МБОУ СОШ № 5 Положение о проведении лабораторных, практических, контрольных работ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.С.АЗАРОВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН

Положение
о проведении лабораторных, практических, контрольных работ
в МБОУ СОШ № 5
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:
− Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
− Федерального закона от 04.08.2023 №463-ФЗ «О внесении изменений
в статьи 97 и 98 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации»;
− постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2024 №
556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования
и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования»;
− приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.2021. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
− приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
− приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
− приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;

− приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 372 “Об утверждении федеральной образовательной
программы начального общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 №
74229);
− приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 370 “Об утверждении федеральной образовательной
программы основного общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 №
74223);
− приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 371 “Об утверждении федеральной образовательной
программы среднего общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 №
74228);
− рекомендациями по планированию, организации и проведению
лабораторных, практических, контрольных работ в муниципальном
бюджетном
общеобразовательном
учреждении
средней
общеобразовательной школе № 5 имени Героя Советского Союза
С.С.Азарова муниципального образования Абинский район (далее – Школа)
и
применяется в целях упорядочения требований, предъявляемых к
оформлению и проведению лабораторных, практических, контрольных
работ.
К основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены
лабораторные и практические работы, направленные на экспериментальное
подтверждение теоретических положений и формирование учебных
практических умений и навыков.
1.2. В процессе лабораторной или практического работы как видов
учебных занятий обучающиеся выполняют одну лабораторную работу или
одну практическую работу под руководством преподавателя в соответствии
с изучаемым содержанием учебного материала.
1.3. Выполнение обучающимися лабораторных и практических работ
направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных
теоретических знаний по конкретным темам изучаемого предмета;
- формирование умений применять полученные знания на практике,
реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие
интеллектуальных, аналитических, проектировочных,
конструктивных умений и др.;
- выработку
при
решении
поставленных
задач
таких
профессионально
значимых
качеств,
как
самостоятельность,
ответственность, точность, творческая инициатива.
1.4.
При проведении лабораторных и практических работ класс
может делиться на подгруппы.

1.5.
Целью проведения контрольных работ является:
- установление фактического уровня теоретических знаний учащихся по
предметам учебного плана, их практических умений и навыков;
- соотнесение этого уровня с требованиями образовательного стандарта
во всех классах;
- контроль за выполнением учебных программ и календарнотематического планирования изучения учебных предметов.
1.6.
Практические, лабораторные, контрольные работы оформляются
учащимися в письменном виде и проверяются учителем.
1.7.
В один учебный день в классе может быть проведена только одна
контрольная работа.
2. Планирование лабораторных, практических, контрольных работ
2.1.
При планировании состава и содержания лабораторных и
практических работ следует исходить их того, что лабораторные и
практические работы имеют разные ведущие дидактические цели.
2.2. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является
экспериментальное подтверждение
и
проверка
существенных
теоретических положений при изучении данной дисциплины.
2.3. Ведущей дидактической целью практических работ является
формирование учебных и практических умений, необходимых
в
последующей учебной деятельности по изучаемому предмету.
Состав и содержание практических работ должно быть направлено на
реализацию образовательных стандартов.
2.4. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием
лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул,
методик
расчета,
установление
и подтверждение закономерностей,
ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление
свойств веществ, их качественных и количественных характеристик,
наблюдение развития явлений, процессов и др.
2.5. При выборе содержания и объема лабораторных работ следует
исходить из сложности учебного материала для усвоения, из внутри
предметных и межпредметных связей, из того, какое место занимает
конкретная работа в совокупности
лабораторных
работ
и
их
значимости для формирования целостного представления о содержании
учебной дисциплины.
2.6. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что
наряду с ведущей дидактической целью - подтверждением теоретических
положений - в ходе выполнения заданий у обучающихся формируются
практические умения и навыки обращения с различными приборами,

установками, лабораторным оборудованием, а также исследовательские
умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости,
делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять
результаты).
2.7. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием
практических занятий являются решение разного рода задач, в том
числе экспериментальных, выполнение вычислений, расчетов, чертежей,
работа с измерительными приборами, оборудованием.
2.8.
На
практических
работах
обучающиеся овладевают
первоначальными практическими умениями и навыками, которые в
дальнейшем закрепляются и совершенствуются.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических
работ обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются
теоретические знания, вырабатывается способность и готовность
использовать
теоретические
знания
на
практике,
развиваются
интеллектуальные умения.
2.9. Содержание лабораторных и практических работ фиксируется в
рабочих учебных программах по предмету в разделе "Содержание учебной
дисциплины".
2.10. Состав заданий для лабораторной и практической работы должен
быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть
выполнены качественно большинством обучающихся. Количество часов,
отводимых на лабораторные и практические работы, фиксируется в
тематических планах рабочих учебных программ.
2.11.
Перечень лабораторных и практических работ в рабочих
программах по предмету, а также количество часов на их проведение
могут отличаться от рекомендованных примерной программой.
2.12. Контрольные работы по каждому учебному предмету проводятся
не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени,
затрачиваемого на проведение контрольных работ, не должен превышать
10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение учебного
предмета.
Организация и проведение лабораторных, практических,
контрольных работ
3.1.
Лабораторная работа как вид учебного занятия должна
проводиться на специально оборудованных рабочих местах. Необходимыми
структурными
элементами
лабораторной
работы,
помимо
самостоятельной
деятельности
обучающихся,
являются
3.

инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения
итогов выполнения лабораторной работы.
3.2.
Практическая работа должна проводиться в учебных кабинетах
или на специально оборудованных рабочих местах. Необходимыми
структурными
элементами
практического
занятия,
помимо
самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж,
проводимый учителем, а также анализ и оценка выполненных работ. Перед
лабораторной
или практическим
работой учителю-предметнику
необходимо получить информацию об отсутствии противопоказаний у
обучающихся к веществам, реактивам, которые используются при
выполнении работы. Данную информацию предоставляют классные
руководители (по результатам письменных опросов родителей на
родительских собраниях)
3.3.
Выполнению лабораторных и практических работ предшествует
проверка знаний обучающихся их теоретической готовности к выполнению
задания.
3.4.
По каждой лабораторной и практической работе учителем
предметником должны быть разработаны методические указания по их
проведению.
3.5.
Лабораторные
и
практические работы могут носить
репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их
выполнении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в
которых указаны цель работы, оборудование, материалы и их
характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что
при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями,
им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от
обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов
выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что
обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на
имеющиеся у них теоретические знания. При планировании лабораторных и
практических работ необходимо находить оптимальное соотношение
репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить
высокий уровень интеллектуальной деятельности.
3.6.
Формы организации обучающихся на лабораторных и
практических работах: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся
выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа
выполняется группами по 2-4 человека.
При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся
выполняет индивидуальное задание.
3.7.
Для повышения эффективности проведения лабораторных и
практических работ рекомендуется:
• разработка
сборников
задач,
заданий
и
упражнений,
сопровождающихся методическими указаниями, применительно к
конкретным разделам и темам;
• подчинение методики проведения лабораторных и практических работ
ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для
обучающихся;
• использование в практике преподавания поисковых лабораторных
работ, построенных на проблемной основе;
• применение коллективных и групповых форм работы, максимальное
использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности
каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема
работ;
• проведение лабораторных и практических работ на повышенном
уровне трудности с включением в них заданий, связанных с
самостоятельным отбором необходимого оборудования;
• подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся,
работающих в более быстром темпе, для эффективного использования
времени, отводимого на лабораторные и практические работы.
3.8. Контрольные работы проводятся на втором-третьем-четвертом
уроках.
4. Оформление лабораторных, практических, контрольных работ
4.1. Структура оформления лабораторных, практических, контрольных
работ по предмету определяется учителем- предметником.
4.2. Оформление лабораторных, практических, контрольных работ по
предмету ведется в отдельных тетрадях для лабораторных, практических,
контрольных работ, которые хранятся в кабинете.
4.3.
Оценки
за
выполнение
лабораторных, практических,
контрольных работ выставляются по пятибалльной системе.
5. Требования к оформлению лабораторных, практических,
контрольных работ
5.1. Описания практических работ должны содержать:
• число;

• номер практической или лабораторной работы;
• наименование работы;
• цель работы;
• перечень используемых веществ;
• отчет о выполнении лабораторной или практической работы должен

быть представлен в форме таблицы:
№ Что делали
п/п

Что наблюдали

Выводы и уравнения реакций

• в содержание отчета должны быть включены необходимые решения,

ответы на контрольные вопросы, вывод о проделанной работе,
соответствующие рисунки.
5.2.
Перед выполнением практической и лабораторной работы
учитель-предметник проверяет готовность обучающихся к ее выполнению.
5.3.
Учитель-предметник контролирует выполнение обучающимися
практической работы и лабораторной работы в соответствии с инструкцией
по проведению.
5.4.
Текст разрешено вписывать четким разборчивым почерком,
пастой синего цвета.
5.5.
Учитель-предметник проверяет отчет обучающегося о
выполненной практической работе и делает отметку в журнале в
соответствии с правилами ведения журнала.
5.6.
В соответствии с графиком ВШК заместитель директора по УВР
осуществляет контроль за проведением практических и лабораторных работ.
5.7.
Тетради для практических, лабораторных, контрольных работ
обучающихся хранятся в кабинете до конца учебного года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».