География 10-11 классы (профиль)

Краснодарский край, Абинский раойн, п. Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза С.С.Азарова
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _географии_______________________________________________
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) _среднее общее образование, 10 – 11 классы ___
(начальное общее,

основное общее образование

с указанием классов)

Количество часов _210________
Учитель _Деревяженко Валентина Николаевна________________________
Программа разработана в соответствии и на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(приказ МОН РФ от 6 октября 2009 г. № 413), основной образовательной
программы среднего общего образования МБОУ СОШ № 5, с учетом
авторской
программы
курса
«География»
В.Н.Холиной
для
общеобразовательных учреждений, Москва «Дрофа», 2017 г.
(указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии (X—XI классы) углубленный уровень разработана
на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2. Закона «Об образовании в Краснодарском крае» от 10.07.2013 года № 2770- КЗ.
3. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования
( протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
4. Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 5.
5. Письма министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского
края от 07.07.2016 г. № 47- 11727/16-11 «О рекомендациях по составлению рабочих
программ, курсов и календарно-тематического планирования».
6. Авторской программы В.Н.Холиной «География. 10-11 классы, углубленный
уровень» (Рабочая программа к линии УМК В.Н.Холина География. Углубленный
уровень 10-11 классы. М. Дрофа, 2017)
Рабочая программа составлена на ступень обучения (среднее (полное) общее
образование), то есть на два учебных года.
1. Планируемы результаты освоения учебного предмета
Выпускник на углубленном уровне научится:
– определять роль современного комплекса географических наук в решении современных
научных и практических задач;
– выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;
– проводить простейшую географическую экспертизу разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов;
– прогнозировать изменения географических объектов, основываясь на динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
– прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических источников информации;
– использовать геоинформационные системы для получения, хранения и обработки
информации;
– составлять комплексные географические характеристики природно-хозяйственных
систем;
– создавать простейшие модели природных, социально-экономических и
геоэкологических объектов, явлений и процессов;
– интерпретировать природные, социально-экономические и экологические
характеристики различных территорий на основе картографической информации;
– прогнозировать изменения геосистем под влиянием природных и антропогенных
факторов;
– анализировать причины формирования природно-территориальных и природнохозяйственных систем и факторы, влияющие на их развитие;
– прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных
регионов;

– анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики
его изменений;
– оценивать вклад отдельных регионов в мировое хозяйство;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения
России, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества.
– составлять комплексные географические характеристики природно-хозяйственных
систем;
– создавать простейшие модели природных, социально-экономических и
геоэкологических объектов, явлений и процессов;
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды
и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в
странах и регионах мира;
– выявлять и характеризовать взаимосвязанные природно-хозяйственные системы на
различных иерархических уровнях географического пространства;
– выявлять и оценивать географические аспекты устойчивого развития территории,
региона, страны;
– формулировать цель исследования, выдвигать и проверять гипотезы о взаимодействии
компонентов природно-хозяйственных территориальных систем;
– моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных
географических явлений и процессов.
2. Содержание учебного предмета
В авторской программе на изучение «Географии» в 10-11 классах отводится 210 часов. В
учебном плане МБОУ СОШ № 5 на изучение «Географии» в 10-11 классах отводится 207
часов: в 10 классе 105 часов, в 11 классе 102 часа. В связи с этим в 11 классе сокращается
3 часа за счет резерва времени.
Поэтому количество часов на изучение следующих разделов и тем распределено
таким образом:
Тематическое распределение часов
№
Разделы, темы
Количество часов
п/п
Примерная
Рабочая программа
или авторская
программа
10
11 класс
класс

1
2

1
2
3

1
2
3

1
2
3
1
2
3
4
5
6

1
2

1
2
3

1
2
3
4
5

10 класс
Раздел 1. География в современном
мире
Система географических наук
Методы географических исследований
Раздел 2.Среда обитания человека,
природные условия, ресурсы и их
использование
Физическая география
Природопользование
Геоэкология
Раздел 3.Политическая карта мира:
государства и границы
Объекты политической карты мира
Территория и границы государств
Политическая география и геополитика
Раздел 4.Богатство и бедность: типы
стран
Показатели уровня социальноэкономического развития стран мира
Типы стран современного мира
Глобальные проблемы человечества
Раздел 5:География регионов мира
Россия в мире
Зарубежная Европа
Зарубежная Азия
Америка
Африка
Океания
ИТОГО:
11класс
Раздел 1:Население и культура
Размещение населения
Культурные районы мира
Раздел 2: Городские и сельские
поселения
Урбанизация
Системы расселения
Экономическая и территориальная
структура города
Раздел 3: Мировое хозяйство
Отраслевая и территориальная структура
мирового хозяйства
География сельского хозяйства
Закономерности размещения
промышленности
География сферы услуг
Географическое разделение труда,
мировая торговля и региональная
интеграция
Раздел 4: Устойчивое развитие

8 часов

8 часов

4
4
23часа

4
4
23 часа

12
3
8
17часов

12
3
8
17часов

11
2
4
15часов

11
2
4
15часов

8

8

5
2
42часа
4
11
8
9
6
4
105

5
2
42часа
4
11
8
9
6
4
105

23часа
12
11
17часов

23часа
12
11
17часов

7
4
6

7
4
6

50 часов
6

50 часов
6

12
11

12
11

10
11

10
11

15 часов

12 часов

1
2
3

Районирование и административнотерриториальное деление
Основы электоральной географии
Региональное неравенство и
территориальная несправедливость
ИТОГО:

3

3

4
8

4
5

105ч

102ч

10 КЛАСС
Раздел 1. География в современном мире
ТЕМА 1. СИСТЕМА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК
География — наука, изучающая пространство. География: от сбора фактов — к поиску
закономерностей. Место географии в системе наук. И. Кант и классификация наук
(сущностные, хорологические и хронологические). Задачи географии. Карьера с
географией. Возможности, которые даёт география для
жизни и работы.
Структура географической науки. Основные теории и концепции. Пространство как
объект изучения географии. Роль ресурсных факторов в экономическом развитии.
Основные теории и концепции физической и экономической географии. Новое время —
новые задачи географии.
ТЕМА 2. МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Традиционные методы географических исследований — экспедиционный,
картографический, описательный. Карта — альфа и омега географии.
Географические законы и модели: концепции экологической и физической географии.
Законы физической и экономической (общественной) географии. Модель Тюнена —
первая теоретическая модель в географии. Идеальные условия выполнения модели.
Закономерности размещения зон различной специализации сельского хозяйства в
изолированном государстве. Проявление «колец Тюнена» на локальном, региональном и
глобальном уровня.
Новейшие методы географических исследований. Геоинформационные системы, системы
подспутникового позиционирования, неогеография, геопорталы Google Maps и Google
Earth, космический мониторинг Земли, Big Data.
Раздел 2. Среда обитания человека,
природные условия, ресурсы и их использование
ТЕМА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
Литосфера: эндогенные процессы, определяющие облик
Земли. Возраст Земли и этапы её развития. Внутренняя структура Земли. Движение
литосферных плит и границы между ними.
Выветривание и экзогенные процессы. Выветривание: физическое, химическое,
органогенное. Факторы, влияющие на скорость выветривания. Развитие рельефа во
времени и пространстве. Склоновые процессы. Воздействие человека на
рельефообразование и литосферу.
Карьера с географией: геоморфолог.
Климатическая система Земли и её изменения. Радиационный и тепловой балансы.
Глобальный энергетический баланс.
Карьера с географией: океанолог.
Распределение температуры и осадков по земному шару. Погода и климат. Карьера с
географией: климатолог (метеоролог). Изменение климата. Влияние
человека на климат.
Водосборный бассейн и факторы формирования стока. Бассейновая дифференциация

поверхности Земли.
Карьера с географией: гидролог. Водный баланс: приход и расход, водообмен и сток.
Речной сток и его количественные показатели. Внутригодичные колебания стока, типы
водного режима. Продольный и поперечный профиль реки, эрозия и аккумуляция.
Влияние человека на гидрологический цикл: урбанизация, водопотребление, причины и
последствия засух и наводнений.
Ландшафт, географическая оболочка и физико-географиче-ское районирование.
Ландшафт как общегеографическое понятие.
Карьера с географией: ландшафтовед-геоэколог. Основные черты ландшафта.
Современные ландшафты и их классификация. Ландшафт и географическая оболочка.
Гипотетический материк. Физико-географическое районирование.
ТЕМА 2. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Окружающая среда и природопользование. Природная, природно-антропогенная и
антропогенная среды. Особенности природопользования на глобальном и региональном
уровне. Деление отраслей экономики на группы по степени и характеру зависимости от
природы.
Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов (по природному
происхождению, по хозяйственному использованию, по исчерпаемости и
возобновляемости, по возможностизамены одних на другие). Правило Хартвика.
Природно-ресурсный потенциал. Экономическая оценка природных ресурсов.
Ресурсосбережение. Минеральные ресурсы. Энергоресурсы.Потребление энергоресурсов.
Земельные ресурсы. Лесные ресурсы. Водные ресурсы.
ТЕМА 3. ГЕОЭКОЛОГИЯ
Геоэкология как направление о взаимодействии природ и общества. Окружающая среда
как геосистема. Свойства геосистем. Экономическое развитие и изменение природной
среды.
Периоды развития взаимодействия человека и окружающей его природы. Концепция
устойчивого развития. Международные соглашения (Киотский протокол, Парижское
соглашение по климату).Типы загрязнения окружающей среды. Классификация типов
загрязнения окружающей среды. Природное и антропогенное загрязнение. Виды
загрязняющих агентов. Происхождение
загрязняющих веществ. Масштабы загрязнения. Стойкость загрязнителей.
Геоэкологические проблемы регионов мира. Экологические проблемы атмосферы.
Глобальное изменение климата. Причины и последствия глобального потепления.
Глобальное потепление или глобальное похолодание? Кислотные осадки. Глобальные и
региональные экологические проблемы гидросферы. Проблема неустойчивого водного
снабжения. Пересыхание водоёмов в результате орошения. Загрязнение рек.
Эвтрофикация водоёмов. Загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами.
Деградация почв — угроза глобальной продовольственной безопасности. Причины
деградации почв. Эрозия почв. Загрязнение почв. Опустынивание. Засоление,
заболачивание. Особо охраняемые природные территории. Роль географии в решении
экологических проблем. Биоразнообразие — фундамент жизни на планете. Проблема уменьшения биоразнообразия. Особо охраняемые
природные территории (ООПТ) как центры сохранения биологического разнообразия.
Виды заповедных охраняемых территорий.
География и решение проблемы сохранения окружающей среды. Мониторинг природной
среды.
Раздел 3. Политическая карта мира:
государства и границы
ТЕМА 1. ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ МИРА
Формирование современной политической карты мира. Изменения на политической карте

мира в конце ХХ — начале XXI в.
Объекты политической карты мира. Независимые государства. Основные черты
независимых государств. Монархии и республики.
Государства в составе Содружества (Содружества Наций, Британского содружества).
Формы государственного устройства и правления. Шарль Монтексьё о зависимости
формы государственного правления от климата и размеров страны.
Унитарные государства и федерации. Конфедерации.
Непризнанные и самопровозглашённые государства. Причины появления непризнанных и
самопровозглашённых государств, географическое положение.
Международные территории и акватории. Антарктика, открытое море, дно морей и
океанов за пределами национальной юрисдикции, комическое пространство,
международные реки, проливы, каналы.
Территории с неопределённым статусом (нейтральные, арендованные, оккупированные).
Колониальный раздел мира и деколонизация. Виды колониальной зависимости (колония,
протекторат, кондоминиум, подмандатные и подопечные территории, доминионы).
Деколонизация. Колониальный список ООН. Межгосударственные политические
организации. Организация Объединённых Наций: история создания, значение в
современном мире. Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и
Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат ООН. Миссии
ООН по поддержанию мира.
ТЕМА 2. ТЕРРИТОРИЯ И ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВ
Состав территории государства и государственная граница.Международные правила
проведения государственных границ. Естественные рубежи как границы.
Государственные границы:сухопутные, морские. Делимитация, демаркация,
территориальные воды, прилегающая зона, исключительная экономическая зона,
исключительная зона рыболовства. Территориальные споры за выход к морю (к реке).
Межгосударственные территориальные споры. Претензии на острова, анклавы. Споры изза территорий, населённых этническими меньшинствами.
ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОПОЛИТИКА
Традиционные геополитические теории. Основные понятия геополитики. Талассократия и
теллурократия. Карьера — международные отношения. Германская школа геополитики
(Ф. Ратцель); географические факторы мировой политики ХХ в. «Географическая ось
истории» Х. Маккиндера. Американская школа геополитики. Концепция географического
предназначения Германии. Геополитические теории К. Хаусхофера как идейная база
немецкой экспансии первой половины ХХ в. Современные геополитические модели.
Геополитическая модель С. Коэна, геоэкономика, геополитические коды, концепции мирового порядка, евразийство.
Раздел 4. Богатство и бедность: типы стран
ТЕМА 1. ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН МИРА
Уровень и тип социально-экономического развития страны. Типологии и классификации
стран мира. Показатели типологии (экономические, демографические, качества жизни).
Взаимосвязь показателей (прямая, обратная). Отраслевая структура экономики.
Соотношение доли сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг как показатель
уровня развития страны.
Структура ВВП для стран различных социально-экономических типов. Валовой
национальный доход (ВНД) — основа для классификации стран. С. Кузнец —
нобелевский лауреат за разработку методики подсчета ВНД. Паритет покупательной
способности валют. Индекс «Биг-Мак». Анаморфированное картографическое изображение. Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира
— абсолютные, относительные, индекс человеческого развития. Различия между

развитыми и развивающимися странами по комплексу показателей.
Источники статистической информации для межстрановых сопоставлений (издания
международных организаций — Всемирного банка, ООН, Всемирной торговой
организации).
Классификации стран и территорий Всемирного банка, Международного валютного
фонда. Географические типологии.
Группы стран Всемирного банка (классификация по ВНД на душу населения): страны с
низким, средним и высоким доходом. Ежегодное изменение классификации. Её
практическое использование (при решении вопроса о предоставлении займов и кредитов).
Место России в классификации Всемирного банка.
Географическое положение групп стран и их характеристика. Многопризнаковые
классификации: методика и области применения. Логическая основа классификации,
методы отбора ключевых показателей. Методика ранжирования.
ТЕМА 2. ТИПЫ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА
Более развитые и менее развитые страны на экономической карте мира. Географическое
положение «богатых» и «бедных»регионов мира («богатый Север — бедный Юг», модель
«центр — периферия» на глобальном уровне). Экономически развитые страны. Страны с
переходной экономикой. Развивающиеся страны. Новые индустриальные страны. Наименее развитые страны.
Развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, малые островные и прибрежные
развивающиеся страны и территории.
Экономически развитые страны, страны с формирующимся рынком и развивающиеся
страны. Экономико-географическая типология стран современного мира. Типы
экономически развитых стран и их характеристика
(главные капиталистические страны, экономически высокоразвитые небольшие страны
Западной Европы, страны переселенческого капитализма, страны со средним уровнем
экономического развития). Страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны.
Типы развивающихся стран (ключевые страны, высокоурбанизированные
переселенческие страны, страны анклавного развития, страны внешнеориентированного
развития, страны-нефтеэкспортёры, страны плантационного хозяйства, страны
концессионного развития, страны - «квартиросдатчики», крупные низкодоходные страны.
ТЕМА 3. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
География глобальных проблем современности. Критерии выделения глобальных
проблем. Проблема сохранения мира на планете. Проблема деградации глобальной
экологической системы. Проблемы народонаселения. Продовольственная проблема.
Ресурсная проблема. Проблема преодоления социально-экономической отсталости
развивающихся стран.
Цели развития тысячелетия. Работа над достижением целей тысячелетия. Помощь
развитию на международном уровне на официальной и частной основе.
Раздел 5. География регионов мира
ТЕМА 1. РОССИЯ В МИРЕ
Географическое и геополитическое положение России. Россия на карте мира.
Геополитическое положение современной России. Геополитические интересы и проблемы
России в ближнем и дальнем зарубежье. Политическая и социально-экономическая
интеграция.
Россия на экономической карте мира. Основные черты экономики России. Предпосылки
для формирования экспортноориентированной модели экономики. Экономическое
сотрудничество России со странами мира. Геополитическое и геоэкономическое
положение регионов РФ.
ТЕМА 2. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА

Зарубежная Европа: географические и природно-ресурсный потенциал. Особенности
географического положения региона.
Природно-ресурсные предпосылки для развития хозяйства:обеспеченность отдельными
видами природных ресурсов.
Современная политическая карта региона. Изменения на политической карте зарубежной
Европы после Второй мировой войны и в конце XX века. Деление Европы на регионы.
Формы государственного правления и административно-территориального устройства.
Европейский союз.
Численность и размещение населения. Особенности расселения. Зарубежная Европа —
один из самых густонаселённых регионов мира. Демографические особенности.
Национально-этнический и религиозный состав населения. Высокий уровень
урбанизации: городские агломерации.
Современная экономика стран Европы. Особенности экономической карты Европы.
«Голубой банан». Основные отрасли экономики. Общая характеристика
промышленности. Общая характеристика сельского хозяйства. Туризм. Транспорт.
Германия. Географическое положение. Государственное устройство и административнотерриториальное деление. Население Германии. Национальный и религиозный состав
населения. Проблема миграции. Гастарбайтеры. Сфера услуг как основа экономики
Германии. Промышленное производство.Высокая интенсивность сельского хозяйства.
Густая сеть внутренних транспортных коммуникаций. Различия между Западной и
Восточной Германией. Внешнеэкономические связи.
Франция. Географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Государственное
устройство и административно-территориальное деление. Население Франции.
Национальный и религиозный состав населения. Сфера услуг как основа экономики
Франции, туризм. Промышленность, электроэнергетика, сельское хозяйство, транспорт. Региональные различия.
Великобритания. Географическое положение. Природно-ресурсный потенциал.
Государственное устройство и административно-территориальное деление. Гибралтар.
Население Великобритании. Национальный и религиозный состав населения. Третичный
сектор как главный в структуре ВВП страны. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт.
ТЕМА 3. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ
Географическое положение и природно-ресурсный потенциал. Особенности
географического положения Азии. Разнообразие природных условий и природных
ресурсов региона, их территориальные различия. Природно-ресурсные предпосылки для
развития хозяйства: обеспеченность отдельными видами
природных ресурсов.
Политическая карта Азии. Этапы формирования политической карты Азии. Европейская
колонизация и распад колониальной системы.Формы государственного правления и
административно-территориального устройства стран Азии. Деление зарубежной Азии на
субрегионы: Центральная, Восточная,
Юго-Восточная, Южная и Юго-Западная Азия.
Население Азии. Численность и размещение населения. Демографическая ситуация.
Национально-этнический и религиозный состав населения. Страны с высоким и низким
уровнем урбанизации. Территориальные контрасты в размещении населения. Городские
агломерации и мегалополисы.
Характеристика социально-экономического развития. Классификация стран зарубежной
Азии по уровню социально-экономического развития. Особенности развития
промышленности. Специфика развития сельского хозяйства, транспорта.
Китай. Географическое положение, административное устройство
и природно-ресурсный потенциал страны. Численность населения и демографическая

политика государства. Этнический и религиозный состав населения. Характеристика
хозяйства Китая.
Индия. Географическое положение, административное устройство
и природно-ресурсный потенциал страны. Численность, этнический и религиозный состав
населения. Проблема бедности. Характеристика хозяйства Индии.
Япония. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал страны.
Государственное устройство Японии. Численность, этнический и религиозный состав
населения. Характеристика хозяйства Японии.
ТЕМА 4. АМЕРИКА
Географическое положение и природно-ресурсный потенциал. Деление на АнглоСаксонскую и Латинскую Америку. Богатство природных условий и ресурсов, их
территориальные различия. Проблемы природопользования региона.
Формирование политической карты Америки. Особенности европейской колонизации
Северной и Южной Америки. Процесс обретения политической независимости.
Современная политическая карта и формирование современных границ стран континента.
Формы государственного правления и административно-территориального устройства стран региона.
Особенности социально-экономического развития и участия в глобальной экономике.
Население Америки. Сложность этнического, расового, языкового и религиозного состава
населения.
Особенности формирования этнического состава населения региона. Особенности
миграций, возрастного состава населения. Высокий уровень урбанизации, специфика
формирования городских агломераций; сельское расселение.
Многоукладность экономики и дифференциация уровня социально-экономического
развития стран Америки. Региональные особенности развития промышленности и
сельского хозяйства.
Разнообразие форм собственности. Роль и значение теневой экономики. Основные
отрасли специализации стран региона. Значение горнодобывающей
промышленности и сельского хозяйства. Неравномерное размещение обрабатывающей
промышленности. Основные направления внешнеэкономических связей.
Место и роль стран Америки в мировой экономике. Процесс региональной экономической
интеграции на континенте.
Латинская Америка. Место Латинской Америки в мировой экономике и международном
разделении труда. Особенности формирования этнического состава населения и
государственности. Природные и общественные факторы размещения населения,
динамика демографического перехода. Рост городов,
«ложная урбанизация» (фавелы, тугуриос, барриос популарес).
Типы стран Латинской Америки. Основные черты специализации и территориальной
структуры хозяйства. Свободные промышленные(экономические) зоны. Природные
факторы
Развития туризма. Специфика развития сельского хозяйства в различных природных
зонах. Земельная собственность (латифундии и минифундии) и география конфликтов.
Развитие плантационного хозяйства.
США и Канада. Место США и Канады в мировой экономике и международном
разделении труда. Административно-территориальное деление и формирование
государственности США.
ТНК, инновационные технологии. Роль миграций в формировании этнического состава
населения.
Районы США: особенности формирования населения, территории и специализации:
Северо-Восток (Новая Англия и Североатлантические штаты), Средний Запад (Приозерье,
Великие равнины), Юг (Южноатлантические штаты, Юго-Восток, Юго-Запад, Новый

Юг), Запад (Дикий Запад, Тихоокеанские
штаты).
Канада. История формирования территории страны, админи-стративно-территориальное
устройство. Особенности расселения. Англоязычная и франкоязычная Канада.
Экономические и политические связи с США в рамках Североамериканского соглашения
о свободной торговле (НАФТА). Положение коренных жителей. Природные основы
формирования специализации хозяйства. Специфика и размещение
сельскохозяйственного производства. Районы Канады и их специализация.Бразилия.
Позиции в мировой экономике и политике (крупнейший в Латинской Америке производитель промышленной и сельскохозяйственной
продукции). Роль Бразилии в МЕРКОСУР. Административно-территориальное деление.
Особенности географического положения. Основные формы рельефа (Амазонская
низменность, Бразильское нагорье, Гвианское плоскогорье) и особенности их
хозяйственного использования. Минеральные и агроклиматические ресурсы, их влияние
на специализацию хозяйства и участие в международном разделении труда.
Биоразнообразие, экологические проблемы, сведение лесов.Формирование этнической
структуры населения: география миграций. Города. Трущобные районы (фавелы).
Перенос столицы. Специализация сельского хозяйства и промышленности.
Неравномерность распределения земельной собственности.
Плантационное хозяйство. Кофе. Железная руда. Хлопчатник.
Сахарный тростник. Гидроэнергетика.
ТЕМА 5. АФРИКА
Географическое положение и природно-ресурсный потенциал. Географическое положение
Африки. Минерально-сырьевые ресурсы и развитие промышленности. Речная сеть.
Политическая карта Африки. Процесс колонизации Африканского континента.
Превращение Африки в европейский сырьевой придаток. Деколонизация и образование
независимых государств после Второй мировой войны. Особенности границ стран
региона. Нестабильная политическая ситуация как
источник потоков беженцев. Формы государственного устройства и правления.
Особенности социально-экономического развития. Население стран Африки.
Демографический взрыв и обусловленные им социально-экономические проблемы:
продовольственная, преобладание детей в структуре населения, проблема безработицы и
бедности, высокие темпы урбанизации. «Ложная урба-низация». Расовый и этнический
состав населения. Миграции населения. Причины экономического отставания от других
регионов мира. Отрасли специализации экономики. Ведущие промышленные районы.
Сельское хозяйство — основа экономики и главная сфера занятости населения Африки.
Территориальные различия в степени аграрного освоения и структура сельскохозяйственных
угодий. Экспортные сельскохозяйственные культуры. Важные животноводческие районы.
Транспорт Африки. Структура и география внешней торговли. Туризм.
ТЕМА 6. ОКЕАНИЯ
Географическое положение и природно-ресурсный потенциал. Состав региона,
особенности географического положения. Рельеф, климат, минерально-сырьевые
ресурсы.Формирование политической карты Океании. История открытия, освоения и колонизации региона европейцами. Этапы
формирования политической карты. Деколонизация. Современные формы
государственного правления и административно-территориального устройства стран
региона. Несамоуправляющиеся территории. Территориальные споры.
Население региона. Коренное население и заселение Австралии и Океании европейцами.
Влияние иммиграции на естественный прирост и этнический состав населения. Проблемы
коренного населения. Особенности современного расселения.

Высокая доля городского населения. Австралия. История формирования
административно-территориального деления страны. Размещение населения.
Австралийский «аутбэк». Социально-экономическое развитие страны.
Новая Зеландия и островные государства Океании. Экономика Новой Зеландии.
Экономика малых островов Океании.
11 КЛАСС
Раздел 1. Население и культура
ТЕМА 1. РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
География населения в структуре общественной географии.
Французская научная школа «географии человека» (Видаль де ла Бланш). Гипотезы
появления человека. Восточная Африка — предполагаемая родина человечества.
Расселение людей по планете Земля.
Динамика численности населения мира по регионам. Оценка численности населения:
переписи, прогнозы. У. Петти — изобретатель «политической арифметики» (статистики).
Особенности переписей в более развитых и менее развитых регионах. Переписи в РФ.
Страны и территории с наибольшей и наименьшей численностью населения.
Закономерности размещения населения. Закономерности размещения населения мира.
Природные и общественные факторы размещения. Районы с высокой и низкой
плотностью населения (по регионам мира).
Миграции: история и современность. Миграции. Экономические и политические причины
миграций (экономические мигранты, экологические и политические беженцы). Динамика
роста миграционных потоков и их влияние на экономику, политику, общественную жизнь
в странах‑донорах и странах‑реципиентах. Демографические показатели: абсолютные и относительные.
Эмиграция и иммиграция, механический и естественный прирост. Демографические
показатели стран различных социально-экономических типов (оценка уровня развития
страны через систему демографических показателей). Взаимосвязь демографических
показателей, уровня и социально-экономического
типа развития страны. Страны (территории) с максимальной
и минимальной численностью населения. Демографические прогнозы. Демографические
пирамиды: источники информации, правила построения. Взаимосвязь формы
демографической пирамиды и уровня социально-экономического развития страны.
Динамика численности населения регионов мира. Динамика численности населения мира
по регионам и типам стран. Демографические проблемы менее развитых и более развитых
стран.Модели динамики численности населения мира (гипотеза Т. Мальтуса). Прогнозы
численности населения.
Демографическая политика. Демографическая политика в экономически
развитых и развивающихся странах. Особенности демографической политики в Китае,
Западной Европе, России и Индии.
ТЕМА 2. КУЛЬТУРНЫЕ РАЙОНЫ МИРА
Элементы культуры: ментифакты, социофакты, артефакты.
Индикаторы культуры: стереотипы поведения, язык, религия,особенности хозяйственной
деятельности.
Расы и этносы. Этносы как носители культуры. Теория этногенеза Л. Н. Гумилёва. Фазы
этногенеза. Зоны пассионарных толчков. Этнический состав населения мира. Титульные
нации, национальные меньшинства и этническая дискриминация.
Язык — важнейшее связующее звено культуры. Территориальные различия в языках.
Наиболее распространённые языки мира. Государственные языки. Национальные языки.
Обособленные языки. Билингвизм. Языковые семьи и группы. Изменения в языках
(качественные и вызванные внешними контак-

тами). Жаргоны.
География религий. География религий мира. Монотеистические и политеистические
религии. Местные традиционные верования. Национальные и мировые религии: очаги
происхождения и современного распространения. Влияние религий на особенности
освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь. Исламская экономика. Карьера
— туризм. Религиозные
конфликты.
Историко-культурные районы мира. Историко-культурные районы мира, причины
формирования территориальных различий в культуре. Этнографическая концепция
хозяйственно-культурного районирования мира. Историко-культурные
районы мира. Ж. Реклю об особенностях геоисторического подхода.
Раздел 2. Городские и сельские поселения
ТЕМА 1. УРБАНИЗАЦИЯ
Критерии выделения города. Преимущества и недостатки городского образа жизни.
Урбанизация в РФ (крупнейшие городские агломерации, города, посёлки городского
типа). Урбанизация в США (метрополитенские статистические
ареалы). Гипотезы возникновения городов. Функции городов в системе расселения.
Предпосылки роста города. Роль городов в формировании государств. Географическое
положение как фактор развития городов. Местоположение. Крупнейшие города древности
и современности.
Границы и пределы роста города. Юридическая и фактическая границы города.
Агломерационная экономия. Оптимальные размеры города. Пределы роста города.
Городская агломерация, мегалополис. Крупнейшие городские агломерации мира,
крупнейшие города мира в пределах городской черты.
Крупнейшие мегалополисы мира. Субурбанизация. Мировые
(глобальные) города.
Урбанизация как фактор экономической и территориальной организации общества. Рост
числа городских агломераций и доли городского населения. Взаимосвязь урбанизации и
уровня социально-экономического развития страны. Критерии оценки урбанизации.
Региональные различия в урбанизации. Особенности урбанизации в более развитых и
менее развитых странах. Ложная урбанизация, сельское хозяйство в городах. Перенос столиц.
Город и окружающая среда. Влияние городов на окружающую среду. Важнейшие экологические проблемы городов.
ТЕМА 2. СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ
Модели в географии городов. Правило Ципфа (зависимость численности населения города
от его ранга в системе расселения страны от уровня ее развития. Кривая Ципфа для более
развитых и менее развитых стран. Виды размещения населённых пунктов (линейный,
агломерационный, равномерное размещение). Модель центральных мест В. Кристаллера,
условия её выполнения. Конус спроса,
центральное место, дополняющие районы. Оптимизация рыночной структуры,
транспортной структуры, административно-территориального деления. Экономический
ландшафт А. Леша.Периодические центральные места, ярмарки и рынки; условия их
возникновения и превращения в постоянное центральное место. Регулирование систем расселения. Методы экистической политики.
ТЕМА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДА
Экономическая структура города (базовый и обслуживающий сектора, сектор домашнего
хозяйства). Базовая занятость.
Неформальный сектор. Городской мультипликатор: модель Лоури (взаимосвязь секторов

городской экономики). Индекс базовой занятости, индекс локализации.
Рынок городских земель. Факторы, определяющие характер использования городских
земель. Рента положения. Моногорода. Внутригородские различия в цене на жильё,
арендной плате, земельной ренте. Изменение роли факторов, влияющих на стоимость
земельных участков.
Функциональные зоны города. Модели размещения функциональных зон города
(концентрическая, секторальная, многоядерная). Этнические кварталы и гетто.
Трущобные районы в городах развивающихся стран.
Оптимальное размещение предприятий сферы услуг в городе. Управление
территориальной структурой города. Регулирование городского расселения в странах
различных социально-экономических типов. Оптимальная территориальная структура
города.
Раздел 3. Мировое хозяйство
ТЕМА 1. ОТРАСЛЕВАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Динамика отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства. География
мирового хозяйства: изучение принципов размещения и региональных различий в
функционировании отраслей. Структура (экономическая и отраслевая) мирового
хозяйства. Модель Кларка. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП
и числе занятых. Динамика территориальной структуры хозяйства в исторической
ретроспективе. Оценка уровня участия страны в мировом хозяйстве. Оптимальная
территориальная структура экономики: концепция поляризованного ландшафта.
Глобализация и её проявление. Факторы и основные вехи глобализации. Глобальные
проблемы человечества. Транснациональные корпорации: география штаб-квартир и
масштабы деятельности. Российские ТНК в мировом рейтинге крупнейших ТНК мира.
Киотский протокол и Парижское соглашение по климату.
Экономический рост и загрязнение окружающей среды. Региональные различия. Квоты на
торговлю выбросами (место и перспективы для России). Глобальное потепление или
глобальное похолодание. «Зелёная» экономика.
ТЕМА 2. ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Природная основа географических различий в сельском хозяйстве. Ограничители
развития животноводства и земледелия. Социально-экономические факторы
эффективности сельскохозяйственного производства. Модель экономического оптимума
сельского хозяйства Дж. Баттлера. Обеспеченность земельными ресурсами. Средние
размеры хозяйств, латифундии и минифундии. Конфигурация земельных владений.
Земельный кадастр. Механизация и химизация сельского хозяйства (региональные
различия). Сельское хозяйство и окружающая
среда.
Гипотезы происхождения сельского хозяйства. Центры происхождения культурных
растений и современные ареалы выращивания. Экспедиции Русского географического
общества. Н. И. Вавилов.
География сельского хозяйства (системы земледелия и животноводства).
Модели в географии сельского хозяйства.
Статистические показатели в сельском хозяйстве. Современная география
сельскохозяйственного производства. Страны —основные производители, экспортёры и
импортёры продукции животноводства и земледелия.
Основные тенденции развития и размещения сельского хозяйства мира. Снижение доли
сельского хозяйства в ВНД, числе занятых, концентрация производства и экспорта в более

развитых странах. Продовольственная проблема в менее развитых странах. География
«зелёной революции» и распространение генетически модифицированных культур.
Структура агробизнеса. Международное и национальное регулирование
сельскохозяйственного производства в рамках Всемирной торговой организации. ТНК
агробизнеса. Новые тенденции развития сельского хозяйства (органическое сельское
хозяйство, беспашенное земледелие, агротуризм, субсидирование). География аграрных
реформ.
ТЕМА 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Факторы размещения промышленности: общественные и природные. Условия создания
промышленных предприятий. Ресурсы, особенности предпринимательского климата.
Модели размещения промышленности. Гравитационная модель А. Шеффле. Модель
минимальных издержек А. Вебера (материальный индекс и точка
минимальных перемещений, локализованные и повсеместно распространённые отрасли).
Модель Я. Тинбергена (нобелевский лауреат по экономике 1969 г.):
размещение промышленности и иерархия населённых пунктов.
Модель Вернона (модель жизненного цикла продукта). Модель Хамфри (модель
многозаводской фирмы). Торговые войны и размещение промышленности.
Современные тенденции развития и размещения промышленности мира. Сдвиг
производства в страны Азии. Динамика доли в ВНД и числе занятых. Изменение роли
факторов размещения производства ТНК. Экологические последствия развития промышленности.
ТЕМА 4. ГЕОГРАФИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
Структура сферы услуг. Динамика места сферы услуг в мировой экономике. Роль сферы
услуг в странах различных социально‑экономических типов.
Мировая транспортная система. Грузовой и пассажирский транспорт. Главные
транспортные магистрали мира, крупнейшие порты и аэропорты. Статистические
показатели развитиятранспорта.
Мировые центры телекоммуникаций, рекламы, финансов. География крупнейших банков
мира. ТНК в торговле и сфере услуг. Офшорные зоны мира.
Современные тенденции развития туризма в регионах мира.
Влияние туризма на экономику.
ТЕМА 5. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА,
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Специализация стран и регионов в международном разделении труда и мировой торговле.
Территориальное разделение труда: международное, межрайонное. Природные условия и
ресурсы как географическая основа международного разделения труда. Размеры страны
как фактор участия в международном
разделении труда. Географическое и геополитическое положение страны. Взаимосвязь
между уровнем и типом социально-экономического развития и участием в
международном разделении труда. Плюсы и минусы специализации на экспорте сырья,
продукции обрабатывающей промышленности, торговле
услугами.
24
Теории мировой торговли. Меркантилисты. Теория абсолютных преимуществ А. Смита.
Теория относительных преимуществ Д. Рикардо. Теория соотношения факторов
производства(теорема Хекшера‑Улина). Парадокс Леонтьева. Международное и
государственное регулирование торговли. Всемирная торговая организация.
Динамика географической и товарной структуры мировой торговли. Основные торговые
пути древности и современности.

Новая теория международной торговли П. Кругмана. Географическая и товарная
структура экспорта и импорта. Внутрирегиональная торговля. Динамика мировых
экспортно-импортных потоков, изменение роли регионов и стран. СССР и Россия в
мировом экспорте и импорте.
Специализация в мировой торговле регионов мира. Страны — лидеры мировой торговли.
Внешняя торговля стран различных социально-экономических типов, географическая и
товарная структура экспорта (импорта).
Международная интеграция. Региональная интеграция. Стадии экономической
интеграции. Основные интеграционные объединения в регионах мира (ЕС, НАФТА,
МЕРКОСУР). Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Особенности
интеграции в развивающихся регионах.
Раздел 4. Устойчивое развитие
ТЕМА 1. РАЙОНИРОВАНИЕ
И АДМИНИСТРАТИВНО‑ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ
Районирование — важнейший метод пространственного анализа. Процедура
районирования. Виды и принципы районирования. Однородное (однопризнаковое и многопризнаковое) и узловое районирование. Районирование «сверху»,
районирование «снизу» (аналитические и синтетические районы). Границы между
районами. Гравитационные модели.
Районирование и административно-территориальное деление
(АТД). Реформа АТД и принципы её проведения. Качество районирования и АТД.
ТЕМА 2. ОСНОВЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
Принципы нарезки округов для голосования и равное избирательное право. Правила
справедливой нарезки округов:принцип
равенства, компактности, недопущения нарезки округов в интересах партий.
Выделение округов по принципу максимальной сегрегации
и максимальной интеграции. Джерримендеринг — манипулирование сеткой
избирательных округов в интересах партий. Показатели географического анализа
выборов. Распределение мест в парламенте между регионами в странах
различных социально-экономических типов. США: система паритетов; распределение мест в Государственной Думе РФ.
ТЕМА 3. РЕГИОНАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО
И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Принципы территориальной и социальной справедливости;их применимость, оценка
степени справедливости.Измерение регионального неравенства. Кривая Лоренса.
У. Айзард— основатель регионалистики. Региональное неравенство, экономическая
эффективность и территориальная справедливость в странах различных социальноэкономических типов.
Региональная политика: стимулирующая, компенсирующая, и методы ее проведения в
странах различных социально-экономических типов (ЕС, Россия).
Методы справедливого распределения национального дохода между районами
страны.Типы экономических районов. Закономерности пространственного
экономического развития. Типы экономических районов Дж. Фридмана (районы‑ядра,
растущие районы, районы нового освоения, депрессивные районы). «Полюса роста» Фр.
Перру. Модель «центр — периферия». Особые экономические зоны в РФ. Центр и периферия мирового хозяйства. Центральные и периферийные
районы на глобальном и локальном уровне. Пространственные закономерности
распространения нововведений: теория диффузии нововведений. Барьеры диффузии.
Проблемы устойчивости экономического развития

(энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости общественного
развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.).

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
10 класс
Раздел

Кол-во Темы
часов

Кол-во Основные виды деятельности
часов
обучающихся
(на
уровне
универсальных
учебных
действий)

1.География
в (8 ч)
современном мире
1.Система
географически
х наук

4ч

2.Методы
географически
х исследований

4ч

Развивать и совершенствовать
умения работать с текстом.
Конспектировать. Формировать
познавательные мотивы в изучении
географии. Развивать навыки
аналитического мышления.
Работать с текстом учебника
и (или) электронным приложением
индивидуально и в группе.
Развивать умение работать с
различными
источниками информации,
сопоставлять картографические
материалы, читать карты.
Работать с электронным
приложением. Развивать навыки
получения и анализа информации
из
картографических источников и
Интернета.
Развивать навыки комплексного
аналитического мышления с
привлечением материалов
смежных дисциплин (истории,
математики) Формировать
представление о новейших
методах географических
исследований.
Отрабатывать умение использовать
ГИС. Строить макет ГИС.

2.Среда
обитания (23 ч)
человека,
природные условия,
ресурсы
и
их
использование
1.Физическая

12 ч

Работать с различными

география

3.Политическая
карта мира:
государства и
границы

2.Природополь
зование

3ч

3.Геоэкология

8ч

источниками информации, изучать
информационные ресурсы
Интернета. Читать карту.
Сопоставлять картографические
материалы
Работать с различными
источниками информации, изучать
информационные ресурсы
Интернета.Читать карту.
Сопоставлять картографические
материалы
Работать с различными
источниками информации. Читать
карту. Сопоставлять
картографические материалы.
Работать с дополнительными
источниками информации. Готовить проект,
выступать с сообщением и
презентацией на тему:
«Геоэкологическая проблема моего
региона»

(17 ч)

1.
Объекты 11 ч
политической
карты мира

2. Территория 2 ч
и
границы
государств

Работать с электронным
приложением.
Работать в сети Интернет.
Познакомиться с
Всемирной книгой фактов ЦРУ
(World FасtВооk) на сайте
www.сiа.gоv и с сайтом
Содружества (Британского)
www.thecommonwealth.org. Искать
заданную информацию в тексте
учебника (дополнительной
литературе, сети Интернет).
Развивать навыки реферирования.
Работать в Интернете: искать
материалы по
самопровозглашённым
государствам.
Искать заданную информацию в
тексте учебника (дополнительной
литературе, сети Интернет).
Развивать навыки анализа и
сопоставления информации,
интерпретации
фактов, реферирования. Работать с
текстом учебника, картами атласа,

3.
4ч
Политическая
география
и
геополитика

4.Богатство
бедность:
стран

электронным приложением
Искать заданную информацию в
тексте учебника (дополнительной
литературе, сети Интернет).
Развивать навыки анализа и
сопоставления информации,
интерпретации
фактов, реферирования. Работать с
текстом учебника, картами атласа,
электронным приложением

и (15 ч)
типы
1.Показатели
8ч
уровня
социальноэкономическог
о
развития
стран мира
2. Типы стран 5 ч
современного
мира

3.Глобальные
проблемы
человечества

2ч

Выбирать показатели,
определяющие уровень и тип
развития страны.
Работать с различными
источниками информации и
выступать с сообщением в группе и
самостоятельно
Создавать творческие картосхемы и
анализировать их. Выбирать
нужную информацию для
подтверждения своей точки зрения.
Работать с электронным
приложением, интерактивной
картой, текстом учебника.
Самостоятельно работать с
источниками информации и
выступать с сообщением.
Выполнять
задания
рабочей
тетради
Развивать коммуникативные
компетенции(уметь высказывать
свою точку зрения и отстаивать ее).
Искать нужную информацию в
статистической базе данных и в
Интернете.
Работать в группе. Работать над
проектом.
Самостоятельно работать с
источниками информации и
выступать с сообщением

(42 ч)
5.География
регионов мира
1.Россия
мире

в 4ч

Изучать материалы учебника.
Анализировать
карты атласа по ключевым
вопросам: 1) население;
2) экономический потенциал;

2.Зарубежная
Европа

11 ч

3.Зарубежная
Азия

8ч

4. Америка

9ч

3) место в типологиях и
классификациях международных организаций;
4) место в производстве
сельскохозяйственной и
промышленной продукции;
5) участие в мировой торговле
Изучать географическую
номенклатуру, влияние природных
условий и ресурсов на особенности
специализации Европы в мировом
хозяйстве. Работать с картами
атласа, учебником, программой
Google Earth.
Выполнять задания рабочей
тетради Изучать политическую
карту Европы, новейшие изменения
на политической карте, формы
государственного устройства и
правления, местоположение
«горячих точек», место Европы в
мировой экономике. Работать с
учебником, атласом, выполнять
задания в рабочей тетради
Изучать географическую
номенклатуру, влияние природных
условий и ресурсов на особенности
специализации регионов Азии
в мировом хозяйстве. Работать с
картами атласа, учебником,
программой Google Earth.
Выполнять задания рабочей
тетради Изучать политическую
карту Азии, новейшие изменения
на политической карте, формы
государственного устройства и
правления,
местоположение «горячих точек»,
территориальные споров.
Формировать межпредметные
связи (география — история).
Изучать географическую
номенклатуру, влияние природных
условий и ресурсов на особенности
специализации Америки в мировом
хозяйстве. Работать с картами
атласа, учебником, программой
Google Earth. Выполнять задания
рабочей тетради

11 класс
Раздел

1.Население
культура

Колво
часов
(23 ч)

5. Африка

6ч

6. Океания

4ч

Изучать географическую
номенклатуру, влияние природных
условий и ресурсов на особенности
специализации Африки в мировом
хозяйстве. Работать с картами
атласа, учебником, программой
Google Earth. Анализировать карты
атласа
(место Африки в мировой
экономике, страны-лидеры и
аутсайдеры в экономическом
развитии), различия между
странами Африки
по основным макроэкономическим
показателям, место в производстве
продукции сельского хозяйства и
промышленности. Выполнять
задания рабочей тетради
Изучать географическую
номенклатуру, влияние природных
условий и ресурсов на особенности
специализации стран Океании
в мировом хозяйстве. Работать с
картами атласа, учебником,
программой Google Earth.
Выполнять задания в рабочей
тетради

Темы

Колво
часов

Основные
виды
деятельности
обучающихся
(на
уровне
универсальных учебных действий)

1.Размещение
населения

12 ч

2.Культурные
районы мира

11 ч

Работать с различными источниками
информации, текстом учебника и
электронным
приложением. Конспектировать.
Выступать с сообщением
Работать с текстом учебника, картами
атласа, электронным приложением.
Развивать навыки выбора нужной
информации для подтверждения своей
точки зрения. Работать с источниками
Интернета

1.Урбанизаци

7ч

Работать с текстом учебника, картами

и

(17 ч)
2.Городские
и
сельские поселения

я

2.Системы
расселения

4ч

3.
6ч
Экономическа
я
и
территориал
ьная
структура
города (6 ч)

атласа, электронным приложением,
ресурсами Интернета.
Конспектировать. Готовить сообщения
и публичное выступление. Выполнять
задания рабочей тетради
Работать с текстом учебника,
электронным
приложением, ресурсами Интернета.
Конспектировать.
Готовить сообщения и выступление
Работать с текстом учебника,
электронным
приложением, ресурсами Интернета.
Конспектировать. Готовить сообщения
и выступление. Готовить проект
«Функциональные зоны города»

(50 ч)
3.Мировое
хозяйство
1. Отраслевая 6 ч
и
территориал
ьная
структура
мирового
хозяйства
2. География 12 ч
сельского
хозяйства
3.
11 ч
Закономернос
ти
размещения
промышленно
сти
4. География 10 ч
сферы услуг

Работать с текстом учебника, картами
атласа, электронным приложением,
ресурсами Интернета.
Конспектировать. Выполнять задания
рабочей тетради. Работать в составе
временного творческого
коллектива (по вариантам)
Работать с текстом учебника, картами
атласа, электронным приложением,
ресурсами Интернета.
Конспектировать. Выполнять задания
рабочей тетради
Работать с текстом учебника, картами
атласа, электронным приложением,
ресурсами Интернета.
Конспектировать. Выполнять задания
рабочей тетради
Работать с текстом учебника, картами
атласа,
электронным приложением, ресурсами
Интернета. Выполнять задания рабочей
тетради.
Выступать с сообщением

4.Устойчивое
развитие

5.
11ч
Географическ
ое разделение
труда,
мировая
торговля
и
региональная
интеграция

Работать с текстом учебника, картами
атласа, электронным приложением,
ресурсами Интернета.
Конспектировать. Выполнять задания
рабочей тетради

1.
3ч
Районировани
е
и
администрат
ивнотерриториал
ьное деление
2.
Основы 4 ч
электорально
й географии

Работать с текстом учебника,
электронным
приложением, ресурсами Интернета

(12 ч)

3.
5ч
Региональное
неравенство и
территориал
ьная
справедливос
ть

Работать с текстом учебника,
электронным приложением, ресурсами
Интернета.
Работать с дополнительными
источниками информации. Готовить
проект. Работать в составе временного
творческого коллектива.
Готовить презентации. Выступать с
сообщением
Работать с текстом учебника,
электронным приложением, ресурсами
Интернета.
Конспектировать. Выполнять задания
рабочей тетради. Готовить сообщения
и выступление Обсуждать наиболее
интересные темы курса и их
применимость для будущей
профессиональной
деятельности. Выполнять тестовые
задания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».