МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АБИНСКИЙ РАЙОН
СОШ №5
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим
объединением учителей
эстетического цикла
Заместитель директора
Директор
_____________ Британ И.В.
___________ Тарасова М.В.
_____________ Зыкова О.А.
Протокол № 1 от «30»
август 2024 г.
Протокол №1 от «30»
август 2024 г.
Приказ №1 от «30» август
2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Черчение»
(название учебного предмета, курса, в соответствии с учебным планом)
Для учащихся 11 классов
пгт. Ахтырский 2024г.
I. Пояснительная записка
Настоящая программа по черчению для учащихся11классов создана на основе:
• Федерального компонента государственного стандарта (2004 г.);
• Программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д.Ботвинников,
И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение. 2004;
• Образовательной программы МБОУ СОШ №5.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития
мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся.
Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания
окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования
учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники
и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления,
познавательных способностей учащихся. Занятия черчением оказывают большое влияние на
воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в
работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют
на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их
эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления,
пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью
графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в
черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент,
позволяющий
учителюсделатьпроцессобученияинтересным,привлекательным,выделяявнѐмте
аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами
производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном
производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического
цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ
школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет
совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению
входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной
литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других
школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от
методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в
черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих
методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование,
выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также
применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на
одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и
изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить
учащихся с правилами выполнения чертежей,
установленными
государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его
составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью
школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №5 на изучение предмета
«Черчение» отводится:
В 11 классе – 34часа (1 час в неделю). Всего: 34 часа в год.
I. Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения предмета ученик должен:
знать/понимать:
- технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж,
эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;
- условно-графические символы и обозначения для отображения формы, структуры
объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
уметь:
- организовывать рабочее место для выполнения графических работ.
- Выбирать способы графического отображения объекта или процесса;
- Выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной
поддержки; составлять учебные технологические карты;
- Применять компьютерные технологи и выполнения графических работ;
- использовать стандартные графические объекты и конструировать графические объекты:
выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов;
- выполнять построение чертежа и технического рисунка;
- соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
- читать чертежи, схемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- построения собственной образовательной траектории, выбора профессии, связанной с
выполнением чертежных и графических работ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной
группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и
свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,
толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность -учебную,
общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать
факты, составлять план работы и эскиз, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения черчения в основной школе представляют собой освоенный
Обучающимися опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применении, а также систему основополагающих элементов научного знания
- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области
освоения графических способов передачи информации;
- развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;
- развитие визуально–пространственного мышления;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе
базирующихся на ИКТ;
- формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
II. Содержание программы учебного предмета (курса)
11 КЛАСС (34ч.)
Введение(1ч.)
Вводный урок. Правила техники безопасности. Цели, задачи, содержание учебного курса.
Материалы, инструменты, принадлежности.
Техника выполнения чертежей и правила их оформления (1 ч.)
Линии чертежа. Правила оформления чертежей. Практическая работа №1.
Виды чертежа (4 ч.)
Изображения–виды, разрезы, сечения. Виды.
Определение названия видов.
Графическая работа №1: по наглядному изображению выполнить шесть видов.
Практическая работа №2:по двум видам модели построить третий вид и изометрию.
Сечения и разрезы (10ч.)
Определение сечений и разрезов. Их сходство и различие.
Дополнительные и местные виды. Определение, назначение, правила выполнения.
Дополнительный вид. Построение дополнительных видов по указанному направлению
взгляда.
Графическая работа №2: построение дополнительных видов и разрезов.
Практическая работа №3: построение различных видов разрезов.
Местный разрез. Правила выполнения местных разрезов.
Графическая работа№3: выполнение соединения части вида и части разреза.
Сечения. Виды сечений. Определение, способы получения сечений. Секущая плоскость.
Графическая работа №4: построение сечений, обозначенных секущими плоскостями.
Разрезы и сечения (обобщение темы). Выполнение упражнений на построение частных
случаев разрезов и сечений.
Нанесение размеров (3ч.)
Виды размеров. Правила нанесения линейных и угловых размеров. Частные случаи
нанесения размеров.
Практическая работа №4: нанесение размеров. Размеры на токарных деталях.
Графическая работа №5: нанесение размеров на чертеже токарной детали.
Сборочные чертежи (11ч.)
Изображение резьбы. Виды резьбы.
Практическая работа №5: изображение деталей с резьбой в собранном виде.
Графическая работа №6: изображение детали в собранном виде, нанесение размеров.
Различные виды упрощенных и условных изображений крепежных деталей.
Практическая работа №6: упрощенные и условные изображения крепежных деталей.
Графическая работа №7: составить плакат с упрощенными и условными изображениями
крепежных деталей.
Правила выполнения чертежей деталей, сборочных чертежей, общих видов
Условности и упрощения на сборочных чертежах.
Графическая работа №8: выполнение сборочных чертежей и чертежей общего вида.
Практическая работа №7: виды проекционных задач и способы их решения.
Практическая работа №8: построение условного вида сверху и слева по главному виду.
Использование и чтение условны х обозначений для выполнения чертежей деталей.
Чтение строительных чертежей, обобщение пройденного материала (4ч.)
Основные особенности строительных чертежей.
Условные изображения на строительных чертежах. Порядок чтения строительных
чертежей.
Обобщение пройденного материала.
IV. Тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
11КЛАСС(34ч.)
Название раздела, темы
Введение
Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Виды чертежа
Сечения и разрезы
Нанесение размеров
Сборочные чертежи
Чтение строительных чертежей, обобщение пройденного
материала.
Всего:
1. Ботвинников
Астрель,2014.
А.Д.,
Кол-во часов
1
1
4
10
3
11
4
34 ч.
V. Учебно-методическое обеспечение
Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.Черчение.
М.: АСТ,