11 класс основы мед.знаний

Введение
Программа элективного курса «Основы медицинских знаний» разработана на
основе ФГОС СОО и Примерной программы для девушек по основам медицинских
знаний и здорового образа жизни 10-11 классов (автор -составитель А.Т. Смирнов).
Курс предназначен для учащихся 10–11-х классов универсального профиля
химико-биологической направленности.
Программа рассчитана на 68 часов на 2 года обучения (1 час в неделю).
Изучение элективного курса “Основы медицинских знаний” поможет проверить
целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии
выпускников.
Программа «Основы медицинских знаний» имеет комплексный характер, так как
включает основы различных биологических наук: анатомии, физиологии, гигиены,
микробиологии. Содержание и структура курса обеспечивают выполнение
требований к уровню подготовки выпускников, научного мировоззрения,
гуманности, привитие самостоятельности, заботливого отношения к людям.
Цель курса: профильная ориентация учащихся на продолжение образования,
расширение знаний по ведению здорового образа жизни и оказанию первой
помощи.
Задачи:
-формировать умения и навыки комплексного осмысления знаний, полученных на
уроках ОБЖ ,биологии, химии;
- сформировать знания о санитарно-гигиенических требованиях в труде, быту;
-освоить виды медицинской помощи.

Планируемые результаты освоения элективного курса
«Основы медицинских знаний»
Личностные результаты:
Согласно требования ФГОС СОО личностные результаты освоения ООП
должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии,дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Личностные результаты из Примерной программы:
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на оказание
первой помощи;
-знание здоровьесберегающих технологий;
-реализация установок здорового образа жизни;
- формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать
выводы и др.);
Метапредметные результаты:
Согласно требования ФГОС СОО метапредметные результаты освоения
ООП должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из

словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источникахинформации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств
ихдостижения.
Метапредметные результаты из Примерной программы:
- умение применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам
первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по формированию
здорового образа жизни;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли во время оказания первой помощи;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в
экстренной ситуации
Предметные результаты:
Согласно требования ФГОС СОО предметные результаты освоения ООП по
основам безопасности жизнедеятельности должны отражать:
-сформированность экологического мышления, навыков здорового,
безопасногои экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков
и угроз
современного мира;

-знание правил и владение навыками поведения в опасных и
чрезвычайныхситуациях природного, социального и техногенного
характера;

-владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и
чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи
пострадавшим;
-умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Предметные результаты из Примерной программы:
- ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты,
мотивы, потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие
выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, умения
предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия,
проектировать модели безопасного поведения;
- умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности
здоровья, адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи
об опасной ситуации;
- накопление опыта в алгоритме оказания первой медицинской помощи
В результате изучения элективного курса «Основы медицинских знаний»
на уровне среднего общего образования:
обучающийся научится:
- прогнозировать и оценивать опасные ситуации;
-распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять
мероприятия по ее оказанию;
-оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
-оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
-вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
-классифицировать основные инфекционные болезни;
-транспортировать пострадавшего;
-определять меры, направленные на предупреждение возникновения и
распространения инфекционных заболеваний;
-объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и
государства

обучающийся получит возможность научиться:

-оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
-использовать средства по оказанию первой помощи;
-правильно накладывать повязки

Содержание программы (10 класс)
Основные инфекционные заболевания, их возбудители, пути
инфекции и меры их профилактики

передачи

Основные понятия об инфекционных заболеваниях. Дифтерия, грипп, признаки
заболевания и профилактика. Вирусный гепатит, туберкулез. Пути передачи и
профилактика. Дизентерия, сальмонеллез, ботулизм. Причины заболевания,
профилактика.
Основные неинфекционные заболевания. Профилактика факторов риска
основных неинфекционных заболеваний
Основные понятия о неинфекционных заболеваниях. Влияние факторов риска на
вероятность развития неинфекционных заболеваний. Ишемическая болезнь сердца.
Основные факторы риска при ишемической болезни сердца.
Первая медицинская помощь при травмах, ранениях и отравлениях
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Методы остановки
кровотечения. Виды повязок и правила их наложения. Первая медицинская помощь
при переломах. Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными
препаратами, алкоголем, никотином. Первая медицинская помощь при отравлениях
препаратами бытовой химии . Первая медицинская помощь при отравлениях
угарным газом.
Содержание программы (11 класс)
Первая медицинская помощь при отморожении, тепловом и солнечном ударах,
при
поражении электрическим током и при ожогах
Влияние внешней среды и бытовых условий на заболеваемость граждан
(солнечные лучи, низкая температура, электрический ток и т.п.). Первая
медицинская помощь отморожении .
Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах. Первая
медицинская помощь поражении электрическим током. Первая медицинская
помощь ожогах.
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и
инсульте

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности. Первая
медицинская помощь при инсульте. Первая медицинская помощь при массовых
поражениях. Первая медицинская помощь при ЧС техногенного характера.

Тематическое планирование по элективному курсу составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает создание благоприятных условий для приобретения обучающимися
опыта существования социально-значимых дел:
1) опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
2) опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
3) опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения
и самореализации.

Тематическое планирование элективного курса
10

Раздел
Основные инфекционные
заболевания, их возбудители,
пути передачи инфекции и
меры их профилактики
Основные неинфекционные
заболевания.
Профилактика факторов
риска основных
неинфекционных
заболеваний.
Первая медицинская помощь
при травмах, ранениях и
отравлениях
ВСЕГО

класс
Количество Теория
часов
10
10

Практика

Сроки

-

2

2

-

4

4

6
12

5
9

1
3

34

30

4

Тематическое планирование элективного курса
11

класс
Раздел
Количество Теория
часов
Первая медицинская помощь
12
7

Практика
5

Сроки

при отморожении, тепловом и
солнечном ударах, при
поражении электрическим
током и при ожогах
Первая медицинская помощь
при острой сердечной
недостаточности и инсульте
ВСЕГО

Раздел

10 класс
Основные
инфекционные
заболевания, их
возбудители, пути
передачи инфекции и
меры их
профилактики
Зачет по теме
Основные
неинфекционные
заболевания.
Профилактика факторов
риска основных
неинфекционных
заболеваний

№

1
2
3
4

5
6

7

4

3

1

7
11

5
6

2
5

34

21

13

Поурочное планирование (10 класс)
Тема занятия

Основные понятия об инфекционных
заболеваниях
Дифтерия,
грипп,
признаки
заболевания и профилактика
Вирусный гепатит, туберкулез. Пути
передачи и профилактика
Дизентерия, сальмонеллез, ботулизм.
Причины заболевания, профилактика
Основные понятия о неинфекционных
заболеваниях.
Влияние факторов риска на вероятность
развития
неинфекционных заболеваний
Ишемическая болезнь сердца. Основные
факторы риска при ишемической болезни
сердца

Зачет по теме
Первая медицинская
помощь при травмах,
ранениях и

КолДата
во
проведения
часов
35
2
2
2
3
1
1
2

2

1
2

9

Первая медицинская помощь при
травмах и ранениях
Методы остановки кровотечения

10
11

Виды повязок и правила их наложения.
Виды повязок и правила их наложения.

12

Первая
медицинская
при переломах
Первая
медицинская
при переломах

1
2
практ.
2

8

2

отравлениях

13

помощь
помощь

2
практ.

14

15

16

Первая медицинская помощь при
отравлениях лекарственными
препаратами, алкоголем, никотином
Первая медицинская помощь при
отравлениях
препаратами
бытовой
химии
Первая медицинская помощь при
отравлениях угарным газом

Зачет по теме
Зачет за год

3

2

1
1
1

Поурочное планирование (11 класс)
Раздел

11 класс
Первая медицинская
помощь при
отморожении,
тепловом и солнечном
ударах, при
поражении
электрическим током и
при ожогах

№

17

18

19

20

21

Зачет по теме
Первая медицинская
помощь при острой
сердечной
недостаточности и
инсульте

22
23
24

Тема занятия

Колво
часов
34
2
Влияние внешней среды и бытовых
условий на заболеваемость граждан
(солнечные лучи, низкая температура,
электрический ток и т.п.)
Первая медицинская
помощь
при 1
отморожении
Первая медицинская
помощь
при
1
практ.
отморожении
Первая
медицинская
помощь
1
тепловом и солнечном ударах
при,
Первая
медицинская
помощь
2
тепловом и солнечном ударах
при, практ.
Первая
медицинская
помощь при 2
поражении электрическим током
Первая
медицинская
помощь при
2
поражении электрическим током
практ.
Первая
медицинская помощь
при 2
ожогах
Первая
медицинская помощь
при
1
ожогах
практ.
2
Первая медицинская помощь при
острой сердечной недостаточности
Первая медицинская помощь при
инсульте
Первая
медицинская
помощь
при
массовых поражениях

2
1
2

Дата
проведения

Первая
медицинская
помощь
массовых поражениях
Первая медицинская помощь при
техногенного характера
Первая медицинская помощь при
техногенного характера
Зачет по теме
Зачеты

25
26

Зачет по курсу (теория)
Зачет по курсу (практика)

при

2
практ.
ЧС 2

ЧС

2
практ.
2
2
3

Приложение 1
Формы контроля
-Анкетирование
-Тесты
-Практические работы
-Решение ситуационных задач
-Сообщения (рефераты)

Список литературы
1. Краткая медицинская энциклопедия в 2-х томах. Под редакцией академика

РАМН В.И. Покровского. НПО «Медицинская энциклопедия», «КронПресс», 1994г.
2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебник для 10-11
классов ОУ. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский. Под общей
редакцией А.Т. Смирнова, М., «Просвещение», 2001г.
3. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья человека и общества. Н.Н.
Амосов. М., ООО «Издательство АСТ», 2002г.

Темы для рефератов и исследовательской деятельности учащихся:
•
•
•
•

Виды медицинских учреждений: станция скорой помощи, поликлиника,
больница, аптека, амбулатория, госпиталь, санаторий.
Медицинская специализация.
Клиническая и физиологическая смерть.
Инфекционные болезни. Эпидемии, пандемии в истории человечества.

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Синдром приобретенного иммунодефицита. Пути заражения. Симптомы
заболевания. Профилактика и лечение.
Лекарственные растения. Сбор и хранение. Фитотерапия.
Гирудотерапия — использование лечебных пиявок.
Использование яда змей и пчел.
Лечебные свойства мумиё.
Иглоукалывание.
Гомеопатия
Точечный массаж
Йога

Приложение 2
Ситуационные задачи
«Первая медицинская помощь»
1.

2.

3.
4.

5.

6.
7.

Упавшее стекло нанесло резаную рану на передней поверхности предплечья.
Из раны струей вытекает венозная кровь. Специальных приспособлений для
остановки кровотечения нет. Нет стерильного перевязочного материала. В
распоряжении оказывающего помощь имеются носовой платок, раствор
этакридина лактата (риванол), электрический утюг, кипящий чайник на плите.
Какова последовательность действий при оказании первой помощи?
Вследствие попадания кипящей жидкости возник ожог II—III степени бедраи
голени. У оказывающего помощь нет воды, стерильного перевязочного
материала, руки загрязнены. Имеются флаконы с церигелем, раствором
перманганата калия, носовые платки. Какова последовательность оказания первой
помощи?
В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое
кровотечение. В распоряжении имеются вата и полоска ткани (ширина 5 см, длина
50 см). Какова последовательность оказания первой помощи?
Молодой человек получил ножевое ранение в грудь. Под ключицей справа
резаная рана размером 3x1,5 см, из которой вытекает пенистая кровь. В
распоряжении оказывающего помощь имеются флакон со спиртовым раствором
йода, нестерильный целлофановый мешочек, нестерильный бинт. Какова первая
помощь?
В результате ножевого ранения возникло сильное артериальное
кровотечение из подколенной артерии. Никаких инструментов и перевязочного
материала нет, кроме собственной одежды. Какова последовательность оказания
первой помощи?
Вы обнаружили на улице человека без признаков жизни: сознание
отсутствует, движений грудной клетки не видно, пульс не прощупывается. Как
установить, жив человек или умер?
Идущий впереди вас человек, вскрикнув, упал; судорожные подергивания
конечностей к моменту вашего приближения прекратились. При осмотре виден
зажатый в руке свисающий с электрического столба оголенный электрический
провод. Какова последовательность оказания первой медицинской помощи

Из воды извлечен человек без признаков жизни. Пульс и дыхание
отсутствуют, тоны сердца не выслушиваются. Какова последовательность оказания
первой помощи?
9. При спуске с горы на лыжах человек упал, возникли резкие боли в области голени,
усиливающиеся при изменении положения. Встать на ногу не может, стопа
неестественно вывернута наружу. Кожные покровы не нарушены. Каков характер
повреждения, и какая необходима первая помощь?
10. При автомобильной аварии пострадали 2 человека. У одного из них одежда плицо
залиты кровью, на лбу имеется резаная рана размером 3 см, из которой
вытекает кровь. Пострадавший в сознании, беспокоен, пульс и дыхание
нормальные. У второго пострадавшего видимых повреждений ног, но жалуется на
головную боль, тошноту; обстоятельств, предшествующих аварии, не помнит.
Насколько серьезны эти повреждения? Какому больному прежде всего должна
быть оказана помощь и какого из них в первую очередь надо направить в лечебное
учреждение?
11. Пострадавший выпил неизвестную жидкость, после чего почувствовал резкую
боль во рту, за грудиной и в животе. При осмотре беспокоен, мечется отболи;
повторная рвота с примесью крови. На слизистой оболочке губ, языке, в
полости рта видны налеты и струпья желто-зеленого цвета. Дыхание затруднено.
Чем произошло отравление? Какова первая помощь?
12. В жаркий солнечный день человек, находящийся на пляже, внезапно
почувствовал себя плохо. Возникли головная боль, головокружение, рвота,
одышка, шум в ушах. При осмотре пульс 120 в минуту, слабого наполнения;
дыхание поверхностное, 40 в минуту. Слова произносит невнятно. Какова причина
данного состояния? Какова первая помощь?
13. У человека внезапно возникли чувство сверления, боли, ощущение скрежетав ухе.
При осмотре глубоко в слуховом проходе обнаружено насекомое. Какова
первая помощь?
14. В результате автомобильной катастрофы нижние конечности у одного из
пострадавших были придавлены опрокинувшимся автомобилем. В течение 2 ч не
было возможности освободить конечности. Какой должна быть первая помощь,
когда конечности будут высвобождены из-под тяжести?
15. Идущий впереди вас мужчина внезапно упал. Приблизившись к упавшему, вы
обнаружили, что человек делает судорожные дыхательные движения, лицо его
синюшно, зрачки широкие, пульс не определяется, тоны сердца не выслушиваются,
т.е. имеются все признаки остановки кровообращения. В чем заключается первая
медицинская помощь? Какова ее последовательность? Как организовать
транспортировку заболевшего в лечебное учреждение?
16. Тучная женщина, поскользнувшись, падает на ягодицы. В момент удара возникли
резкие боли в пояснице, из-за которых невозможны малейшие движения.Вскоре
женщина почувствовала онемение нижних конечностей. Малейшие попытки
изменить положение вызывают сильные боли. Резкая боль возникает при
ощупывании спины. Какое возникло повреждение? Чем оно опасно? Нужна ли
транспортная иммобилизация? Как транспортировать пострадавшую в больницу?
17.
Пожилой человек, споткнувшись, упал на руки — возникла резкая боль в
области лучезапястного сустава, усиливающаяся при любом движении кисти. Резко
изменилась конфигурация сустава и лучевой кости. Какое возникло повреждение?
Каковы задачи и приемы первой медицинской помощи?
8.

При столкновении мотоциклист получил травму обеих голеней.
Конфигурация голеней нарушена, имеется патологическая подвижность костей
голеней, что вызывает сильнейшие боли. На правой голени видна рана, через
которую выступает острый отломок большеберцовой кости. Какое повреждение
получил мотоциклист? Каков порядок оказания первой помощи? Как поступить с
имеющейся раной и произвести иммобилизацию конечностей при отсутствии
специальных шин?
19. Человек сбит машиной; получив удар, он упал и ударился головой о
мостовую. О случившемся не помнит, жалуется на головную боль,
головокружение, тошноту, рвоту. В затылочной области ушибленная рана, из
слуховых проходов кровянистые выделения. Явных признаков повреждения костей
нет. Чем обусловлена тяжесть состояния пострадавшего и какая необходима первая
медицинская помощь? Назовите основные правила транспортировки при данном
повреждении. 20. Ребенок упал с дерева, ударившись грудью о твердый предмет.
Стонет от боли, дыхание поверхностное, частое. Боли резко усиливаются при
кашле, изменении положения тела. Ощупывание грудной клетки резко болезненно,
под кожей определяется хруст — звук, напоминающий хруст снега. Что
повреждено? Опасно ли повреждение? Как помочь пострадавшему?
20. В результате неосторожного поведения около пасеки ребенка ужалило
несколько пчел в различные участки тела и лица. Какова первая медицинская
помощь? Необходимо ли при большом количестве жал доставить ребенка в
больницу?
21. Ваша соседка по квартире, придя домой вечером с работы, обнаружила
лежащего на диване мужа без сознания, дыхание у него шумное, с хрипами,
слышимыми па расстоянии, пульс частый, слабый. Окна в комнате закрыты, на
подоконнике флакон с аэрозолем хлорофоса. В чем причина тяжелого состояния?
Каковы принципы оказания первой помощи и особенности транспортировки
больного в стационар?
22. Стоящий в автобусе мужчина внезапно упал, мышцы конечностей, шеи, лица
беспорядочно сокращаются. Судороги сопровождаются резким поворотом
головы в стороны, изо рта выделяется пенистая жидкость. Лицо синюшное,
одутловатое, дыхание — шумное, усиленное. Через 2—3 мин судороги
прекратились, дыхание стало ровным, как у спящего человека. Каким заболеванием
страдает мужчина? Чем опасен приступ? Какова первая помощь?
23. В аптеку обратился мужчина с просьбой помочь жене, у которой началисьроды
(отошли воды). Что необходимо взять с собой из аптечки первой помощи?
Как принять ребенка и обработать пуповину? Нужно ли мать с ребенком направить
в родильный дом?
24. Ребенок выпил из бутылки неизвестную жидкость. Возникли резкие боли ворту,
животе. Губы и слизистая оболочка полости рта воспалены, покрыты
рыхлыми, белесовато-серого цвета пленками. Наблюдается повторная рвота с
примесью крови, дыхание затруднено. Каким веществом отравился ребенок?
Какова первая помощь?
25. Неизвестный нанес подростку удар ножом в живот. При осмотре имеется рана на
передней брюшной стенке длиной 5 см, умеренно кровоточащая. В рану выпала
петля кишки. Какова последовательность оказания первой помощи? Чем закрыть
рану при отсутствии стерильных бинтов? Как транспортировать раненогов
больницу?
18.

26. В результате укусов неизвестной собаки на ногах у женщины
возникломножество рваных ран, умеренно кровоточащих. Какова
первая помощь? Необходимы ли антирабические прививки и когда?
27. В результате загорания и взрыва емкости с керосином воспламенилась
одежда на одном из рабочих. С помощью брезента пламя затушено.
Тлеющая одежда залита водой. Имеются ожоги лица. Состояние
пострадавшего быстро ухудшается: он заторможен, безучастен, пульс
частый, дыхание поверхностное.
Чем объясняется тяжелое состояние? Какова первая помощь?
Кактранспортировать пострадавшего?
28. При падении па вытянутую руку возникли резкая боль в плечевом суставе,
выраженная его деформация. Движения в суставе стали невозможны, а
конечностьзафиксировалась в неестественном положении, заметно ее
укорочение. Какой вид травмы у пострадавшего? Какова первая
медицинская помощь? Необходима ли врачебная помощь?
29. Работница животноводческой фермы при уборке стойла поранила руку о
гвоздь, вбитый в стену. Возникшую ссадину обработала спиртовым
раствором йодаи осталась на работе. Правильно ли поступила женщина?
Какие опасности таит полученное поверхностное повреждение кожи? Как
следовало бы поступить в этомслучае?
30.
Находясь на лесозаготовительных работах, рабочий упал с высоты,
ударившись спиной о сваленное дерево. Возникли сильнейшие боли в спине, резко
усиливающиеся при движении, движения нижних конечностей затруднены. Что
повреждено? Какова первая помощь? Как доставить пострадавшего в больницу,
если нет носилок?
31. Вследствие неосторожного движения кипящее молоко попало на
предплечьеи кисть. Кожные покровы ярко-красного цвета, большое
количество пузырен,
заполненных жидкостью. Беспокоят сильные боли. Какова первая помощь?
Следует ли вскрывать пузыри, смазывать обожженную поверхность жиром,
мазью?Нужно ли накладывать повязку? Как уменьшить боль?
32. Внезапно из носовых ходов началось обильное выделение крови.
Больнойобеспокоен, сморкается, сплевывает кровь, частично ее
проглатывает. Как
остановить носовое кровотечение? Какое положение следует придать
больному?Нужно ли доставить больного в больницу?
33. Ребенок 3 лет, играя, засунул в ухо горошину. Жалуется на боли в ухе.
Чтоследует предпринять и в какие сроки?
34. Женщина 62 лет получила внезапное известие о смерти мужа. Вскрикнула
иупала, потеряв сознание. При осмотре: кожные покровы бледные, пульс
92 в
минуту, артериальное давление 100/60 мм рт.ст., дыхание глубокое, 15 в
минуту.Что следует предпринять? Что определяет подобное состояние?
35. Мужчина 30 лет на работе упал с высоты 8 м, потерял сознание. При
осмотре в теменной области обнаружена кровоточащая рана размером 10x4
см, из носовых ходов и полости рта выделяется кровь, через кожу правого
плеча выступает острыйосколок кости. Пульс 120 в минуту, мягкий,
хорошего наполнения, артериальное
давление 100/60 мм рт.ст. Что произошло с пострадавшим? Что и в какой
последовательности нужно делать при оказании первой помощи? В какой
стационар следует направить пострадавшего? Как организовать транспортировку?


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».