Краснодарский край, Абинский раойн, п. Ахтырский (территориальный, административный округ (город, район, поселок) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 имени Героя Советского Союза С.С.Азарова муниципального образования Абинский район (полное наименование образовательного учреждения) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По _биологии_______________________________________________ (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) _среднее общее образование, 10 – 11 классы ___ (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов _69________ Учитель _Борисова Ольга Анатольевна________________________ Программа разработана в соответствии и на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН РФ от 6 октября 2009 г. № 413), основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ № 5, с учетом авторской программы курса «Биология» И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова для общеобразовательных учреждений, Москва «Вентана-Граф», 2017 г. (указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания) 1.Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 10 – 11 классов составлена на основе ФГОС СОО, Примерной программы среднего (полного) общего образования и авторской программы курса биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В. Симоновой //Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. Программы - М.: Вентана-Граф, 2009. Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей В процессе изучения биологии выпускники старшей школы должны овладеть определенным кругом знаний, предусмотренных обязательным образовательным минимумом общего биологического образования на базовом уровне. Достижения биологической науки свидетельствуют о том, что она в настоящее время становится лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среды, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами и пр. Ввиду этого биологическая грамотность становится социально необходимой. Поэтому школьная биология, как важное звено в общей культуре и системе образования, призвана сформировать у подрастающего поколения на уровне определенных компетенций ценностное природосообразное миропонимание, экологическую культуру, гуманистический взгляд на природу и общество, осознание своей роли как действенного фактора биосферы. С учетом новых приоритетов перед школьным биологическим образованием ставятся следующие задачи: - овладение знаниями о живой природе, общими методами её изучения, общеучебными и предметными умениями с сохранением позитивного опыта обучения биологии, накопленного в отечественной школе; - формирование системы знаний об основах жизни; размножении и развитии организмов, относящихся к основным царствам живой природы; об эволюции, структурных уровнях организации жизни; экосистемах; о ценности биологического разнообразия как уникальной и бесценной части биосферы; - получение представления о научной картине мира как компонента общечеловеческой культуры на базе биологических знаний и умений; - формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека; - развитие экологической грамотности на основе знания биологических закономерностей, связей между живыми организмами, их эволюции, причин генетического, видового и экосистемного разнообразия; - установление гармоничных отношений с природой, обществом, со всем живым как главной ценностью на Земле; - понимание гуманистической значимости природы, ценностного отношения к ней и формирование на этой основе экологической культуры; - развитие натуралистического интереса, стремления к применению биологических знаний на практике, участие в трудовой деятельности в области рационального природопользования и охраны природы; - формирование грамотного подхода к выбору своего дальнейшего пути в результате избрания определенного направления профильного обучения. 2.Общая характеристика учебного предмета. Курс «Биология» для обучающихся 10-11 классов (базовый уровень) завершает изучение дисциплины «Биология» на базовом уровне образования в старшей школе. Он отражает концепцию программы по биологии для 6-11 классов, созданной авторским коллективом ученых - биологов, методистов и учителей под руководством профессора И.Н.Пономаревой. Курс биологии для 10-11 классов является логическим завершением содержания курса биологии для основной школы (6-9 классы), изложенного в программе (авторы И.Н. Понамарева, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, В.М. Маш, Н.М.Чернова. под редакцией И.Н.Пономаревой) и учебниках: – 5-й класс: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и экологию»; – 6-й класс: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»; – 7-й класс: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные»; – 8-й класс: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек»; – 9-й класс: Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. «Основы общей биологии». Изучение курса «Биология» в 10-11 классах основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы. В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности. 3.Место предмета в базисном учебном плане. Согласно учебному плану МБОУ СОШ№5, предмета в следующем объёме: предусматривается изучение Год обучения Кол-во часов в Кол-во неделю недель 10 класс 1 35 35 11 класс 1 34 34 Всего учебных Всего часов учебный год за 69 4.Содержание курса биологии 10 – 11 классов. 10 КЛАСС Тема 1. Введение в курс общей биологии. (6ч) Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент). Значение практической биологии. Экскурсия. Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе. Тема 2. Биосферный уровень организации жизни (9ч) Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня организации живой материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Тема 3. Биогеоценотический уровень организации жизни (8ч) Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования. Лабораторная работа №1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в биогеоценозе» Тема 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни. (12 ч) Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания. Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ). Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни. Лабораторная работа №2 «Изучение морфологических критериев вида на растениях и животных» 11 КЛАСС Тема 5. Организменный уровень организации жизни (17ч) Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы). Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом. Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека. Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом. Лабораторная работа. №1 «Решение элементарных задач по генетике» Тема 6. Клеточный уровень организации жизни (9 ч) Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке. Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток. Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток. Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках. Лабораторная работа№2 «Наблюдение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня». Тема 7. Молекулярный уровень проявления жизни (7ч) Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе. Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы живого. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях. Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот. Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе. Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки. Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов. Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества. Тема 8. Заключение (1ч) Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых. 5.Таблица тематического распределения часов. № Наименование темы п/п Авторская Про- Рабочая программа грамма 10 кл. 11 кл. 10 кл. 11 кл. 1 Введение в курс общебиологических явлений 6 - 6 - 2 Биосферный уровень организации жизни 9 - 9 - 3 Биогеоценотический уровень организации жизни 8 - 8 - 4 Популяционно-видовой уровень организации жизни. 12 - 12 - 4.1 Вид и видообразование - - 5 - 4.2 Эволюция человека - - 3 - 4.3 Основные закономерности эволюции - - 4 - Организменный уровень организации жизни - 17 - 16 5.1 Организм как биосистема - - 3 5.2 Онтогенез - - 3 5.3 Основы генетики - - 9 5.4 Вирусология - - 1 5 6 Клеточный уровень организации жизни - 9 - 9 7 Молекулярный уровень - 8 - 8 проявления жизни 8 Заключение - 1 - 1 Всего 35 35 35 34 6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры): основные положения клеточной теории; общие признаки живого организма; основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных; причины и результаты эволюции; законы наследственности; примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания. Учащиеся должны характеризовать (описывать): строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных; деление клетки; строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма; обмен веществ и превращение энергии; роль ферментов и витаминов в организме; особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов); иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа; размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека; особенности строения и функционирования вирусов; среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные); природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе; искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ. Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать): взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство; особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью; роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека; влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие; роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ; необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества. Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать): организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека; наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы. Учащиеся должны соблюдать правила: приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека; проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных; бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе; здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями; выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными. Учащиеся должны владеть умениями: излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику. 7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1.Учебные программы для основной общеобразовательной школы.Авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова//Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. Программы - М.: Вентана-Граф, 2009 2.Учебник: Биология: 10 класс: базовый уровень: для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина; под ред. проф. Пономаревой И.Н, - 2-е из- перераб.- М, «Вентана – Граф», 2010 3.Учебник: Биология: 11 класс: базовый уровень: для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский; под ред. проф. Пономаревой И.Н, - 2-е из- перераб.- М, «Вентана – Граф», 2010 4.И.Р.Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии. .- М, «ВАКО», 2006 5.Л.П.Анастасова . Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: пособие для учителя.- М, «Просвещение», 1989 6.Т.А,Дмитриева и др. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы.- М, «Дрофа», 1999 7.Г.И.Лернер. ЕГЭ 2008.Биология: тренировочные задания.- М, «Эксмо, 2008 8.Р.А.Петросова. ЕГЭ 2008. Биология. Федеральный банк экзаменационных материалов.- М, «Эксмо», 2008 9.Биология, Основы генетики. Менделизм: уроки с использованием модульной технологии. 10 класс/ авт.\сост. В.М.Жуков- .- Волгоград: «Учитель», 2010 10.Компакт – диск – « Открытая биология 6» Интернет-материалы http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернетматериалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам. http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина. http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании. http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. http://www.irro.ru Сайт Института развития регионального образования Свердловской области. http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научнообразовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО). http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.