рабочая программа Проектная и исследовательская деятельность 9 класс

Краснодарский край, Абинский район, пос.Ахтырский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
муниципального образования Абинский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Проектной и исследовательской деятельности
(указать предмет, курс, модуль)

Уровень образования (класс) __основное общее, 9 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов: 34 ч.
Учитель __Британ Инна Владимировна____
Программа разработана на основе Федерального государственного
стандарта основного общего образования, примерной основной
образовательной программы основного общего образования (протокол от 8
апреля 2015г. №1/15)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» составлена в
соответствии:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями).
2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» (с
изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).
4.Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от11.02.2013 г. № 714 «Об утверждении
перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 01.09. 2013
года».
5.Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего
образования, внесенные в реестр образовательных программ, одобренные федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5).
http://fgosreestr.ru/.
На основании следующих инструктивных и методических материалов:
1. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от16.03. 2015 года № 47-3353/15-14 «О
структуре основных образовательных программ общеобразовательных организаций».
2. Письмо министерства образования, науки и молодѐжной политики Краснодарского края от 19.07. 2016 г.
№ 47-12536/16-11 «О формировании учебных планов образовательных организаций Краснодарского края на
2016-2017 учебный год».
3. Письмо министерства образования, науки и молодѐжной политики Краснодарского края от 07.07.2016 г.
№ 47-11727/16-11 «О рекомендациях посоставлению рабочих программ учебных предметов, курсов и
календарно- тематического планирования».

Цель программы
Для обучающихся:
Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного
познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Для педагогов:
Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического
мышления.

Роль учебного предмета, в достижении обучающимися планируемых результатов
освоения основной образовательной программы
Программа предмета «Проектная и исследовательская деятельность» обеспечивает формирование у
школьников проектное мышление. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в
соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась
или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет
отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие
между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной
ситуацией. Таким образом, в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению
обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности.
Проектно-технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы
деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации.
Поэтому предмет «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» принимает на себя
значительную долю деятельности образовательной организации по формированию универсальных учебных
действий в той их части, в которой они описывают присвоенные способы деятельности, в равной мере
применимые в учебных и жизненных ситуациях. Программа обеспечивает оперативное введение в
образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует
пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного
опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.
Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету:
Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся, направленная на
создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов. Важнейшую группу
образовательных результатов составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт практической
деятельности. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в
групповом формате. Сопровождение со стороны педагога принимает форму прямого руководства,

консультационного сопровождения или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с
последующей организацией анализа (рефлексии).
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Проектно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного
процесса.
В основе проектно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход как
принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения.
Результатом проектно-исследовательской деятельности является итоговый индивидуальный проект.
Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов,
полученных учащимися в ходе освоения программы. Индивидуальный итоговой проект представляет собой
учебный проект, выполняемый учащимся с целью продемонстрировать свои достижения в освоении
содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую,
социальную, художественно-творческую).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося
по ФГОС второго поколения.
Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих
материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с «Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения»
(http://fgosreestr.ru/) и письмом министерства образования, науки и молодѐжной политики Краснодарского
края от 19.07. 2016 г. № 47-12536/16-11 «О формировании учебных планов образовательных организаций
Краснодарского края на 2016-2017 учебный год» количество часов предусмотренное для изучения
Технологии учебно-исследовательской и проектной деятельности в 9 классе 34 часа, из расчета 1 час в
неделю.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
При изучении предмета «Проектная и исследовательская деятельность» в основной школе
обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами
являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и
структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение
развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и
корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в
повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных
технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации
результатов познавательной и практической деятельности.
Учебно - организационные:
 уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;
 владеть техникой консультирования;
 уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнять
 заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать
собственную учебно-познавательную деятельность.
Учебно - интеллектуальные:
 уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
 уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать
 взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
 уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор
методов решения, доказательство, проверка;
 уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.
Учебно - информационные:
 уметь применять справочный аппарат книги

 самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
 уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.
Учебно - коммуникативные:
 связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
 излагать материал из различных источников;
 владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты,
лекции.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание,
экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию
российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
 метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность
их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и
осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение
навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
 предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения,
специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в
рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приѐмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ)
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1. Научно - исследовательская деятельность. Методы научного исследования (11ч).
Сущность исследовательской деятельности. Методы научного исследования. Требования к
организации теоретических и практических исследований. Виды информационных ресурсов. Методы
изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила
ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования. Экспериментальные
исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.
Практическая работа: составление анкеты для изучения проблемы; задача на подбор конкретных
методов исследования для решения конкретной проблемы.
Особенности труда ученых. Возможности карьерного роста в науке. Роль науки в развитии
общества. Жизненный путь ученого (по выбору учителя).
Культура учебного труда. Правила работы в библиотеке.
Рациональная организация учебного труда. Робота с каталогами в библиотеке. Правила работы с
журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления
библиографии.
Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.
Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания.
Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой.
Правила работы с книгой.
Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила
составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения
записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля, подчеркивание, выделение
ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и др.
2. Организация исследовательской деятельности (11 часов).
Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура
исследовательской работы.
Проблема как «знание о незнании». Выявление и формулировка проблемы.
Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.
Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате, правила
постановки целей и задач исследования.

Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о
степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач
исследования. Описание методов исследования.
Заключение. Формулировка выводов исследования. Постановка новых задач.
Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.
Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы,
разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.
Практическая работа: составление аннотации к книге, написание рецензии на спектакль,
кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей.
Консультации (индивидуальные) по исследовательской деятельности.
3. Методика написания реферата (12 часов).
Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление
иллюстративного материала. Оформление списка используемой литературы. Анализ результатов
практического исследования, оформление результатов работы.
Подготовка к выступлению по теме исследования.
Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала,
приемы привлечения внимания аудитории.
Чувство неуверенности и страха
перед выступлением. Рекомендации выступающему.
Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его
тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и
виды ответов
Консультирование (групповое) по написанию реферата.
Защита реферата на конференции.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

1.
2.
3.

4.
5.
6.

7.
8.

9.

10.

11.

Кол-во часов
Семинар,
Экскурс
практикум
ии
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. МЕТОДЫ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ (11ч)
Методы научного познания.
1
Социологические методы исследования (беседа,
1
интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.)
Экспериментальные исследования. Классификация,
1
1
типы
и
задачи
эксперимента.
Организация
эксперимента.
Рациональная организация учебного труда
1
Виды информационных ресурсов и способы работы с
1
ними
Поиск, накопление и обработка научной информации.
2
1
Научные документы и издания. Государственная
система научной информации. Организация работы с
научной
литературой.
Правила
составления
библиографии.
Правила работы с книгой. Методы эффективного
1
чтения.
Применение
информационных
технологий
в
1
исследовании
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (11 ч)
Этапы организации исследовательской деятельности,
2
4
методика исследования, структура исследовательской
работы.
Введение:
правила
написания.
Обоснование
1
2
актуальности темы, составление представления о
степени
разработанности
темы;
формулировка
проблемы исследования. Постановка целей и задач
исследования. Описание
методов исследования.
Заключение.
Правила составления аннотации, рецензии, плана,
2
конспекта, тезисов. Умение делать выписки.
Тема занятия

Лекции

12.

13.

14.

МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТА (12 ч)
Работа над основной частью реферата. Структура глав.
Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте.
Сокращения.
Представление
иллюстративного
материала.
Анализ
результатов
практического
исследования, оформление результатов работы.
Подготовка к выступлению по теме исследования.
Структура доклада.
Вступление и заключение.
Главная часть: методы изложения материала, приемы
привлечения внимания аудитории.
Чувство неуверенности и страха перед выступлением.
Рекомендации выступающему. Особенности речи.
Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация,
паузы.
Искусство отвечать на вопросы.
Презентация результатов на конференции
Итого:

5

6

10

1
23

1

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.
2.
3.
4.
5.

Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
Крылова Ната, Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации
образования//Народное образование 2005. - №2, - стр. 113-121.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат. –
М., 2000
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
« ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Требования к уровню подготовки учащихся
Выпускник научится:









формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать,
оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам
исследования;
оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц,
графиков, формулирования выводов.
Выпускник получит возможность научиться:
- организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и
стандартов, поиска новых технологических решений;
- планировать и организовывать технологический процесс с учѐтом имеющихся ресурсов и условий;
- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную
оценку стоимости произведѐнного продукта как товара на рынке;
- разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Технология развития навыков исследовательской деятельности
В приобщении учащихся к исследовательской деятельности можно выделить несколько этапов. На
первом этапе исследовательской деятельности учащиеся осуществляют поиск информации и возможные
варианты решения проблемы, поставленной преподавателем. В ходе работы преподаватель организует
рефлексию опыта познавательной деятельности с целью осознания учащимися способов работы над

проблемой, методов работы с источниками знания. В ходе поисковой деятельности учащиеся занимаются с
минимально необходимым набором приемов и методов работы с литературой, которыми нужно овладеть
для приобщения к исследовательской работе (метод конспектирования, цитирования, составления тезисов,
работы с библиографией, приемы обобщения, анализа, синтеза, сравнения и др.). Также предметом изучения
становятся методы исследования, применяемые в изучаемой науке. На данном этапе ведущей является
образовательная функция.
На втором этапе приобщения учащихся к исследовательской деятельности школьники
самостоятельно находят и формулируют проблему, подбирают методы, адекватные для решения
поставленных задач исследования, составляют план работы и осуществляют научный поиск. На данном
этапе формируются умения планировать и самостоятельно организовывать свой поиск. Учащиеся получают
опыт постановки проблемы и нахождения ответов на самостоятельно поставленные вопросы. Предметом
усвоения становятся также умения, связанные с логическими методами научного поиска: наблюдение,
анализ, синтез, аналогия и т.п.
Результаты исследования оформляются в виде реферата, статьи, тезисов и представляются на
школьной, районных, окружных и всероссийских конференциях.
Наряду с предметно-содержательными учебными результатами (предметные знания, умения,
конкретные решения проблем и т.д.) особым результатом такой организации учебного процесса является
рефлексивно осмысленный опыт поисковой деятельности.
Таким образом, исследовательская деятельность позволяет выработать умения и навыки, которые
необходимы при осуществлении проектной деятельности.
Проектная деятельность организуется на
таком этапе учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся демонстрируют достаточный уровень
навыков самостоятельной исследовательской работы.
Исследовательский метод, по мнению И.Я. Лернера, предполагает такую познавательную
деятельность учащихся, когда они используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, в ходе
добывания нового знания непосредственно знакомятся с методами исследования.
В приобщении учащихся к исследовательской работе открытие известных науке положений
занимает определенное место, и, конечно, здесь невозможно обойтись без овладения определенной суммой
знаний, используя обычные приемы воспроизведения. Обогащение учебно-познавательной деятельности
учащихся элементами исследовательской работы предполагает следование этапам научного мышления,
поиск учащимися дополнительной информации, сочетание творческой и воспроизводящей деятельности
школьника. И только на высшем уровне, когда учащийся в своей работе не ограничивается усвоением
новых, предлагаемых учителем знаний, а привносит в этот процесс нечто свое, оригинальное, раскрывает
новые стороны изучаемых проблем, использует более широкий круг источников знаний, в этом случае
учебная деятельность учащихся основными своими чертами сближается с исследовательской.

Критерии оценки учебно-исследовательских работ
№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Оцениваемые параметры

Оценка
в
баллах

Актуальность поставленной задачи:
- имеет большой практический и теоретический интерес;
3
- носит вспомогательный характер;
2
- степень актуальности определить сложно;
1
- не актуальна.
0
Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи
исследования:
- автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи
2
исследования;
- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач
1
исследования;
- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не
0
сформулированы.
Оригинальность методов решения задачи исследования:
- решены новыми, оригинальными методами;
3
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи;
2
- используются традиционные методы решения.
1
Новизна полученных результатов:
- получены новые теоретические и практические результаты;
4
- разработан и выполнен оригинальный эксперимент;
3
- имеется новый подход к решению известной проблемы;
2
- имеются элементы новизны;
1
- ничего нового нет.
0
Практическая значимость работы:
- результаты заслуживают опубликования и практического исполнения;
3
- можно использовать в научной работе школьников;
2
- можно использовать в учебном процессе;
1
- не заслуживает внимания.
0
Уровень проработанности исследования, решения задач:
- задачи решены полностью и подробно с выполнением всех
необходимых элементов исследования;
2
- недостаточный уровень проработанности решения;
1
- решение не может рассматриваться как удовлетворительное.
0
Эрудированность автора в рассматриваемой области:
- использование известных результатов и научных фактов в работе,
владение специальным аппаратом, знакомство с современным
состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность
рассуждений;
1
- использование учебного материала школьного курса, доказательство
уже установленного факта, нарушена логика изложения.
0
Качество оформления работы:
- работа оформлена грамотно;
2
- есть замечания по оформлению работы;
1
- не соответствует требованиям оформления.
0
Итого:
20 баллов

Критерии оценки докладов
№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

Оцениваемые параметры

Оценка
в
баллах

Качество доклада:
-производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным
3
материалом;
- четко выстроен;
2
- рассказывается, но не объясняется суть работы;
1
- зачитывается.
0
Использование демонстрационного материала:
- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем
2
ориентировался;
- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;
1
- представленный демонстрационный материал не использовался
докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.
0
Качество ответов на вопросы:
- отвечает на вопросы;
3
- не может ответить на большинство вопросов;
2
- не может четко ответить на вопросы.
1
Владение научным и специальным аппаратом:
- показано владение специальным аппаратом;
3
- использованы общенаучные и специальные термины;
2
- показано владение базовым аппаратом.
1
Четкость выводов:
- полностью характеризуют работу;
3
- нечетки;
2
- имеются, но не доказаны.
1
Итого:
14 баллов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».