Клетки и ткани

Краснодарский край, Абинский раойн, п. Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза С.С.Азарова
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _элективному учебному предмету «Клетки и ткани»_________________
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) _среднее общее образование, 10 – 11 классы ___
(начальное общее,

основное общее образование

с указанием классов)

Количество часов _69________
Учитель _Борисова Ольга Анатольевна________________________
Программа разработана в соответствии и на основе основной образовательной
программы среднего общего образования МБОУ СОШ № 5
(указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания)

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Клетки и ткани» составлена для изучения биологии
учащимися 10 - 11 класса общеобразовательной школы на профильном уровне. Предлагаемый элективный
курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся, проявляющих
интерес к цитологии. Изучение элективного курса позволяет проверить целесообразность выбора профиля
дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника средней школы.
Рабочая программа разработана на основе программы элективных курсов в профильном обучении
(образовательная область «Естествознание»), рекомендованной Министерством образования РФ (авторы:
Д. К. Обухов, д. биол.н., профессор кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского
государственного университета, В.Н. Кириленкова, заведующая кабинетом биологии Псковского
областного ИПКРО, 2004г.), требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы.
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления учащихся,
умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и поиск информации
по предлагаемым вопросам.
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии,
помощь учащимся в подготовке к поступлению в профессиональные образовательные учреждения,
удовлетворение интересов увлекающихся цитологией и гистологией.
Основная концепция курса заключается в:
• комплексном подходе при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от
молекулярно-клеточного до системно-органного);
• сравнительно-эволюционной направленности курса;
• использовании

самых

современных

молекулярно-биологических

данных

о

строении

и

функционировании клеточных и тканевых систем животных;
• историко-патриотическом акценте при изучении биологии;
• экологической направленности курса;
• большом объеме практических и проектных занятий.
На изучение элективного курса «Клетка и ткани» в 10 классе отведено 35 часов (из расчета 1 учебный
час в неделю, 35 учебных недель). В 11 классе осуществляется продолжение изучения данного элективного
курса в количестве 35 часов.
Части курса:

общая цитология (биология клетки) - 35 часов; сравнительная (эволюционная)

гистология (учение о тканях многоклеточных организмов) - 35 часов.
Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии, получаемые
на уроках биологии. Ведущими формами занятий являются интерактивные занятия, применение
компьютерных технологий, семинары, лабораторные. Предполагается проведение дискуссий, где будут
обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам.
Курс

предполагает

широкое

использование

иллюстративного

материала

(схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры
клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей; работу с многочисленными сайтами по
биологии клетки, анатомии и физиологии, имеющимися в настоящее время в Интернете.

Содержание тем учебного курса
10 класс
Часть I. Общая цитология (биология клетки) — 35 ч
Тема 1. Введение в биологию клетки (4ч)
Задачи современной цитологии. Клеточная теория — основной закон строения живых организмов.
Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.
Лабораторная

работа.

Устройство

микроскопа.

Методика

приготовления

временного

микропрепарата.
Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (4 ч)
Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка.
Теории происхождения эукариотической клетки.
Лабораторные работы. Особенности строения клеток прокариот. Особенности строения клеток
эукариот.
Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (4 ч)
Мембрана и надмембранный комплекс. Современная модель строения клеточной мембраны.
Универсальный

характер

строения

мембраны

всех клеток.
Цитоплазма

и

органоиды.

Цитоскелет

клеток

—

его

компоненты

и

функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клетки.
Лабораторные работы. Основные компоненты и органоиды клеток. Основные компоненты и
органоиды клеток.
Тема 4. Метаболизм — преобразование веществ и энергии (6 ч)
Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке.
Гетеротрофы и автотрофы. Основные законы биоэнергетики в клетках. Митохондрия — энергетическая
станция клетки. Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез.
Рибосомы. Синтез белка. Типы и структура рибосом про- и эукариот. Основные этапы синтеза
белка в эукариотической клетке.
Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (9 ч)
Ядро

эукариотической

значение

ядра.

Понятие

клетки
о

и

нуклеоид

прокариот.

(эу-

гетерохроматин).

хроматине

и

Строение

и

Структура

хромосом. Ядрышко — его строение и функции.
Жизненный
Понятие

о

жизненном

важнейший

этап

Разновидности
ловых»
биологии

цикл
цикле

жизни

митоза

в

клетках.Теория
и

клетки.Репродукция

медицине.

клеток

—

клеток.Митоз
клетках
«стволовых
Мейоз

его

периоды.

—

его

разных

основа

—

Репликация

клеток.
ДНК

биологическое

организмов.

клеток»
—

(размножение)

Понятие

прорыв

—

значение.
о

«ство

в

современной

генотипической,

индивидуаль

ной,

комбинативной

рение

клеток.Рак

изменчивости.
—

самое

Биологическое

опасное

значение

заболевание

мейоза.

человека

и

Ста
других

живых существ.
Лабораторные работы. Митоз в клетках корней лука и животной клетки. Мейоз в пыльниках
цветковых растений.
Семинар.Теория

«стволовых

клеток»

—

прорыв

в

современной

биологии и медицине.
Тема 6. Вирусы как неклеточная форма жизни (4 ч)
Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита).
Клетка-хозяин и вирус-паразит: стратегии взаимодействия. Современное состояние проблемы борьбы с
вирусными инфекциями. Вакцинация — достижения и проблемы.
Учебный проект. Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями.
Семинар. Вакцинация — достижения и проблемы.
Тема 7. Эволюция клетки (4 ч)
Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про- и эукариотических
клеток. Происхождение многоклеточных организмов.
Обобщающий семинар. Клетка - элементарная генетическая и структурно-функциональная единица
живого.
11 класс
Часть 2. Сравнительная (эволюционная) гистология (учение о тканях многоклеточных организмов) - 31ч
Тема 8. Понятие о тканях многоклеточных организмов (3 ч)
Определение ткани. Теория «Эволюционной динамики тканевых систем акад. А.А. Заварзина».
Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в
процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).
Тема 9. Эпителиальные ткани (4 ч)
Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции — разные
решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире — внутриклеточное и полостное.
Лабораторная работа. Изучение эпителиальных тканей.
Тема 10. Мышечные ткани (2 ч)
Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечнополосатые и косые; сердечные поперечнополосатые; гладкие).
Лабораторная работа. Изучение мышечной ткани.
Тема 11. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (9 ч)
Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы их строения и
элементы эволюции опорных тканей у животных.
Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань).
Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет — понятие об основных типах иммунитета.
Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функциони-

рование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания.
СПИД — чума XXI века — смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.
Лабораторная работа. Изучение соединительной ткани.
Семинар. СПИД — смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.
Тема 12. Ткани нервной системы (6 ч)
Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы
нервной ткани — нейроны и глиальные клетки.
Лабораторные работы. Изучение нервной ткани. Распознавание тканей.
Учебный проект. Экстероцепторы и поступление информации из внешней среды.
Тема 13. Растительные ткани (7 ч)
Классификация растительных тканей и их эволюция в связи с переходом растений к наземному
образу жизни. Образовательная, покровные, опорные (или механические), проводящие, основная ткани.
Семинар. Развитие тканей - норма и патология (пролиферация, гиперплазия, метаплазия, дисплазия,
анаплазия и регенерация).
Обобщающий семинар. Гистология - учение о тканях многоклеточных организмов.
Часть 3. Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных
и человека - 4 ч
Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в
живой природе — основа современной молекулярной биологии и медицины. Нематода и пиявка, дрозофила
и крыса, стволовая клетка и культура тканей — все это модельные объекты для решения актуальных задач
современной биологии и медицины.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать:
• принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;
• положения клеточной теории;
• особенности прокариотической и эукариотической клеток;
• сходство и различие животной и растительной клеток;
• основные компоненты и органоиды клеток: мембрану и надмембранный комплекс, цитоплазму и
органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
• основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке — транскрипцию (синтез и созревание
РНК) и трансляцию (синтез белковой цепи);
• особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
• строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с
вирусными инфекциями;
• реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
• определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
• строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;

• иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и
тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
• работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;
• «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клетки и ее органоидов;
• изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
• определять тип ткани по препарату или фотографии;
• выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на
разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);
• иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
• работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;
• составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам
Перечень учебно-методического обеспечения
Горышина Е.Н., Чага О.Ю. Сравнительная гистология тканей внутренней среды с основами
иммунологии: Учеб. пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
Заварзин Г.А., Колотилова Н.Н. Введение в природоведческую микробиологию: Учеб. пособие. —
М.: Книжный дом — Университет, 2001.
Из базы данных http://www.km.ra/
Карпов С.А. Строение клетки протистов: Учеб. пособие. — СПб.: ТЕССА, 2001.
Крстич Р. В. Иллюстрированная энциклопедия по гистологии человека. — СПб.: СОТИС, 2001.
Левитин М.Г., Левитина Т.П. Общая биология: В помощь выпускнику школы и абитуриенту. 2-е изд.,
испр. и доп. — СПб.: Паритет, 2000.
Левитина Т.П., Левитин М.Г. Общая биология: Словарь понятий и терминов. — СПб.: Паритет, 2002.
Пуговкин А. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват.
учреждений. — М.: Просвещение, 2002.
Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист,
2003.
Шубникова Е.А., Юрина Н.А., Гусев Н.Б. и др. Мышечные ткани: Учеб. пособие.— М.: Медицина,
2001.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».