Изобразительное искусство

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
ИМЕИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.С. АЗАРОВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АБИНСКИЙ РАЙОН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Уровень образования (класс) начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов 135
Учитель Сайрадян Марина Эдуардовна
Программа разработана на основе:
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373,
зарегистрирован в Министерстве юстиции России от 22.12.2009 N 15785
Основной образовательной программы
начального общего
образования МБОУ СОШ № 5, утвержденной решением педагогического
совета Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 1-4
классы, 4 издание, М.: «Просвещение»

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на
основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки
России от 06.10.2009 г. № 373, зарегистрировано в Минюсте России
22.12. 2009 года № 15785.
2. Основной образовательной программы начального общего
образования МБОУ СОШ № 5 .
3. Авторской программы по изобразительному искусству, под
редакцией Б. М. Неменского. -М. : Просвещение.
Цель
учебного
предмета
«изобразительное
искусство»
в
общеобразовательной школе - формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры
мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие
ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны
быть средством очеловечивания, формирования нравственно-эстетической
отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости
души ребенка.
Цели курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному
искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России и других стран;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей
деятельности творчески; способности к восприятию искусства и
окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной
деятельности;
•
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:
изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их
роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художествен но -творческой деятельности, разными художественными
материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
•
совершенствование
эмоционально-образного
восприятия
произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в

реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными
материалами.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его
бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет
интегративный характер, т. к. она включает в себя основы разных видов
визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру,
дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство,
изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в
контексте взаимодействия с другими, т. е. временными и синтетическими,
искусствами.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные
представления о системе
взаимодействия
искусства
с жизнью.
Предусматривается
широкое привлечение жизненного опыта детей,
примеров из окружающей действительности.
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для начальной
школы
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования,
примерной программы по изобразительному искусству, созданной на основе
Требований к результатам освоения основных образовательных программ
начального общего образования (стандарты второго поколения).
2. Общая характеристика учебного предмета
«Изобразительное искусство».
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым
предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на
развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование
ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У
младших школьников развивается способность восприятия сложных
объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с
остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический
тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на
формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления,
что является условием становления интеллектуальной деятельности
растущей личности.
Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие

эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами
художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного,
эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности
помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в
дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе,
окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении
искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными
художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для
создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов
и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к
художественному творчеству.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как
важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир
человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и
самоидентификации.
Художественное
развитие
осуществляется
в
практической, деятельностной форме в процессе художественного
творчества каждого ребенка.
Цели - развитие способности к эмоционально-ценностному
восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств:
изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах
их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами
художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия
произведений профессионального и народного изобразительного искусства;
нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему
народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании
гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не
ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу
программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за
шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи,
объединяющие всех людей планеты.
В основу структуры программы положены идеи и положения

Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Содержание программы учитывает возрастание роли визуального
образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Особенности построения содержания основаны на развитии традиций
российского художественного образования, внедрения современных
инновационных методов и на основе современного понимания требований к
результатам обучения. Программа является результатом целостного
комплексного
проекта,
разрабатываемого
на
основе
системной
исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая
последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса
и преемственность этапов обучения.
Учебный материал в рабочей программе представлен блоками,
отражающими деятельностный характер и коммуникативно - нравственную
сущность
художественного
образования:
«Виды
художественной
деятельности». «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт
художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на
блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного
материала, второй дает инструментарии для его практической реализации,
третий намечает эмоционально-ценностную направленность тематики
задании, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых
ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об
одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую,
языковую, ценностно - ориентационную и деятельностную. Они (все вместе!)
в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Например,
«Восприятие искусства» (именно так звучит одна из подтем первого блока)
подразумевает отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному
виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на
тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того,
как его выполнят. В комплексе все блоки направлены на решение задач
начального художественного образования и воспитания. Такое построение
программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного
искусства, по-разному структурировать содержание учебников, распределят
разными способами учебный материал и время его изучения.
Систематизирующим
методом
является
выделение
трех
основных
видов художественной деятельности для визуальных
пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
В начальной школе три вида художественной деятельности
представлены в игровой форме как Братья-мастера Изображения, Украшения
и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит. И
понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко
осознавать искусство.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество
учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и
вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и
импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные
виды
учебной
деятельности
практическая
художественно-творческая деятельность ученика (ребенок выступает в роли
художника) и восприятие красоты окружающего мира, произведений
искусства(ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной
культуры) - имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные
художественные материалы и художественные техники. Одна из задач постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности
стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является
необходимым условием формирования личности каждого.
Программа
«Изобразительное
искусство»
предусматривает
чередование уроков индивидуального практического творчества
учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
3. Место учебного предмета в учебном плане
По примерной программе на изучение изобразительного искусства
отведено 134ч. Согласно учебному плану МБОУ СОШ №5 всего на изучение
учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе
выделяется 135 часов, из них в 1 классе - 33 часа в год, во 2,3,4-ых классах по
34 часа в год (1 час в неделю).
Направления проектной деятельности обучающихся.
Направление

1кл 2кл
3кл 4 кл
Тема проекта
Виды художественной деятельности (15 ч)
Виды
3
4
4
4
художественной
1
1
1
«Родина моя - Россия»
деятельности
1
1
1
1
Пейзаж родной природы
1
1
1
1
Образ защитника Отечества
1
Наши меньшие братья
Азбука искусства. Как говорит искусство? (22ч.)
Азбука
4
4
7
7
искусства.
Как
1
1
2
Народные праздники, обряды

в

говорит
искусство?

1
1
1
7

Итого

1
1
1
8

1
2
1
1
1
1
11

2
1
1
1
11

искусстве и в современной жизни.
Древний город
Любимая книга
Моя посуда
Обои и шторы в моем доме
Маска
Салют
Мой дом
Силуэт.
37

Таблица тематического распределения количества часов
№
п/
п

1.

2.

Разделы, темы
Примерная
программа

Виды
художественной
деятельности
Азбука искусства
Итого

-

Количество часов
Рабочая
Рабоч
программа
ая
прогр
амма
по
класс
ам
1кл
2кл
15
6
36

3кл
11

4кл
4

-

99

18

28

23

30

134ч

135ч

33ч

34ч

34ч

34ч

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовнонравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств,
отвечающих представлениям об истинной человечности. О доброте и
культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании
гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает
искусство своей родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир
общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного
мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных
народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и
жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном
его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого
ребенка - главный смысловой стержень курса.
Развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека,
способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний

является залогом развития способности сопереживания.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в
искусстве, можно постичь только через собственное переживание проживание художественного образа в форме художественных действий.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном
процесс осуществляется в контексте усвоения предметной дисциплины
«Технология».
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение
навыками бумагопластики. Использование в индивидуальной и коллективной
деятельности различных художественных техник и материалов: КОЛЛАЖ,
ГРАТТАЖ, АППЛИКАЦИЯ, бумажная пластика, гуашь, акварель,
ПАСТЕЛЬ, ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ, ТУШЬ, карандаш, ФЛОМАСТЕРЫ,
ПЛАСТИЛИН, ГЛИНА, подручные и природные материалы.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной
школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные
результаты
отражаются
в
индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное
искусство»:
В ценностно - эстетической сфере
1 класс
- эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных
ценностей и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений
искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений
окружающей жизни.
2 класс
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом;
3 класс
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей: в общении с искусством,

природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной
практической творческой деятельности;
4 класс
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
В познавательной (когнитивной) сфере
1 класс
- способность к художественному познанию мира;
2 класс
- умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности.
3 класс
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
4 класс
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств их выражения.
В трудовой сфере
1 класс
- навыки использования различных художественных материалов для работы
в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное
искусство, конструирование);
2 класс
- стремление использовать художественные умения для создания красивых
вещей или их украшения;
3 класс
- развитие трудолюбия, открытости миру, диалогичности;
4 класс
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической творческой деятельности:
Регулятивные
1 класс
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2класс
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение желанием общаться с искусством, участвовать в обсуждении
содержания и выразительных средств произведений искусства;
2 класс
- овладение умением видеть и воспринимать проявления художественной
культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн,
скульптура и др.);
3 класс
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
Познавательные
1 класс
- освоение начальных форм познавательной деятельности и личностной
рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам;
2 класс
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
3 класс
- активное использование языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных
предметов (литература, окружающий мир и др.);
4 класс
- использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных
упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.
Коммуникативные
1 класс
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий;

2 класс
- формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную
деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
3 класс
- формирование способности оценивать результаты художественнотворческой деятельности, собственной и одноклассников;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к
архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
4 класс
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и
др.) художественно-эстетическим содержанием;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению
более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в
художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
В познавательной сфере
1 класс
- понимание значения искусства в жизни человека и общества;
2 класс
- восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
произведениях искусства;
- понимание образной природы искусства;
3 класс
- умение различать основные виды и жанры пластических искусств,
характеризовать их специфику;
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной
(народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
4 класс
- сформированность представлений о ведущих музеях России и
художественных музеях своего региона.
В ценностно-эстетической сфере
1 класс
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

2 класс
- осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах
искусства, и отражение их в собственной деятельности;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту
природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов
мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать
свою самобытную художественную культуру;
3 класс
- умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в
пределах изученного);
- способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;
4 класс
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
великие произведения русского и мирового искусства;
- проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего
народа и других народов.
В коммуникативной сфере
1 класс
- способность высказывать суждения о художественных особенностях
произведений, изображающих природу и человека в различных
эмоциональных состояниях;
2 класс
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
3 класс
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности
основы цветоведения, графической грамоты;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся
предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного
искусства и традиционной культуры;
3 класс
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в

окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере
1 класс
- умение использовать различные материалы и средства художественной
выразительности для передачи замысла в собственной деятельности;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
изображения средствами аппликации и коллажа;
2 класс
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры
разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания
ими красоты природы, человека, народных традиций;
3класс
- способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего
зодчества для современного общества;
3 класс
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека;
- моделирование новых образов путем трансформации известных (с
использованием средств изобразительного искусства и компьютерной
графики).
В результате изучения изобразительного искусства на ступени
начального общего образования у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представление о
специфике изобразительного искусства, потребность в художественном
творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о
выразительных возможностях языка искусства;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение,
учебно - творческие способности, эстетические чувства, формироваться
основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально –
ценностное отношение к миру, явлениям действительности и
художественный вкус;
- сформируются основы духовно - нравственных ценностей личности —

способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных
норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе,
другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое
представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой
самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора,
понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и
оценку в искусстве, — любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе
о младших и старших, ответственности за другого человека;
- появится готовность и способность к реализации своего творческого
потенциала в духовной и художественно - продуктивной деятельности,
разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей,
открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных
культурных ценностей, форм культурно - исторической, социальной и
духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия
«Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся
принятие культуры и духовных традиций многонационального народа
Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, появится осознание своей этнической и национальной
принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
- овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений
пластических искусств и в различных видах художественной деятельности:
графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном
конструировании, декоративно - прикладном искусстве;
- смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку
и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к
природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в
различных формах художественно - творческой деятельности;
- научатся применять художественные умения, знания и представления о
пластических искусствах для выполнения учебных и художественнопрактических задач, познакомятся с возможностями использования в
творчестве различных ИКТ - средств;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся
вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений

жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
- смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя
полученные знания и представления об изобразительном искусстве для
выполнения учебных и художественно - практических задач, действовать
самостоятельно при разрешении проблемно - творческих ситуаций в
повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,
декоративно - прикладное искусство) и участвовать в художественно творческой деятельности, используя различные художественные материалы и
приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно - творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами
художественно - образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры
своего национального, российского и мирового искусства, изображающие
природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.
д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и
назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и
содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства,
архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в
театре);
высказывать аргументированное суждение о художественных
произведениях, изображающих природу и человека в различных
эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в

пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные
художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в
собственной учебно - творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме
пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика,
одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную
форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать
простые формы для создания выразительных образов в живописи,
скульптуре, графике;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры
для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и
стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной
художественно - творческой деятельности специфику стилистики
произведений народных художественных промыслов в России (с учётом
местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры, декоративно - прикладного искусства, художественного
конструирования в собственной художественно - творческой деятельности;
передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные
оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического
существа и построек средствами изобразительного искусства и
компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
5. Содержание учебного предмета.
Виды художественной деятельности (38ч)
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного
творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства:

художественный образ, его условность, передача общего через единичное.
Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и
идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и
произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек,
мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры.
Ведущие художественные музеи России: ГТГ. Русский музей, Эрмитаж - и
региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров
русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его
материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь,
пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими
материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная.
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные
средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и
характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности
для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании
выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими
скульптурными материалами для создания выразительного образа
(пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы).
Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота
человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие
материалов для художественного конструирования и моделирования
(пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с
различными материалами для создания выразительного образа (пластилин —
раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон —
сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования
навыков художественного конструирования и моделирования в жизни
человека.
Декоративно-прикладное
искусство.
Истоки
декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном
характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий

труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ
человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и
женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном
искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в
прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей
деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как
говорит искусство? (97ч)
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении
композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе —
больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции:
низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое,
спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр
композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и
асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета.
Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и
вы разительно а и образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое
овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния.
Жанр портета. Образы человека в живописи.
Линия. Многообразие линии (тонкие, толстые, прямые, волнистые,
плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер.
Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии
эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на
плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые
геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние
формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы
передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый,
беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном
звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в
композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений,
различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в
изображении природы в разное время года, суток, различную погоду. Жанр
пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных
художественных материалов и средств для создания выразительных образов
природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь
черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного
искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых
чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителях
разных культур, народов, стран (например, А.К.Саврасов, И.И.Левитан,
И.И.Шишкин, Н.К.Рерих, К.Моне, П.Сезанн, В.Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира,
представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в
характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в
искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного
искусства.
Родина моя - Россия. Роль природных условий в характере
традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы.
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта,
орудий труда, костюмы. Связь изобразительного искусства с музыкой,
песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней
и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных
культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Тема любви, дружбы,
семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность
образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и
качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и
т.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня.
Использование различных художественных материалов и средств для
создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта,
видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального
окружения.
Отражение
в
пластических
искусствах
природных,
географических условий, традиций, религиозных верований разных народов

(на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов
России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление
помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и
игрушек.
Опыт художественно – творческой деятельности.
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной
и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению
(натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой,
ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона,
композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры
материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности
различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа,
аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации,
фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели,
восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины,
подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств
произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к
произведению.

6. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности учащихся.
Содержание
курса

Тематическое планирование

Количество часов
1 кл

Особенности художественного
15
творчества: художник и зритель. Образная
сущность искусства: художественный
образ, его условность, передача общего
через единичное. Человек, мир природы в
реальной жизни - образ человека, природы
в искусстве. Отражение в произведениях
пластических искусств человеческих
чувств и идей: выражение отношения к
природе, человеку и обществу средствами
художественного языка. Фотография и
произведение изобразительного искусства
- сходство и различия. Виды
художественной деятельности: рисунок,
живопись, скульптура, архитектура,
дизайн, декоративно-прикладное
искусство.
Азбука искусства (обучение основам художественной
18
грамоты). Как говорит искусство?(97ч)
Композиция Композиция, форма, ритм, линия, цвет,
1
(11ч)
объем, фактура — средства
художественной выразительности
изобразительных искусств. Композиция в
рисунке, живописи, скульптуре,
художественном конструировании и
Виды
художествен
ной
деятельност
и (38ч.)

2 кл

3 кл

4 кл

8

11

4

26

23

30

2

4

4

Характеристика деятельности учащихся
Воспринимать и выражать
свое отношение к шедеврам русского и мирового
искусства.
Участвоватьв обсуждении содержания и выразительных
средств художественных произведений.
Пониматьусловность и субъективность художественного
образа.
Различатьобъекты и явления реальной жизни и их
образы, выраженные в произведении искусства, и
объяснять разницу.
Пониматьобщее и особенное в произведении
изобразительного искусства и в художественной
фотографии.
Выбирать и использоватьразличные художественные
материалы для передачи собственного художественного
замысла.

Овладеватьосновами языка живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства,
художественного конструирования.
Создаватьэлементарные композиции на заданную тему
на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в
пространстве (скульптура, художественное

Цвет(6ч)

Жанр
портрета.
(16ч)

дизайне, декоративно-прикладном
искусстве. Элементарные приемы
построения композиции на плоскости и в
пространстве. Пропорции и перспектива.
Понятия: линия горизонта, ближе больше, дальше - меньше, загораживания.
Роль контраста в композиции: низкое и
высокое, большое и маленькое, тонкое и
толстое, темное и светлое, спокойное и
динамичное и т. д. Композиционный
центр (зрительный центр композиции).
Главное и второстепенное в композиции.
Симметрия и асимметрия. Образы
природы в живописи.
Цвет - основа языка живописи.
Живописные материалы. Красота и
разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами
живописи. Основные и составные, теплые
и холодные цвета.
Выбор средств художественной
выразительности для создания
живописного образа в соответствии с
поставленными задачами.

Образы человека в живописи.

конструирование).
Наблюдатьприроду и природные явления, различать их
характер и эмоциональные состояния.
Пониматьразницу в изображении природы в разное
время года, суток, в различную погоду.
Использоватьэлементарные правила перспективы для
передачи пространства на плоскости в изображениях
природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.

2

4

-

-

5

1

10

Использовать различные средства живописи для
создания выразительных образов природы разных
географических широт.
Различатьосновные и составные, теплые и холодные
цвета.
Овладеватьна практике основами цветоведения.
Создавать средствами живописи эмоционально
выразительные образы природы, человека, сказочного
героя.
Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное
состояние природы, персонажа.
Восприниматьи эмоционально оценивать шедевры
русского и зарубежного искусства, изображающие
природу и человека в контрастных эмоциональных
состояниях.
Передаватьхарактерные черты внешнего облика,
одежды, украшений, отражающих отношение народов к
человеку.
Использоватьпропорциональные отношения лица,

Линия (2ч)

Форма (4ч)

Линия-основа языка рисунка.
Многообразие линий (тонкие, толстые,
прямые, волнистые, плавные, острые,
закругленные спиралью, летящие) и их
знаковый характер. Материалы для
рисунка: карандаш, ручка, фломастер,
уголь, пастель, мелки и т.д. Приемы
работы различными графическими
материалами. Роль рисунка в искусстве.
Красота и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов, выраженные
средствами рисунка.
Линия, штрих, пятно и художественный
образ. Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные черты.
Форма Разнообразие форм предметного
мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм.
Простые геометрические формы.
Природные формы. Трансформация форм.
Влияние формы предмета на
представление о его характере. Силуэт.
Использование простых форм для

-

2

-

-

2

1

-

1

фигуры человека при создании портрета.
Изображатьпортреты персонажей народных сказок,
мифов, литературных произведении, передавать свое
отношение к персонажу.
Эмоциональнооткликаться на образы персонажей
произведений искусства, пробуждающих чувства печали,
сострадания, радости, героизма, бескорыстия,
отвращения, ужаса и т. д.
Пониматьценность искусства в сотворении гармонии
между человеком и окружающим миром.
Овладеватьприемами работы различными графическими
материалами.
Создаватьграфическими средствами выразительные
образы природы, человека, животного.
Создаватьсредствами компьютерной графики
выразительные образы природы, человека, животного (в
программе Ра1п1>.
Выбиратьхарактер линии для создания ярких
эмоциональных образов в рисунке.
Изображатьграфическими средствами реальных и
фантастических птиц, насекомых, зверей, строения;
выражатьих характер.

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять,
анализироватьгеометрические формы предметов.
Изображатьпредметы различной формы, использовать
простые формы для создания выразительных образов в
рисунке и живописи.
Использовать декоративные элементы, простые узоры
(геометрические, растительные) для украшения реальных
и фантастических образов.

Объём (7ч)

Ритм (4ч)

Конструиров
ание и
моделирован
ие
(13ч)

создания выразительных образов.
Объём – основа языка скульптуры.
Материалы скульптуры и их роль в
создании выразительного образа.
Элементарные приёмы работы
пластическими скульптурными
материалами для создания
выразительного образа (пластилин, глина
– раскатывание; набор объёма;
вытягивание формы). Основные темы
скульптуры. Красота человека и
животных, выраженная средствами
скульптуры.
Роль ритма в эмоциональном звучании
композиции в живописи и в рисунке
(ритмы: спокойный, замедленный,
порывистый, беспокойный и т. д.). Особая
роль ритма в декоративно-прикладном
искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм
цвета. Передача движения в композиции с
помощью ритма элементов.
Художественное конструирование и
дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и
моделирования. Элементарные приемы
работы с различными материалами для
создания выразительного образа.
Представление о возможностях
использования навыков художественного
конструирования и моделирования в
жизни человека.

-

4

2

1

3

-

6

1

6

1

-

Использовать простые формы для создания
выразительных образов человека или животного в
скульптуре.
Моделироватьс помощью трансформации природных
форм образы фантастических животных или человечков
на плоскости и в объёме.
Использоватьприёмы трансфармации объёмных форм
для создания выразительных образов животных.
Изображатьв объёме выразительные образы человека,
литературного персонажа.
Использоватьконтраст для усиления эмоциональнообразного звучания работы. Использовать
композиционный центр, отделять главное от
второстепенного.
Изображать растения, животных, человека, природу,
сказочные и фантастические существа, здания, предметы.
Передаватьс помощью ритма движение и эмоциональное
состояние в композиции на плоскости.
Пониматьроль изобразительных (пластических) искусств
в повседневной жизни человека, в организации его
материального окружения.
Даватьэстетическую оценку произведениям
художественной культуры, предметам быта,
архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь
человека.
Наблюдатьпостройки в природе: птичьи гнезда, норы,
ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Различатьразнообразие форм предметного мира.
Видеть и пониматьмногообразие видов художественной
деятельности человека, связанной с моделированием и

Декоративно
-прикладное
искусство
(2ч)

Декоративно-прикладное искусство
Понимание истоков декоративноприкладного искусства и его роли в жизни
человека. Роль природных условий в
характере традиционной культуры народа.
Пейзажи родной природы.
Единство
Синтетичный характер народной
2
декоративног культуры (украшения жилища, предметов
о строя в
быта, орудий труда, костюма; музыка,
украшении
песни, хороводы; былины, сказания,
жилища,
сказки).

1

-

1

1

-

3

конструированием: здания, предметы быта, транспорт,
посуда, одежда, театральные декорации, садово-парковое
искусство и т.д.
Конструироватьздания из картона, бумаги, пластилина.
Моделироватьразличные комплексы: детскую площадку,
сказочный зоопарк, улицу и т. д.
Использовать для выразительности композиции
сходство и контраст форм.
Пониматьроль художника в театре.
Моделироватьмаску, костюм сказочного персонажа из
подручных материалов.Выполнять простые макеты.
Узнаватьхарактерные черты нескольких ярких культур
мира (например. Древняя Греция, средневековая Европа,
Япония или Индия). Понимать и передавать в
собственной художественной деятельности единые черты
в архитектуре, одежде, предметах быта нескольких
наиболее ярких культур.
Осознаватьгероизм и нравственную красоту подвига
защитников Отечества.
Пониматьсобственную ответственность за свою Родину,
приниматьпосильное участие в сохранении памяти о ее
героях.
Пониматьважность гармонии постройки с окружающим
ландшафтом. Создаватьграфическими и живописными
средствами композицию пейзажа с входящими в него
постройками.
Понимать смысл знаков-образов народного искусства и
знаково - символический язык декоративно-прикладного
искусства.

предметов
быта, орудий
труда,
костюма (на
примере
русского
искусства)
(6ч)
Разнообразие
декоративны
х форм в
природе.
Изображение
в живописи,
графике,
рельефе,
аппликации
сказочных
образов
народной
культуры
(конь, петух,
птица Сирин,
птица
Алконост,
Древо жизни
и др.) (3ч)
Изготовлени
е эскизов и
моделей.
Изображение
народных

Разнообразие декоративных форм в
природе
Сказочные образы народной культуры и
декоративно-прикладное искусство.

2

1

-

-

Наблюдать и передавать в собственной художествен
нетворческой деятельности разнообразие и красоту
природных форм и украшении в природе.
Обобщатьв рисунке природные формы,
выявлятьсущественные признаки для создания
декоративного образа.
Использовать стилизацию форм для создания орнамента.

Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов
России (с учетом местных условий).

-

-

8

2

Различать произведения ведущих народных
художественных промыслов России и называть
известные центры художественных ремесел России.
Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по
мотивам современных народных промыслов, передавать

праздников,
сцен быта и
труда народа
(10ч)

Проявления
художествен
ной
культуры
вокруг нас
(10ч)
Знакомство с
ведущими
художествен
ными
музеями
России (3ч)

Представление о богатстве и
разнообразии художественной культуры.

2

-

-

8

Ведущие художественные музеи России:
ГТГ, Русский музей. Эрмитаж, Музей
изобразительных искусств им. А.С.
Пушкина -и региональные музеи.

-

1

2

-

33

34

34

34

Итого

специфику стилистики произведений народных
художественных промыслов в России (с учетом местных
условии).
Изображать многофигурные сцены.
Эмоционально откликаться на красоту народных
праздников, сцен быта и труда народа, отраженных в
произведениях изобразительного искусства, и
выражатьсвое отношение к ним в собственной
художественно-творческой деятельности.
Осознавать,что архитектура и декоративно-прикладные
искусства во все времена украшали повседневную жизнь
человека.
Выражать свое отношение к произведению
изобразительного искусства в высказываниях, рассказе,
небольшом сочинении.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных
средств произведений изобразительного искусства.
Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры
русского и мирового искусства.
Группировать произведения изобразительных искусств по
видам и жанрам.
Группировать и соотносить произведения разных
искусств по характеру, эмоциональному состоянию.
Называть ведущие художественные музеи России и
художественные музеи своего региона.

7. Материально – техническое обеспечение.
№п/п Наименование объектов и средств материально -технического обеспечения
1.

Библиотечный

фонд

(книгопечатная продукция)

Количество

 Учебники по изобразительному искусству
 Методические пособия (рекомендации к проведению
искусства).

К
уроков

изобразительного

 Книги о художниках и художественных музеях
2.

Д
Д

Печатные пособия
 Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
 Таблицы
по
народным промыслам, русскому
костюму, декоративноприкладному искусству

Д
Д

03.01.
 Игровые художественные компьютерные программы:
19
• Волшебный сундук
• Маленький художник

Д
Д

• Шрек 2 , кисти и краски
• Веселые
акварели,
маленький художник
• Мурзилка. Рисуем сказку
Технические средства обучения (ТСО)

Д
Д
Д
Д

4.

 Мультимедийный
компьютер
обеспечением.
 Мультимедийный -проектор.
 Экран (на штативе навесной).

с художественным

программным

Электронные учебные пособия
Перечень ЭОР
http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов
http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов
http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы
http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов
http://www.uroki.net - бесплатное поурочное планирование, сценарии, разработки

Д
Д

5

6

уроков, внеклассные мероприятия и др.
http://www.solnet.ee - Детский портал Солнышко. Сценарии для маленьких
учеников.
http://www.rusedu.ru - Раздел начальная школа: Архив учебных программ.
http://www.proshkolu.ru - Бесплатный школьный портал – все школы России
Учебно-практическое оборудование
о Краски акварельные

К

о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о

К
К
К
Ф
К
К
К
К
К
К
Ф
К

Краски гуашевые
Бумага А4
Бумага цветная
Пастель
Фломастеры
Кисти беличьи №5, 10, 20
Кисти щетина №3, 10, 13
Емкость для воды
Стеки
Пластилин
Клей
Ножницы

Модели и натурный фонд
о Муляжи фруктов (комплект)

Д

о Муляжи овощей (комплект)
о Изделия
декоративно-прикладного искусства и народных
промыслов
о Чучела птиц.

Д
Д
Д

7

Специализированная учебная мебель
о Столы
о Стулья
о Стеллажи для книг и оборудования

К
К
Д

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает
средний расчет накопляемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях
используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр;
К – полный комплект;
Ф – комплект для фронтальной работы;
П – комплект, необходимый для практической работы в группах.

8. Планируемые результаты и изучение на уровне начального
общего образования предмета «Изобразительное искусство».
В результате изучения изобразительного искусства на уровне
начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление
о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном
творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о
выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и
воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства,
формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться
эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и
художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности –
способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных
норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе,
другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое
представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой
самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора,
понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и
оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о
младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого
потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности,
разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей,
открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных
культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и
духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия
«Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется
принятие культуры и духовных традиций многонационального народа
Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, появится осознание своей этнической и национальной
принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:

овладеют практическими умениями и навыками в восприятии
произведений пластических искусств и в различных видах художественной
деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре,
художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую
оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего
мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в
различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о
пластических искусствах для выполнения учебных и художественнопрактических задач, познакомятся с возможностями использования в
творчестве различных ИКТ - средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека
явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого
человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя
полученные знания и представления об изобразительном искусстве для
выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать
самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в
повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности.
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,
декоративно прикладное искусство) и участвовать в художественно
творческой деятельности, используя различные художественные материалы и
приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами
художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
шедевры своего национального, российского и мирового искусства,
изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие,
красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и

художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и
назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства;участвовать
в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и
содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,
архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных
произведениях, изображающих природу и человека в различных
эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные
художественные материалы для воплощения собственного художественно
творческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять
их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в
собственной учебно творческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно
прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме
пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика,
одежды, украшений человека;
наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять
и
анализировать
пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы;
использовать простые формы для создания выразительных образов в
живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные
узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и
стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной
художественно
творческой деятельности специфику стилистики
произведений народных художественных промыслов в России (с учётом
местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,

скульптуры, декоративно
прикладного искусства, художественного
конструирования в собственной художественно творческой деятельности;
передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные
оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать
новые
формы,
различные
ситуации
путём
трансформации известного, создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа и построек средствами изобразительного
искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя
язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и
передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи
(передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного
героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре,
выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила
перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу
представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять
терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение
к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы
и участвовать в коллективных работах на эти темы.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов СОШ №5
от ____ августа 2018 года
______________
Димкова Н.А.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________Дульцева Г.А.
____августа 2018 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».