Литература 10-11 классы

Краснодарский край, Абинский раойн, п. Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза С.С.Азарова
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _литературе_______________________________________________
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) _среднее общее образование, 10 – 11 классы ___
(начальное общее,

основное общее образование

с указанием классов)

Количество часов _105________
Учитель _Быстрова Татьяна Ивановна _______________________________
Программа разработана в соответствии и на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(приказ МОН РФ от 6 октября 2009 г. № 413), основной образовательной
программы среднего общего образования МБОУ СОШ № 5 (, с учетом
авторской программы курса «Литература» Ю.В.Лебедева, А.Н.Романовой
для общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2016 г.
(указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания)

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе
Федерального государственного стандарта основного общего образования,
Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Составлена на основе авторской программы по литературе Ю.В.Лебедева
М.: Просвещение,2016.к учебнику Литература. 10-11 классы» Ю.В.Лебедева.
Базовый уровень в 2 ч. М.: Просвещение,2016.
Реализует основные идеи ФГОС, конкретизирует его цели и задачи,
отражает обязательное для усвоения содержание обучения литературе в
старшей школе.
Соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту среднего общего образования и Примерной основной
образовательной программе среднего общего образования.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа рассчитана на 105 часов, предусмотренных
Федеральном базисном плане (3 часа в неделю)

в

Планируемые результаты
Личностные результаты:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
 формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв.,
литературы народов России и зарубежной литературы;
 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;
 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный
пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или

нескольких произведений;
 определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
 приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
 формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
 умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
 понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
 восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
 умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
 написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и
общекультурные темы;
 понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
 понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.

Содержание тем учебного курса – 105 часов
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РЛ 19 ВЕКА.(2ч). Исторические
причины особого развития русской классической литературы. Своеобразие становления
реализма в РЛ. Национальное своеобразие русского реализма. Эволюция русского
реализма.
Теория. Реализм как литературное направление. Русский реализм. Художественная
форма.
Рр. Индивидуальное сообщение «Реализм как худ.направление.»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА. (3 ч.)
Расстановка общественных сил в 1860 годы.
Теория. Направления в русской критике второй половине 19 века. Лит.-критическая
статья. Мемуары, лит. Мемуары, мемуаристика.
Рр.Объяснение признаков мемуарного стиля. Определение стиля текста. Указание
стилевых признаков.
Пр.д-ть. Дискуссия в форме свободного обсуждения или дебатов.
Иван Сергеевич Тургенев (9 ч).
Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева. Этапы биографии и
творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Повести «Муму» и
«Постоялый двор» как творческая лаборатория автора. Творческая история романа и
своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе.
Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова
и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта
Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти.
Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в

русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций.
Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты
героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа,
любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа,
интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.
Роман «Дым». Общественный подъем 1870 годов. Роман «Новь». Последние годы жизни
Тургенева.
Теория. Прототип литературного героя. Нигилизм и образ нигилиста. Конфликт в
романе. Психологизм. Эпилог романа.
Литературоведческий практикум. Анализ эпизодов романа.
Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Написание сочинения на
предложенные темы. Написание сообщения и реферата.
Пр.д-ть. Историко-культурный комментарий к сценам споров Базарова с Павлом
Петровичем (дискуссия).
Николай Гаврилович Чернышевский. 4 ч
Гражданская казнь Чернышевского. Этапы биографии и творчества Н.Г. Чернышевского.
Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что
делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые
люди. Новые люди. «Особенный человек».
Теория. Жанр утопии. Антиэстетизм романа. Прием иносказания и аллегории.
Внутренний монолог героя. Фабула романа.
Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.
Рр. Выборочный пересказ на тему «История Веры Павловны.»
Пр.д-ть. Презентация основных этапов жизни и творчества Чернышевского.
Интерпретация четырех снов Веры. (диспут)
Иван Александрович Гончаров. 9ч
Своеобразие художественного таланта Гончарова. Основные этапы жизни и творчества.
Роман «Обыкновенная история». Цикл очерков «Фрегат «Паллада».Роман «Обломов».
История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ
главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон
Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов
и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет,
интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в
романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет).
«Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство
И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.
Роман «Обрыв» в оценке русской критики.
Теория. Очерк. Портрет,речь, предыстория героя романа. Интерьер. Художественные
детали. Антитеза романа. Антипод героя. «Обломовщина».
Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.
Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Стилистический анализ фрагмента.
Написание сочинения. Написание реферата.
Пр.д-ть. Презентация биографии Гончарова. Фрагменты очерков
«Фрегат
«Паллада»»(выразит.чтение
с
комментариями).
Просмотр
эпизодов
фильма
Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»,обсуждение.
Александр Николаевич Островский 9 ч
Художественный мир драматурга. Этапы биографии и творчества. Драма «Гроза».
Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины.
Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть
свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний
конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия

и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Анализ комедии
«Бесприданница».Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции.
Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского.
Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.
Теория. Действующее лицо пьесы. Реплики и монологи. Второстепенные персонажи
пьесы. Развитие любовного сюжета. Конфликт драмы. Композиция драмы: экспозиция,
завязка, кульминация, развязка действия.
Литературный практикум. Сопоставление героев пьесы «Гроза».
Рр. Подготовка сообщения об участии Островского в этнографической экспедиции по
задания Морского ведомства. Составление тезисного плана критич.статьи. Подготовка
сообщения о порядках города Калинова. Выразительное чтение отрывков пьесы наизусть.
Написание реферата. Написание сочинения.
Федор Иванович Тютчев. 4ч
Малая родина Тютчева. Тютчев и поколение «любомудров». Ф.И. Тютчев. «Silentium!»,
«Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы
любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти
бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества.
Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и
мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой».
Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.
Рр. Подготовка сообщения о литер.судьбе Тютчева. Выразительное чтение наизусть стихй Тютчева. Лексико-фразеологический анализ стихотворения «Фонтан». Написание
сочинения. Реферат.
Пр.д-ть. Презентация о малой родине Тютчева. Коллективный проект.
Николай Алексеевич Некрасов. 6 ч
О народных истоках мироощущения Некрасова. Детство и отрочество Некрасова.
«Петербургские мытарства». Встреча с В.Г.Белинским. Основные темы и идеи в
творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с
тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин»,
«Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк»,
«Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери
гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали».
Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни
народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика
чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость
к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое
своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной
России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления.
Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев
поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники.
Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия,
«богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи».
Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.
Теория. Поэтическая декларация. Литературная преемственность и новаторство.
Комплексный анализ стихотворения. Сатира и пародия.
Рр. Подготовка сообщения на тему «Некрасов и Достоевский». Чтение наизусть стих-й
Некрасова. Сообщения на предложенные темы. Написание сочинений.
Литерат.практикум. Сопоставление стихотворений Некрасова и стих-ями других поэтов.
Характеристика эпизодов поэмы.
Пр.д.ть. Презентация о творчестве поэта. Коллективный проект.
Афанасий Афанасьевич Фет. 4 ч

Русский дворянин А.Шеншин. А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот,
робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…»
«Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в
передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных
движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний,
мелодий.Метафоричность лирики Фета.
Теория. Образец антологической лирики. Метафоричность лирики. Музыкальность
лирики и звукопись, ассоциативные связи. Звуковая организация текста.
Рр. Подготовка сообщений о творческой истории сборника «Вечерние огни».
Конспектирование критич.статьи. Написание сочинения. Реферат.
Лит.практикум. Анализ стихотворений.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Фета. Урок-концерт.
Алексей Константинович Толстой. 4 ч
Жизненный путь А.К. Толстого. Лирика А.К. Толстого. Баллады и былины А.К. Толстого.
Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».
Сатирические произведения А.К. Толстого. «Бесстрашный сказатель правды».
Теория. Мотив исторической памяти. Былинные образы в сатирических целях.
Историческая баллада. Литературная маска. Драматическая трилогия. Прием
стилизации.
Рр. Сообщение о литературной маске. Написание сочинения и реферата.
Лит.практикум. Анализ стих-й.
Пр.д-ть. Презентация о творческом пути А.К.Толстого. Коллективный проект
«Универсальный талант».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. 4ч
Мастер сатиры. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Вятский
плен.»Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его
творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка
событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы
градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл
финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического
изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония,
гипербола).»Общественный » роман «Господа Головлевы».
Теория. Сатира и юмор. Сатира и антиутопия. Анархаизмы. Пародия. Гротеск.
Фантастика.
Рр. Подготовка сообщения о годах службы Салтыкова-Щедрина в должности вицегубернатора. Написание отзыва. Комплексный анализ эпизода. Написание сочинения.
Лит.практикум. Характеристика героев.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Дискуссия.
Страницы истории западноевропейского романа 19 века. 6 ч
Фредерик Стендаль «Красное и белое». Оноре де Бальзак «Человеческая комедия». Роман
«Евгения Гранде». Роман « Отец Горио». Чарльз Диккенс. Рождественские повести. Роман
«Домби и сын».
Теория. Новелла. Роман. Система образов. Соц.-психологический тип героя. Повесть.
Святочный рассказ.
Рр. Сообщение о жанре святочного рассказа. Сообщение-обзор об английской литературе
19 века. Сообщение о соц.-сатирических произведениях У.Теккерея.
Лит. практикум. Анализ произведений.
Пр.д-ть. Презентация о судьбе книг Стендаля в России 19 века. Презентация о жизни и
творчестве Бальзака.
Федор Михайлович Достоевский. 9 ч

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М,
Достоевского. «Бедные люди». Кружок Петрашевского. Сибирь и каторга.
«Почвенничество Достоевского». Роман «Преступление и наказание». В Петербурге
Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и
философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной
личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова.
Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и
Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и
Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в
Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа.
Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя.
«Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и
глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и
проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в
романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.
Роман «Подросток». Роман «Братья Карамазовы».
Теория. Психологический роман. Философский роман. Социальный роман. Полифонизм
романа. Герой и его внутренний мир. Психологизм. Интерьер. Кульминация.
Рр. Подготовка сообщения о кружке Петрашевского. Сообщение о книге «Записки из
Мертвого дома». Рецензия на кинофильм «Преступление и наказание». Написание
сочинения. Реферат.
Лит. практикум. Анализ эпизодов. Анализ героев романа.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Коллективный проект.
Лев Николаевич Толстой 12 ч
Родовое гнездо. Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. Трилогия Толстого.
«Севастопольские рассказы». «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.
Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые
горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова
и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов
в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812
года – Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейнокомпозиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление
Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны
и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ
как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог
романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания.
Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика
композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей.
Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе.
«Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы
Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний
монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный
композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в
романе. Интерес к Толстому в современном мире.
«Анна Каренина».Религиозно-эстетические взгляды Толстого. «Воскресение». Уход и
смерть.
Теория. Эпос. Роман-эпопея. Путь искания героя. Герой и толпа. «Диалектика души»
«Мысль народная» в романе –эпопее.
Рр. Сообщение о трилогии Толстого. Сообщение об участии Толстого в войне.
Конспектирование крит.статей. Написание сочинения.
Лит.практикум. Комментированное чтение фрагмента трилогии. Анализ эпизодов романа.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Толстого. Историко- литературная справка о
событиях войны .

Николай Семенович Лесков 4 ч
Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный
мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального
русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как
мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя.
Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Леди Макбет
Мценского уезда». «Соборяне». «Очарованный странник». Особенности сюжета повести.
Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван
Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности
лесковской повествовательной манеры сказа.
Теория. Сказ. Сказовое повествование. Повесть-хроника. Композиция хроники. Герой
хроники.
Рр. Сообщения о сказе Лескова «Левша». Составление сложного плана. Подготовка
сообщения. Написание сочинения. Реферат.
Лит. практикум. Анализ эпизодов жизни главного героя.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Лескова.
Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв. 4 ч.
Обзорная лекция по творчеству Генрик Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де
Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты
героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен.
«Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей»
как социально-психологических драм. «Пигмалион».
Теория. Пьеса. Конфликт. Сюжет. Новелла. «Драма идей».
Рр. Сообщение о полит. И театральной деятельности Ибсена. Выразительное чтение
фрагментов. Сообщение о театрализации пьес Б.Шоу. Реферат.
Лит.практикум. Анализ героев пьесы. Анализ новелл.
Пр.д-ть. Презентации о биографиях писателей.
Антон Павлович Чехов. 10 ч
А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Повесть «Степь». Тема гибели души в
рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема
ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали,
«импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.
Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою
судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого
сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои
уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью
существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани.
Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чеховадраматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Теория. Комедия. Система персонажей. Символический смысл образа. Подтекст.
Рр. Сообщения о жизни и творчестве Чехова. Критический отзыв о пьесе. Написание
сочинения. Реферат.
Лит. практикум. Анализ произведений.
Пр.д-ть. Презентация о семье Чехова.
О мировом значении русской литературы. 2 ч
Утверждение в русской литературе идеи нового человека и новой человечности. Широта
связей русского героя с миром. Поиски русскими писателями второй половины 19 века
«мировой гармонии». Уроки русской классической литературы.
Теория. Русская классическая литература.
Рр. Подготовка научных сообщений.

Лит.практикум. Анализ статьи учебника.
Пр.д-ть. Коллективный проект.

ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ
Количество часов
№ п/п

Разделы, темы

Авторская Рабочая
программа программа

1

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ
2
ЛИТЕРАТУРЕ 19 ВЕКА

2

2

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА .

3

3

3

Иван Сергеевич Тургенев

9

9

4

Николай Гаврилович Чернышевский

4

4

5

Иван Александрович Гончаров

9

9

6

Александр Николаевич Островский

9

9

7

Федор Иванович Тютчев .

4

4

8

Николай Алексеевич Некрасов

6

6

9

Афанасий Афанасьевич Фет

4

4

10

Алексей Константинович Толстой

4

4

11

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

4

4

12

Страницы истории западноевропейского романа 19 века

6

6

13

Федор Михайлович Достоевский

9

9

14

Лев Николаевич Толстой

12

12

15

Николай Семенович Лесков

4

4

16

Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв 4

4

17

Антон Павлович Чехов

10

10

18

Мировое значение русской литературы

2

2

ИТОГО:

105

105

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 10
класса
Учащиеся должны знать:
1. Текст художественного произведения.
2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
3. Основные направления определения героев.
4. Роль и место героев в художественном произведении.
5. Особенности композиции изученного произведения.
6. Основные признаки понятий: сказка, сказ, баллада, легенда, композиция, сюжет,
юмор, ритм, рифма, роды литературы.
7. Особенности определения темы, проблемы, идеи, конфликта.
8. Основные приемы определения авторской мысли и языка писателя.
Учащиеся должны уметь:
1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик
действующих лиц.
2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных
средств языка.
4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского
отношения к ним.
5. Различать эпические, лирические, драматические произведения.
6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому
произведению.
8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического
произведения.
10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
11. Определять особенности жанра.
12. Давать характеристику героям.
13. Распределять их по мере значимости в произведении.
14. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Учебно-методическое обеспечение
Учебник

Методическая литература

Учебные пособия

Ю.В.Лебедев. Русский
язык и литература.
Литература. 10кл.:
Учебник для
общеобразовательных
учреждений. В 2-х ч.
Базовый уровень.– М.:
Просвещение, 2016г.

Примерная основная образовательная
программа образовательного учреждения.
Основная школа. М.: Просвещение,2011
Примерные программы внеурочной
деятельности/ под.ред.В.А. Горского.
М.:Просвещение,2010

Сайт «Единое окно
доступа к
образовательным
ресурсам»:
(Электронный
документ). Режим
доступа://htt://window.e
du.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».