Музыка

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
ИМЕИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.С. АЗАРОВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АБИНСКИЙ РАЙОН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По МУЗЫКЕ
Уровень образования (класс) начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов 135
Учитель Димкова Наталья Анатольевна
Программа разработана на основе:
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373,
зарегистрирован в Министерстве юстиции России от 22.12.2009 N 15785
Основной образовательной программы
начального общего
образования МБОУ СОШ № 5, утвержденной решением педагогического
совета УМК «Школа России» «Музыка» под ред. Е.Д. Критской, Г.П.
Сергеевой, Т.С. Шмагиной – М.: Просвещение

1

Пояснительная записка
Рабочая
программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов
разработанав соответствии с
- приказом МинобрнаукиРоссии от 06.10.2009 №373 (ред. от
31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785)
- приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. От
07.06.2017) «Об отверждении федерального компонента государственных
общеобразовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования»
на основе:
- основной образовательной программы начального общего
образования
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 5
- авторской программы по школе России авторы и т.д.
Цель массового музыкального образования и воспитания :
•
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры школьников;
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на
основе целевой установки:
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового
музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России,
музыкальной культуре разных народов;
•
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной
деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения,
музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в
различных видах музыкальной деятельности;
•
обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими
умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание
музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкальнопластическое интонирование и импровизация).
Цели общего музыкального образования достигаются через систему
ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и
социального развития.
Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения
способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются
2

младшему школьнику.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и
развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм
его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на
духовный мир человека на основе проникновения в интонационновременную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения программы обучающимися происходит в процессе активного
восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты,
собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся:
хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах,
пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных
представлений.
1.
Общая характеристика предмета музыка.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов,
обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного
эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного
восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении,
начальное
овладение
различными
видами
музыкально-творческой
деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и
жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство
имеет особую значимость для духовно-нравственного содержания
школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностносмысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно
выстраивать эстетические отношения к себе , другим людям, Отечеству, миру
в целом.
Содержание программы базируется на художественно-образном,
нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных
пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки,
произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений
современных композиторов. Приоритетным в данной программе является
введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской
музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного
художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного
музыкального искусства
рассматриваются
в
контексте
мировой
художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как
синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение
факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду
3

людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений,
народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм
бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.
Включение в программу произведений духовной музыки базируется на
культурологическом подходе, который дает возможность учащимся
осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой
музыкальной культуры.
Основные виды учебной деятельности школьников.
Слушание музыки.
Опыт эмоционально-образного восприятия
музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной
выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об
интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и
форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных
образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокальнохоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского
замысла, импровизации.
Музыкально-пластическое движение.Общее представление о пластических
средствах
выразительности.
Индивидуально-личностное
выражение
образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы
деятельности при создании музыкально-пластических композиций.
Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений.
Театрализованные
формы
музыкально-творческой
деятельности.
Музыкальные
игры.инсценирование песен, танцев, игры - драматизации.Выражение
образного содержания музыкальных произведений с помощью средств
выразительности различных искусств.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены
основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.
Названия разделов являются выражением художественно-педагогической
идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят
пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с
музыкой в широком жизненном контексте.
2.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных
учреждений РФ на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч,
из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2,3,и 4
классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)
4

Таблица тематического распределения количества часов в 1 классе
№

1
2
3
4
5
6
7

Раздел, темы

Мир музыкальных звуков
Ритм – движение жизни
Мелодия – царица музыки
Музыкальные жанры: песня, танец, марш
Музыкальные краски
Музыкальная азбука или где живут ноты
Музыкально- театрализованное представление
Итого

Количество часов
Примерн
Рабочая
ая
програм
програм
ма
ма
6
3
7
7
4
5
1
33

Таблица тематического распределения количества часов во 2 классе
№

Раздел, темы

1
2
3
4
5
6
7

Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды.
Широка страна моя родная
Музыкальное время и его особенности
Музыкальная грамота
«Музыкальный конструктор»
Жанровое разнообразие в музыке
Музыкально-театрализованное представление
Итого

Количество часов
Примерн
Рабочая
ая
програм
програм
ма
ма
7
10
3
3
3
7
1
34

Таблица тематического распределения количества часов в 3 классе
№

Раздел, темы

1
2
3

Музыкальный проект «Сочиняем сказку»
Широка страна моя родная
Хоровая планета.
Музыкальная грамота.

4
5
6

Мир оркестра
Формы и жанры в музыке
Музыкально- театрализованное представление

Количество часов
Примерн
Рабочая
ая
програм
програм
ма
ма
3
8
9

Итого

9
4
1
34

5

Таблица тематического распределения количества часов в 4 классе
№

Раздел, темы

1
2
3
4

Песни народов мира
Музыкальная грамота
Оркестровая музыка
Музыкально-сценические жанры

5
6
7

Музыка кино
Учимся, играя
Музыкально-театрализованное представление
Итого

3.

Количество часов
Примерн
Рабочая
ая
програм
програм
ма
ма
8
6
6
7
5
1
1
34

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Стратегия целенаправленной организации и планомерного
формирования музыкальной учебной деятельности способствует
личностному развитию учащихся :
реализации
творческого
потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству;
формированию ценностно нравственных оснований; становлению
самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного
оптимизма.
Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному
и профессиональному музыкальному творчеству — направлено на
формирование целостной художественной картины мира, воспитание
патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном
обществе,
активизацию
творческого
мышления,
продуктивного
воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному
и
социальному развитию
растущего человека. В результате у
школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе
воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье,
уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов,
развиваются способности расценивать и сознательно выстраивать
отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку
обеспечивают
коммуникативное развитие :формируют умение слушать,
способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в
обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продук6

тивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное,
познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается
характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой
деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

4.

Результаты освоения учебного предмета «музыка».

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны
быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Музыка»:
1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности
многонационального
российского
общества,
гуманистические
и
демократические ценностные ориентации.
2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий.
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
Для достижения указанных личностных результатов в курсе изучения
предмета «Музыка» произведения отечественного музыкального искусства
рассматриваются в контексте мировой художественной культуры, широко
используется принцип диалога культур. Он предполагает знакомство
учащихся с народной и профессиональной музыкой различных
национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности
жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия
стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных
эпох и культур.
В результате освоения программы у обучающихся будут
сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и
познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных
традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности,
уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее
народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно7

нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного
опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся
понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира,
постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои
мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений,
использовать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и
инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать
свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные
предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение,
основанные на реализованном творческом потенциале, развитии
художественного вкуса, осуществлении собственных музыкальноисполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого
человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека
явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и
взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация
программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие
коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность,
способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся
научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования,
совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности УУД учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и
видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных
сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её
реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
8

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на
уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической
деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов»
различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами деятельности;
- приобретении умения осознанного построения речевого
высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных
произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с
задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты,
связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания,
в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и
жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов
музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и
практическую деятельность с использованием различных средств
информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях,
обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы,
мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и др.)
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в
жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на
материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного
вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к
музыкальному произведению;
умение
воплощать
музыкальные
образы
при
создании
театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении
вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического
аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в
9

дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в
различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и
творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности
обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на
гармоничное становление личности школьника, включающее формирование
его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие
музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей
самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся
принимать активное участие в общественной, концертной и музыкальнотеатральной жизни школы, города, региона.
6.Содержание начального общего образованияпо учебному
предметуМузыка
1 класс
Мир музыкальных звуков
Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука:
тембр, длительность, громкость, высота.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем
многообразии. Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные.
Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.
Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и
тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на
различных инструментах). Прослушивание фрагментов музыкальных
произведений с имитацией звуков окружающего мира.
Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых
народных песен и обработок народных песен, в том числе, зарубежных;
песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам.
Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания.
Ритм – движение жизни
Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и
длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая
доли.

10

Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира.
Ритмические игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки,
шлепки, щелчки, притопы и др. Осознание коротких и длинных звуков в
ритмических играх: слоговая система озвучивания длительностей и их
графическое изображение; ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические
«паззлы».
Мелодия – царица музыки
Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в
музыке и в речи.Интонация как основа эмоционально-образной природы
музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения.
Аккомпанемент.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений яркого интонационнообразного содержания. Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р.
Шуман «Первая утрата», Л. Бетховен Симфония № 5 (начало), В.А. Моцарт
Симфония № 40 (начало).
Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание и
исполнение песен с поступенным движением, повторяющимися
интонациями. Пение по «лесенке»; пение с применением ручных знаков.
Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонацияответ. Интонации музыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ»,
«поставь точку в конце музыкального предложения» (пример, А.Н.
Пахмутова «Кто пасется на лугу?»).
Музыкальные краски
Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности.
Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений с контрастными образами,
пьес различного ладового наклонения. Пьесы различного образноэмоционального содержания. Примеры: П.И. Чайковский «Детский альбом»
(«Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества»
(«Дед Мороз», «Веселый крестьянин»). Контрастные образы внутри одного
произведения. Пример: Л. Бетховен «Весело-грустно».
11

Пластическое интонирование, двигательная импровизация под
музыку разного характера. «Создаем образ»: пластическое интонирование
музыкального образа с применением «звучащих жестов»; двигательная
импровизация под музыку контрастного характера.
Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование
ладового чувства в хоровом пении: мажорные и минорные краски в создании
песенных образов. Разучивание и исполнение песен контрастного характера в
разных ладах.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш
Формирование первичных аналитических навыков. Определение
особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание
музыкальных
произведений,
имеющих
ярко
выраженную жанровую основу. Песня, танец, марш в музыкальном
материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного
материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная
импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и
маршевых движений.
Исполнение хоровых произведений разных жанров. Двигательная
импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе
пройденного хоровой музыки разных жанров. Первые опыты концертных
выступлений в тематических мероприятиях.
Музыкальная азбука или где живут ноты
Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации
музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль.
Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано.
Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование
зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки
(форте, пиано).
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного
материала. Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной
грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой октавы на
нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой (возможно
на основе клавиатуры синтезатора). Установление зрительно-слуховой и
двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика
12

расположения клавиш: высокий, средний, низкий регистры; поступенное
движение в диапазоне октавы.
Слушание музыкальных произведений с использованием
элементарной графической записи. Развитие слухового внимания:
определение динамики и динамических оттенков. Установление зрительнослуховых ассоциаций в процессе прослушивания музыкальных произведений
с характерным мелодическим рисунком (восходящее и нисходящее движение
мелодии) и отражение их в элементарной графической записи (с
использованием знаков – линии, стрелки и т.д.).
Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по
нотам. Разучивание и исполнение песен с применением ручных знаков.
Пение разученных ранее песен по нотам.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование. Творческое соревнование.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых в школьных мероприятиях.
Командные состязания: викторины на основе изученного
музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо,
ритмические «диалоги».
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения
программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке
и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка
сценариев
музыкально-театральных,
музыкально-драматических,
концертных композиций с использованием пройденного хорового
материала. Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие
родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в
разработке сценариев, подготовке музыкальных номеров.
2 класс

Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды
Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты.
Годовой круг календарных праздников
13

Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Повторение и инсценирование
народных песен, пройденных в первом классе. Разучивание и исполнение
закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Приобщение детей к
игровой традиционной народной культуре: народные игры с музыкальным
сопровождением. Примеры: «Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька».
Игры народного календаря: святочные игры, колядки, весенние игры (виды
весенних хороводов – «змейка», «улитка» и др.).
Слушание произведений в исполнении фольклорных коллективов.
Прослушивание народных песен в исполнении детских фольклорных
ансамблей, хоровых коллективов (пример: детский фольклорный ансамбль
«Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени
М.Е. Пятницкого и др.). Знакомство с народными танцами в исполнении
фольклорных и профессиональных ансамблей (пример: Государственный
ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева; коллективы разных
регионов России и др.).
Широка страна моя родная
Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная
песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации.
Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства,
фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские
композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Разучивание и исполнение Гимна Российской Федерации.
Исполнение гимна своей республики, города, школы. Применение знаний
о способах и приемах выразительного пения.
Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный
анализ особенностей мелодии. Прослушивание произведений с яркой
выразительной мелодией. Примеры: М.И. Глинка «Патриотическая песня»,
П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.В.
Рахманинов «Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром
(начало). Узнавание в прослушанных произведениях различных видов
интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и т.д.).
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным
(поступенным) движением. Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в
упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
Музыкальное время и его особенности
14

Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках.
Ритмоформулы. Такт. Размер.
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного
материала. Восьмые, четвертные и половинные длительности, паузы.
Составление ритмических рисунков в объеме фраз и предложений,
ритмизация стихов.
Ритмические игры. Ритмические «пазлы», ритмическая эстафета,
ритмическое эхо, простые ритмические каноны.
Разучивание и исполнение хоровых с разнообразным ритмическим
рисунком.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй
октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности
интервалов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нотной записи. Чтение нот первой-второй октав в записи
пройденных песен. Пение простых выученных попевок и песен в размере 2/4
по нотам с тактированием.
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного
материала. Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты:
расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения
длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые),
размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо).
Простые интервалы: виды, особенности звучания и выразительные
возможности.
Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков.
Прослушивание
и
узнавание
в
пройденном
вокальном
музыкальномматериале интервалов . Слушание двухголосных хоровых
произведений
«Музыкальный конструктор»
Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке.
Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации.
Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические
15

музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И.
Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений. Восприятие точной и
вариативной повторности в музыке. Прослушивание музыкальных
произведений в простой двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен Багатели,
Ф. Шуберт Экосезы); в простой трехчастной форме (примеры: П.И.
Чайковский пьесы из «Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены»,
«Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»); в форме
вариаций (примеры: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна,
В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма (песни и
хоровые произведения).
Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной
формах. Примеры: В.А. Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й.
Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др.
Жанровое разнообразие в музыке
Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах
вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта
русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование
первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир
театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра).
Балет, опера.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание
классических
музыкальных
произведений
с
определением их жанровой основы. Элементарный анализ средств
музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный
размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Примеры:
пьесы из детских альбомов А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И.
Хачатуряна, «Детской музыки» С.С. Прокофьева, фортепианные прелюдии
Д.Д. Шостаковича и др.).
Пластическое интонирование: передача в движении характерных
жанровых признаков различных классических музыкальных произведений;
пластическое и графическое моделирование метроритма («рисуем музыку»).
Создание презентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама,
балет, опера). Сравнение на основе презентации жанров балета и оперы.
16

Разработка и создание элементарных макетов театральных декораций и афиш
по сюжетам известных сказок, мультфильмов и др.
Исполнение песенкантиленного, маршевого и танцевального
характера. Примеры: А. Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе
весело шагать», А. Островский «Пусть всегда будет солнце», песен
современных композиторов.
Я – артист
Сольное
и
ансамблевое
музицирование
(вокальное
и
инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника
Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных
праздников и другие), подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых в школьных мероприятиях,
посвященных праздникам, торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для
хорового музицирования.
Участие в школьных, региональных конкурсах.
Командные состязания: викторины на основе изученного
музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо,
ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения
программы во втором классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке
и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка
сценариев
музыкально-театральных,
музыкально-драматических,
концертных композиций с использованием пройденного хорового
материала. Театрализованные формы проведения открытых уроков,
концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций,
театрализация
хоровых
произведений
с
включением
элементов
импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных
представлениях.

17

3 класс
Музыкальный проект «Сочиняем сказку».
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческоисполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами
обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков
ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение
элементов
музыкальной
грамоты.
Развитие
музыкально-слуховых
представлений в процессе работы над творческим проектом.
Содержание обучения по видам деятельности:
Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем
сказку» с участием обучающихся, педагогов, родителей. Обсуждение его
содержания: сюжет, распределение функций участников, действующие лица,
подбор музыкального материала. Разучивание и показ.
Создание информационного сопровождения проекта (афиша,
презентация, пригласительные билеты и т.д.).
Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового
материала как части проекта. Формирование умений и навыков
ансамблевого и хорового пения в процессе работы над целостным
музыкально-театральным проектом.
Практическое освоение и применение элементов музыкальной
грамоты. Разучивание оркестровых партий по ритмическим партитурам.
Пение хоровых партий по нотам. Развитие музыкально-слуховых
представлений в процессе работы над творческим проектом.
Работа над метроритмом. Ритмическое остинато и ритмические
каноны
в
сопровождении
музыкального
проекта.
Усложнение
метроритмических структур с использованием пройденных длительностей и
пауз в размерах 2/4, 3/4, 4/4; сочинение ритмоформул для ритмического
остинато.
Соревнование классов на лучший музыкальный проект «Сочиняем
сказку».
Широка страна моя родная
Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и
поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде.
Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия.
Содержание обучения по видам деятельности:
18

Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора;
русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в
национальных республиках России; звучание национальных инструментов.
Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и
этнографических ансамблей.
Исполнение песен народов России различных жанров колыбельные,
хороводные, плясовые и др.) в сопровождении народных инструментов.
Пение acapella, канонов, включение элементов двухголосия. Разучивание
песен по нотам.
Игры-драматизации. Разыгрывание народных песен по ролям.
Театрализация небольших инструментальных пьес разных народов России.
Хоровая планета
Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские,
мужские, детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование
музыкально-исполнительской культуры.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов:
Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.
Александрова, Государственного академического русского народного хорап/у
А.В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора
им. М.Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др.
Определение вида хора по составу голосов: детский, женский, мужской,
смешанный. Определение типа хора по характеру исполнения:
академический, народный.
Совершенствование хорового исполнения: развитие основных
хоровых навыков, эмоционально-выразительное исполнение хоровых
произведений. Накопление хорового репертуара. Исполнение хоровых
произведений классической и современной музыки с элементами
двухголосия.
Мир оркестра
Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах
симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта:
концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и
др.) и оркестра.
Содержание обучения по видам деятельности:
19

Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной
классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантовисполнителей, исполнительских коллективов. Узнавание основных
оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра.
Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М.
Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие.
Прослушивание фрагментов концертов для солирующего инструмента
(фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра.
Музыкальная викторина «Угадай инструмент». Викторинасоревнование на определение тембра различных инструментов и
оркестровых групп.
Исполнение песен. Начальные навыки пения под фонограмму.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с
тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий.
Освоение новых элементов музыкальной грамоты: интервалы в
пределах октавы, мажорные и минорные трезвучия. Пение мелодических
интервалов и трезвучий с использованием ручных знаков.
Музыкально-игровая деятельность: двигательные, ритмические и
мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании.
Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся
рефреном), в простой двухчастной и трехчастной формах.Слушание
многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада,
узнавание пройденных интервалов и трезвучий.
Формы и жанры в музыке
Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом
музыкальном материале. Форма рондо.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и
жанрах. Определение соединений формы рондо и различных жанров.
Примеры: Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня»;
Л. Бетховен «Ярость по поводу потерянного гроша». Прослушивание
оркестровых произведений, написанных в форме вариаций. Примеры: М. И.
Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро». Активное слушание с
20

элементами пластического интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в
простой двухчастной и простой трехчастной формах и др.
Музыкально-игровая деятельность. Форма рондо и вариации в
музыкально-ритмических играх .Исполнение хоровых произведений в
форме рондо.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника
Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных
праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка
концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых песен в школьных мероприятиях,
посвященных праздникам, торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для
хорового музицирования, в том числе музыку народов России.
Участие в школьных, региональных музыкальных конкурсах..
Командные состязания: викторины на основе изученного
музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо,
ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения
программы в третьем классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке
и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка
сценариев
музыкально-театральных,
музыкально-драматических,
концертных композиций с использованием пройденного хорового и
инструментального материала. Рекомендуемые темы: «Моя Родина»,
«Широка страна моя родная», «Сказка в музыке», «Наша школьная планета»,
«Мир природы» и другие. Театрализованные формы проведения открытых
уроков, концертов.Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных
композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов
импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных
представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкальноинструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и
4 класс
21

Песни народов мира
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов
мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и
ритмические особенности песен народов мира.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового
разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов
развития (повтор, вариантность, контраст).
Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими
рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения
(поступенное, по звукам аккорда, скачками).
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух
знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов.
Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.
Вокальная импровизация .
Оркестровая музыка
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный,
джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах,
особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура.
Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр.
Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической
исполнительской деятельности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений для симфонического, камерного,
духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А.
Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в
исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных
оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных
инструментов региона и др.
Музыкально-сценические жанры
Балет, опера, мюзикл.Ознакомление с жанровыми и структурными
особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.
Содержание обучения по видам деятельности:
22

Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и
мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкальносценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств
в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном
спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И.
Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. РимскийКорсаков «Снегурочка».
Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических
произведений. Драматизация песен. Примеры: р.н.п. «Здравствуй, гостья
зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская
народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).
Музыка кино
Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к
мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским
фильмам и мультфильмам.
Содержание обучения по видам деятельности:
Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов.
Анализ функций и эмоционально-образного содержания музыкального
сопровождения:

характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды
действия;

создание эмоционального фона;

выражение общего смыслового контекста фильма.
Примеры: фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор
Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский,
композитор Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев,
композитор А.Рыбников). Мультфильмы: У. Дисней «Наивные симфонии»;
музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских
режиссеров-аниматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского,
Ю. Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова и др. Музыка к мультфильмам:
«Винни Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин),
«Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена
и Чебурашка» (В.Шаинский).
Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над
выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых)
произведений с аккомпанированием.
23

Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных
кинофильмов и мультфильмов.
Учимся, играя
Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор
по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление
результатов освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игрысоревнования на правильное определение на слух и в нотах элементов
музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных
моделей, подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение
изученных песен в форме командного соревнования.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование . Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника
Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных
праздников, праздники церковного календаря
и другие), подготовка
концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение
пройденных
хоровых
и
инструментальных
произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам,
торжественным событиям. Исполнение песен в сопровождении двигательнопластической, инструментально-ритмической импровизации.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для
хорового музицирования .
Участие в школьных, региональных х музыкально-исполнительских
фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного
музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо,
ритмические «диалоги» с применением всего разнообразия пройденных
ритмоформул.
Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового,
музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь период обучения.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат
освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке
ипроведении музыкально-театрализованного представления. Разработка
24

сценариев
музыкально-театральных,
музыкально-драматических,
концертных композиций с использованием пройденного хорового материала.
Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок,
музыкально-драматических
композиций
по
мотивам
известных
мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты.
Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие
в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров,
реквизита и декораций, костюмов и т.д.).
Содержание курса: представлено следующими содержательными
линиями:






«Музыка в жизни человека».
«Музыкальная картина мира»
«Основные закономерности музыкального искусства»
«Я – артист»
«Музыкальная грамота»

7. Тематическое планирование
Тематическое планирование составлено в на основе Примерной
программы и в соответствии с учебниками для общеобразовательных
организаций авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной: «Музыка.
1 класс», «Музыка 2 класс», «Музыка 3 класс», «Музыка. 4 класс».
Изучение раздела «Я – артист» происходит на каждом уроке в
музыкально- исполнительской деятельности.
1 класс
Разделы

Тематическое
планирование

1.Мир
музыкальных
звуков- 6 ч.

И муза вечная со
мной
- Повсюду музыка
слышна.
- Музыкальные
инструменты.
- «Садко». Из

Кол
иче
ств
о
час.
1

1
3
1

Формирование УУД

Восприятие
и
воспроизведение
звуков окружающего мира во всем
многообразии.
Прослушивание
фрагментов
музыкальных
произведений с имитацией звуков
окружающего мира.
Пение попевок и простых песен.
Разучивание попевок и простых
25

русского
былинного сказа.

2.Ритм –
движение жизни3ч

3.Мелодия –
царица музыки7ч.

Ритм окружающего
мира. – Сказка
Чудесная лютня»

1

-Музыка осени.

2

-Мелодия –душа
музыки.

1

-Сочини мелодию.

1

-«Пришло
рождество,
начинается
торжество»

4.Музыкальные
жанры: песня,
танец, марш-7ч.

народных песен и обработок народных
песен, в том числе, зарубежных; песен
из
мультфильмов,
детских
кинофильмов, песен к праздникам.
Формирование правильной певческой
установки и певческого дыхания.

2

- Музыкальные
портреты

1

-Мамин праздник

1

-Добрый праздник
среди зимы.

1

Знакомство с
жанром песня.
-Знакомство с
жанром марш.
-Знакомство с
жанром танец.
-Музыка в цирке.

1
1
1
1

Восприятие
и
воспроизведение
ритмов
окружающего
мира.
Ритмические
игры.
«Звучащие
жесты» («инструменты тела»): хлопки,
шлепки, щелчки, притопы и др.
Осознание коротких и длинных звуков
в ритмических играх: слоговая система
озвучивания длительностей и их
графическое
изображение;
ритмоинтонирование слов, стихов;
ритмические «паззлы».
Слушание
музыкальных
произведений яркого интонационнообразного содержания.
Исполнение
песен
с
плавным
мелодическим движением. Разучивание
и исполнение песен с поступенным
движением,
повторяющимися
интонациями. Пение по «лесенке»;
пение с применением ручных знаков.
Музыкально-игровая деятельность –
интонация-вопрос, интонация-ответ.

Слушание
музыкальных
произведений,
имеющих
ярко
выраженную
жанровую
основу.
восприятие и анализ особенностей
жанра. Двигательная импровизация под
музыку с использованием простых
танцевальных и маршевых движений.
Исполнение хоровых произведений
26

5.Музыкальные
краски- 4ч.

-Дом, который
звучит.

1

-Опера-сказка

1

-Ничего на свете
лучше нету
-Край, в котором
ты живёшь.Поэт,
художник,
композитор.

1

Музыка утра.
Музыка вечера.

1

Детский альбом
Чайковского.

1

1

-Музы не молчали - 1

6.Музыкальная
азбука или где
живут ноты- 5ч.

7.Музыкальнотеатрализованное
представление

-Азбука, азбука
каждому нужна.
Музыкальная
Азбука.

2

разных
жанров.
Двигательная
импровизация.
Формирование
навыков публичного исполнения на
основе
пройденного
хоровой
и
инструментальной музыки разных
жанров.
Слушание
музыкальных
произведений
с
контрастными
образами, пьес различного ладового
наклонения.
Пластическое
интонирование,
двигательная импровизация под
музыку разного характера.
Исполнение песен, написанных в
разных
ладах.
Формирование
ладового чувства в хоровом пении:
мажорные и минорные краски в
создании
песенных
образов.
Разучивание и исполнение песен
контрастного характера в разных ладах.
Игровые дидактические упражнения
с
использованием
наглядного
материала. Освоение в игровой
деятельности элементов музыкальной
грамоты: нотоносец, скрипичный ключ,
расположение нот первой октавы на
нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с
фортепианной клавиатурой (возможно
на основе клавиатуры синтезатора).
Слушание
музыкальных
произведений с использованием
элементарной графической записи.

-Учимся читать и
писать ноты.

1

-Знакомство с
фортепианной
клавиатурой.

2

Урок-концерт

1

Музыкально-театрализованное
представление как результат освоения
программы по учебному предмету
«Музыка» в первом классе.

Тематическое

Кол

Формирование УУД

2 класс
Разделы

27

планирование

1.Народное
музыкальное
искусство.
Традиции и
обряды. – 7 ч.

- Русские народные
инструменты

ичес
тво
час.
1

- Плясовые
наигрыши.

1

- Разыграй песню

1

- Музыка в
народном стиле.
Сочини песенку.

1

- Проводы зимы.
Встреча весны.

1

С
Рождеством 2
Христовым!

2.Широка страна Мелодия.
моя родная- 10ч.
Здравствуй, Родина
моя!Моя Россия.

1

1

Гимн России.
1
Танцы, танцы,
танцы…

1

Эти разные марши.
1
Колыбельные

Музыкально-игровая деятельность.
Повторение
и
инсценирование
народных песен, пройденных в первом
классе. Разучивание и исполнение
закличек,
потешек,
игровых
и
хороводных песен. народные игры с
музыкальным
сопровождением.
Примеры: «Каравай», «Яблонька»,
«Галка», «Заинька». Игры народного
календаря: святочные игры, колядки,
весенние игры (виды весенних
хороводов – «змейка», «улитка» и др.).
Слушание
произведений
в
исполнении
фольклорных
коллективов.
Прослушивание
народных песен в исполнении детских
фольклорных ансамблей, хоровых
коллективов
(пример:
детский
фольклорный ансамбль «Зоренька»,
Государственный
академический
русский народный хор имени М.Е.
Пятницкого и др.). Знакомство с
народными танцами в исполнении
фольклорных и профессиональных
ансамблей (пример: Государственный
ансамбль народного танца имени
Игоря Моисеева; коллективы разных
регионов России и др.).
Разучивание и исполнение Гимна
Российской Федерации. Исполнение
гимна своей республики, города,
школы. Применение знаний
о
способах и приемах выразительного
пения.
Слушание музыки отечественных
композиторов.
Элементарный
анализ
особенностей
мелодии.
Прослушивание произведений с яркой
выразительной мелодией. Примеры:
М.И. Глинка «Патриотическая песня»,
П.И. Чайковский Первый концерт для
28

песни.
1
Великий
колокольный звон.
Звучащие картины.
Святые земли
русской. Александр Невский.
Сергий
Радонежский.

3.Музыкальное
время и его
особенности
- 3 ч.

4.Музыкальная
грамота - 3ч.

5.«Музыкальный
конструктор»- 3ч.

1

фортепиано с оркестром (1 часть), С.В.
Рахманинов
«Вокализ»,
Второй
концерт для фортепиано с оркестром
(начало). Узнавание в прослушанных
произведениях
различных
видов
интонаций (призывная, жалобная,
настойчивая и т.д.).

1

1

Молитва.
Метроритм.
Такт.Размер.

1
1

Длительности и
паузы в простых
ритмических
рисунках.

2

Основы
музыкальной
грамотности.

1

Простые
интервалы.

1

Чтение нотной
записи.

1

Простые песенные
формы
(Двухчастная,
трёхчастная).

1

Игровые
дидактические
упражнения
с
использованием
наглядного материала. Составление
ритмических рисунков в объеме фраз
и предложений, ритмизация стихов.
Ритмические игры. Ритмические
«пазлы»,
ритмическая
эстафета,
ритмическое
эхо,
простые
ритмические каноны.
Чтение нотной записи. Чтение нот
первой октавы. Пение простых
выученных попевок и песен в размере
2/4 по нотам с тактированием.
Игровые
дидактические
упражнения
с
использованием
наглядного материала. Игры и тесты
на знание элементов музыкальной
грамоты: расположение нот первойвторой октав на нотном стане.
Пение мелодических интервалов.
Прослушивание и узнавание в
пройденном
вокальном
и
инструментальном
музыкальном
Слушание двухголосных хоровых
произведений
Слушание
музыкальных
произведений. Восприятие точной и
вариативной повторности в музыке.
Прослушивание
музыкальных
произведений в простой двухчастной
29

6.Жанровое
разнообразие в
музыке-7ч

Вариации.

1

Всё в движении.
«Тройка».
«Попутная песня».

1

Волшебный цветик
–семицветик.
Симфоническая
сказка «Петя и
Волк».
Картинки с
выставки.

1

1

1

Звучит
нестареющий
Моцарт.

1

Детский
музыкальный
театр.

1

Театр оперы и
балета.
Волшебная
палочка.
Опера «Руслан и
Людмила». Сцены

1

форме
(примеры:
Л.
Бетховен
Багатели, Ф. Шуберт Экосезы); в
простой трехчастной форме (примеры:
П.И. Чайковский пьесы из «Детского
альбома», Р. Шуман «Детские сцены»,
«Альбом для юношества», С.С.
Прокофьев «Детская музыка»); в
форме
вариаций
(примеры:
инструментальные и оркестровые
вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.
Бетховена, М.И. Глинки); куплетная
форма
(песни
и
хоровые
произведения).
Сочинение простейших мелодий.
Сочинение мелодий по пройденным
мелодическим моделям
Исполнение
песен
в
простой
двухчастной и простой трехчастной
формах. Примеры: В.А. Моцарт
«Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок».
Слушание
классических
музыкальных
произведений
с
определением их жанровой основы.
Элементарный
анализ
средств
музыкальной
выразительности,
формирующих
признаки
жанра
(характерный размер, ритмический
рисунок,
мелодико-интонационная
основа). Примеры: пьесы из детских
альбомов А.И. Хачатуряна, «Детской
музыки»
С.С.
Прокофьева,
фортепианные
прелюдии
Д.Д.
Шостаковича и др.).
Пластическое
интонирование:
передача в движении характерных
жанровых
признаков
различных
классических
музыкальных
произведений.
Исполнение
песенкантиленного,
маршевого и танцевального характера.

1
30

из оперы.
Увертюра. Финал.

7.Музыкальнотеатрализованное
представление -1ч

Урок-концерт.

1

Театрализованные формы проведения
открытых уроков, концертов.

Тематическое
планирование

Кол
ичес
тво
час.
1

Формирование УУД

3 класс
Разделы

1.Музыкальный
В детской.
проект «Сочиняем
сказку» 3ч.
Разучивание
песенного
материала к
проекту «Сочиняем
сказку».
В каждой
интонации спрятан
человек.

2.Широка страна
моя родная 8ч.

1

1

Мелодия душа
музыки.

1

Природа и музыка.
Романс.

1

Разработка
плана
организации
музыкального проекта «Сочиняем
сказку» . Обсуждение его содержания:
сюжет,
распределение
функций
участников,
действующие
лица,
подбор музыкального материала.
Разучивание
и
исполнение
песенного ансамблевого и хорового
материала как части проекта.
Формирование умений и навыков
ансамблевого и хорового пения в
процессе работы над целостным
музыкально-театральным проектом.
Практическое
освоение
и
применение
элементов
музыкальной грамоты. Разучивание
оркестровых партий по ритмическим
партитурам.
Развитие музыкальнослуховых представлений в процессе
работы над творческим проектом.
Работа над метроритмом.
Соревнование классов на лучший
музыкальный
проект
«Сочиняем
сказку».
Слушание
музыкальных
и
поэтических произведений фольклора;
русских народных песен разных
жанров, песен народов, проживающих
в национальных республиках России;
звучание национальных инструментов.
31

Настрою гусли на
старинный лад.

1

Певцы русской
старины.

1

Былина о Садко и
Морском Царе.

1

Прослушивание песен народов России
в
исполнении
фольклорных
и
этнографических ансамблей.
Исполнение песен народов России
различных
жанров
колыбельные,
хороводные, плясовые и др.) в
сопровождении
народных
инструментов. Пение acapella.

1

Игры-драматизации. Разыгрывание
народных песен по ролям.

Опера
«Снегурочка»
РимскогоКорсакова.

3.Хоровая
планета.
Музыкальная
грамота. 9 ч..

Игры и игрушки.
На прогулке

1

Мир С.Прокофьева

1

Виват, Россия.

1

Наша слава –
русская держава.

1

Кантата
«Александр
Невский».

1

Опера «Иван
Сусанин»

1

Хоровые
коллективы и их
виды.

1

Богородице Дево,
радуйся

2

Нежная моя,
добрая моя мама!

1

Слушание
произведений
в
исполнении хоровых коллективов:
Совершенствование
хорового
исполнения:
развитие
основных
хоровых навыков, эмоциональновыразительное исполнение хоровых
произведений.
Освоение
новых
элементов
музыкальной грамоты: интервалы в
пределах
октавы,
мажорные
и
минорные трезвучия.
Музыкально-игровая деятельность:
двигательные,
ритмические
и
мелодические каноны-эстафеты в
коллективном музицировании.
Разучивание хоровых и оркестровых
партий по нотам; исполнение по нотам
оркестровых партитур различных
составов.

В
современных 1
ритмах. Мюзикл.
32

4.Мир оркестра
9ч.

5.Формы и жанры
в музыке 4 ч.

Музыкальное
состязание.

1

Инструменты
симфонического
оркестра.Опера
«Руслан и
Людмила»

1

Опера
«Снегурочка»

1

Океан – море
синее.

1

Балет «Спящая
красавица».

1

«Героическая»
Симфония
Бетховена.

1

Мир Бетховена.

1

Острый ритм –
джаза звуки

1

Люблю я грусть
1
твоих просторов.
Музыка
Г.Свиридова
Простая
1
двухчастная форма.
Простая
трёхчастная форма.

6.Музыкально-

1

Вариация – приём
развития музыки.

1

Форма рондо.

1

Проект «Сочиняем

1

Слушание
фрагментов
произведений
мировой
музыкальной классики с яркой
оркестровкой
в
исполнении
выдающихся
музыкантовисполнителей,
исполнительских
коллективов. Узнавание основных
оркестровых
групп
и
тембров
инструментов
симфонического
оркестра. Примеры М.П. Мусоргский
«Картинки с выставки» (в оркестровке
М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель
по оркестру для молодежи» и другие.
Прослушивание
фрагментов
концертов
для
солирующего
инструмента (фортепиано, скрипка,
виолончель, гитара и др.) и оркестра.
Музыкальная викторина «Угадай
инструмент».
Викторинасоревнование на определение тембра
различных
инструментов
и
оркестровых групп.
Исполнение
песен.
Начальные
навыки пения под фонограмму.

Слушание
музыкальных
произведений, написанных в разных
формах и жанрах. Прослушивание
оркестровых
произведений,
написанных в форме вариаций.
Примеры: М. И. Глинка «Арагонская
хота»; М. Равель «Болеро». Активное
слушание с элементами пластического
интонирования пьес-сценок, пьеспортретов.
Исполнение хоровых произведений .
Совместное участие обучающихся,
33

театрализованное
представление 1ч.

сказку»

педагогов, родителей в подготовке и
проведении музыкальнотеатрализованного представления.

4 класс
Разделы

Тематическое
планирование

1.Песни народов
мира
(Песня
как
отражение
истории культуры
и быта различных
народов
мира.
Образное
и
жанровое
содержание,
структурные,
мелодические и
ритмические
особенности
песен
народов
мира). 8 ч.

Мелодия.
-Ты откуда,
русская,
зародилась,
музыка?
-Я пойду по полю
белому…
-На великий
праздник
собиралась Русь!
- Праздников
праздник,
торжество
торжеств.
-Приют
спокойствия,
трудов и
вдохновенья
Знакомство с
кавказской
музыкой.
Знакомство с
музыкой Греции.

Кол
ичес
тво
час.
1

1

1

Формирование УУД

Слушание песен народов мира с
элементами
анализа
жанрового
разнообразия,
ритмических
особенностей песен разных регионов,
приемов
развития
(повтор,
вариантность, контраст).

Исполнение песен народов мира с
более
сложными
ритмическими
рисунками .

1

1

1

1
34

Знакомство с
музыкой Венгрии.

2.Музыкальная
грамота
(Основы
музыкальной
грамоты.
Ключевые знаки и
тональности (до
двух
знаков).
Чтение
нот.
Пение по нотам с
тактированием.
Исполнение
канонов.
Интервалы
и
трезвучия.
Средства
музыкальной
выразительности.
) 6 ч.
3.Оркестровая
музыка
Виды оркестров:
симфонический,
камерный,
духовой,
народный,
джазовый,
эстрадный.
Формирование
знаний
об
основных
группах,
особенностях
устройства
и
тембров
инструментов.
Оркестровая
партитура.
Электромузыкаль
ные инструменты.
Синтезатор
как

1

Основы
музыкальной
грамоты.

1

Ключевые знаки и
тональности.

2

Канон.

1

Интервалы и
трезвучия.

1

Средства
музыкальной
выразительности.

1

- Что не выразишь
словами, звуком на
душу навей…

1

-Оркестр русских
народных
инструментов.

1

- Музыкальные
инструменты.
Скрипка и
виолончель.

1

-Царит гармония
оркестра.

1

- Синтезатор как
инструменторкестр.

1

- Музыкантчародей

1

Разучивание хоровых. Исполнение
простейших мелодических канонов.
Вокальная
импровизация
с
использованием
мажорного
и
минорного трезвучий.

Слушание
произведений
для
симфонического,
камерного,
духового,
народного
оркестров.
Примеры: оркестровые произведения
А. Вивальди, песни военных лет в
исполнении
духовых
оркестров,
лирические песни в исполнении
народных оркестров.

35

инструменторкестр.
Осознание
тембровых
возможностей
синтезатора
в
практической
исполнительской
деятельности. 6ч.
4.Музыкальносценические
жанры
Балет,
опера,
мюзикл.
Ознакомление с
жанровыми
и
структурными
особенностями и
разнообразием
музыкальнотеатральных
произведений. 7ч.

5.Музыка кино
Формирование
знаний
об
особенностях
киномузыки
и
музыки
к
мультфильмам.
Информация
о
композиторах,
сочиняющих
музыку к детским
фильмам
и

Что за прелесть эти
сказки! Три чуда.

1

Композитор-имя
ему народ.

1

- опера «Иван
Сусанин».

1

Танцы, танцы,
танцы

1

Балет Арама
Хачатуряна
«Гаяне».

1

Игорь Стравинский
балет «Петрушка»

1

Театр музыкальной
комедии.

1

Музыка в детских
кинофильмах:
«Приключения
буратино»

1

Музыка в детских
кинофильмах:
«Приключения
электроника»

1

Фильм – сказка

1

Слушание и просмотр фрагментов
из классических опер, балетов и
мюзиклов. Сравнение особенностей
жанра и структуры музыкальносценических произведений, функций
балета и хора в опере. Синтез искусств
в музыкально-сценических жанрах:
роль декораций в музыкальном
спектакле; мастерство художникадекоратора и т.д. Примеры: П.И.
Чайковский
«Щелкунчик»,
К.
Хачатурян
«Чиполлино»,
Н.А.
Римский-Корсаков «Снегурочка».
Драматизация
отдельных
фрагментов
музыкальносценических
произведений.
Драматизация песен. Примеры: р.н.п.
«Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс
«Уроки музыки» из мюзикла «Звуки
музыки

Просмотр
фрагментов
детских
кинофильмов и мультфильмов.
Анализ функций и эмоциональнообразного содержания музыкального
сопровождения:

характеристика
действующих
лиц
создание
эмоционального фона;

выражение
общего
смыслового контекста фильма.
Примеры: фильмы-сказки «Морозко»
(режиссер
А.
Роу,
композитор
36

мультфильмам.
5ч.

«Морозко»
Музыкальные
характеристики
героев
мультфильмов.

1

Музыка к
мультфильмам.

1

6.Учимся, играя
Музыкальные
викторины, игры, Музыкальная
тестирование,
викторина «Угадай
импровизации,
мелодию»
подбор по слуху,
соревнования по
группам,
конкурсы,
направленные на
выявление
результатов
освоения
программы.
7.МузыкальноВ мире музыки.
театрализованное
представление как
итоговый
результат
освоения
программы.

1

1

Н. Будашкина), « «Приключения
Буратино» (режиссер Л. Нечаев,
композитор А.Рыбников).
Исполнение песен из кинофильмов и
мультфильмов.
Работа
над
выразительным
исполнением
вокальных (ансамблевых и хоровых)
произведений с аккомпанированием.

Музыкально-игровая деятельность.
Ритмические игры, игры-соревнования
на правильное определение на слух и в
нотах элементов музыкальной речи.
Импровизация-соревнование
на
основе заданных моделей, подбор по
слуху
простых
музыкальных
построений. Исполнение изученных
песен
в
форме
командного
соревнования.

Совместное участие обучающихся,
педагогов, родителей в подготовке и
проведении
музыкальнотеатрализованного
представления.
Разработка сценариев музыкальнотеатральных,
музыкальнодраматических,
концертных
композиций
с
использованием
пройденного хорового материала.

8. Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
№
п/п

Наименования
обеспечения

объектов

и

средств

материально-технического

Печатные пособия.
1.

Примерная программа начального общего образования по музыке.
37

2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.
1.

УМК по музыке Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. 1-4 классы.
Учебники по музыке для 1,2,3,4 классов. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская М.
«Просвещение», 2015
Книги о музыке и музыкантах:
«Я познаю мир. Музыка» Москва «АСТ»
Е.Покладова «Музыка» Краснодар «Традиция»
Технические средства обучения
Компьютер.
Медиапроектор.
Колонки
Электронная доска.
Музыкальные инструменты
Музыкальные инструменты: электропианино
Электронные образовательные ресурсы
Подборка презентаций по разделам
«Мелодия- царица музыки»:
«Душа музыки-мелодия», «Мелодия- душа музыки»
«Музыкальные жданры»:
«Три кита», «Эти разные марши», «Всё в движении», «Джаз», «Мюзикл»
«Мир оркестра»:
«Музыкальное состязание», «Оркестр русских народных инструментов»,
«Царит гармония оркестра»
Образовательные порталы:
Педагогическая мастерская 1 сентября.рф
infourok.ru
Сообщество учителей-предметников "Учительский портал»uchportal.ru
Слушать музыку:
«muzofond.fm»

СОГЛАСОВАНО
протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 5
от «____» августа 20___ г
________________________

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ _____________
подпись
_____________________г

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».