Биология 10-11 класс

Краснодарский край, Абинский раойн, п. Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза С.С.Азарова
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _биологии_______________________________________________
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) _среднее общее образование, 10 – 11 классы ___
(начальное общее,

основное общее образование

с указанием классов)

Количество часов _69________
Учитель _Борисова Ольга Анатольевна________________________
Программа разработана в соответствии и на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ
МОН РФ от 6 октября 2009 г. № 413), основной образовательной программы
среднего общего образования МБОУ СОШ № 5, с учетом авторской программы
курса «Биология» И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова для общеобразовательных учреждений, Москва «Вентана-Граф», 2017 г.
(указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания)

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 10 – 11 классов составлена на основе
ФГОС СОО, Примерной программы среднего (полного) общего образования и
авторской программы курса биологии для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений (базовый уровень) И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В. Симоновой //Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. Программы - М.:
Вентана-Граф, 2009.
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
В процессе изучения биологии выпускники старшей школы должны овладеть
определенным кругом знаний, предусмотренных обязательным образовательным минимумом общего биологического образования на базовом уровне.
Достижения биологической науки свидетельствуют о том, что она в настоящее
время становится лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в
медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среды, обеспечении
населения продуктами питания, лекарственными препаратами и пр. Ввиду этого биологическая грамотность становится социально необходимой. Поэтому
школьная биология, как важное звено в общей культуре и системе образования,
призвана сформировать у подрастающего поколения на уровне определенных
компетенций ценностное природосообразное миропонимание, экологическую
культуру, гуманистический взгляд на природу и общество, осознание своей роли как действенного фактора биосферы.
С учетом новых приоритетов перед школьным биологическим образованием ставятся следующие задачи:
- овладение знаниями о живой природе, общими методами её изучения, общеучебными и предметными умениями с сохранением позитивного опыта обучения биологии, накопленного в отечественной школе;
- формирование системы знаний об основах жизни; размножении и развитии
организмов, относящихся к основным царствам живой природы; об эволюции,
структурных уровнях организации жизни; экосистемах; о ценности биологического разнообразия как уникальной и бесценной части биосферы;
- получение представления о научной картине мира как компонента общечеловеческой культуры на базе биологических знаний и умений;
- формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
- развитие экологической грамотности на основе знания биологических закономерностей, связей между живыми организмами, их эволюции, причин генетического, видового и экосистемного разнообразия;
- установление гармоничных отношений с природой, обществом, со всем живым как главной ценностью на Земле;

- понимание гуманистической значимости природы, ценностного отношения к
ней и формирование на этой основе экологической культуры;
- развитие натуралистического интереса, стремления к применению биологических знаний на практике, участие в трудовой деятельности в области рационального природопользования и охраны природы;
- формирование грамотного подхода к выбору своего дальнейшего пути в результате избрания определенного направления профильного обучения.

2.Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Биология» для обучающихся 10-11 классов (базовый уровень) завершает
изучение дисциплины «Биология» на базовом уровне образования в старшей
школе. Он отражает концепцию программы по биологии для 6-11 классов, созданной авторским коллективом ученых - биологов, методистов и учителей под
руководством профессора И.Н.Пономаревой. Курс биологии для 10-11 классов
является логическим завершением содержания курса биологии для основной
школы (6-9 классы), изложенного в программе (авторы И.Н. Понамарева, В.М.
Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, В.М. Маш, Н.М.Чернова. под
редакцией И.Н.Пономаревой) и учебниках:
– 5-й класс: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и
экологию»;
– 6-й класс: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»;
– 7-й класс: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные»;
– 8-й класс: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек»;
– 9-й класс: Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. «Основы общей
биологии». Изучение курса «Биология» в 10-11 классах основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.
В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование
общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного
структурного уровня организации живой материи. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного
края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской
ответственности.
3.Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ№5,
предмета в следующем объёме:

предусматривается изучение

Год обучения

Кол-во часов в Кол-во
неделю
недель

10 класс

1

35

35

11 класс

1

34

34

Всего

учебных Всего часов
учебный год

за

69

4.Содержание курса биологии 10 – 11 классов.
10 КЛАСС
Тема 1. Введение в курс общей биологии. (6ч)
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как
структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.
Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и
эксперимент). Значение практической биологии. Экскурсия. Многообразие
видов в родной природе. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе.
Тема 2. Биосферный уровень организации жизни (9ч)
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.
Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере.
Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные
деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня организации живой материи.
Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические,
биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов.
Тема 3. Биогеоценотический уровень организации жизни (8ч)
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления
организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена

биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа №1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в биогеоценозе»
Тема 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни. (12 ч)
Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция
как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания. Видообразование как процесс увеличения видов на
Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции
(СТЭ). Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и
эволюции человека. Гипотезы происхождения человека. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация
и дегенерация. Биоразнообразие – современная проблема науки и общества.
Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого
развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторная работа №2 «Изучение морфологических критериев вида на
растениях и животных»
11 КЛАСС
Тема 5. Организменный уровень организации жизни (17ч)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от
способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о
закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом.
Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.

Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их
цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон
Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни,
их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и
показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные
методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
Лабораторная работа. №1 «Решение элементарных задач по генетике»
Тема 6. Клеточный уровень организации жизни (9 ч)
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о
клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения
клетки.Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке. Доядерные (прокариоты) и ядерные
(эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические
и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин
– комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции
хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в
клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Лабораторная работа№2 «Наблюдение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня».

Тема 7. Молекулярный уровень проявления жизни (7ч)
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы
живого. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода –
важный компонент живого.
Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и
полимерных соединениях.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов,
липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации
клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности.
Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие
форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как
уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ.
Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах
как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения
клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов
биомолекулярных процессов.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни.
Экологическая культура – важная задача человечества.
Тема 8. Заключение (1ч)
Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.

5.Таблица тематического распределения часов.
№ Наименование темы
п/п

Авторская Про- Рабочая программа
грамма
10 кл.

11
кл.

10 кл.

11 кл.

1

Введение в курс общебиологических явлений

6

-

6

-

2

Биосферный уровень организации жизни

9

-

9

-

3

Биогеоценотический
уровень организации
жизни

8

-

8

-

4

Популяционно-видовой
уровень организации
жизни.

12

-

12

-

4.1

Вид и видообразование

-

-

5

-

4.2 Эволюция человека

-

-

3

-

4.3 Основные закономерности эволюции

-

-

4

-

Организменный уровень
организации жизни

-

17

-

16

5.1 Организм как биосистема

-

-

3

5.2 Онтогенез

-

-

3

5.3 Основы генетики

-

-

9

5.4 Вирусология

-

-

1

5

6

Клеточный уровень организации жизни

-

9

-

9

7

Молекулярный уровень

-

8

-

8

проявления жизни
8

Заключение

-

1

-

1

Всего

35

35

35

34

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):
 основные положения клеточной теории;
 общие признаки живого организма;
 основные систематические категории, признаки вида, царств живой
природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и
классов животных;
 причины и результаты эволюции;
 законы наследственности;
 примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.
Учащиеся должны характеризовать (описывать):
 строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
 деление клетки;
 строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного
организма;
 обмен веществ и превращение энергии;
 роль ферментов и витаминов в организме;
 особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
 иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;
 размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных,
особенности размножения и развития человека;
 особенности строения и функционирования вирусов;
 среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические,
биотические, антропогенные);
 природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

 искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять
знания, делать вывод, обобщать):
 взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
 родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
 особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
 роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
 влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения
осанки, плоскостопие;
 роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере,
влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;
 необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным
сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
 организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки,
органы и системы органов растений, животных и человека;
 наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных
своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных
классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.
Учащиеся должны соблюдать правила:
 приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
 наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных,
поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных,
изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
 проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;
 бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам,
поведения в природе;
 здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены;
профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
 выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

Учащиеся должны владеть умениями:
 излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на
вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы
школьной программы по учебнику.

7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Учебные программы для основной общеобразовательной школы.Авторы:
И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова//Природоведение. Биология.
Экология. 5-11 классы. Программы - М.: Вентана-Граф, 2009
2.Учебник: Биология: 10 класс: базовый уровень: для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина; под
ред. проф. Пономаревой И.Н, - 2-е из- перераб.- М, «Вентана – Граф», 2010
3.Учебник: Биология: 11 класс: базовый уровень: для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина,
П.В.Ижевский; под ред. проф. Пономаревой И.Н, - 2-е из- перераб.- М, «Вентана – Граф», 2010
4.И.Р.Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии. .- М,
«ВАКО», 2006
5.Л.П.Анастасова . Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: пособие для учителя.- М, «Просвещение», 1989
6.Т.А,Дмитриева и др. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для
школьников и поступающих в вузы.- М, «Дрофа», 1999
7.Г.И.Лернер. ЕГЭ 2008.Биология: тренировочные задания.- М, «Эксмо, 2008
8.Р.А.Петросова. ЕГЭ 2008. Биология. Федеральный банк экзаменационных материалов.- М, «Эксмо», 2008
9.Биология, Основы генетики. Менделизм: уроки с использованием модульной
технологии. 10 класс/ авт.\сост. В.М.Жуков- .- Волгоград: «Учитель», 2010
10.Компакт – диск – « Открытая биология 6»

Интернет-материалы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm.
Подборка
интернетматериалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
http://www.irro.ru Сайт Института развития регионального образования Свердловской области.
http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научнообразовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».