значимые
Графический портретный
произведения.
рисунок.
Сатирические образы человека
Различать жанры изобразительного
Образные возможности
искусства.
освещения в портрете.
Роль цвета в портрете
Знать выдающихся
художниковУрок виртуальной экскурсии.
портретистов и их наиболее значимые

Тропинин, И.Е. Репин, Портрет в изобразительном
произведения.
И.Н. Крамской, В.А. искусстве. Великие
Серов).
Портрет
в портретисты прошлого
изобразительном
искусстве XX века
(К.С. Петров-Водкин,
П.Д. Корин).
Изображение фигуры
человека
и
образ
человека. Изображение
фигуры человека в
истории
искусства
(Леонардо да Винчи,
Микеланджело
Буанаротти, О. Роден).
Пропорции и строение
фигуры
человека.
Лепка
фигуры
человека.
Набросок
фигуры человека с
натуры.
Основы
представлений
о
выражении в образах
искусства
нравственного поиска
человечества
(В.М.
Васнецов,
М.В.
Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве 2 ч

Сюжет и содержание в
картине. Процесс
работы над
тематической картиной.
Мемориальные
ансамбли. Место и роль
картины в искусстве
XX в.
Художественный язык
конструктивных
искусств.
Роль
искусства
в
организации предметно
–
пространственной
среды жизни человека.
От
плоскостного
изображения
к
объемному
макету.
Здание как сочетание
различных
объемов.
Понятие
модуля.
Важнейшие
архитектурные
элементы здания. Вещь
как сочетание объемов
и как образ времени.
Единство
художественного
и
функционального
в
вещи.
Форма
и
материал.
Цвет
в
архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ

Урок виртуальной экскурсии.
Портрет в изобразительном
искусстве. Великие
портретисты прошлого
Жанры изобразительного
искусства.

Развивать
творческий
опыт,
предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации
неопределенности.
Знать выдающихся художников портретистов и их наиболее значимые
произведения.
Различать жанры изобразительного
искусства.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн (26ч)
Русская усадебная культура
Выполнять наброски предметов (костюм,
XVIII - XIX веков
18
предметы быта, мебель, оружие и т.д.)
Уметь видеть в обычном, будничном,
Мой дом - мой образ жизни.
необыкновенное,
особенное,
оригинальное.
Единство художественного и
Понимать роль искусства в оргафункционального в вещи.
низации предметно-пространственной
среды жизнедеятельности человека.
Интерьер, который мы создаем.
Знать и понимать три основных
закона архитектуры.
Основные школы садовоИметь представление об основных
паркового искусства.
видах
развития
архитектуры
и
передавать их специфику в зарисовке.
Дизайн и архитектура моего
Видеть в окружающих предметах
сада.
работу художника.
Уметь придумать и изображать
Композиционно –
красивую и удобную в использовании
конструктивные принципы
форму
предметов
быта.
Уметь
дизайна одежды.
придумывать и изображать красивую
и удобную одежду, обувь и т. д., делать
История костюма.
украшения.
Встречают по одежке.
Чувствовать
красоту природы и
осознавать возможности ее эстеАвтопортрет на каждый день.
тического оформления.
Выражать в эскизе или макете свое

как понятие эпохи Моделируя себя –
(Ш.Э. ле Корбюзье). моделируешь мир.
Тенденции
и
перспективы развития
современной
архитектуры.
Жилое
пространство
города
(город,
микрорайон,
улица). Природа и
архитектура.
Ландшафтный дизайн.
Основные
школы
садово-паркового
искусства.
Русская
усадебная
культура
XVIII - XIX веков.
Искусство флористики.
Проектирование
пространственной
и
предметной
среды.
Дизайн моего сада.
История
костюма.
Композиционно
конструктивные
принципы
дизайна
одежды.
Художественная
культура и искусство
Древней
Руси,
ее
символичность,
обращенность
к
внутреннему
миру
человека. Архитектура

представление о красоте, создавать
стилизованную
композицию,
гармонирующую с домом и его
окружением.
Проектировать пространственно предметную среду.
Уметь отличать высоко эстетические
произведения
современного
графического дизайна от банальных,
заурядных подделок.
Уметь проектировать свою деятельность, создавать предмет по проекту.

Изобразительное искусство и архитектура РоссииXI –XVII вв. (6ч.)
Художественная культура и
6
4
Выбирать материалы и технику работы,
искусство Древней Руси, ее
соответствующую
художественному
символичность, обращенность
замыслу.
к внутреннему миру человека
О чем рассказывают гербы и
эмблемы.
Образный мир древнерусской
Передавать художественный замысел

Киевской
Руси.
Мозаика. Красота и
своеобразие
архитектуры
ВладимироСуздальской
Руси.
Архитектура Великого
Новгорода. Образный
мир
древнерусской
живописи
(Андрей
Рублев, Феофан Грек,
Дионисий).
Соборы
Московского Кремля.
Шатровая архитектура
(церковь
Вознесения
Христова
в
селе
Коломенском,
Храм
Покрова
на
Рву).
Изобразительное
искусство «бунташного
века»
(парсуна).
Московское барокко.

живописи.
О чем рассказывают гербы и
эмблемы.
О чем рассказывают эмблемы.
Роль декоративного искусства
в жизни человека и общества
Создание декоративной работы
в материале. Мозаика.
Красота и своеобразие
архитектуры ВладимироСуздальской Руси.
Витраж .

через форму, пластику соответственно
выбранному материалу.
Передавать объем предметов в
живописи,
графике,
скульптуре,
проектировании предметов быта и т. д.

Создавать скульптурные композиции.

Уметь с помощью формы предмета
передавать его характер, смысл и
настроение в композиции.

Уметь
трансформировать
формы в декоративные.
Искусство полиграфии (6ч.)

реальные

Спецификаизображени
я в полиграфии. Формы
полиграфической
продукции
(книги,
журналы,
плакаты,
афиши,
открытки,
буклеты).
Типы изображения в
полиграфии
(графическое,
живописное,
компьютерное
фотографическое).
Искусство
шрифта.
Композиционные
основы макетирования
в графическом дизайне.
Проектирование
обложки
книги,
рекламы,
открытки,
визитной карточки и
др.

Проектирование обложки
книги, рекламы, открытки,
визитной карточки
Прямые линии и организация
пространства.
Специфика изображения в
полиграфии
Цвет- элемент
композиционного творчества.
Типы изображения в
полиграфии
Свободные формы: линии и
пятна.
Буква- строка- текст.
Искусство шрифта.
Композиционные основы
макетирования в графическом
дизайне.
Формы полиграфической
продукции.
Многообразие форм
графического дизайна.

6

Уметь
ориентироваться
и
самостоятельно
находить
необходимую
информацию
по
культуре и искусству в словарях,
справочниках, книгах по искусству, в
электронных
информационных
ресурсах.
Уметь планировать и грамотно
осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
Находить
варианты
решения
различных художественно-творческих
задач.
Понимать разницу между элитарным
и массовым искусством.
Оценивать с эстетических позиций
достоинств
и
недостатков
произведений искусства.

Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. (2ч.)
Классицизм в русской Ты - архитектор. Искусство
2
портретной живописи флористики.
Осознавать роль ритма в передаче
XVIII
века
(И.П. Замысел архитектурного
эмоционального состояния и характера
Аргунов, Ф.С. Рокотов, проекта.
изображаемого, раскрытии содержания
Д.Г. Левицкий, В.Л.
работы.
Боровиковский).
Ты - архитектор.
Архитектурные
Осуществление
шедевры стиля барокко архитектурного проекта.
в
Санкт-Петербурге
(В.В. Растрелли, А.
Ринальди). Классицизм

в русской архитектуре
(В.И. Баженов, М.Ф.
Казаков).
Русская
классическая
скульптура XVIII века
(Ф.И. Шубин, М.И.
Козловский).
Исторический
жанр
(В.И.
Суриков).
«Русский стиль» в
архитектуре
модерна
(Исторический музей в
Москве,
Храм
Воскресения Христова
(Спас на Крови) в г.
Санкт - Петербурге).
Монументальная
скульптура
второй
половины XIX века
(М.О. Микешин, А.М.
Опекушин,
М.М.
Антокольский).

Понимать и использовать в работе
зависимость эмоционального
содержания плоскостных композиций
от формата листа.

Применять правила перспективы в
художественно-творческой
деятельности (работа с натуры и по
представлению).
Выбирать материалы и технику работы,
соответствующую
художественному
замыслу.
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества (2ч.)

Традиции
и Традиции и новаторство в
2
Различать общее и специфичное в
новаторство
в изобразительном искусстве XX
искусстве разных народов.
изобразительном
века
искусстве XX века
Выбирать материалы и технику работы,
(модерн,
авангард, Отчетная выставка работ по
соответствующую
художественному
сюрреализм). Модерн в декоративно – прикладному
замыслу.
русской
архитектуре
искусству.
(Ф. Шехтель). Стиль
Передавать художественный замысел
модерн в зарубежной Роль декоративного искусства
через форму, пластику соответственно
архитектуре (А. Гауди).
в жизни человека и общества
выбранному материалу.
Крупнейшие
художественные музеи Художественно-творческие
Получать представление об основных
мира и их роль в проекты.
формах работы сценографа (эскизы, макет,
чертежи и др.), об этапах их воплощения на
культуре (Прадо, Лувр, Безграничное пространство
сцене в содружестве с бутафорами,
Дрезденская галерея). сцены. Сценография — особый
пошивочными, декорационными и иными
Российские
вид художественного
цехами. Уметь применять полученные знания
художественные музеи творчества.
о типах оформления сцены при создании
(Русский
музей, Спектакль: от замысла к
школьного спектакля.
Эрмитаж,
воплощению
- Понимать и объяснять условность
Третьяковская галерея,
театрального костюма и его отличия от
Музей
бытового. Представлять, каково значение
костюма в создании образа персонажа и уметь
изобразительных
рассматривать его как средство внешнего
искусств имени А.С.
перевоплощения актера (наряду с гримом,
Пушкина).
прической и др.). .
Художественнотворческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография (26)
Визуальнопространственные
виды искусства и их
значение в жизни
людей.
Роль и значение ИЗО в
синтетических видах

Роль
изображения
в
синтетических
искусствах.
Театральное
искусство
и
художник. Сценография
–
особый вид художественного
творчества. Костюм, грим и

26

Понимать специфику
изображения
и
визуально-пластической образности в театре и
на киноэкране. Приобретать представления
о синтетической природе и коллективности
творческого процесса в театре, о роли
художника-сценографа
в
содружестве
драматурга, режиссера и актера.
Узнавать о
жанровом
многообразии
театрального искусства.

творчества.
Художник в театре.
Изобразительная
природа экранных
искусств.
Телевизионное
изображение, его
особенности и
возможности.
Создание
художественного
образа в искусстве.

маска. Театральные художники
начала XX века (А.Я. Головин,
А.Н.
Бенуа,
М.В.
Добужинский).
Опыт
художественно-творческой
деятельности.
Создание
художественного образа в
искусстве
фотографии.
Особенности художественной
фотографии.
Выразительные
средства
фотографии
(композиция, план, ракурс,
свет, ритм и др.). Изображение
в фотографии и в живописи.
Изобразительная
природа
экранных искусств. Специфика
киноизображения:
кадр
и
монтаж. Кинокомпозиция и
средства
эмоциональной
выразительности в фильме
(ритм, свет, цвет, музыка,
звук).
Документальный,
игровой
и
анимационный
фильмы.
Коллективный
процесс творчества в кино
(сценарист,
режиссер,
оператор, художник, актер).
Мастера
российского
кинематографа
(С.М.
Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук,
А.А.
Тарковский,
Н.С.

- Понимать соотнесение правды и условности
в актерской игре и сценографии спектакля.
Узнавать, что актер — основа театрального
искусства
и
носитель
его
специфики. Представлять значение
актера
в
создании
визуального
облика
спектакля. Понимать соотнесение
правды
и
условности в актерской игре и сценографии
спектакля. Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на
сцене только через актера, благодаря его игре.
Получать представление об истории развития
искусства театра, эволюции театрального
здания
и
устройства
сцены
(от
древнегреческого амфитеатра до современной
мультисцены).
- Узнавать,
что
образное
решение
сценического пространства спектакля и облика
его
персонажей
составляют
основную
творческую
задачу
театрального
художника. Понимать различия в творческой
работе художника-живописца и сценографа.
Осознавать отличие бытового предмета и
среды
от
их
сценических
аналогов. Приобретать
представление об
исторической
эволюции
театральнодекорационного
искусства
и
типах
сценического
оформления
и уметь
их творчески использовать в своей сценической практике.
Понимать
и
объяснять синтетическую
природу фильма, которая рождается благодаря
многообразию
выразительных
средств,
используемых в нем, существованию в
композиционно-драматургическом
единстве
изображения, игрового действа, музыки и
слова. Приобретать представление о кино как
о пространственно-временном искусстве, в
котором экранное время и все изображаемое в
нем являются условностью (несмотря на
схожесть кино с реальностью, оно лишь ее

художественное
отображение). Знать, что
спецификой языка кино является монтаж и
монтажное построение изобразительного ряда
фильма. Иметь представление об истории
кино и его эволюции как искусства.
- Приобретать представление о коллективном
процессе создания фильма, в котором
участвуют не только творческие работники, но
и технологи, инженеры и специалисты многих
иных
профессий. Понимать эмоциональнообразную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нем человека и
природы.
- Уметь
пользоваться опытом
создания видеосюжета при презентации своих
сообщений в Интернете.

Михалков).
Телевизионное
изображение, его особенности
и возможности (видеосюжет,
репортаж
и
др.).
Художественно-творческие
проекты.

Итого

34

34

34

34

7. Материально – техническое обеспечение
№п/п

Наименование объектов и средств материально технического обеспечения

1.

Библиотечный
продукция)

фонд

(книгопечатная

 Федеральный государственный
образовательный
стандарт
начального
общего образования.
 Примерная программа начального общего
образования
искусству.

по

Количество

Д

Д

изобразительному


Рабочие программы по изобразительному
искусству.

Учебно-методические
комплекты
по
программе, выбранной в качестве основной для
проведения уроков изобразительного искусства.

Д

 Учебники по изобразительному искусству

Методические пособия (рекомендации к
проведению
уроков

К
Д

К

изобразительного искусства).


Книги о художниках и художественных
музеях

Д

Печатные пособия

2.


Таблицы по цветоведению, перспективе,
построению орнамента.
 Таблицы
по
народным промыслам,

Д

русскому
костюму,
прикладному искусству

Д

декоративно-

Информационно-коммуникативные средства
o
Электронные библиотеки по искусству:

3.

 Живопись акварелью. Базовый курс. М.: ООО Д
SOV-фильм. Волшебный мир искусства.
Д
 Изобразительное искусство
для младших
школьников.


Образовательная коллекция.

 Учимся
понимать
живопись.
Практический курс. Школа развития
личности Кирилла и Мефодия.
o
Учимся
понимать архитектуру.
Практический курс. Школа развития

Д

личности Кирилла и Мефодия.

Д

o Игровые художественные компьютерные

4.

программы:
• Волшебный сундук
• Маленький художник

д
д

•
•

Шрек 2 , кисти и краски
Веселые
акварели,
маленький художник

д
д

•

Мурзилка. Рисуем сказку

д

Технические средства обучения (ТСО)
o Мультимедийный

компьютер

художественным
программным
обеспечением.
o Мультимедийный -проектор.
o Экран (на штативе навесной).
5.

6.

д
с

д
д

Экранно - звуковые пособия
o Аудиокурсы по истории искусств

д

o Презентации
• по видам изобразительных искусств
• по жанрам изобразительных искусств
• по народным промыслам
• по
декоративно-прикладному
искусству
• по творчеству художников

д
д
д
д
д

Учебно-практическое оборудование
о Краски акварельные

к

о
о
о
о
о
о

к
к
к
Ф
к
к

Краски гуашевые
Бумага А4
Бумага цветная
Пастель
Фломастеры
Кисти беличьи №5, 10, 20

о
о
о
о
о
о
7.

Кисти щетина №3, 10, 13
Емкость для воды
Стеки
Пластилин
Клей
Ножницы

к
к
к
к
Ф

к

Модели и натурный фонд
о Муляжи фруктов

Д

о Муляжи овощей
о Изделия декоративно-прикладного искусства и
народных промыслов

Д
Д

8.

Игры и игрушки
о Маски.

ф
д

9.

Специализированная учебная мебель
о Столы
о Стулья
о Стеллажи для книг и оборудования

к
к
Д

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического
обеспечения учитывает средний расчет накопляемости класса (25-30 учащихся). Для
отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая
система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр;
К – полный комплект;
Ф – комплект для фронтальной работы;
П – комплект, необходимый для практической работы в группах.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях
искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к
человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
 характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое
значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
создавать декоративные изображения на основе русских образов;
 раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном
искусстве и в современной жизни;
 создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
 создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
 определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

 создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с
опорой на народные традиции;
 создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в
цветовом решении;
 умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для
данного возраста уровне);
 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
 владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,
цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале
плоскостных или объемных декоративных композиций;
 распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных
промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции
одного из промыслов;
 характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе
народных традиций;
 различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
 различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других
народов России;
 находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных
декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных
промыслов;
 различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов
России;

называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем
состоит различие временных и пространственных видов искусства.
Выпускник получит возможность научиться:

выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в
произведении искусства;
 определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и
«трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти
знания на практике;

различать произведения разных эпох, художественных стилей;

различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере
письма).
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Выпускник научится:
 называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем
состоит различие временных и пространственных видов искусства;
 классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение
для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
 объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
 композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
 создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
материалов;
 простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

 навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов
(кухонная утварь);
 изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
 создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из
геометрических тел;
 строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
 характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство
изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины
пространства;
 передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в
композиции натюрморта;
 творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры
наклейками на картоне;
 выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
 рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном
искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
 применять перспективу в практической творческой работе;
 навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
 навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила
линейной и воздушной перспективы;
 видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния
и настроения в природе;
 навыкам создания пейзажных зарисовок;
 различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная
перспектива;
 пользоваться правилами работы на пленэре;
 использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о
красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности
живописного произведения;
 навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
 различать
основные
средства
художественной
выразительности
в
изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
 определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль
формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали,
значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
 пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать
коллажные техники;
 различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж,
пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии
религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию
автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать
своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих
поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных
и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного
человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет
этического над эстетическим.
Понимание смысла деятельности художника
Выпускник научится:
 различать и характеризовать виды портрета;
 понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
 пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
 видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,
характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению,
по памяти;
 видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками
плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
 использовать графические материалы в работе над портретом;
 использовать образные возможности освещения в портрете;
 пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
 называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов
и определять их произведения;
 навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры
человека;
 навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
 навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
 приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками
фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
 характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный
образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве,
используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму,
ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре,
графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры;
характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для
создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности
специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с
учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе
одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства
художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками,
скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Выпускник научится:
 рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров
изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории
искусства;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
 различать жанры изобразительного искусства;
 работать над сюжетом и содержанием в картине.
Выпускник получит возможность научиться:
 характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
 получать представления об особенностях художественных коллекций
крупнейших музеев мира;
 распознавать мемориальные ансамбли;
 познакомиться с Великими портретистами прошлого.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Выпускник научится:
 систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории
архитектуры и дизайна;
 распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
 понимать сочетание различных объемов в здании;
 понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и
материал;
 иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох;
 понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
 различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
 характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в
пространстве городской среды;
 понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение
объемов при взгляде на них сверху;
 осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка –
вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
 применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект
и вспомогательные соединительные элементы;
 применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
 создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
 создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайнпроектов;
 получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в
пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

 приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
 характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
 понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
 называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
 понимать основы краткой истории костюма;
 характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов
дизайна одежды;
 применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в
формировании букета по принципам икэбаны;
 использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными
материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
 отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный
композиционный замысел;
 использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе
создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
 различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт,
бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними
для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
 характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
 использовать выразительный язык при моделировании архитектурного
пространства;
 использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной
композицией;
определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических
искусств.
Изобразительное искусство и архитектура РоссииXI –XVII вв.
Выпускник научится:
 узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София
Киевская. Фрески. Мозаики;
 различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.
Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
 различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать
значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной
жизни Руси;
 узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
 характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма
Покрова-на-Рву;
 раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по
характерным особенностям икону и парсуну;
 работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая
разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

 различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси.
Выпускник получит возможность научиться:
 определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники
архитектуры модерна;
 активно воспринимать произведения искусства и аргументированно
анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и
видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства.
Искусство полиграфии
Выпускник научится:
 понимать специфику изображения в полиграфии;
 различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты,
афиши и др.)
Выпускник получит возможность научиться:
 различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное, фотографическое);
 проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
 создавать художественную композицию макета книги, журнала.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Выпускник научится:
 использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном
искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
 характеризовать признаки и особенности московского барокко;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале.
Выпускник получит возможность научиться:
 определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники
архитектуры модерна;
 использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на
предметной плоскости и в пространстве;
 называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины
XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале.
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Выпускник научится:
 характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение
значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих
позиций и идеалов;
 узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть
имена великих русских мастеров исторической картины;
 характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской
культуры;
 рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании
образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной
истории;
Выпускник получит возможность научиться:
 называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и
определять их произведения живописи;
 узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Выпускник научится:
 культуре зрительского восприятия;
 понимать разницу между реальностью и художественным образом;
 распознавать объект и пространство в синтетических видах искусства;
 классифицировать жанровую систему в фотоискусстве и ее значение для анализа
развития искусства и понимания изменений видения мира;
 понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
 понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
 различать особенности художественной фотографии;
Выпускник получит возможность научиться:
 различать выразительные средства художественной фотографии (композиция,
план, ракурс, свет, ритм и др.);
 понимать изобразительную природу экранных искусств;
 характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
 различать понятия: игровой и документальный фильм;
 называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А.
Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
 понимать основы искусства телевидения;
 понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
 применять полученные знания о типах оформления сцены при создании
школьного спектакля;
 применять в практике любительского спектакля художественно-творческие
умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
 добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его
стилевого единства со сценографией спектакля;
 использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять
выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств
фотографии;
 применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки
композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
 пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении
отдельных недочетов и случайностей;
 понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
 применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
 применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
 использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и
компьютерного монтажа;
 применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и
изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
 смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажнооператорского искусства фильмы мастеров кино;
 использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для
формирования школьного телевидения;
 реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике
создания видео-этюда.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».