Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 классы

Краснодарский край, Абинский раойн, п. Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза С.С.Азарова
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _основам безопасности жизнедеятельности_________________________
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) _среднее общее образование, 10 – 11 классы ___
(начальное общее,

основное общее образование

с указанием классов)

Количество часов _69________
Учитель _Ткачев Вячеслав Евгеньевич________________________
Программа разработана в соответствии и на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(приказ МОН РФ от 6 октября 2009 г. № 413), основной образовательной
программы среднего общего образования МБОУ СОШ № 5, с учетом
авторской программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников для общеобразовательных учреждений, Москва
«Просвещение», 2014 г.
(указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе:
1.

Примерной основной общеобразовательной программы среднего общего образования,
внесенной в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г.
№ 2/16-з)

2.

Авторской программы А.Т. Смирнова, О.Б. Хренникова «Основы безопасности
жизнедеятельности» для 10-11 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва,
Просвещение, 2016 г.

3.

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ
№5.

Настоящая программа написана с учётом научно-теоретических разработок и нормативноправовых актов в области безопасности жизнедеятельности, действующих в Российской
Федерации в настоящее время. В основу разработки программы легли положения
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012
года №273-ФЗ), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.
(утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537) и
Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной
службе на период до 2020 г.(утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 3 февраля 2010г. № 134-р)
Данная программа входит в учебно-методический комплект по основам
безопасности жизнедеятельности для учащихся 10-11 классов (под редакцией
А.Т.Смирнова), который подготовлен в издательстве «Просвещение» с учетом требований
ФГОС и новых государственных подходов в области обеспечения национальной
безопасности в современном мире.
Основные особенности рабочей программы:
- особое внимание уделено проведению с учащимися (гражданами мужского пола)
учебных сборов и методическим рекомендациям по их организации для обеспечения
углублённого изучения с обучаемыми отдельных элементов начальной военной
подготовки;
- приводятся методические рекомендации по организации углублённого изучения
(гражданами женского пола) основ медицинских знаний и здорового образа жизни с
целью помочь старшеклассницам сформировать более полное представление о здоровье,
репродуктивном здоровье, здоровом образе жизни, браке и семье, благополучной и
счастливой семейной жизни, о демографической обстановке в стране и личной
ответственности каждого гражданина Российской Федерации за состояние
демографической безопасности государства. Кроме того, данная программа имеет ряд
особенностей, которые обеспечивают реализацию целей общего образования,
определенных Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования.
При изучении основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах
обеспечивается:
- формирование у обучаемых современного уровня культуры безопасности
жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз;
- расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин
их возникновения, формирование негативного отношения к любым видам экстремистской

и террористической деятельности и способности противостоять террористической и
экстремистской идеологии;
- совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к
военной службе в современных условиях.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Основы комплексной безопасности
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов,
определяющих правила и безопасность дорожного движения;
– использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности
дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения
ответственности;
– оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
– объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при
управлении двухколесным транспортным средством;
– действовать согласно указанию на дорожных знаках;
– пользоваться официальными источниками для получения информации в области
безопасности дорожного движения;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода,
пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для
сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
– составлять модели личного безопасного поведения в повседневной
жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части,
касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
– комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны
окружающей среды;
– использовать основные нормативные правовые акты в области охраны
окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения
ответственности;
– оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
– распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
– описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
– определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в
зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;
– опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие
человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае
необходимости;
– опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
– пользоваться официальными источниками для получения информации об
экологической безопасности и охране окружающей среды;
– прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
– составлять модель личного безопасного поведения в повседневной
жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;
– распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
– соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих
законодательству РФ;

– использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за
противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о
рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными
хобби;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий
современными молодежными хобби;
– применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного
поведения во время занятий современными молодежными хобби;
– распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и
действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной
разметкой;
– использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за
асоциальное поведение на транспорте;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах
и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
– составлять модель личного безопасного поведения в повседневной
жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области
защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
– использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и
территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и
определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты
населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
– раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
– приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб
по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз,
мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение
населения;
– приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и
социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и
чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий;
– объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы,
особенности и последствия;
– использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы
индивидуального дозиметрического контроля;
– действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
– вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
– прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной
безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о защите
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
– составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации
– Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской
Федерации;

– объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
– оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
– раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму;
– объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской,
террористической деятельности и наркотизму;
– комментировать
назначение
основных
нормативных
правовых
актов,
составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму
в Российской Федерации;
– описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
– пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти,
осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации, для обеспечения личной безопасности;
– использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и
реализации своих прав, определения ответственности;
– распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность;
– распознавать симптомы употребления наркотических средств;
– описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических
средств;
– использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской
Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской
Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;
– описывать действия граждан при установлении уровней террористической
опасности;
– описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
– составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней
террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области
здорового образа жизни;
– использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа
жизни для изучения и реализации своих прав;
– оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
– описывать факторы здорового образа жизни;
– объяснять преимущества здорового образа жизни;
– объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и
государства;
– описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье
человека;
– раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
– распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на
репродуктивное здоровье;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье,
здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области
оказания первой помощи;

– использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой
помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
– оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
– отличать первую помощь от медицинской помощи;
– распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять
мероприятия по ее оказанию;
– оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
– вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
– выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с
использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
– действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и
санитарного назначения;
– составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи
пострадавшему;
– комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере
санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;
– использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и
определения ответственности;
– оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия
инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных
инфекционных заболеваний;
– классифицировать основные инфекционные болезни;
– определять меры, направленные на предупреждение возникновения и
распространения инфекционных заболеваний;
– действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения
эпидемиологического или бактериологического очага.
Основы обороны государства
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области
обороны государства;
– характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
– описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные
приоритеты;
– приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности,
оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
– приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
– раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в
рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
– разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и
обороны РФ;
– оперировать основными понятиями в области обороны государства;
– раскрывать основы и организацию обороны РФ;
– раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
– объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
– описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований и органов в мирное и военное время;
– характеризовать историю создания ВС РФ;
– описывать структуру ВС РФ;
– характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
– распознавать символы ВС РФ;
– приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.

Правовые основы военной службы
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области
воинской обязанности граждан и военной службы;
– использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и
обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во
время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
– оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и
военной службы;
– раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности
гражданина РФ;
– характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
– раскрывать организацию воинского учета;
– комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
– использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению
военной службы по призыву, контракту;
– описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и
альтернативной гражданской службы;
– объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения
воинского звания;
– различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
– описывать основание увольнения с военной службы;
– раскрывать предназначение запаса;
– объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
– раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
– объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементы начальной военной подготовки
– Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
– использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой
подготовки;
– оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
– выполнять строевые приемы и движение без оружия;
– выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из
строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
– выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
– приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
– описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата
Калашникова;
– выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и
смазки;
– описывать порядок хранения автомата;
– различать составляющие патрона;
– снаряжать магазин патронами;
– выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и
патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
– описывать явление выстрела и его практическое значение;
– объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного
и убойного действия пули при поражении противника;
– объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
– выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по
неподвижным целям;
– объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
– выполнять изготовку к стрельбе;

– производить стрельбу;
– объяснять назначение и боевые свойства гранат;
– различать наступательные и оборонительные гранаты;
– описывать устройство ручных осколочных гранат;
– выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
– выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
– объяснять предназначение современного общевойскового боя;
– характеризовать современный общевойсковой бой;
– описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их
оборудования;
– выполнять приемы «К бою», «Встать»;
– объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
– выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на
боку);
– определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и
признакам местных предметов;
– передвигаться по азимутам;
– описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила
использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и
легкого защитного костюма (Л-1);
– применять средства индивидуальной защиты;
– действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических
характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
– описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
– раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
– выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность
– Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
– объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
– оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение
по отношению к военно-профессиональной деятельности;
– характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военноучебных заведениях;
– использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие
военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ
России, МЧС России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основы комплексной безопасности
– Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной
безопасностью и влияет на нее .
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
– Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих
защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной
безопасности.
Основы обороны государства
– Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и
модернизации ВС РФ;

– приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в
войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.
Элементы начальной военной подготовки
– Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и
фонаря;
– определять назначение, устройство частей и механизмов автомата
Калашникова;
– выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;
– выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
– описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
– выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;
– описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;
– выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового
защитного комплекта (ОЗК).
Военно-профессиональная деятельность
– Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения
военно-учетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные
заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС
России;
– оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные
заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС
России.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс (35 часов)
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (12 часа)
Раздел I. Основы комплексной безопасности (5 часов)
1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (2 часа)





Автономное пребывание человека в природной среде.
Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде.
Обеспечение личной безопасности на дорогах.
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.
1. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций (2 часа)






Чрезвычайные ситуации природного характера и возможные их последствия.
Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях
чрезвычайных ситуаций природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия.
Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях
чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

2. Современный комплекс проблем безопасности военного характера (1 часа)



Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона.
Характер современных войн и вооруженных конфликтов.

Раздел II.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (1 часа)

3. Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1 часа)








Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения
безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.
Раздел III Основы противодействия терроризму и экстремизму
в Российской Федерации (6 часов)
5. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и
государства(2часа)
Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия.
Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность.
Профилактика их влияния.
Экстремизм и экстремистская деятельность.
Основные принципы и направления противодействия террористической и
экстремистской деятельности

6. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом
в Российской Федерации (1 часа)
 Положения Конституции Российской Федерации, Концепции противодействия
терроризму в Российской Федерации.
 Роль государства в обеспечении национальной безопасности Российской
Федерации.
7. Духовно-нравственные основы противодействия
терроризму и экстремизму (1 часа)



Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании
антитеррористического поведения.
Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования
антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления
8. Уголовная ответственность за участие в террористической и
экстремистской деятельности (1 часа)




Уголовная ответственность за террористическую деятельность.
Ответственность за осуществление экстремистской деятельности.

8. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
(1 часа)



Правила поведения при угрозе террористического акта.
Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (6 часов)
Раздел IV Основы здорового образа жизни (6 часов)
10. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных
заболеваний (1 часа)



Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юношей к военной
службе и трудовой деятельности.
Основные инфекционные заболевания. Их классификация и профилактика.
11. Здоровый образ жизни и его составляющие (2 часа)






Здоровый образ жизни.
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.
Значение двигательной активности физической культуры для здоровья человека.
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (20 часов)
Раздел VI

Основы обороны государства (10 часов)

2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны (1 часов)








Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
Основные виды оружия и их поражающие факторы
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и
военного времени.
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени.
Средства индивидуальной защиты.
Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в
зоне чрезвычайной ситуации.
Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.

13. Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества (1
час)




История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.
Памяти поколений – дни воинской славы России.
Состав Вооруженных Сил РФ. Руководство и управление Вооруженными Силами
РФ.
14. Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (7 часов)






Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная
техника СВ.
Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и
военная техника ВВС.
Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная
техника ВМФ.
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение.
Вооружение и военная техника РВСН.





Воздушно-десантные войска (ВДВ), их состав и предназначение.
Космические войска, их состав и предназначение. Войска воздушно-космической
обороны.
Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ.
15. Боевые традиции Вооруженных Сил России (1 час)




Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.
Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и
подразделений.
Раздел VII
Основы военной службы (10 час)
16. Размещение и быт военнослужащих (1 часа)





Размещение военнослужащих.
Распределение времени и повседневный порядок.
Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.
17. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда (1 часа)





Суточный наряд. Общие положения.
Обязанности дежурного по роте.
Обязанности дневального по роте.
18. Организация караульной службы (1 часа)





Организация караульной службы. Общие положения.
Часовой и его неприкосновенность.
Обязанности часового.
19. Строевая подготовка (3 часов)








Строи и управление ими.
Строевые приемы и движения без оружия.
Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.
Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
Строи отделения, развернутый строй, походный строй.
Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении.
20. Огневая подготовка (3 часа)






Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова.
Выполнения норматива по разборке и сборке АК, снаряжению магазина учебными
патронами.
Приемы и правила стрельбы из автомата.
21. Тактическая подготовка (1 часа)




Современный бой.
Обязанности солдата в бою.

11 класс (34 часа)
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (5 часов)
Раздел I. Основы комплексной безопасности (2 часа)
1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (2 часа)



Правила личной безопасности при пожаре
Обеспечение личной безопасности на водоемах и в различных бытовых условиях
Раздел III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации (3 часа)
2. Организационные основы системы противодействия терроризму и
экстремизму в Российской Федерации (3 часа)





Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение,
структура и задачи. Контртеррористическая операция и условия ее проведения
Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.
Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 часов)
Раздел IV.Основы здорового образа жизни (3часа)
3. Нравственность и здоровье (3 часа)




Правила личной гигиены.
Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики. Понятие о ВИЧинфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции
Семья в современном обществе. Законодательство и семья.
Раздел V.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (5 часов)
4. Первая помощь при неотложных состояниях (5 часов)







Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Первая медицинская помощь при ранениях.
Основные правила оказания первой помощи. Правила остановки артериального
кровотечения.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата,
черепно-мозговой травме, повреждение позвоночника, спины.
Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (21 час)
Раздел VI.

Основы обороны государства (10 часов)

5. Вооруженные Силы Российской Федерации – основы обороны
государства (1 час)


Основные задачи современных Вооруженных Сил России. Международная
(миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.

6. Символы воинской чести (3 часа)




Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, достоинства и славы
Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
Военная форма одежды.
7. Воинская обязанность (6 часов)




Основные понятия о воинской обязанности.Организация воинского учета
Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по
воинскому учету.
Обязательная подготовка граждан к военной службе
Добровольная подготовка граждан к военной службе
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования
граждан при постановке на воинский учет.
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.






Раздел VII.

Основы военной службы (11 часов)

8. Особенности военной службы (3 часа)




Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего
Устав внутренней службы и дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб и строевой устав
Вооруженных Сил Российской Федерации.
9. Военнослужащий — вооруженный защитник Отечества (2 часа).




Основные виды воинской деятельности и ее особенности.
Военнослужащий — подчиненный, выполняющий требования воинских уставов,
приказы командиров и начальников. Основные обязанности военнослужащих.
10. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации (2 часа).




Порядок вручения Боевого знамени воинской части.
Порядок приведения к Военной присяге (принесения обязательств).
11. Прохождение военной службы по призыву (2 часа).




Призыв на военную службу и порядок ее прохождения.
Размещение и быт военнослужащих.
12. Прохождение военной службы по контракту (2 часа).




Особенности военной службы по контракту.
Альтернативная гражданская служба.

Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» в 10 и 11 классах в программе предусмотрено 69 часов на 2 года
обучения (1 час в неделю). Этот объем для учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» определен на базовом уровне (разделы 1-6 программы). Кроме того,
после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с учащимися

(гражданами мужского пола), не имеющими противопоказаний по состоянию здоровья,
учебных сборов в течение 5 дней (35 часов). (Изучается раздел 7 «Основы военной
службы»).
Таблица тематического распределения количества часов
Количество часов
№ раздела

Разделы, темы

и темы

Авторская

Рабочая

программа

программа

10
Модуль
1.

11

10

11

Основы безопасности личности, общества и
государства

24

10

12

5

I

Основы комплексной безопасности

10

4

5

2

II

Защита населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера
Основы противодействия терроризму и
экстремизму в Российской Федерации

2

-

1

-

12

5

6

3

Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни

6

14

3

8

IV

Основы здорового образа жизни

6

5

3

3

V

Основы медицинских знаний и оказание первой
помощи

III
Модуль
2.

Модуль
3.

9

5

Обеспечение военной безопасности
государства

40

44

20

21

VI

Основы обороны государства

19

16

10

10

VII

Основы военной службы

21

28

10

11

70

70

35

34

Всего часов

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ
ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
10 класс (35 часов)
Содержание
курса

Тематическое
планирование

Модуль 1. Основы безопасности
личности, общества и государства

Кол-во Характеристика деятельности учащихся
часов
12

Раздел I. Основы комплексной
безопасности

5

1. Обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни

2

Обеспечение
личной
безопасности в
повседневной
жизни

Автономное
пребывание человека в
природной среде.

1

Обеспечение личной
безопасности на
дорогах и
криминогенных
ситуациях.

1

2. Личная безопасность в условиях
чрезвычайных ситуаций

2

Личная
безопасность в
условиях
чрезвычайных
ситуаций

Чрезвычайные
ситуации природного
характера и
возможные их
последствия.

1

Чрезвычайные
ситуации
техногенного
характера и
возможные их

1

Характеризуют особенности
жизнедеятельности человека при его
автономном пребывании в природной
среде.
Отрабатывают элементы
ориентирования на местности с
помощью карты и компаса, по
местным предметам, солнцу и часам.
Систематизируют знания в области
безопасности дорожного движения.
Формируют убеждение в
необходимости осознанного
соблюдения правил дорожного
движения.
Систематизируют информацию по
обеспечению личной безопасности
в условиях различных криминогенных
ситуаций, вырабатывают правила
личной безопасности в повседневной
жизни

Расширяют знания о чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного
характера, о причинах их
возникновения и возможных
последствиях.
Изучают рекомендации населению
по правилам безопасного поведения в
условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
Формируют системы личного
поведения для минимизации
последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера

последствия.
3. Современный комплекс проблем
безопасности военного характера
Современный
комплекс
проблем
безопасности
военного
характера

1

Военные угрозы
национальной
безопасности России и
национальная
оборона.

1

Раздел II Защита населения
Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера

1

4. Нормативно-правовая база и
организационные основы по защите
населения от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера

1

НормативноНормативно-правовая
правовая база и
база Российской
организационны Федерации в области
е основы по
обеспечения
защите
безопасности
населения от
населения в
чрезвычайных
чрезвычайных
ситуаций
природного и
ситуациях.
техногенного
характера
Раздел III Основы противодействия
терроризму и экстремизму в
Российской Федерации

1

5. Экстремизм и терроризм –
чрезвычайные опасности для общества
и государства

2

Терроризм и
террористическая
деятельность, их цели
и последствия.

1

Экстремизм и
экстремистская
деятельность.

1

Экстремизм и
терроризм –
чрезвычайные
опасности для
общества и
государства

Характеризуют содержание понятий
«военная безопасность Российской
Федерации» и «стратегические цели
совершенствования обороны
Российской Федерации в современных
условиях».
Объясняют характер современных войн
и вооружённых конфликтов

Характеризуют основные нормативноправовые акты Российской Федерации
в области обеспечения безопасности
населения в чрезвычайных ситуациях.
Характеризуют предназначение Единой
государственной системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, её структуру
и основные задачи

6

Характеризуют терроризм и
экстремизм как социальные явления,
представляющие серьёзную угрозу
национальной безопасности России.
Выявляют и анализируют факторы,
способствующие вовлечению
молодёжи в террористическую
деятельность.
Формируют гражданские нравственные
позиции негативного отношения к

любым видам террористической и
экстремистской деятельности
6. Нормативно-правовая база борьбы с
терроризмом и экстремизмом в
Российской Федерации

1

Нормативноправовая база
борьбы с
терроризмом и
экстремизмом в
Российской
Федерации

1

Положения
Конституции
Российской
Федерации,
Концепции
противодействия
терроризму в
Российской
Федерации.

7. Духовно-нравственные основы
противодействия терроризму и
экстремизму
Духовнонравственные
основы
противодействия
терроризму и
экстремизму

Духовнонравственные основы
противодействия
терроризму и
экстремизму

8. Уголовная ответственность за
участие в террористической и
экстремистской деятельности
Уголовная
ответственность
за участие в
террористическо
йи
экстремистской
деятельности

Уголовная
ответственность за
участие в
террористической и
экстремистской
деятельности

9. Обеспечение личной безопасности
при угрозе террористического акта
Обеспечение
личной
безопасности
при угрозе
террористическо
го акта

Правила поведения
при угрозе
террористического
акта.

Характеризуют основные положения
нормативно-правовых актов Российской
Федерации по противодействию
терроризму и экстремизму.
Характеризуют комплекс мер,
принимаемых в Российской Федерации
по противодействию терроризму

1

1

Характеризуют нравственные позиции
и личные качества, которые
способствуют формированию
антитеррористического поведения
и обосновывают их значение.
Обосновывают значение современного
уровня культуры безопасности
жизнедеятельности в формировании
антитеррористического поведения и
антиэкстремистского мышления

1

1

Характеризуют основные меры
уголовной ответственности за участие
в экстремистской и террористической
деятельности, предусмотренные
Уголовным кодексом Российской
Федерации

1

1

Формируют последовательность своих
действий при угрозе террористического
акта для минимизации его последствий

Модуль 2. Основы медицинских
знаний и здорового образа жизни

6

Раздел IV Основы здорового образа
жизни

6

10. Основы медицинских знаний и
профилактика инфекционных
заболеваний

1

Основы
медицинских
знаний и
профилактика
инфекционных
заболеваний

Основы медицинских
знаний и
профилактика
инфекционных
заболеваний

11. Здоровый образ жизни и его
составляющие
Здоровый образ
жизни и его
составляющие

1

Формируют убеждение в
необходимости соблюдения норм
здорового образа жизни для
подготовки к военной службе и
гражданской профессиональной
деятельности.
Характеризуют основные
инфекционные заболевания, причины
их возникновения и меры по их
профилактике

2

Здоровый образ
жизни.

1

Вредные привычки, их
влияние на здоровье.
Профилактика
вредных привычек.

1

Характеризуют здоровый образ жизни
как индивидуальную систему
поведения человека.
Определяют основные факторы,
влияющие на здоровье.
Систематизируют основные
составляющие здорового образа жизни
Анализируют своё поведение в
повседневной жизни и оценивают, в
какой мере оно соответствует нормам
здорового образа жизни.
Характеризуют биологические ритмы
и их влияние на работоспособность
человека.
Формируют убеждение в
необходимости постоянного
самоконтроля за своим состоянием и
умение планировать нагрузку с учётом
своих возможностей.
Характеризуют значение двигательной
активности и физической культуры
для укрепления и сохранения
здоровья.
Формируют негативное отношение к
курению, употреблению алкоголя и
наркотиков, другим психоактивным

веществам как факторам, оказывающим
пагубное влияние на здоровье
Модуль 3. Обеспечение военной
безопасности государства

20

Раздел VI Основы обороны
государства

10

12. Гражданская оборона – составная
часть обороноспособности страны

1

Гражданская
оборона –
составная часть
обороноспособн
ости страны

Гражданская оборона
– составная часть
обороноспособности
страны.

13. Вооруженные Силы Российской
Федерации – защитники нашего
Отечества

1

1

Характеризуют гражданскую оборону
как составную часть
обороноспособности страны, её
предназначение.
Уясняют сущность гражданской
обороны как системы мероприятий по
подготовке к защите и по защите
населения, материальных и культурных
ценностей на территории Российской
Федерации от опасностей,
возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих
действий, а также при возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
Систематизируют основные задачи
гражданской обороны в мирное и
военное время.
Осваивают систему оповещения
населения в чрезвычайных ситуациях
мирного и военного времени.
Классифицируют виды инженерных
защитных сооружений по их
предназначению.
Формируют умения в использовании
защитных ситуаций.
Используют средства индивидуальной
защиты (СИЗ) в условиях
чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени.
Выполняют свои обязанности,
предусмотренные планом гражданской
обороны общеобразовательной
организации

Вооруженные
Силы
Российской
Федерации –
защитники
нашего
Отечества

Вооруженные Силы
Российской
Федерации –
защитники нашего
Отечества

14. Виды и рода войск
Вооруженных Сил Российской
Федерации
Виды и рода
войск
Вооруженных
Сил Российской
Федерации

1

Характеризуют основные этапы
становления Вооружённых Сил России
и их основное предназначение в
современных условиях. Формируют
убеждение в том, что Вооружённые
Силы России всегда будут составлять
основу защиты нашего Отечества от
военных угроз.
Характеризуют дни воинской славы
(победные дни) России.
Формируют чувство гордости за свою
Родину и уважение к подвигам наших
воинов – защитников Отечества.
Характеризуют военную организацию
государства, её предназначение, состав
Вооружённых Сил Российской
Федерации, руководство и управление
Вооружённых Сил Российской
Федерации

7

Сухопутные войска
(СВ), их состав и
предназначение.
Вооружение и военная
техника СВ.

1

Военно-воздушные
силы (ВВС), их состав
и предназначение.
Вооружение и военная
техника ВВС.

1

Военно-морской флот
(ВМФ), его состав и
предназначение.
Вооружение и военная
техника ВМФ.

1

Ракетные войска
стратегического
назначения (РВСН), их
состав и
предназначение.
Вооружение и военная
техника РВСН.

1

Характеризуют Сухопутные войска
как вид Вооружённых Сил Российской
Федерации, их предназначение, состав,
технику и вооружение.
Характеризуют Военно-воздушные
силы как вид Вооружённых Сил
Российской Федерации, их
предназначение, состав, технику и
вооружение.
Характеризуют Военно-морской
флот как вид Вооружённых Сил
Российской Федерации, их
предназначение, состав, вооружение и
военную технику
Характеризуют Ракетные войска
стратегического назначения как
самостоятельный род войск, их
предназначение, вооружение и военную
технику.
Характеризуют Воздушно-десантные
войска как самостоятельный род
войск, их предназначение, вооружение
и военную технику.
Характеризуют Войска воздушнокосмической обороны как
самостоятельный род войск.
Характеризуют в общих чертах войска
и воинские формирования, не

Воздушно-десантные
войска (ВДВ), их
состав и
предназначение.

1

Космические войска,
их состав и
предназначение.
Войска воздушнокосмической обороны.

1

Войска и воинские
формирования, не
входящие в состав
Вооруженных Сил РФ.

1

15. Боевые традиции Вооруженных Сил
России

1

Боевые традиции
Вооруженных
Сил России

Боевые традиции
Вооруженных Сил
России

1

Основы военной службы

10

16. Размещение и быт военнослужащих

1

Размещение и
быт
военнослужащих

1

Раздел VII

Размещение и быт
военнослужащих

входящие в состав Вооружённых Сил
Российской Федерации

Формируют качества, которыми
должен обладать военнослужащий как
гражданин Российской Федерации и
защитник Отечества.
Характеризуют основные черты
патриотизма, присущие
военнослужащему.
Формируют убеждение, что для
военнослужащего Вооружённых Сил
Российской Федерации любовь к
Родине должна быть превыше всего
Формируют убеждение в том, что
взаимоотношения военнослужащих,
основанные на дружбе и войсковом
товариществе, обеспечивают высокий
уровень боеспособности частей и
подразделений Вооружённых Сил
Российской Федерации

Характеризуют условия размещения в
повседневной жизни военнослужащих,
проходящих военную службу по
призыву.
Характеризуют повседневный порядок
жизнедеятельности военнослужащих,
проходящих военную службу по
призыву, и распределение служебного
времени.
Характеризуют основные мероприятия,

проводимые в Вооружённых Силах
Российской Федерации, по сохранению
и укреплению здоровья
военнослужащих и обеспечению их
безопасности.
Формируют убеждение в
необходимости соблюдать нормы
здорового образа жизни каждым
военнослужащим
17. Суточный наряд, обязанности лиц
суточного наряда
Суточный наряд, Суточный наряд,
обязанности лиц обязанности лиц
суточного наряда суточного наряда

18. Организация караульной службы
Организация
караульной
службы

Организация
караульной службы

19. Строевая подготовка
Строевая
подготовка

1

1

Характеризуют основное
предназначение суточного наряда и
его состав.
Изучают и характеризуют основные
обязанности дежурного по роте.
Уясняют и формулируют обязанности
дневального по роте и дневального
свободной смены

1
1

Уясняют и характеризуют цель
организации караульной службы в
войсках.
Уясняют и обосновывают положение
о том, что несение караульной службы
является выполнением боевой задачи.
Характеризуют основные виды
караулов.
Характеризуют часового как
вооружённого караульного,
выполняющего
боевую задачу по охране и обороне
порученного ему поста.
Уясняют и обоснованно объясняют, в
чём заключается неприкосновенность
часового.
Характеризуют основные обязанности
часового

3

Строи и управление
ими. Строевые
приемы и движения
без оружия.

1

Выполнение
воинского
приветствия без
оружия на месте и в

1

Обосновывают значение строевой
подготовки в деле обучения и
воспитания военнослужащих.
Отрабатывают выполнение строевых
приёмов на месте и в движении.
Характеризуют строи отделения.
Отрабатывают выполнение воинского
приветствия одиночно и в строю

движении.
Выход из строя и
возвращение в строй.
Подход к начальнику
и отход от него.
20. Огневая подготовка
Огневая
подготовка

3

Назначение и боевые
свойства автомата
Калашникова.
Порядок неполной
разборки и сборки.

1

Выполнения
норматива по разборке
и сборке АК,
снаряжению магазина
учебными патронами.

1

Приемы и правила
стрельбы из автомата.

1

21. Тактическая подготовка
Тактическая
подготовка

1

1

Современный бой.
Обязанности солдата в
бою.

Итого:

Изучают и объясняют назначение и
боевые свойства автомата
Калашникова.
Отрабатывают порядок неполной
разборки и сборки автомата
Калашникова.
Отрабатывают приёмы подготовки
автомата к стрельбе и в выполнении
упражнений стрельб по неподвижным
целям днём

1

Формируют общее представление о
современном бое и характеризуют
основные элементы подготовки
солдата к нему.
Уясняют и формулируют общие
обязанности солдата в современном
бою

35

11 класс (34 часа)
Содержание
курса

Тематическое
планирование

Кол-во Характеристика деятельности
часов учащихся

Модуль 1. Основы безопасности
личности, общества и государства

5

Раздел I.Основы комплексной
безопасности

2

Обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни
Обеспечение
личной
безопасности в
повседневной
жизни

2

Правила личной
безопасности при
пожаре

1

Обеспечение личной
безопасности на
водоемах и в
различных бытовых
условиях

1

Раздел III.Основы
противодействия терроризму и
экстремизму в Российской
Федерации

3

Организационные основы
системы противодействия
терроризму и экстремизму в
Российской Федерации

3

Организационны
е основы
системы
противодействия
терроризму и
экстремизму в
Российской
Федерации

Национальный
антитеррористический
комитет (НАК), его
предназначение,
структура и задачи.
Контртеррористическа
я операция и условия
ее проведения

1

Систематизируют знания по
обеспечению пожарной безопасности в
повседневной жизни.
Уясняют основные права и
обязанности граждан Российской
Федерации в области пожарной
безопасности.
Характеризуют основные причины
возникновения пожаров в
повседневной жизни.
Отрабатывают последовательность
действий для обеспечения личной
безопасности при возникновении
пожара в квартире.
Отрабатывают правила безопасного
поведения при возникновении пожара
в школе.
Систематизируют знания по
безопасному поведению на водоёмах в
различное время года.
Формируют убеждение в
необходимости неукоснительного
соблюдения принятых мер безопасного
поведения на воде.
Систематизируют знания по
обеспечению безопасности в
различных бытовых ситуациях.
Характеризуют меры по обеспечению
безопасности при пользовании
различными бытовыми приборами

Характеризуют основное
предназначение Национального
антитеррористического комитета, его
структуру и задачи
по противодействию экстремизму и
терроризму.
Характеризуют контртеррористическую
операцию как основную форму
пресечения террористического акта.

Роль и место
гражданской обороны
в противодействии
терроризму

1

Применение
Вооруженных Сил
Российской
Федерации в борьбе с
терроризмом

1

Модуль 2. Основы
медицинских знаний и здорового
образа жизни

8

Раздел IV.Основы здорового образа
жизни

3

Нравственность и здоровье

3

Нравственность
и здоровье

Правила личной
гигиены.

1

Инфекции,
передаваемые
половым путем. Меры
профилактики.

1

Семья в современном
обществе.
Законодательство и
семья.

1

Объясняют основные условия
проведения контртеррористической
операции.
Характеризуют основные причины
введения правового режима
контртеррористической операции.
Объясняют основные положения
правового режима
контртеррористической операции.
Характеризуют роль и место
гражданской обороны по защите
населения и территорий от
террористических актов.
Характеризуют правовые и
организационные основы применения
Вооружённых Сил Российской
Федерации в борьбе с терроризмом.
Уясняют и грамотно излагают
порядок применения Вооружённых Сил
Российской Федерации в борьбе с
терроризмом, в том числе за
пределами территории Российской
Федерации

Систематизируют знания в области
личной гигиены.
Формируют убеждение в
необходимости соблюдать правила
личной гигиены в повседневной
жизни.
Вырабатывают привычку в
ежедневном соблюдении правил личной
гигиены.
Систематизируют знания о
нравственности и о роли семьи в
современном обществе. Формируют
убеждение в ключевой роли семьи для
обеспечения благополучной жизни
человека.
Характеризуют распространённые
инфекции, передающиеся половым
путём, и причины заражения ими.
Формируют убеждение в том, что для
профилактики ИППП необходимо
избегать ранних и тем более

случайных половых связей.
Характеризуют понятия «ВИЧинфекция» и «СПИД», причины
заражения ВИЧ-инфекцией и меры
профилактики.
Формируют убеждение в ключевой
роли благополучной семьи для
обеспечения здоровья личности и
общества, а также демографической
безопасности государства.
Уясняют и разбираются в устройстве
института семьи, существующего в
Российской Федерации в настоящее
время
Раздел V. Основы медицинских
знаний и оказание первой помощи

5

Первая помощь при неотложных
состояниях

5

Первая помощь
при неотложных
состояниях

Первая медицинская
помощь при острой
сердечной
недостаточности и
инсульте.

1

Первая медицинская
помощь при ранениях.

1

Основные правила
оказания первой
помощи. Правила
остановки
артериального
кровотечения

1

Первая медицинская
помощь при травмах
опорно-двигательного
аппарата, черепномозговой травме,
повреждение
позвоночника, спины..

1

Первая медицинская
помощь при остановке
сердца.

1

Формируют умения в оказании первой
помощи при различных повреждениях,
травмах и неотложных состояниях.
Последовательно выполняют приёмы
оказания первой помощи при
различных неотложных состояниях.
Формируют умения в выполнении
приёмов иммобилизации
повреждённых частей тела и
транспортировки пострадавшего.
Усваивают основные рекомендации
по профилактике травм опорнодвигательного аппарата и способы
оказания само- и взаимопомощи при
травмах опорно-двигательного
аппарата.
Формируют умение в выполнении
приёмов по остановке артериального
кровотечения.
Усваивают порядок проведения
сердечно-лёгочной реанимации
(непрямого массажа сердца и
искусственной вентиляции лёгких).
Самостоятельно расширяют познания
об острой сердечной недостаточности,
используя соответствующую
медицинскую литературу (справочники,
медицинскую энциклопедию).
Прогнозируют по характерным
признакам возникновение инсульта и
оказывают первую помощь
пострадавшему до прибытия «скорой
помощи»

Модуль 3. Обеспечение военной
безопасности государства
Раздел VI Основы обороны
государства
Вооруженные Силы Российской
Федерации – основы обороны
государства
Вооруженные
Силы
Российской
Федерации –
основы обороны
государства

21

10

1

Основные задачи
современный
Вооруженных Сил
России.
Международная
(миротворческая)
деятельность
Вооруженных Сил
Российской
Федерации.

1

Символы воинской чести

3

Символы
воинской чести

Боевое знамя
воинской части –
символ воинской
чести, достоинства и
славы

1

Ордена – почетные
награды за воинские
отличия и заслуги в
бою и военной службе

1

Военная форма
одежды

1

Изучают и уясняют основные задачи
Вооружённых Сил в мирное время, в
период непосредственной угрозы
агрессии и в военное время.
Характеризуют нормативно-правовые
основы международной
(миротворческой) деятельности
Вооружённых Сил Российской
Федерации

Характеризуют Боевое знамя воинской
части как официальный символ и
воинскую реликвию воинской части,
олицетворяющую её честь, доблесть,
славу и боевые традиции.
Характеризуют порядок хранения
Боевого знамени.
Характеризуют государственные награды Российской империи, Советского
Союза и Российской Федерации.
Обосновывают, что государственные
награды всегда являлись и являются
высшей формой поощрения граждан
за выдающиеся заслуги в деле
защиты Отечества и другие заслуги
перед государством.
Формируют общее представление о
военной форме одежды, знаках
различия и их значении для
военнослужащего.
Формируют понимание о значении
символов воинской чести
Вооружённых
Сил Российской Федерации и их роли
в военно-патриотическом воспитании
военнослужащих, выработке у них
чувства достоинства, преданности
своей Родине и готовности
самоотверженно с оружием в руках

защищать суверенитет,
территориальную целостность и
устойчивое развитие Российской
Федерации
Воинская обязанность
Воинская
обязанность

Раздел VII.

Основные понятия о
воинской обязанности.
Организация
воинского учета

1

Первоначальная
постановка граждан на
воинский учет.
Обязанности граждан
по воинскому учету

1

Обязательная
подготовка граждан к
военной службе

1

Добровольная
подготовка граждан к
военной службе

1

Организация
медицинского
освидетельствования и
медицинского
обследования граждан
при постановке на
воинский учет.

1

Увольнение с военной
службы и пребывание
в запасе.

1

Основы военной
службы

11

Особенности военной службы
Особенности
военной службы

6

Правовые основы
военной службы.
Статус
военнослужащего

Формируют и объясняют общие
понятия о воинской обязанности
граждан Российской Федерации и
характеризуют её предназначение.
Классифицируют составляющие
воинской обязанности и раскрывают
их содержание.
Уясняют свои права и обязанности в
области воинского учёта и обязанности
подготовки к военной службе.
Уясняют последовательность и
порядок первоначальной постановки
граждан на воинский учёт.
Характеризуют процедуру
медицинского освидетельствования
граждан при первоначальной
постановке на воинский учёт и
определения их пригодности к
военной службе.
Формируют убеждение в
необходимости целенаправленной
индивидуальной подготовки к военной
службе.
Характеризуют порядок подготовки
граждан по военно-учётным
специальностям.
Уясняют предназначение
профессионального психологического
отбора, организацию его проведения и
порядок определения профессиональной
пригодности гражданина к военной
службе.
Характеризуют порядок увольнения с
военной службы и пребывание в
запасе, предназначение и организацию
проведения военных сборов

3
1

Формируют убеждение в том, что
военная служба – это основной вид
федеральной государственной службы,
которая требует от военнослужащих
высокой профессиональной подготовки

Устав внутренней
службы и
дисциплинарный
устав Вооруженных
Сил Российской
Федерации.

1

Устав гарнизонной,
комендантской и
караульной служб и
строевой устав
Вооруженных Сил
Российской
Федерации

1

Военнослужащий — вооруженный
защитник Отечества

2

Военнослужащи
й—
вооруженный
защитник
Отечества

Основные виды
воинской
деятельности и ее
особенности.Военнос
лужащий — патриот.

1

Военнослужащий —
подчиненный,
выполняющий
требования воинских
уставов, приказы
командиров и
начальников.
Основные обязанности
военнослужащих.

1

и особой ответственности за
исполнение обязанностей по
вооружённой защите Отечества.
Анализируют и уясняют смысл
нормативно-правовых актов
Российской Федерации в области
подготовки граждан к военной службе.
Формируют умения самостоятельно
подбирать информацию,
способствующую воспитанию
убеждений, качества привычек для
успешного прохождения
военной службы по призыву.
Анализируют содержание
общевоинских уставов Вооружённых
Сил Российской Федерации и
характеризуют их как основные
нормативно-правовые акты,
регламентирующие жизнь и
деятельность военнослужащего.
Формируют убеждение в
необходимости целенаправленной
индивидуальной
подготовки к военной службе в
области физической, психологической
и интеллектуальной подготовки

Характеризуют основные виды
воинской деятельности и основные
особенности воинской деятельности в
зависимости от вида Вооружённых
Сил, рода войск и воинской
должности.
Формируют убеждение в том, что вся
воинская деятельность имеет целью
подготовку каждого военнослужащего,
подразделения и части к ведению
боевых действий по защите Отечества.
Уясняют и характеризуют общие,
должностные и специальные
обязанности военнослужащих и
значение воинской дисциплины для
их успешного выполнения.
Формируют основные направления
индивидуальной подготовки к
воинской деятельности в области
физической, психологической и
интеллектуальной подготовленности.
Обосновывают значение и методы
осуществления военно-патриотического
воспитания военнослужащих для

обеспечения высокого
уровня боеготовности частей и
подразделений Вооружённых Сил
Российской Федерации.
Характеризуют понятия о чести и
достоинстве военнослужащего
Вооружённых Сил Российской
Федерации.
Характеризуют общее предназначение
общевоинских уставов и их роль в
организации жизни и быта
военнослужащих.
Формулируют основные требования
воинской деятельности, предъявляемые
к моральным и индивидуальным
качествам военнослужащего
Ритуалы Вооруженных Сил
Российской Федерации
Ритуалы
Вооруженных
Сил Российской
Федерации

Порядок вручения
Боевого знамени
воинской части.
Порядок приведения
к Военной присяге
(принесения
обязательства)

1

Порядок вручения
личному составу
вооружения, военной
техники и стрелкового
оружия. Ритуал
подъёма и спуска
Государственного
флага РФ

1

Прохождение военной службы по
призыву
Прохождение
военной службы
по призыву

2
Характеризуют общие положения о
порядке вручения Боевого знамени
воинской части.
Характеризуют порядок приведения к
военной присяге военнослужащих —
граждан Российской Федерации.
Учат наизусть текст Военной присяги.
Характеризуют порядок вручения
личному составу вооружения, военной
техники и стрелкового оружия.
Характеризуют общие положения
ритуала подъёма и спуска
Государственного флага Российской
Федерации

2

Призыв на военную
службу и порядок ее
прохождения .

1

Размещение и быт
военнослужащих.

1

Уясняют и осознанно выполняют все
мероприятия, связанные с призывом
на военную службу.
Характеризуют организацию призыва
на военную службу и порядок
определения предназначения
призывника и его годности к военной
службе.
Характеризуют документы,
необходимые призывнику при явке
его на призывную комиссию.
Уясняют общие положения

прохождения военной службы по
призыву
Знакомятся в общих чертах с
порядком размещения военнослужащих,
проходящих военную службу по
призыву, и организацией их быта
Прохождение военной службы по
контракту
Прохождение
военной службы
по контракту

2

Особенности военной
службы по контракту.

1

Альтернативная
гражданская служба.

1

Характеризуют основные особенности
военной службы по контракту и порядок отбора кандидатов для военной
службы по контракту.
Уясняют основные требования,
предъявляемые к гражданину при
поступлении на военную службу по
контракту, к состоянию его здоровья,
профессионально-психологической
пригодности и уровню образования.
Изучают нормативно-правовые основы
и сроки прохождения альтернативной
гражданской службы.
Характеризуют порядок подачи
заявлений на прохождение
альтернативной гражданской службы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».