«Принято» протокол заседания Педагогического совета МБОУ СОШ № 5 № 2 от «17 » декабря 2024 г. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 5 ______________О.А.Зыкова приказ № 511 от «18» декабря 2024 г. «Согласовано» Управляющий совет МБОУ СОШ № 5 протокол № 2 «16 » декабря 2024 г. Председатель _____________А.Д.Британ Учтено мотивированное мнение Совета родителей (законных представителей) обучающихся МБОУ СОШ № 5 протокол № 1 «16 » декабря 2024 г. Учтено мотивированное мнение Совета обучающихся МБОУ СОШ № 5 протокол № 1 от «16 » декабря 2024 г. Положение о средневзвешенной системе оценивания образовательных результатов обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 имени Героя Советского Союза С.С.Азарова муниципального образования Абинский район 1. Общие положения 1.1. Положение о средневзвешенной оценке качества обучения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 5 имени Героя Советского Союза С.С.Азарова муниципального образования Абинский район(далее – ОО) разработано в соответствии с нормативными документами: • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ; • Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816; • постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2024 № 556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования»; • Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 13.01.2023 № 03-49); • Уставом ОО. 1.2. Настоящее положение устанавливает единые требования перевода средневзвешенной оценки, рассчитанного электронным журналом АИС «Сетевой город. Образование» в пятибалльную отметку в МБОУ СОШ № 5. 1.3. Средневзвешенная система оценивания образовательных результатов учащихся представляет собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности учеников в учебных четвертях и полугодиях, а также ее учет при выставлении итоговой оценки. 1.4. Средневзвешенная система оценки вводится со второго класса начальной школы во всех классах и параллелях с целью стимулирования и активизации текущей учёбы учащихся, повышения объективности оценки их знаний, умений и навыков, обеспечения четкого оперативного контроля за качествомучебного процесса. 1.5. Внедрение средневзвешенной системы оценки направлено на качественную подготовку учеников, глубокое усвоение ими изучаемого материала и включает всестороннюю оценку учебной деятельности учащихся в учебном году. 1.6. Цели использования средневзвешенной системы оценки: а) стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся, осуществляя объективное оценивание различных видов работ; б) повышать качество изучения и усвоения материала; в) мотивировать обучающихся к системной работе в процессе получения знаний и усвоения учебного материала на протяжении всего учебного года; г) повысить объективность итоговой отметки, усилив ее зависимость отрезультатов ежедневной работы на протяжении всего учебного года. 2. Организация работы по средневзвешенной системе оценки образовательных результатов школьников 2.1. АИС «СГО» дает возможность подсчитывать не только среднее арифметическое значение текущих оценок, но и средневзвешенную оценку. Каждое задание (контрольная работа, самостоятельная работа, тест, ответ на уроке и т.д.) может иметь свой собственный «вес», что позволяет рассчитывать средневзвешенную оценку, и тем самым более объективно оценивать успеваемость обучающихся. Пример подсчета средневзвешенной оценки (Приложение №1) 2.2. Средневзвешенная система оценки включает учет и подсчет баллов, полученных на протяжении всего учебного года, за различные виды учебной работы (диагностические работы, контрольные работы, самостоятельные работы, тесты, проекты, презентации, домашние задания). 2.3. Формы контроля знаний и их количество определяются методическими объединениями исходя из объема и содержания каждой учебной дисциплины, фиксируются в соответствующей учебной программе и доводятся до сведения учеников и родителей через АИС «Сетевой город. Образование», родительские собрания и классные часы. 2.4. Удельный вес отдельных видов текущего контроля устанавливается методическими объединениями с учетом специфики предмета. Принятые нормативы требуют неукоснительного их соблюдения всеми преподавателями методического объединения. 2.5. Итоговая отметка выставляется в соответствии с приложением № 2. 2.6. Одним из обязательных свойств средневзвешенной системы оценки является ее открытость — ученики должны знать правила выставления баллов за каждый вид работы, знать “стоимость” любой деятельности, знать, как можно получить максимальные баллы, за что они могут их потерять и т.д. С этой целью “таблица стоимости” быть доступна ученикам и родителям, они могут в любое время ознакомиться с правилами средневзвешенной системы оценки. 3. Выставление текущих отметок обучающимся 3.1. Текущие отметки выставляются учителем в соответствующей графе после проведения каждого урока. 3.2. Контрольные, диагностические и тематические проверочные работы по предмету являются обязательной частью текущей аттестации обучающихся и учитываются при выставлении итоговой отметки за период аттестации. Если ученик пропустил урок по той или иной причине, он может «отработать» данную тему в форме, предложенной учителем: написать контрольную работу, выполнить творческую работу (сочинение, проект, дать письменно ответы на вопросы), самостоятельно изучить пройденный материал и сдать его на проверку учителю - предметнику. В этом случае отметка выставляется в день выполнения (сдачи) работы при условии выбора учителем других видов заданий (домашняя работа, самостоятельная, практическая и т.д). 3.3. Отметка за «отработанную» форму контроля знаний выставляется в день её официального проведения. В этом случае отметка выставляется в тот же день, пометка отсутствия учащегося на уроке (ОТ, УВП, Б) остается. Таким образом, в журнале (в одной клетке) могут появиться и отметка, и пометка об отсутствии. Ликвидация задолженности за обязательные виды работ означает освоение темы. 3.4. Фронтальные опросы, выполненные учеником на «2», также могут быть «отработаны», и положительная отметка выставляется в той же клетке журнала, вместо «неудовлетворительной» отметки, что означает усвоение темы учащимися. 3.5. Принципы выставления оценки в электронный журнал: - система оценивания должна показывать динамику успехов обучающихся вразличных сферах познавательной деятельности; - в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий иразвивающий; - оценка должна дать возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык; - критерии оценивания должны быть справедливы и объективны; - при выставлении оценки должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. 4. Права и обязанности учителей, обучающегося, родителей (законных представителей) при получении оценки. Разрешение спорныхвопросов 4.1. Педагогические работники несут дисциплинарную ответственность за неисполнение настоящего Положения. Заместители директора осуществляют постоянный контроль оценочной сферы деятельности педагогического коллектива, принимают все меры к разрешению спорных и конфликтных ситуаций, считая безусловным приоритетом законные интересы обучающегося. 4.2. Педагогические работники несут дисциплинарную ответственность за несвоевременное информирование родителей (законных представителей) обучающихся о текущей успеваемости обучающихся через АИС «Сетевой город. Образование» и на родительских собраниях. 4.3. Учителя-предметники обязаны: - выставлять оценки за текущие, итоговые работы в сроки указанные в нормативных актах школы; - выставлять неудовлетворительные оценки за четверть (полугодие), год после согласования с заместителем директора школы и обсуждения на педагогическом совете; - в случае выставления неудовлетворительной четвертной (полугодовой) отметки учитель оказывает помощь обучающемуся в освоении учебной программы в течение следующей учебной четверти. - информировать классного руководителя о предварительных оценках обучающихся за две недели до окончания четверти (полугодия); - выставлять в электронный журнал четвертную (полугодовую) и годовую оценку по предмету в течение последней неделе четверти (семестра,года) на последнем уроке учебного предмета - для объективной аттестации обучающихся по итогам четверти необходимо не менее 3 отметок при одночасовой недельной учебной нагрузке по предмету, и не менее 6 отметок при учебной нагрузке более двух часов в неделю. Для объективной аттестации обучающихся по итогам полугодия необходимо не менее 3 отметок при одно-двухчасовой недельной учебной нагрузке по предмету, и не менее 6 при учебной нагрузке более двух часов в неделю. Выставление отметок по предмету должно быть своевременным и равномерным в течение четверти. - руководствоваться в своей деятельности данным Положением. 4.4. Обучающийся и родители (законные представители) имеют право: - знать коэффициент, используемый для оценки любой деятельности, (Приложение 1); - ознакомиться с правилами вычисления средневзвешенной системы оценки; заявить о неудовлетворенности выставленной оценкой, подав письменное обращение об этом заместителю директора в срок не позднее 3- х рабочих дней со дня выставления оценки; - выполнить задания тематического контроля в случае его пропуска по уважительной причине; сроки такого контроля определяются учителем - предметником; - повторно выполнить задания, с целью исправления ранее выставленной оценки обучающийся может, в течение недели, со дня выставления оценки; - исправление оценок за четверть или полугодие допускается в сроки, обозначенные решением педагогического совета. 4.5. Обучающийся и родители (законные представители) обязаны: Родители (законные представители) обучающихся обязаны присутствовать на родительских собраниях, постоянно контролировать текущую успеваемость своего ребенка и создавать все необходимые условия для качественного и своевременного выполнения им домашнего задания по предмету, подготовки к урокам, обеспечивать контроль за посещением им учебных занятий, дополнительных занятий - оповещать учителя-предметника об ошибочно выставленной оценке; - сдавать пропущенный учебный материал в случае пропуска в течение аттестационного времени 50% и более учебных занятий; сроки такой пересдачи определяются учителем-предметником. Ответственность за ликвидацию задолженности (неудовлетворительной отметки за четверть/полугодие) по предмету и сдачу пропущенного учебного материала возлагается на обучающегося и его родителей (законных представителей). 5. Заключительные положения 6.1. Формы контроля знаний и их количество определяются основными образовательными программами МБОУ СОШ № 5, доводятся до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) через официальный сайт школы, родительские собрания и классные часы. 6.2. Данное Положение является обязательным для исполнения всеми педагогическими работниками школы с момента его утверждения вустановленном порядке. 6.3. Настоящее Положение действует до момента разработки и принятия нового нормативного локального акта, регламентирующего требования к выставлению текущих и итоговых оценок. Приложение 1. Пример подсчета средневзвешенной оценки Электронный журнал АИС «Сетевой город. Образование» дает возможность подсчитывать не только среднее арифметическое значение текущих оценок. Каждое задание может иметь свой собственный вес (контрольная, самостоятельная работа, ответ на уроке, проверка тетрадей будут, очевидно, иметь разный "вес"), что позволяет рассчитывать средневзвешенную оценку и тем самым более объективно оценивать успеваемость учащихся. 1.1. Значения веса – от 1 до 4. Значение 0 означает, что соответствующий столбец классного журнала не должен учитываться при расчете средневзвешенной оценки. 1.2. Формула подсчета средневзвешенной оценки: Сумма произведений оценок на их вес Средневзвешенное = Сумма веса этих оценок 1.3.Особенности подсчета: 1. "Долги" ученика (невыполненные задания с обязательной оценкой, т.е. "точки" в журнале, причем только те, срок выполнения которых истёк) учитываются как минимальные оценки равные «2» и при подсчете средневзвешенного приравниваются к "двойкам". 2. Пропуски (посещаемость) никак не учитываются при подсчете средневзвешенной оценки. 3. На результат "взвешивания" влияют только отметки и "точки" в журнале (в дневнике ученика задания с обязательной отметкой выделены цветом). • Пример подсчета средневзвешенной оценки: Пусть в течение четверти(полугодия) было: 2 контрольных работы - вес 4, 3 самостоятельных работы - вес - 3, 1 практическая работа - вес – 2, 3 индивидуальная работа – вес 1 Ученик получил: за первую контрольную – «3», вторую контрольную – «н», пропустил, 1 - ая самостоятельная работа –«2», 2 - ая самостоятельная работа - «4», 3 –я самостоятельная работа «н», проболел. За индивидуальную работу - две оценки «5» и одна«4». Практическая работа – «4». Если выписать оценки в ряд, получим: «3», «н», «2», «4», «н», «5», «5», «4», «4». По среднему баллу ученик претендует на твёрдую "4".Однако, если использовать веса отметок, получим: 3*4 + 2*4 + 2*3 + 4*3 + 2*3 + 5*1 + 5*1 + 4*1 + 4*2 = 66 баллов. Здесь: первое слагаемое 3*4 - первая контрольная, второе слагаемое 2*4 вторая контрольная, которую он пропустил, 3-е, 4-е, 5-е слагаемые с весом 3 - это самостоятельные работы, 6-е, 7-е, 8-е слагаемые с весом 1 проверки тетрадей, последнее слагаемое 4*2 - практическая работа. Совокупный вес отметок (внимание: включая обязательные отметки, а не только полученные учеником): 2*4 + 3*3 + 2 + 3*1 = 22. Здесь: 2*4 - получено 2 отметки с весом 4; 3*3 - получено 3 отметки с весом 3; 2 - получена одна отметка с весом 2 (1*2); 3*1 - получено 3 отметки с весом 1; Итоговая оценка ученика будет равняться 66/22 = 3,0. Средневзвешенная оценка дает более точный уровень успеваемости. 1.4. Таблица «веса» работ Тип задания Административная работа Графическая работа Итоговая контрольная работа Контроль навыков аудирования Контрольно-диагностическая работа Контрольное изложение Контрольное сочинение Контрольный диктант Контрольный диктант с грамматическим заданием Работа на уроке Работа по карточке Ответ на уроке Контрольная работа Диагностическая контрольная работа Самостоятельная работа Лабораторная работа Проект Тематическая работа Реферат Диктант Сочинение Изложение Практическая работа Зачёт Тестирование Домашнее задание диктант с орфографиче заданием Индивидуальная работа Краевая контрольная работа Сообщение по теме диктант с граммат. заданием Домашнее сочинение литература Вес 2 2 4 3 3 3 3 2 2 1 2 2 3 3 3 3 3 2 1 2 3 3 3 3 3 1 3 1 3 1 3 2 Математический диктант Мониторинговая работа Творческая работа Диагностическая работа Домашнее сочинение русск.язык Компьютерное тестирование Словарный диктант Итоговое тестирование Фед. работа РЦОИ и СтатГрад Зачётная практическая работа Итоговый контрольный диктант Аудирование Обучающая практическая работа Контрольное списывание Проверочная работа Всероссийская проверочная работа Техника чтения Комплексная работа ФГОС Наизусть Итог. год. контрольная работа Национальные исследования КО Контрольно-диагностическая раб. Списывание Орфографическая работа Грамматическое задание Письмо по памяти Доклад Работа с контурными картами Рабочая тетр. (вед.тетр. конс) Контроль навыков говорения Контр.навык.письма: Лич.письмо Контр. навык. письм.: эссе Контроль навыков чтения Лекси.-грамматичечкий текст 2 2 2 3 2 3 1 4 3 3 4 3 3 1 2 3 1 3 2 4 3 3 1 2 2 3 1 3 1 3 3 3 2 2 Приложение 2 Выставление итоговых четвертных (полугодовых и годовых) отметок 1. Отметка ученика за четверть (полугодие) выставляются с учетом следующей шкалы: Оценка «2» - средний бал до 2,59 Оценка «3» - средний бал в диапазоне от 2,6 до 3,59 Оценка «4» - средний бал в диапазоне от 3,6 до 4,59 Оценка «5» - средний бал в диапазоне от 4,6 до 5 2. Итоговая аттестация – это фиксация четвертных (во 2-9 классах), полугодовых (в 10-11 классах) и годовых отметок обучающихся. При равном количестве четвертных оценок «2», «3», «4» или «5» решающее значение имеет оценка за четвертую четверть, для 10-11 классов решающее значение имеет оценка за второе полугодие 2.1. Во 2-9-х классах отметка «5» за год выставляется при наличии всех отметок «5», а также возможны варианты: 4 4 5 5 I 2 5 4 4 5 3 5 5 4 5 4 5 5 5 4 Год 5 5 5 5 Отметка «4» за год выставляется при наличии всех отметок «4» при отсутствии неудовлетворительных отметок, а также возможны варианты: 5 5 3 3 4 I 2 4 4 4 3 3 3 5 4 4 4 3 4 4 4 4 4 4 Год 4 4 4 4 4 Отметка «3» за год выставляется при наличии всех отметок «3», а также возможны варианты: I 4 3 3 3 2 3 4 3 4 3 4 Год 3 3 2 3 2 3 3 2 3 2 3 3 3 3 Отметка «2» за год выставляется при наличии неудовлетворительных отметок, а также возможны варианты: I 2 3 4 3 3 2 2 2 3 3 2 3 2 3 2 3 3 3 трех Год 2 3 3 2.2.Для учащихся 10 - 11 классов годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов полугодовых промежуточных аттестаций как среднее арифметическое. Приоритетом при выставлении отметки за год является отметка за второе полугодие. Округление по правилам математики НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ. Во 10-11-х классах отметка «5» за год выставляется при наличии всех отметок «5», а также возможны варианты: 4 I 2 5 Год 5 Отметка «4» за год выставляется при наличии всех отметок «4» при отсутствии неудовлетворительных отметок, а также возможны варианты: 5 3 3 5 I 2 4 4 5 3 Год 4 4 4 4 Отметка «3» за год выставляется при наличии всех отметок «3», а также возможны варианты: I 4 2 2 2 3 3 5 4 2 Год 3 3 3 3