Окружающий мир

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
ИМЕИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.С. АЗАРОВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АБИНСКИЙ РАЙОН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Уровень образования (класс) начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов 135
Учитель Димкова Наталья Анатольевна
Программа разработана на основе:
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373,
зарегистрирован в Министерстве юстиции России от 22.12.2009 N 15785
Основной образовательной программы
начального общего
образования МБОУ СОШ № 5, утвержденной решением педагогического
совета
УМК «Школа России» «Окружающий мир» А.А. Плешаков, Москва:
«Просвещение»

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России
от 06.10.2009 г № 373, зарегистрировано в Минюсте России 22.12. 2009 года
№ 15785
2. Основной образовательной программы начального общего
образования МБОУ СОШ №5.
3. Авторской программы по окружающему миру А.А. Плешакова,
Москва «Просвещение».
4. Письма ГБОУ ИРО Краснодарского края от 26.09.2017 года № 01-20/309 о
«Рекомендациях по профилактике травматизма».
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека
на основе единства рационально-научного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и
природой;
– развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и
природой;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
России в условиях культурного и конфессионального многообразия
российского общества.
Роль курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко
выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере
природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и
другие знания и даёт обучающемуся возможность ознакомления с
естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и
системное видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Существенная особенность построениякурса состоит в том, что в нее
заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных
связей всех дисциплин начальной школы.
Обоснование выбора предмета в том, что « Окружающий мир»
использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения,
русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства,
технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к
рациональному и эмоционально-ценностному постижению окружающего
мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук
в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению
личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными,
знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении,
прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с
интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как
своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир»
представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений
как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет
изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей:
физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы
и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции
естественно – научных и социально-гуманитарных знаний могут быть
успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего
школьника решены задачи экологического образования и воспитания,
формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов
взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное
многообразие и общекультурное единство российского общества как
важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт
прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной
школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания,
накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс
вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой
невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего
поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании
личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру
природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно
зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в
окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо
родной страны и планеты Земля.
2.Общая характеристика учебного предмета, курса
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая
определена особой актуальностью экологического образования в
современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические
проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают
углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора
выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут

иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи
экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита
экологической культуры в обществе.
Цель курса:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека
на основе единства рационально-научного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и
природой;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
России в _условиях культурного и конфессионального многообразия
российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому
пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и
культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на
основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
-идея экологической целостности мира;
-идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в
природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно –
научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается
яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и
культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным
многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и
как условие, без которого невозможно существование человека,
удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно
реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие
разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой
природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается

значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества,
целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет
включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого
класса. Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к
окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на
включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и
к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России
и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит
проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового
знания и активное освоение различных способов познания окружающего.
При этом используются разнообразные методы и формы обучения с
применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и
общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе
исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся
дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и
явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны
экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий,
организация посильной практической деятельности по охране среды и
другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие
ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в
классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение
для достижения планируемых результатов имеет организация проектной
деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе
программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при
реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды
деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных
объектов с помощью специально разработанного для начальной школы
атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью
графических схем; 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ
собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку
поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил,
которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для
чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди
учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с
тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается
рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам
учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого
процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках,
продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной
деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители
учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их
познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и
конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и
получения информации от взрослых.
3.Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане.
По учебному плану МБОУ СОШ №5 на изучение курса «Окружающий
мир» в 1-4-ых классах отведен 1 час в неделю. Уплотнение материала
произведено за счёт резервных часов, а также за счёт уплотнения материала в
разделе «Человек и природа» на 46 часов, в разделе «Человек и общество» на
35 часов. Программный материал изучается в полном объёме. На основании
письма ГБОУ ИРО КК о рекомендациях по профилактике травматизма на
железной дороге, а также о недопустимости нахождения вблизи объектов
контактной сети, были внесенычетыре темы в 1-4 классах при изучении
раздела «Человек и общество» с целью предупреждения травматизма
несовершеннолетних на объектах железнодорожной инфраструктуры.
Согласно учебного плана МБОУ СОШ№5 всего на изучение учебного
предмета «Окружающий мир» отводится 135 часов: 1 класс – 33ч (1 час в
неделю, 33 учебные недели)2,3,4-ые классы - 34ч (1 час в неделю, 34 учебные
недели)
Часы
1класс
2класс
3класс
4класс
В неделю
1
1
1
1
В год
33ч
34ч
34ч
34ч
Итого
135часов

Таблица тематического распределение количества часов
№п/
п

Разделы темы

1
2
3

Человек и природа
Человек и общество
Резерв
Итого

Приме
рная
програ
мма
108ч
108ч
54ч
270ч

Количество часов
Рабоча
Рабочая программа по
я
классам
програ 1кл 2кл
3кл
4кл
мма
21
17
15
9
62 ч
12
17
19
25
73ч
135 ч
33
34
34
34

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни
человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во
всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к
истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и
социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. В
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном
желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания
личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов
России от поколения к поколению и жизнеспособности российского
общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно
развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к
природе, и культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в
достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценности
многонационального
российского
общества,
гуманистические
и
демократические ценностные ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие _мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в
достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;

2) определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3) осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах,
осваивая различные способы взаимной помощи партнером по общению.
Регулятивные:
1) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
2) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
3) умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее
проверки.
Познавательные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3) использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
4) активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках
и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
6) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие
предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание
чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному
краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её
современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения
в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества
(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с
получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в
открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в окружающем мире.
1 класс
Личностными результатамиизучения курса «Окружающий мир» в 1-м
классе
является
формирование
следующих
умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей).
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения,
делать
выбор,
какой
поступок
совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания
учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных
действий(УУД).
РегулятивныеУУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку
деятельности
класса
на
уроке.
ПознавательныеУУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с
помощью
учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике
(на
развороте,
в
оглавлении,
в
словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной
работы
всего
класса.
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
предметы
и
их
образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать
небольшие
тексты,
называть
их
тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания
учебника.
КоммуникативныеУУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
-Слушать
и
понимать
речь
других.
-Выразительно
читать
и
пересказывать
текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать
им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м
классе
является
сформированность
следующих
умений.
-Называть
окружающие
предметы
и
их
взаимосвязи;
-Объяснять,
как
люди
помогают
друг
другу
жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни
человека;
-Называть
основные
особенности
каждого
времени
года.
-Оценивать
правильность
поведения
людей
в
природе;
-Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ,
уличного движения).

2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м
классе
является
формирование
следующих
умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей).
- Предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения,
делать
выбор,
какой
поступок
совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2м классе является формирование следующих универсальных учебных
действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и
самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально
предусмотрен
ряд
уроков).
Учиться
планировать
учебную
деятельность
на
уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на
основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
(учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна
дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один
шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения
учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в
учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м
классе является формирование следующих умений:
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и
Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части
света, материки и океаны;
- различать изученные группы растений и животных;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, СанктПетербурга.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
3−4-йклассы
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3−4-м
классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого
человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания
учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3м классе является формирование следующих универсальных учебных
действий:
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания
учебника.
Коммуникативные УУД:
-Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем
классе является формирование следующих умений.
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц,
зверей), грибов;
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и
полезных ископаемых как твёрдых тел;
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым
организмам;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что
создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства,
Российской империи, Советской России и СССР, современной России.
Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы
и столицу;
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому
и настоящему родной страны;
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня,
правил поведения и т.д.);
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших
полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать
способы их устранения.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м
классе является формирование следующих умений.
- Поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания),
какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать
граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих
разных религий и атеистов;

- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками,
друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей
на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой
совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам
ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых
нарушений;
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;
различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
-проводить наблюдения природных тел и явлений.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени
начального общего образования:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как
компонентах единого мира, овладеть основами практико - ориентированных
знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю,
осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте
ценностей многонационального российского общества, а также
гуманистически демократических ценностных ориентаций, способствующих
формированию российской гражданской идентичности;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к
миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и
социально - гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст
учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать
восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и
предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
• получат возможность осознать своё место в мире на основе единства
рационально - научного познания и эмоционально - ценностного осмысления
личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет
основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества,
начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
научатся видеть и понимать некоторые причинно - следственные связи в
окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием
человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры

родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и
контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов,
аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в
поддержку собственных сообщений;
• примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей
экологической и культурологической грамотности, получат возможность
научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила
здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культурообразного поведения в окружающей природной и социальной
среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления
живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую
классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные
приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при
проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественно - научные тексты (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска
информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных
или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том
числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений
или описания свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить
примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и
безопасность человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил
безопасного
поведения;
использовать
знания
о
строении
и
функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего
здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото
- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации,
готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с
использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из
конструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту
(раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной
среде;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для
сохранения здоровья, осознанно выполнять
режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной
среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе
познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего
региона; описывать достопримечательности столицы и Краснодарского края;
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву,
свой регион (Краснодарский край) и его главный город (Краснодар );

• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные
исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на «ленте времени»;
• используя дополнительные источники информации (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить
факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;
на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от
вымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции
развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и
сопереживания им;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии,
включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с
целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений,
для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее,
приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в
его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах
образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса,
нации, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения,
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.

5.Содержание учебного предмета, курса.
Человек и природа (62 часа)
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком.
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры).
Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад,
перелеты птиц, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и
предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ:
соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы их
свойства. Простейшие практические работы с веществами. Жидкостями,
газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.
Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия.
Расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей
страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение земли как причина смены
дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена
времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность,
осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение
температуры воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни
людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд);
использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для
растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе,
значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной
жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист,
цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло,
воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья,
кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в
природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные
и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
отличия.
Особенности
питания
разных
животных
(хищные,
растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере
насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе
наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный
свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ.
Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для
животных; животные — распространители плодов и семян растений.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества
родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда
и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана
природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение
человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.
Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий
сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние
деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей
местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила

поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные
парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение,
отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное
участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка
птиц, уход за растениями и животными). Личная ответственность каждого
человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные
экологические организации (2—3 примера). Международные экологические
дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов
(опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем
органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная
ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья
окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество (73 часа)
Общество — люди, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание
того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена.
Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и мировоззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми.
Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек- создатель и
носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг
каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов
семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовнонравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение
к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками,

культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к
сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь
им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство,
строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в
экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические
последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические
прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач
общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение
труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная
ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное
мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный,
воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях
сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое
содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная
символика России: Государственный герб России, Государственный флаг
России, Государственный гимн России; правила поведения при
прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской
Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное
благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества,
8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты
детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката
или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр
и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с

Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний
дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву),
города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Главный город родного края: достопримечательности, история и
характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их
обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии
народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное
отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.
Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр
народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область,
край, республика): название, основные достопримечательности; музеи,
театры, спортивные комплексы. Особенности труда людей родного края, их
профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их
обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории
родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося
земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие
события общественной и культурной жизни страны в разные исторические
периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя,
СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных
и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся
люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников
истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека
за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран,
народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название,
расположение
на
политической
карте,
столица,
главные
достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию
человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня;
личная гигиена. Составление режима дня школьника. Физическая культура,
закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление
своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной
помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улицах,
дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила дорожного
движения. Поведение на перекрестках, улицах, игровых площадках. Знаки
дорожного движения, определяющие правила поведения пешеходов,
пассажиров. Правила противопожарной безопасности, основные правила
обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и
его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь).
Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе в разное время года. Правила
безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его
устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный
долг каждого человека.
Железная дорога- это зона повышенной опасности.
Правила поведения на объектах железнодорожного транспорта.
Напряжение на объектах железнодорожного транспорта.
Зацепинг- опасная игра.
Селфи на железной дороге- риск для жизни.
Перечень лабораторных, практических работ, экскурсий и
проектной деятельности
№п/п
1
2
3

Вид работы
Практические
Экскурсии
Проектная
деятельность

1 кл
15
1
4

Проекты:
1 класс
№1 «Моя малая родина»
№2 «Моя семья»
№3 «Мой класс и моя школа»
№4 «Мои домашние питомцы»

2кл
6
3
6

3кл
9
1
6

4кл
9
1
2

2 класс
№1 «Родной посёлок»
№2 «Профессии»
№3 «Красная книга, или возьмём под защиту»
№4 «Родословная»
№5 «Города России»
№6 «Страны мира»
3 класс
№1 «Богатства, отданные людям»
№2 «Разнообразие природы родного края»
№3 «Школа кулинаров»
№4 «Кто нас защищает»
№5 «Экономика родного края»
№6 «Музей путешествий»
4 класс
№1 «Святыни родного края»
№2 «Современная Россия»

6.Тематическое планирование
Содержание курса

Тематичес
кое плани
рование

Количество часов
1
2
3
4

Человек и природа (62ч)

3
21

Природа – это то, что нас окружает, но
не создано человеком. Природные
объекты и предметы, созданные
человеком. Неживая и живая природа.
Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные
размеры
и
др.).
Примеры явлений природы: смена
времён года, снегопад, листопад,
перелёты птиц, смена времени суток,
рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Времена
года (6ч)

3

2

2

17
4

15
4

3

Характеристика
деятельности учащихся

9
1

1

-

Пересказывать и понимать
тексты о природе.
Описывать сезонные изменения
в природе.
Характеризовать
признаки
времён года. Исследовать (на
основе
непосредственных
наблюдений)
связижизнедеятельности
растений, животных и времени
года.
Проводить
групповые
наблюдения во время экскурсии
«Времена года в нашем крае»
Оценивать с опорой на личный
опыт воздействие природы в

Вещество – то, из чего состоят
все природные объекты и предметы.
Разнообразие
веществ
в
окружающем
мире.
Примеры
веществ:
соль,
сахар,
вода,
природный газ.
Твёрдые тела,
жидкости, газы. Их свойства.
Простейшие практические работы с
веществами. Жидкостями, газами.

Природа
вокруг нас
(9ч)

6

2

1

-

Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая
Природа
к нам звезда, источник света и тепла для неживая и
всего живого на Земле. Земля – планета; живая (12ч)
общее представление о форме и
размерах Земли. Глобус как модель
Земли. Географическая карта и план.
Материки и океаны, их названия,

4

8

-

-

определённое время года на
настроение
человека,
его
внутренний мир и состояние его
здоровья.
Анализироватьнародные
приметы, связанные с погодой,
проверять их достоверность.
Приводить
примеры
веществ, описывать их.

Различать природные объекты и
изделия. Наблюдать объекты и
явления природы.
Группировать
их
по
отличительным признакам.
Приводить примеры веществ,
описывать их.

расположение на глобусе и карте.
Важнейшие природные объекты своей
страны, района. Ориентирование на
местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле
Вращение земли как причина
смены дня и ночи Времена года, их
особенности
(на
основе
наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца
как причина смены времен года.
Смена времен года в родном крае на
основе наблюдений. (на основе
наблюдений).
Погода,
её
составляющие(температура воздуха,
облачность,
осадки,
ветер).
Наблюдение за погодой своего края.
Измерение температуры воздуха.
Предсказание
погоды
и
его
значение в жизни людей.
Формы
земной
поверхности:
равнины, горы, холмы, овраги.(общее

Наблюдать
погоду
самостоятельно и в группах и
описывать
её
состояние.
Проверять
достоверность
народных примет о погоде.
Соотносить свои наблюдения о
погоде с опытом народов своего
края, отражённым в приметах и
пословицах.
Измерять температуру воздуха,

представление, условное обозначение
равнин и гор на карте). Особенности
поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие
(океан, море, река, озеро, пруд);
использование человеком. Водные
богатства родного края (названия,
краткая характеристика на основе
наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Единство
Значение воздуха для растений, живого и
животных, человека.
неживого (11ч)
Вода. Свойства воды. Состояния воды,
её распространение в природе, значение
для живых организмов и хозяйственной
жизни человека. Круговорот воды в
природе.
Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве
человека,
бережное
отношение.
Полезные ископаемые родного края.

воды с помощью термометра.

5

-

3

3

Наблюдать простейшие опыты
по изучению свойств воздуха.
Характеризовать
свойства
воздуха.
Оценивать чистоту воздуха,
необходимую
для
здоровья
человека, растений, животных, в
своём городе.
Наблюдать простейшие опыты
по изучению свойств воды.
Характеризовать
свойства
воды,
круговорот
воды
в
природе. Оценивать чистоту
воды в водоёмах и в системе
водоснабжения своего края.

Наблюдать простейшие опыты
по изучению свойств полезных
ископаемых. Характеризовать
свойства изученных полезных
ископаемых.
Различать
изученные
полезные
ископаемые. Описывать их
применение в хозяйстве человека
(на примере своей местности).
Почва, ее состав, значение для Человек – часть 4
живой природы и для жизни человека. природы (15ч)
Растения, их разнообразие. Части
растения (корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя). Условия необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Деревья, кустарники, травы.
Дикорастущие и культурные растения.
Роль растений в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к
растениям. Грибы: съедобные и
ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия,
необходимые для жизни животных
(воздух, вода, тепло, пища). Насекомые,

2

5

4

Характеризовать (на основе
опытов) состав почвы, роль
почвы в природе и роль живых
организмов в образовании почвы
(на примере своей местности).
Оценивать плодородие почвы
своего края.
Приводить примеры хвойных и
цветковых растений, выделять их
различия (на примере своей
местности).
Определять части цветкового
растения.
Сравнивать
и
различать
деревья, кустарники и травы.

рыбы, птицы, звери, их различия.
Особенности питания разных животных
(хищные, растительноядные, всеядные).
Размножение животных. Дикие и
домашние животные. Роль животных в
природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным.
Животные родного края, названия,
краткая характеристика на основе
наблюдений. Лес, луг, водоем –
единство живой и неживой природы
(солнечный свет, воздух, вода, почва,
растения,
животные).
Круговорот
веществ. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения — пища и
укрытие для животных; животные —
распространители плодов и семян
растений.
Влияние
человека
на
природные сообщества. Природные
сообщества родного края (2—3 примера
на основе наблюдений).
Природные зоны России. Человек часть природы общее представление,
основные природные зоны (природные
условия, растительный и животный

Характеризовать
условия,
необходимые
для
жизни
растений.
Рассказывать о роли растений в
природе и жизни людей.
Выращивать растения в группе.
Рассказывать о роли грибов в
природе и жизни людей.
Актуализировать знания о
животных и характеризовать их
по
группам; размножение,
питание;
Характеризовать
факторы
отрицательного
воздействия
человека
на
животный
мир,
охрана
животных. .Познакомиться с
разнообразием животного и
растительного мира в родном
крае.

Понимать учебную задачу урока
и стремиться ее выполнять;
работать в паре: знакомиться с
картой природных зон России,

мир, особенности труда и быта людей,
влияние
человека
на
природу
изучаемых зон, охрана природы).
Положительное
и
отрицательное
влияние деятельности человека на
природу (в том числе на примере
окружающей местности). Правила
поведения
в
природе.
Охрана
природных богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых, растительного и
животного
мира.
Заповедники,
национальные парки, их роль в охране
природы. Красная книга России, её
значение, отдельные представители
растений и животных Красной книги.
Посильное участие в охране природы
(изготовление простейших кормушек,
подкормка птиц, уход за растениями и
животными)
Общее представление о строении тела Тело человека
человека. Системы органов(опорно- (9ч)
двигательная,
пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная,
органы
чувств),их
роль
в
жизнедеятельности организма. Гигиена

сравнивать ее с физической
картой, определять по карте
природные зоны, высказывать
предположения о причинах их
смены,
осуществлять
самопроверку;
выявлять
взаимосвязь
природных
особенностей зон, .об основных
природных
богатствах,
экологических
проблем,
о
природных
мероприятиях
и
заповедниках. Извлекать из
дополнительной
литературы,
интернета
сведения
и
рассказывать.

-

2

5

2

Характеризовать
основные
функции
систем
органов
человеческого тела.
Моделировать
в
ходе
практической работы ситуации
по
применению
правил

систем
органов.
Измерение
температуры тела человека, частота
пульса.
Личная
ответственность
каждого
человека за состояние своего здоровья
и здоровья окружающих его людей.
Внимание,
забота,
уважительное
отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья.

Человек и общество (73ч)
Общество — люди, которые Я школьник
объединены общей культурой и связаны
(5ч)
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности
— основа жизнеспособности общества.
Человек-член общества, носитель и
создатель культуры. Понимание того,
как
складывается
и
развивается
культура общества и каждого её члена.
Общее представление о вкладе в
культуру человечества традиций

сохранения
и
укрепления
здоровья, по оказанию первой
помощи
при
несчастных
случаях.Характеризовать
правила оказания помощи при
несчастных случаях.
Измерять температуру тела, вес
и рост человека.
Оценивать личное отношение к
своему здоровью и здоровью
окружающих.
12

17

19

25

2

2

1

-

Знакомиться с учителем и
одноклассниками; с оценкой
роли учителя в культуре народов
своего края.
Знакомиться
с
правилами
поведения в школе и обсуждать
особенности взаимоотношений
со взрослыми, сверстниками.
Моделировать и оценивать
различные ситуации поведения в
школе и других общественных
местах.

и мировоззрений разных народов
Взаимоотношения человека с другими
людьми. Культура общения. Уважение
к чужому мнению. Человек- создатель и
носитель культуры. Внутренний мир
человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
Уважение к чужому мнению. Человексоздатель
и носитель культуры.
Внутренний мир человека: общее
представление
о
человеческих
свойствах и качествах.
Младший школьник. Правила
поведения в школе, на уроке.
Обращение к учителю. Классный,
школьный коллектив, совместная учёба,
игры, отдых.
Семья — самое близкое окружение
человека.
Семейные
традиции.
Взаимоотношения
в
семье
и
взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о
детях, престарелых, больных — долг
каждого человека. Хозяйство семьи.
Родословная. Имена и фамилии членов

Различать формы поведения,
которые допустимы или не
допустимы в школе и других
общественных местах.

Готовить рассказ о семье,
домашнем хозяйстве, профессиях
членов семьи.
Оценивать
свои
личные
качества и их проявления в
семье.
Практическая

семьи.
Составление
схемы
родословного древа, истории семьи.

Ценность здоровья и здорового
Правила
образа жизни. Режим дня школьника,
безопас
чередование труда и отдыха; личная
ности
гигиена.
Физическая
культура, жизнедеяте
закаливание, игры на воздухе как
льности
условие сохранения и укрепления
(5ч)
здоровья.
Личная ответственность каждого
человека за сохранение и укрепление
своего _физического и нравственного
здоровья.
Номера
телефонов
экстренной помощи. Первая помощь
при лёгких травмах.(ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила
безопасного поведения на дорогах, в
лесу, на водоёме в разное время года.

работа:составление
родословного древа семьи на
основе бесед о поколениях в
семье.
Оценивать степень участия
членов своей семьи в истории и
вклад в культуру родного края.
2

3

-

-

Практическая
работа
по
составлению режима дня.
Изображать путь от дома до
школы с помощью условных
обозначений.
Ориентироваться в школьном
помещении.
Наблюдать
социальную и природную среду.
Обсуждатьнеобходимость
соблюдения правил здорового
образа жизни.
Объяснять основные правила
обращения
с
газом,
электричеством, водой.

Правила
противопожарной
безопасности,
основные
правила
обращения с газом, электричеством,
водой. Опасные места в квартире, доме
и
его
окрестностях
(балкон,
подоконник, лифт, стройплощадка,
пустырь). Правила безопасности при
контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в
природе. Правила безопасности при
обращении с кошкой и собакой.
Экологическая
безопасность.
Бытовой фильтр для очистки воды, его
устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей — нравственный
долг каждого человека
Наша родина - Россия, Российская Моя Родина
Федерация.
Ценностно-смысловое
(6ч)
содержание
понятий:
Родина,
Отечество, Отчизна. Государственная
символика России: государственный
герб России, Государственный флаг
России, Государственный гимн России.

1

3

2

-

Знакомиться с особенностями
Государственного флага России.
Подбирать информацию об
отдельных
фактах
истории
флагов России.
Находить в тексте учебника
нужную
информацию
и

правила поведения при прослушивании
гимна. Конституция — Основной закон
Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации —
глава государства. Ответственность
главы государства за социальное и
духовно-нравственное
благополучие
граждан.
Праздник в жизни общества как
средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовнонравственных
связей
между
соотечественниками.
Новый
год,
Рождество, День защитника Отечества,
8 Марта, День весны и труда, День
Победы, День России, День защиты
детей, День народного единства, День
Конституции. Оформление плаката или
стенной газеты к общественному
празднику.
Родной край — частица России.
Родной город (село), регион (область,
край, республика): название, основные
достопримечательности; музеи, театры,

иллюстрации
о
достопримечательностях
и
святынях Москвы, праздничных
днях России.

Родной
край –
частица
Родины.

1

-

5

2

Осмысливать
значение
понятий: малая родина, Родина,
Отечество, Отчизна.
Находить на карте России

спортивные комплексы. Особенности
труда людей родного края, их
профессии. Названия разных народов,
проживающих в данной местности, их
обычаи, характерные особенности быта.
Важные сведения из истории родного
края.
Святыни
родного
края.
Проведение дня памяти выдающегося
земляка.
.

(8ч)

Друзья, взаимоотношения между ними;
ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила взаимоотношений со
взрослыми, сверстниками, культура
поведения
в
школе
и
других
общественных местах.
Внимание
к
сверстникам,
одноклассникам, плохо владеющим
русским языком, помощь им в ориен-

Человек –
член
общества
(3ч)

родной регион.
Рассказывать об известных
исторических фактах и событиях
в регионе.
Наблюдать
в
посёлке
исторические
памятники,
культовые
сооружения,
соотносить их с определённой
эпохой,
событием,
фактом.
Обсуждать
в
группах
и
составлять рассказ об экскурсии
в краеведческий музей с позиции
бережного
отношения
к
природным ископаемым родного
края.
1

1

1

-

Извлекать
необходимую
информацию
из
учебника,
дополнительных
источников
знаний. Приводить примеры
культуры
общения.
Моделировать
ситуации
общения с людьми разного
возраста,
национальности,
религиозной принадлежности.

тации в учебной среде и окружающей
обстановке.
Экономика, её составные части:
промышленность, сельское хозяйство,
строительство, транспорт, торговля.
Товары и услуги. Роль денег в
экономике.
Государственный
и
семейный
бюджет.
Экологические
последствия
хозяйственной
деятельности
людей.
Простейшие
экологические прогнозы. Построение
безопасной экономики — одна из
важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей
— основа экономики. Значение труда в
жизни
человека
и
общества.
Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России и
мира. Профессии людей. Личная
ответственность человека за результаты
своего труда и профессиональное
мастерство.
Общественный
транспорт.
Транспорт города или села. Наземный,

Значение
труда для
человека и
общества
(3ч)

1

2

-

-

Проводить
групповые
наблюдения за трудом людей во
время экскурсии на одно из
предприятий родного края.
Оценивать яркие проявления
профессионального мастерства и
результаты труда.
Раскрывать
возможности
средств массовой информации, в
том числе в игровой ситуации.
Моделировать
ситуации,
в

воздушный и водный транспорт.
Правила пользования транспортом.
Средства связи: почта, телеграф,
телефон, электронная почта.
Средства массовой информации:
радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность
при
пользовании
средствами массовой информации в
целях
сохранения
духовнонравственного здоровья.
Россия на карте. Государственная
Наша
граница России. Москва – столица Родина –
России. Святыни Москвы — святыни
Россия,
России.
Достопримечательности Российская
Москвы: Кремль, Красная площадь, Федерация.
Большой театр и др. Характеристика
(20ч)
отдельных
исторических
событий,
связанных с Москвой (основание
Москвы, строительство Кремля и др.).
Герб Москвы. Расположение Москвы на
карте.
Города России. Санкт-Петербург:
достопримечательности
(Зимний

которых
необходимо
знать
правила пользования телефоном.
Записывать
телефоны
экстренной помощи.
Моделировать ситуации вызова
экстренной помощи по телефону.

-

4

9

7

Находить
и
показывать
территорию
России,
её
государственную границу на
глобусе.
Моделировать
ситуации,
отношения
школьников
к
представителям других народов,
их языкам, традициям, религии.
Показывать местонахождение
Москвы и других крупнейших
городов на карте России.
Подготавливать
небольшие
сообщения
о

дворец, памятник Петру I — Медный
всадник, разводные мосты через Неву),
города Золотого кольца России (по
выбору). Святыни городов России.
Главный
город
родного
края:
достопримечательности, история и
характеристика
отдельных
исторических событий, связанных с
ним.
Россия — многонациональная
страна. Народы, населяющие Россию,
их обычаи, характерные особенности
быта (по выбору). Основные религии
народов России: православие, ислам,
иудаизм,
буддизм.
Уважительное
отношение к своему и другим народам,
их
религии,
культуре,
истории.
Проведение спортивного праздника на
основе традиционных детских игр
народов своего края.
История Отечества. Счёт лет в истории.
Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды:

достопримечательностях одного
из городов России на основе
дополнительной информации.
Подбирать к своему сообщению
иллюстрации, видеокадры.
Описывать элементы герба
Москвы.
Петь гимн РФ

Страницы
истории
Отечества
(19ч)

3

-

-

16

Пересказывать
своими
словами
части
текста
учебника
и
обсуждать
полученные сведения.

Древняя Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская
Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственных и культурных
традиций людей в разные исторические
времена. Выдающиеся люди разных
эпох
как
носители
базовых
национальных
ценностей.
Охрана
памятников истории и культуры.
Посильное
участие
в
охране
памятников истории и культуры своего
края. Личная ответственность каждого
человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее Страны и
представление о многообразии стран, народы
народов, религий на Земле. Знакомство мира. (4ч)
с несколькими странами: название,
расположение на политической карте,
столица,
главные

1

2

1

-

Извлекать
необходимую
информацию из учебника и
дополнительных источников
знаний
и
обсуждать
полученные
сведения
о
прошлом нашего государства.
Практические работы: с
картой (показывать места
исторических событий), с
«лентой
времени»
(определять
последовательность
исторических
событий),
изготавливать
наглядные
пособия
из
бумаги,
пластилина
и
других
материалов-одежду, макеты
памятников архитектуры и
др.
Находить
и
показывать
изученные страны мира на
глобусе и политической карте.
Находить
дополнительную
информацию.
Обсуждать
особенности 2 – 3 стран.

достопримечательности.
Бережное
отношение к культурному наследию
человечества — долг всего общества и
каждого человека.

7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№
п/п
1.

2.

6.

Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения
Книгопечатные продукция
Учебники
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс.
В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс.
В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс.
В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс.
В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012.
5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс.
В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.
6. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс.
В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.
7. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс.
В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2014.
8. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс.
В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2014.
Методические пособия
1. Плешаков А.А. От земли до неба: Атласопределитель: Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2010.
2. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для
учащихся начальных классов. – М.: просвещение,
2010.
Компьютерные и информационно-коммуникативные
средства
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий
мир», 1 класс.
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий
мир», 2 класс.
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий

Количес
тво

60
60
60
60
60
60
60
60

1
1

1

1
1
1
1

7.

8.

9.

10.

11.

мир», 3 класс.
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий
мир», 4 класс.
Радио няня- Веселые уроки
АБВГДейка
Инфоурок- ведущий образовательный портал
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления
карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по
природоведению, истории, обществоведению, этнографии
народов России и мира.
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том
числе в цифровой форме)
Учебно-практическое и учебно-лабораторное
оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас.
Часы с синхронизированными стрелками.
Микроскоп ( по возможности цифровой).
Лабораторное оборудование для проведения опытов и
демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для
измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы
разновесов и т. Д.), изучения свойств звука (камертоны,
наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой
(флюгер, компас и т.д.).
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Живые объекты (комнатные растения).

1
1
1
1

1

1
1
30
30
30
3

1

Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике предмета 2
«Окружающий мир» (лото, игры-путешествия).

12.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам:
дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.
Оборудование класса
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом
стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы
для
хранения
учебников,
дидактических
материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного
материала.

1
К
15
1
1
1

8 Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную
школу
В результате изучения окружающего мира ученик должен:
знать/понимать:
- название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где
живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах,
водоемах, в школе);
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся
пешеходов и пассажиров транспортных средств);
уметь:
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму,
сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой
природы;
- различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и
животных (2 - 3 представителя из изученных); раскрывать особенности их
внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря,

реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной
город, столицу, еще 1 - 2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части,
касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с
помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью
термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой
природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья,
безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил
поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной
информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов СОШ №5
от 31августа 2018 года
_____________________Димкова Н.А.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________________
31 августа 2018 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».