1.Пояснительная записка Данная рабочая программа курса по выбору «Химия и питание» разработана на основе программы «Химия и питание» учителя МОУ СОШ №4 г. Сочи Николаевой Е.А. Сборник программ элективных курсов №9. Департамент образования и науки Краснодарского края ККИДППО. Краснодар 2006». Химия как учебный предмет помогает учащимся создать представление о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения в быту. Цель курса: сформировать у учащихся целостное представление о роли химии в жизни человека и возможности использования химических знаний в решении практических задач. Задачи курса: • сформировать у учащихся осознание необходимости заботиться о своем здоровье через правильное питание; • вооружить учащихся знаниями о важнейших веществах, составляющих основу пищи, их свойствах и превращениях в организме; • раскрыть причины заболеваний, связанных с нарушением баланса различных веществ в организме человека; • развивать общенаучные умения: умения работать с научно популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы; • продолжить формирование навыков исследовательской деятельности; • использовать и развивать межпредметную связь с биологией, физикой, математикой. Главное содержание курса – естественнонаучная исследовательская деятельность, включающая наблюдения, выдвижение гипотез, проведение химического эксперимента, анализ информационных источников. 2.Общая характеристика программы внеурочной деятельности Программа курса «Химия и питание» позволяет сформировать у учащихся правильное представление о природе питания человека, основных компонентах пищи. Kурс «Химия и питание» насыщен практическими работами, основная цель которых – приобретение учащимися знаний, имеющих личностный и реальный смысл. На занятиях можно узнать, как приготовить вкусный бульон или полезное отварное мясо, отличить маргарин от сливочного масла, проверить свежесть подсолнечного масла и определить качество меда. Предлагается методика расчета дневного рациона питания, исходя из собственной потребности в килокалориях. Обсуждается, как снизить содержание нитратов в растительной пище, на что нужно обращать внимание при выборе продуктов питания, какие бывают пищевые добавки и как они влияют на организм человека. А самое главное – учащиеся должны понять, что их здоровье зависит от образа жизни и самостоятельного, обдуманного выбора, что и как употреблять в пищу. На итоговом зачетном занятии учащиеся защищают творческие отчеты о проведенной исследовательской работе. 3.Описание места курса по выбору «Химия и питание» в учебном плане. Согласно учебного плана МБОУ СОШ№5, предмета в следующем объёме: Год обучения 11 класс ИТОГО Кол-во часов в Кол-во неделю недель 1 34 предусматривается изучение учебных Всего часов учебный год 34 34ч. за 4.Основные требования к знаниям и умениям учащихся. В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать: - особенности видов питания; - биологическую роль белков их состав и строение; - биологическую роль углеводов и их строение; - методы определения углеводов; - биологическую роль липидов и их строение; - качественные реакции на белки и аминокислоты; - авитаминозы и их причины; - роль ферментов в переваривании и усвоении пищи; - подбор индивидуальных продуктов и составление индивидуального рациона; - биологическую роль воды и минеральных веществ; -пищевые добавки и их биологическая роль. В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь: - выделять белки из биологического материала; - количественно определять содержание белков в растительных и животных продуктах; -проводить качественные реакции на присутствие углеводов; - выделение липидов из продуктов питания; - определять содержания витаминов и аскорбиновой кислоты в различных продуктах питания; -- определять наличие ферментов в продуктах питания; -составлять меню при различных видах заболеваний; -иллюстрировать ответ схемами, таблицами, рисунками; -использовать знания о количественном и качественном содержании питательных веществ в продуктах питания для ведения здорового образа жизни. 5.Основное содержание курса «Химия и питание» Тема 1. Общая характеристика питания человека. 1ч. Введение. Питание и культура. Проблемы питания прошлого и настоящего. Решение проблемы питания в процессе цивилизации. Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность. Основные компоненты пищи. Гигиена питания. Продукты питания. Нормы питания. Продукты питания, модифицирование методами генной инженерии. Тема 2.Биохимические основы питания. 1ч. Состав пищи: вода, белки, углеводы, липиды, минеральные вещества, витамины и витаминоподобные вещества. Ферменты, ароматические вещества, фитонциды, дубильные вещества, органические кислоты. Пластические и энергетические вещества. Переваривание пищи в желудочнокишечном тракте. Виды питания и их значение для человека. Тема 3.Белки как важнейшие питательные вещества. 4ч. Биологическая роль белков и состав. Строение белков. Аминокислоты как основа белковой пищи. Потребность человека в белках и аминокислотах. Утилизация белков и белковая недостаточность. Хроматографическое исследование аминокислотного состава белков. Количественное определение белков в растительных и животных продуктах. Исследование свойств белков: осаждение, денатурация. Высаливание и разложение белков. Выделение белков из биологического материала (казеин молока, альбумин куриного яйца, растительный альбумин). Лабораторные опыты: 1.Выделение белков из биологического материала. Практические работа №1 Свойства белков. Тема 4.Углеводы и их роль в питании. 4ч. Биологическая роль углеводов и их строение. Классификация и основные свойства углеводов Извлечение углеводов из биологических объектов. Углеводсодержащие продукты. Особенности утилизации углеводов в организме человека, потребность в углеводах. Качественные реакции на присутствие углеводов. Методы определения углеводов. Лабораторные опыты: 2. Извлечение углеводов из биологических объектов. Практические работа№2 Свойства глюкозы, сахарозы, крахмала. Тема 5.Липиды и их роль в питании. 5ч. Биологическая роль липидов и их строение. Классификация и свойства липидов. Особенности важнейших липидов. Методы определения липидов. Основная липидсодержащая пища. Выделение липидов из продуктов питания. Химические реакции, происходящие при усвоении липидов в организме человека, потребность в углеводах. Лабораторные опыты: 3. Выделение липидов из продуктов питания. 4.. Качественные реакции на липиды. Практическая работа №3 Свойства жиров. Тема 6. Витамины, их биологическая роль значение в питании. 5ч. Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Основные жиро - и водо -растворимые витамины. Биологическая роль основных витаминов. Авитаминозы и их причины. Влияние характера питания на витаминную недостаточность. Лабораторные опыты: 5. Количественное определение аскорбиновой кислоты. 6. Исследование изменения содержания витаминов при различных видах обработки. Тема7Ферменты, их биологическая роль значение в питании. 3ч. Ферменты в живом организме. Их характеристика, классификация и основные свойства. Роль ферментов в переваривании и усвоении пищи. Автолиз. Особенности выделения ферментов и методы их определения и изучения свойств. Практическая работа №4 Изучение изменения активности ферментов. Тема8 Минеральные вещества. 4ч. Минеральные элементы. Макро-, микро - и ультра - микроэлементы и их биологическая роль. Биологическая роль элементов: кальций, магний, натрий, калий, фосфор, железо. Причины недостаточности минеральных элементов. Основные продукты питания, содержащие конкретные минеральные элементы. Содержание, состояние и роль воды в организме человека. Структурированная вода: магнитная, талая. Лабораторные опыты: 7. Определение содержания макроэлементов. 8. Определение содержания нитратов и нитритов. Тема 9. Пищевые добавки и их биологическая роль. 3ч. Основные пищевые добавки, используемые при лечебном питании. Мёд и продукты пчеловодства, пивные дрожжи, яблочный уксус и пищевые кислоты, проросшее зерно. Съедобные дикорастущие травы. Антистрессовый препарат, здоровый хлеб. Практическая работа №5 Общая кислотность органических кислот. Тема 10. Способы приготовления пищи. Лечебно-профилактическая роль питания. 4ч. Голод и аппетит. Кулинарная обработка пищевых продуктов, живая» и «мёртвая» пища. Правильное сочетание пищевых продуктов. Очищение организма и здоровье. Голодание, пост, разгрузочно - диеточная терапия. Правила приёма пищи. Профилактика различных заболеваний и питание. Питание и продолжительность жизни. Индивидуализация собственного питания. 6.Таблица тематического планирования. Темы, входящие в разделы программы ч 1. Общая характеристика питания человека 2. Биохимические основы питания. 1ч Знать проблемы питания прошлого и настоящего. Характеризовать виды питания и их значение для человека. 1ч Знать состав пищи: вода, белки, углеводы, липиды, минеральные вещества, витамины. 3.Белки как важнейшие питательные вещества. 4ч 4ч 4.Углеводы и их роль в питании. 5ч 5.Липиды и их роль в питании. Характеристика основных видов деятельности ученика (УУД) Знать и характеризовать биологическую роль белков их состав и строение; Проводить качественные реакции на белки и аминокислоты; Уметь выделять белки из биологического материала; Количественно определять содержание белков в растительных и животных продуктах Знать и характеризовать - биологическую роль углеводов и их строение; - методы определения углеводов; - извлечение углеводов из биообъектов; - потребность в углеводах. Знать и характеризовать - биологическую роль липидов и их строение; - классификацию и свойства липидов. - методы определения липидов - основные нарушения липидного обмена. Учащиеся должны уметь проводить - выделение липиды из продуктов питания; Соблюдать правила техники безопасности. 5ч 6. Витамины, их биологическая роль и значение в питании. 7. Ферменты, биологическая роль и значение в питании. 8. Минеральные вещества. 3ч. 4ч. Знать и характеризовать - авитаминозы и их причины; -выявлять причинно-следственные связи между биологическими и химическими процессами; Проводить эксперименты по теме «Определение содержания витаминов». Соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии. -Уметь определять наличие ферментов в продуктах питания; -применять знания по химии для объяснения биологических процессов; - исследовать изменения активности ферментов. Знать и характеризовать -минеральные элементы: макро-, микро- и ультра микроэлементы; - определение зольных элементов в продуктах; - причины недостаточности элементов; - определение содержания нитратов и нитритов; 9. Пищевые добавки и их биологическая роль. Знать и характеризовать -пищевые добавки и их биологическая роль. - природные пищевые добавки. Проводить и наблюдать химический эксперимент. Соблюдать правила техники безопасности. Уметь составлять меню при различных видах заболеваний; -использовать знания о количественном и качественном содержании питательных веществ в продуктах питания для ведения здорового образа жизни. 3ч 4ч 10. Способы приготовления пищи. Лечебнопрофилактическая роль питания Итого: 34 час. 7. Учебно-методическое обеспечение: Литература для учащихся. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: АСТ-Пресс, 1999; Савина Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия. М.: АСТ, 2004; Литература для учителя. Эммануэль Н.М., Занков Г.Е. Химия и пища. М.: Наука, 1986; Ивченко Л.А., Макареня А.А. Валеология на уроках неорганической химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2000, № 10–15; Назаренко В.М. Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу. Химия в школе, 1997, № 5; Интернет – ресурсы 1. 2. 3. 4. http://humbio.ru http://www.xumuk.ru http://schoolchemistry.by.ru http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/23455/%D0%9F %D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей естествознания От 30 августа 2023 года № 1 ___________ Филипенко О.А. подпись руководителя МО Ф.И.О. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________Тарасова М.В. подпись Ф.И.О. 30 августа 2023 года