Биология 5-9 классы

Краснодарский край, Абинский раойн, п. Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза С.С.Азарова
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _биологии_______________________________________________
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) _основное общее образование, 5 – 9 классы ___
(начальное общее,

основное общее образование

с указанием классов)

Количество часов _272________
Учитель _Борисова Ольга Анатольевна________________________
Программа разработана в соответствии и на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ МОН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), основной образовательной
программы основного общего образования МБОУ СОШ № 5, с учетом
авторской программы курса «Биология» И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова,
В.С.Купченко, В.Н.Константинов, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова для
общеобразовательных учреждений, Москва «Вентана-Граф», 2012 г.
(указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания)

1.Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по биологии для 5-9-х классов разработана в соответствии с
федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения основного общего
образования, на основепримерной программы основного общего образования

по биологии,

авторской программы по биологии для 5–9 классов, авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,
Кучменко В.С., Константинов В.Н., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. М., «Вентана – Граф»,2012
Цели программы:
Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное,
общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Основные цели изучения биологии в школе:
• формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей
закономерностях, биологических системах;
• овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли
живых организмов;
• овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической
деятельности;
• воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью
окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и
экологической грамотности;
• овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни,
оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других
людей и собственному организму.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких
уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к
результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей
школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной
ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов
общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают
определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки
зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная
взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического
образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее
общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями
биологического образования являются:

•социализация

обучаемых

—

вхождение

в

мир

культуры

и социальных отношений,

обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм,
ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и
здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;
познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы,
формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностносмысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной
деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к
объектам живой природы.

2. Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у
школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и
эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом
культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание,
значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения
окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической
деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы»
обеспечивает:


формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты
мира;



овладение научным подходом к решению различных задач;



овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать полученные результаты;



овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;



воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание
значимости концепции устойчивого развития;



формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных
результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём
применения межпредметного анализа учебных задач.
Рабочая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:



многообразие и эволюция органического мира;



биологическая природа и социальная сущность человека;



структурно-уровневая организация живой природы;



ценностное и экокультурное отношение к природе;



практико-ориентированная сущность биологических знаний.

3. Описание места учебного предмета.
Согласно учебного плана МБОУ СОШ №5 предусматривается изучение предмета в следующем
объёме:

Часы/ класс

5

6

7

8

9

В неделю

1

1

2

2

2

В год

34

34

68

68

68

итого

272ч.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета,
курса
В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на
ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к
курсу биологии он является пропедевтическим. Содержание курса биологии в основной школе
является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей
школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое
звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей
уровневой и профильной дифференциации.
Личностные результаты:


знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа

жизни и здоровье - сберегающих технологий;


реализация установок здорового образа жизни;



сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение

живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
е и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою
позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:


выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков

живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов ибактерий; организма
человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии,
питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция
жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);


приведение доказательств (аргументация) родства человека млекопитающимиживотными;

взаимосвязи человека и окружающей среды;


зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты

окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных
привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных ипростудных заболеваний;


классификация— определение принадлежности биологических объектов к определенной

систематической группе;


объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в

природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере
сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и
изменчивости,

проявлениянаследственных

заболеваний

у

человека,

видообразования

и

приспособленности;


различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека;

на живых объектах и таблицах—органов цветкового растения, органов и систем органов
животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее

распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для
человека растений и животных;


сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения

на основе сравнения;


выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов

взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток,
тканей, органов, систем органов и их функциями;


овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических

объектов и процессов; постановка биологических экспериментов иобъяснение ихрезультатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основныхправил поведения вприроде и основздорового образа жизни;
• анализ и оценкапоследствийдеятельности человека вприроде, влиянияфакторов риска наздоровье
человека.
3. В сфере трудовойдеятельности:
• знание исоблюдение правилработы в кабинетебиологии;
• соблюдениеправил работы сбиологическимиприборамииинструментами(препаровальные иглы,
скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за
состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
5. Содержание курса биологии
Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой
природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное
строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии
— возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые
грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Мерыпрофилактики
заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности:обмен веществ
и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт
веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение.
Многообразие

растений,

принципы

их

классификации.

Водоросли,

мхи,

папоротники,

голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека.
Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих
видов растений. Основные растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных.
Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие
(типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и
домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение
животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и
исчезающих видов животных.
1. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
3. Изучение органов цветкового растения.
4. Изучение строения позвоночного животного.
5. Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
6. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
7. Изучение строения водорослей.
8. Изучение строения мхов (на местных видах).
9. Изучение строения папоротника (хвоща).
10. Изучение строения голосеменных растений.
11. Изучение строения покрытосеменных растений.
12. Изучение строения плесневых грибов.
13. Вегетативное размножение комнатных растений.
14. Изучение одноклеточных животных.
15. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение заего
16. передвижением и реакциями на раздражения.
17. Изучения строения моллюсков по влажным препаратам.
18. Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.
19. Изучение строения рыб.
20. Изучения строения птиц.
21. Изучение строение куриного яйца.
22. Изучение строения млекопитающих.
Экскурсии

Разнообразие и роль членистоногих в природе.
Разнообразие птиц и млекопитающих.
Человек и его здоровье
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания
человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место
человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных.
Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов.
Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение
физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая
помощь при травмах опорно- двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства.
Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови.
Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные
сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой
помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен влёгких и тканях.
Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания
первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные
заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы
пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в
организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков,
углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей,
волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их
профилактика. Закаливание организма.
Выделение.

Строение

и

функции

выделенной

системы.

Заболевания

органовмочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции,
передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ — инфекция и её профилактика.
Наследственные

заболевания.

Медико-генетическое

консультирование.

Оплодотворение,

внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения,
употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушениязрения и слуха, их
предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их
действия

на

клетки.

Нарушения

деятельностинервной

и

эндокринной

систем

и

их

предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты.Условные рефлексы.
Особенности поведения человека. Речь. Мышление.Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон.
Темперамент и характер.Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения
ивоспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и
правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг,закаливание, двигательная
активность. Влияние физических упражнений наорганы и системы органов. Факторы риска:
стрессы, гиподинамия,переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их
влияниена состояние здоровья.
Лабораторные и практические работы
1. Строение клеток и тканей.
2. Строение и функции спинного и головного мозга.
3. Определение гармоничности физического развития.
4. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
5. Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
6. Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
7. Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких.
8. Строение и работа органа зрения.
Общие биологические закономерности
Отличительные признаки живых организмов. Особенности химическогосостава живых
организмов: неорганические и органические вещества, ихроль в организме.
Клеточное строение организмов.Строение клетки: ядро, клеточнаяоболочка, плазматическая
мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии,вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов.
Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности
клетки и организма.Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение.
Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность

и

изменчивость

—

свойства

организмов.

Наследственная

и

ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид —основная систематическаяединица.
Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции:
наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты
эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда —источник веществ,энергии и
информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой

природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз,
паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии.
Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о
биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль
человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в
экосистемах.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их
описание.
2. Выявление изменчивости у организмов.
3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсия. Изучение и описание экосистемы своей местности.
Перечень лабораторных, практических, контрольных работ, экскурсий:
5 кл. – 5-лабораторных, 4-практических, 1-экскурсия
6 кл – 1-лабораторных, 3-практических, 3—экскурсии
7 класс – 7-лабораторных, 3-экскурсии
8 класс – 8-лабораторных,
9 класс – 9-лабораторных, 3-экскурсии

6.Таблица тематического планирования.
№

Разделы, темы

Прим
ерная

Количество часов по кл.
Авт.

Рабочая программа

5
5кл. Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов
1
Отличие живого от неживого
6ч.
6ч.
2
Клеточное строение организмов
5ч.
5ч.
3

Жизнедеятельность организмов

24ч.

6

7

8

23

Итого
35
34
6кл. Раздел 2. Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания.
4
Классификация живых организмов.
9
12
2пр
1кр
3р.в
5
Взаимосвязь организмов со средой
9
10

9

обитания.
6

Природные сообщества.
Экосистема

5

7

Биосфера – глобальная экосистема.

2

8

Задания на лето.
ИТОГО

7 кл.
1

2
3
4
5
6
7
8
9

8кл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

1
26+9ч.
р.в

Введение. Общее знакомство с
растениями.

6

Клеточное строение растений
Органы растений
Основные процессы
жизнедеятельности растений
Основные отделы царства растений
Историческое развитие
растительного мира
Царство Бактерии
Царство Грибы. Лишайники.
Природные сообщества
ИТОГО

5
17
13

68+2ч.р.в
Общие сведения о мире животных.
Строение тела животных.
Подцарство .Простейшие, или
Одноклеточные.
Подцарство Многоклеточные
Типы Плоские черви, Круглые
черви, Кольчатые черви.
Тип Моллюски.
Тип Членистоногие.
Тип хордовые. Бесчерепные.
Надкласс Рыбы.
Класс Земноводные, или Амфибии.
Класс Пресмыкающиеся, или
Рептилии.
Класс Птицы.
Класс Млекопитающие, или Звери.
Развитие животного мира на Земле.
ИТОГО
9кл. 68+2ч.р.в

1экс
1р.в
8
2экс
1пр3р
.в
3
1р.в
1
34

7
1экс
1р.в
5
17
13

10
3

10
3

3
3
7
67+3ч.
р.в

3
3
7
68

5
2
4

5
2
4

2
6

2
6

4
7
6

4
7
6

4
4

4
4

9
10
5
68+2

9
10
5
68

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Общий обзор организма человека.
Опорно-двигательная система
Кровеносная система. Внутренняя
среда организма.
Дыхательная система.
Пищеварительная система.
Обмен веществ и энергии.
Мочевыделительная система.
Кожа
Эндокринная и нервные системы.
Органы чувств. Анализаторы.
Поведение человека и высшая
нервная деятельность.
Половая система. Индивидуальное
развитие организма
Биосфера и человек.
ИТОГО

5
9
7

7

7
7
3
2
3
5
6
9

7
7
3
2
3
5
6
9

2

2

3
68+2

3
68

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебники Федерального перечня:
1. Биология. 5-6 класс (авт. Сухова Т.С., Строганов В.А..);
2. Биология. 7 класс (авт. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.);
3. Биология. 8 класс (авт. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.);
5. Биология. 9 класс (авт.Драгомилов А.Г, Маш Р.Д.).
Дополнительная литература:

жизни Балабанова В.В. Учитель 2007
-7 классы Касаткина Н.А. Учитель 2008
-11 классы Ловкова Т.А.
Айрес-пресс 2007
-9 классы Воронина Г.А.
Айрес-пресс 2007
экологии 10-11 классы. Боднарук М.М. Учитель 2007
кты по анатомии человека. 8-11 классы
Боднарук М.М. Учитель 2007.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса,
средства обучения
Мультимедийные средства обучения

5
9

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

КиМ CD Уроки биологии. Растения
КиМ CD Уроки биологии. Человек.
DVD Интерактивный плакат. Биология
DVD Эволюция животного мира
КиМ CD Уроки биологии. Животные
КиМ CD Основы общей биологии
CD Электронное приложение к учебнику биологии 8 класса
CD Мультимедийное приложение к учебнику биологии 9 класса
CD Биология в школе. Жизнедеятельность животных
DVD «Мир животных»
DVD ВВС «Страны мира»
DVD ВВС «Жизнь млекопитающих»
DVD ВВС «Насекомые»
DVD ВВС «Эволюция человека»

Технические средства обучения
1. Интерактивное оборудование.
2. Мультимедийное оборудование.
3. Микроскопы.
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических
проблем;

давать

научное

объяснение

биологическим

фактам,

процессам,

явлениям,

закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми
объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления;
ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями,
законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;
сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации
труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода
за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в
кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по
биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета
при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового
образа жизни в быту;
 выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
 ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию
биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и

Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание
и данные об источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и
процессах

на

основе

нескольких

источников информации,

сопровождать

выступление

презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов
растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
 аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений,
животных, грибов и бактерий;
 аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и
бактерий;
 осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий,
грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
 объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и
животных на примерах сопоставления биологических объектов;
 выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;
 различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или
их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы
жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
 анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
 описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
 находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научнопопулярной

литературе,

биологических

словарях,

справочниках,

анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

Интернет

ресурсе,

 основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов
различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу
на защиту и защищать ее.
 использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и
выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое
сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
 осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных,
бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и
бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно
оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей,
органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма
человека;
 аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей
среды, родства человека с животными;
 аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
 аргументировать,

приводить

доказательства

необходимости

соблюдения

мер

профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения,
слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
 объяснять

эволюцию

вида

Человек

разумный

на

примерах

сопоставления

биологических объектов и других материальных артефактов;
 выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека,
сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты
(клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки
биологических объектов;

 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы
жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной
организации труда и отдыха;
 анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
 описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
 объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой
доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего,
кровотечениях;
 находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной
литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;
 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию
об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов
риска на здоровье человека.
 создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его
жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

 аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей
среды;
 аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды;
 осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических
объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения
биосферы;
 объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления
особенностей их строения и функционирования;
 объяснять

механизмы

наследственности

и

изменчивости,

возникновения

приспособленности, процесс видообразования;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты
или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и
систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и
оценивать последствия деятельности человека в природе;
 описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о
живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать

экологические

проблемы,

возникающие

в

условиях

нерационального

природопользования, и пути решения этих проблем;
 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов
риска на здоровье человека;
 находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе,
специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности
жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к
объектам живой природы);
 создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в
области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики,
экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды. Результаты промежуточной
аттестации, представляющие собойрезультатывнутришкольного мониторинга индивидуальных
образователь-ных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к
решению

учебно-практических

и

учебно-познавательных

задач

и

навыков

проектной

деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной
деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.
Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной)
характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для
продолжения образования.
Результаты промежуточной аттестации
-оценочная самостоятельность, работа с моделями (графико-знаковыми формами),
работа с чужими и собственными текстами (письменная дискуссия) проводится через разработку
специальных предметных контрольно-измерительных материалов.
быть проверены с помощью экспертных оценок в ходе встроенного наблюдения в разные виды и
формы деятельности обучающихся.
Текущий
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены
уроки-зачеты, контрольные работы.экспериментальная контрольная работа, тестирование,
диктант,

письменные

домашние

задания,

компьютерный

контроль,

анализ

творческих,

исследовательских работ, проекты.
Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также
применить умения, приобретенные при изучении биологии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».