Астрономия

Краснодарский край, Абинский раойн, п. Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза С.С.Азарова
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _астрономии_______________________________________________
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) _среднее общее образование, 11классы _
(начальное общее,

основное общее образование

с указанием классов)

Количество часов _34________
Учитель _Попова Юлия Павловна________________________
Программа разработана в соответствии и на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН РФ от 6 октября 2009
г. № 413), основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ
№5
(указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова,
Е. К. Страута : учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. Учебник «Астрономия.
Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута прошел экспертизу,
включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего
образования.
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физикоматематическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными
представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного
мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование
представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной,
о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также
самой Вселенной.
Место предмета в учебном плане
Изучение курса рассчитано на 34 часов (1 час в неделю). Важную роль в освоении курса играют
проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования
этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением
наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты,
природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для
наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо
учитывать условия их видимости.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение
их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
7. Двойные звезды.
2. Фазы Венеры.
8. Звездные скопления (Плеяды,
3. Марс.
Гиады).
4.Юпитер и его спутники.
9. Большая туманность Ориона.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
10. Туманность Андромеды.
6. Солнечные пятна (на экране).
Результаты освоения курса
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
 формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также
осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых
познавательных интересов;
 формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
 формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования
на благо развития человеческой цивилизации;
 формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение
к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
 находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать
свою позицию, формулировать выводы и заключения;
 анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

 на практике пользоваться основными логическими
 приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента,
прогнозирования;
 выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
 извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и
интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
 готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и
других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в
содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения
обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системнодеятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся
признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом
виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной
школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными
мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не
только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных
дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего
значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким
образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе
целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают
нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к
другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в
коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает
сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть
востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому
или иному виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит
представление:
 о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах,
применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
 о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность
гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
 о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных
науках;
 об истории науки;
 о новейших разработках в области науки и технологий;
 о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);
 о деятельности организаций, сообществ и
 структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для
проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры,
краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
 решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
 использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных
задач;
 использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

 использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских
задач;
 использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в
ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов
учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
 формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
 восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
 отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
 оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для
достижения поставленной цели;
 находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих
средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности
человека;
 вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного
взаимовыгодного сотрудничества;
 самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом
этапе реализации и по завершении работы;
 адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать
пути минимизации этих рисков;
 адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет
в жизни других людей, сообществ);
 адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные
варианты применения результатов.

СОДЕРЖАНИЕ
11 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических мето-дов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и
математикой;
— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы
телескопа.
Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных
географических
широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и
фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и
Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных
географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической
системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический
(звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в
Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил
тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и
космических аппаратов в Солнечной системе.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы
мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и
сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта,
астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым
размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного)
закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по
орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования
тел Солнечной
системы.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная
планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной
группы. Природа
Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной
системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании
всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной
группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы,
метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их
возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу
атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения
уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении
тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности,возможности и способы ее
предотвращения.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера
Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный
параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.

Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на
диаграмме «спектр - светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной (4 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ
и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики.
Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления
галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная
Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения
Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости
«период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного
смещения» в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы
Горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения
— Большого взрыва;
— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата
действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски
жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные
возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные
системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Предметные результаты позволяют:
систематизировать знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы
существования жизни во Вселенной.

Способы проверки достижения результатов обучения
При изучении курса осуществляется комплексный контроль знаний и умений учащихся,
включающий текущий контроль в процессе изучения материала, рубежный контроль в конце
изучения завершенного круга вопросов и итоговый контроль в конце изучения курса. Предполагается
сочетание различных форм проверки знаний и умений: устная проверка, тестирование, письменная
проверка. Кроме того, учитывается участие учащихся в дискуссиях при обсуждении выполненных
заданий, оцениваются рефераты учащихся и результаты проектной деятельности.
Достижение предметных результатов обучения контролируется в основном в процессе устной
проверки знаний, при выполнении письменных проверочных и контрольных работ, тестов, при
проведении наблюдений. Итоговая проверка достижения предметных результатов может быть
организована в виде комплексной контрольной работы или зачета. На этом этапе проверки учащиеся
защищают рефераты по изученной теме.
Достижение метапредметных результатов контролируется в процессе выполнения учащимися
наблюдений. При этом отслеживается: умение учащихся поставить цель наблюдения, подобрать
приборы, составить план выполнения наблюдения, представить результаты работы, сделать выводы,
умение пользоваться измерительными приборами, оценивать погрешность измерения, записывать
результат измерения с учетом погрешности, видеть возможности уменьшения погрешностей
измерения. Кроме того, метапредметные результаты контролируются при подготовке учащимися
сообщений, рефератов, проектов и их презентации. Оценивается умение работать с информацией,
представленной в разной форме, умение в области ИКТ, умение установить межпредметные связи
астрономии с другими предметами (физика, биология, химия, история и др.).
Личностные результаты обучения учащихся не подлежат количественной оценке, однако дается
качественная оценка деятельности и поведения учащихся, которая может быть зафиксирована в
портфолио учащегося.
Возможна разная методика выставления учащимся итоговых оценок при контроле усвоения
материала определенной темы. Это может быть традиционная система оценивания, может быть
использована рейтинговая система, при которой отдельно выставляются баллы за ответы на уроке, за
выполнение заданий и представление их, за письменные контрольные работы, за рефераты и
проекты, затем эти баллы суммируются и переводятся в пятибалльную шкалу оценок. При этом
каждому виду деятельности должно быть приписано определенное число баллов.
Формы организации учебной деятельности
Учитель выбирает необходимую образовательную траекторию, способную обеспечить
визуализацию прохождения траектории обучения с контрольными точками заданий различных
видов: информационных, практических, контрольных. Формы организации учебной деятельности
определяются видами учебной работы, спецификой учебной группы, изучаемым материалом,
учебными целями. Возможны следующие организационные формы обучения:
 классно-урочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, урокизачеты, уроки — защиты творческих заданий). В данном случае используются все типы объектов.
При выполнении проектных заданий исследование, осуществление межпредметных связей, поиск
информации осуществляются учащимися под руководством учителя;
 индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп продвижения в
обучении каждого школьника сообразно его способностям. При работе в компьютерном классе по
заранее подобранным информационным, практическим и контрольным заданиям, собранным из
соответствующих объектов, формируется индивидуальная траектория учащегося;
 групповая работа. Возможна работа групп учащихся по индивидуальным заданиям.
Предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основании демонстрации
которого происходит обсуждение в группах общей проблемы, либо при наличии компьютерного
класса, обсуждение мини-задач, которые являются составной частью общей учебной задачи;
 внеклассная работа, исследовательская работа, кружковая работа;
 самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков
и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий
творческого характера.

Информационно-образовательная среда линии
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным
приложением.
— М. : Дрофа, 2017.
2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута. — М. : Дрофа, 2017.
3. Рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое
пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛАМ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ
№
п/п

Тема уроков

Коррекционная работа

Астрономия, ее значение и связь с другими науками ( 2 часа)
Предмет
Астрономия, ее связь с другими науками.
астрономии.
Развитие астрономии было вызвано практическими
потребностями человека, начиная с глубокой
1/1
древности. Астрономия, математика и физика
развивались в тесной связи друг с другом. Структура и
масштабы Вселенной
Наблюдения —
Наземные и космические приборы и методы
основа астрономии
исследования астрономических объектов. Телескопы и
2/2
радиотелескопы.
Всеволновая астрономия

1/3

2/4

3/5

4/6

Практические основы астрономии (5 часов)
Звезды и
Звездная величина как характеристика
созвездия. Небесные освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале
координаты.
звездных величин разность на 5 величин, различие в
Звездные карты.
потоках света в 100 раз. Экваториальная система
координат: прямое восхождение и склонение.
Использование звездной карты для определения
объектов, которые можно наблюдать в заданный
момент времени
Видимое
Высота полюса мира над горизонтом и ее
движение звезд на
зависимость от географической широты места
различных
наблюдения. Небесный меридиан.
географических
Кульминация светил. Определение
широтах.
географической широты по измерению высоты звезд в
момент их кульминации
Видимое
Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон
годичное движение
эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца
Солнца. Эклиптика. на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний.
Изменение в течение года продолжительности дня и
ночи на различных географических широтах
Движение и
Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее
фазы Луны.
единственный естественный спутник. Период
Затмения Солнца и
обращения Луны вокруг
Луны.
Земли и вокруг своей оси — сидерический

Вид деятельности учащихся

Поиск примеров, подтверждающих практическую
направленность астрономии

Применение знаний, полученных в курсе физики,
для описании устройства телескопа. Характеристика
преимуществ наблюдений, проводимых из космоса

Подготовка презентации об истории названий
созвездий и звезд.
Применение знаний, полученных в курсе
географии, о составлении карт в различных проекциях.
Работа со звездной картой при организации и
проведении наблюдений
Характеристика отличительных особенностей
суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в
средних широтах Земли

Характеристика особенностей суточного движения
Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах
Земли
Изучение основных фаз Луны. Описание порядка
их смены. Анализ причин, по которым Луна всегда
обращена к Земле одной стороной.
Описание взаимного расположения Земли, Луны и

Время и
календарь.
5/7

(звездный) месяц. Синодический месяц — период
полной смены фаз Луны. Условия наступления
солнечных и лунных затмений. Их периодичность.
Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца.
Полные и частные затмения Луны. Предвычисление
будущих затмений
Точное время и определение географической
долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и
зимнее время. Календарь — система счета длительных
промежутков времени. История календаря.
Високосные годы. Старый и новый стиль

Строение Солнечной системы (7 часов)
Развитие
Геоцентрическая система мира Аристотеляпредставлений о
Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для
1/8 строении мира.
объяснения петлеобразного движения планет.
Создание Коперником гелиоцентрической системы
мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира
Конфигурации
Внутренние и внешние планеты. Конфигурации
планет.
планет: противостояние и соединение. Периодическое
2/9 Синодический
изменение условий видимости внутренних и внешних
период.
планет. Связь синодического и сидерического
(звездного) периодов обращения планет
Законы
Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости
движения планет
движения планет по эллиптическим орбитам.
Солнечной системы. Открытие Кеплером законов движения планет —
3/10
важный шаг на пути становления механики. Третий
закон — основа для вычисления относительных
расстояний планет от Солнца
Определение
Размеры и форма Земли. Триангуляция.
расстояний и
Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные
4/11
размеров тел в
размеры тел Солнечной системы
Солнечной системе.
Практическая
План Солнечной системы в масштабе 1 см к 30
работа с планом
млн км с указанием положения планет на орбитах
5/12
Солнечной системы. согласно данным «Школьного астрономического
календаря» на текущий учебный год
Открытие и
Подтверждение справедливости закона тяготения
применение закона
для Луны и планет. Возмуще ния в движении тел
6/13
всемирного
Солнечной системы. Открытие планеты Нептун.
тяготения.
Определение массы небесных тел. Масса и плотность

Солнца в моменты затмений. Объяснение причин, по
которым затмения Солнца и Луны не происходят
каждый месяц

Подготовка и презентация сообщения об истории
календаря.
Анализ необходимости введения часовых поясов,
високосных лет и нового календарного стиля

Подготовка и презентация сообщения о значении
открытий Коперника и Галилея для формирования
научной картины мира.
Объяснение петлеобразного движения планет с
использованием эпициклов и дифферентов
Описание условий видимости планет, находящихся
в различных конфигурациях. Решение задач на
вычисление звездных периодов обращения внутренних
и внешних планет
Анализ законов Кеплера, их значения для развития
физики и астрономии. Решение задач на вычисление
расстояний планет от Солнца на основе третьего закона
Кеплера
Решение задач на вычисление расстояний и
размеров объектов
Построение плана Солнечной системы в принятом
масштабе с указании ем положения планет на орбитах.
Определение возможности их наблюдения на заданную
дату
Решение задач на вычисление массы планет.
Объяснение механизма возникновения возмущений и
приливов

Земли. Приливы и отливы
Движение
искусственных
7/14 спутников и
космических
аппаратов (КА).

Время старта КА и траектории полета к планетам
и другим телам Солнечной системы. Выполнение
маневров, необходимых для посадки на поверхность
планеты или выхода на орбиту вокруг нее

Природа тел солнечной системы (8 часов)
Солнечная
Гипотеза о формировании всех тел Солнечной
система как
системы в процессе длительной эволюции холодного
1
комплекс тел,
газопылевого облака. Объяснение их природы на
/15
имеющих общее
основе этой гипотезы
происхождение.
Земля и Луна Краткие сведения о природе Земли. Условия на
двойная планета.
поверхности Луны. Два типа лунной поверхности —
моря и материки. Горы, кратеры и другие формы
рельефа. Процессы формирования поверхности Луны
2/16
и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных
автоматическими аппаратами и астронавтами.
Внутреннее строение Луны. Химический состав
лунных пород. Обнаружение воды на Луне.
Перспективы освоения Луны
Две группы
Анализ основных характеристик планет.
планет.
Разделение планет по размерам, массе и средней
3/17
плотности. Планеты земной группы и планетыгиганты. Их различия
Природа планет
Сходство внутреннего строения и химического
земной группы
состава планет земной группы. Рельеф поверхности.
Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры.
Особенности температурных условий на Меркурии,
4/18
Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от
атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в
атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды
на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция
природы планет. Поиски жизни на Марсе
Урок-дискусия
Обсуждение различных аспектов проблем,
«Парниковый
связанных с существованием парникового эффекта и
5/19
эффект: польза или
его роли в формировании и сохранении уникальной
вред?»
природы Земли
ПланетыХимический состав и внутреннее строение планет6/20

Подготовка и презентация сообщения о КА,
исследующих природу тел Солнечной системы

Анализ основных положений современных
представлений о происхождении тел Солнечной
системы
На основе знаний из курса географии сравнение
природы Земли с природой Луны. Объяснение
причины отсутствия у Луны атмосферы. Описание
основных форм лунной поверхности и их
происхождения.
Подготовка и презентация сообщения об
исследованиях Луны, проведенных средствами
космонавтики
Анализ табличных данных, признаков сходства и
различий изучаемых объектов, классификация
объектов
На основе знаний физических законов объяснение
явлений и процессов, происходящих в атмосферах
планет. Описание и сравнение природы планет земной
группы. Объяснение причин существующих различий.
Подготовка и презентация сообщения о результатах
исследований планет земной группы

Подготовка и презентация сообщения по этой
проблеме. Участие в дискуссии
На основе знаний законов физики описание

гиганты, их
спутники и кольца.

Малые тела
Солнечной системы
7/21

Метеоры,
болиды, метеориты.
8/22

гигантов.
Источники энергии в недрах планет. Облачный
покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие
природы спутников. Сходство природы спутников с
планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер
у крупнейших спутников. Строение и состав колец
Астероиды главного пояса. Их размеры и
численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и
другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и
состав. Орбиты комет. Общая численность комет.
Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная
опасность. Воз-можности и способы ее
предотвращения
Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей.
Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их
связь с кометами. Крупные тела. Явление болида,
падение метеорита. Классификация етеоритов:
железные, каменные, железокаменные

Солнце и звезды (6 часов)
Солнце: его
Источник энергии Солнца и звезд —
состав и внутреннее термоядерные реакции. Перенос энергии внутри
строение.
Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция.
1/23
Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных
нейтрино. Значение этого открытия для физики и
астрофизики
Солнечная
Проявления солнечной активности: солнечные
активность и её
пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы
влияние на Землю.
массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на
состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури,
2/24
полярные сияния и другие геофизические явления,
влияющие на радиосвязь, сбои в линиях
электропередачи. Период изменения солнечной
активности
Физическая
Звезда — природный термоядерный реактор.
природа звезд.
Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их
спектральная классификация. Звезды-гиганты и
3/25
звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость».
Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их
состав и возраст

природы планет-гигантов. Подготовка и презентация
сообщения о новых результатах исследований планетгигантов, их спутников и колец. Анализ определения
понятия «планета»
Описание внешнего вида астероидов и комет.
Объяснение процессов, происходящих в комете, при
изменении ее расстояния от Солнца.
Подготовка и презентация сообщения о способах
обнаружения опасных космических объектов и
предотвращения их столкновения с Землей
На основе знания законов физики описание и
объяснение явлений метеора и болида. Подготовка
сообщения о падении наиболее известных метеоритов

На основе знаний физических законов описание и
объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на
Солнце. Описание процессов, происходящих при
термоядерных реакциях протон-протонного цикла
На основе знаний о плазме, полученных в курсе
физики, описание образования пятен, протуберанцев и
других проявлений солнечной активности.
Характеристика процессов солнечной активности и
механизма их влияния на Землю

Определение понятия «звезда». Указание
положения звезд на диаграмме «спектр — светимость»
согласно их характеристикам. Анализ основных групп
диаграммы

Переменные и
нестационарные
звезды.

Цефеиды — природные автоколебательные
системы. Зависимость «период — светимость».
Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых —
4/26
явление в тесных системах двойных звезд. Открытие
«экзопланет» — планет и планетных систем вокруг
других звезд
Эволюция звезд.
Зависимость скорости и продолжительности
эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой —
5/27
взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии
жизни звезд: белые карлики, нейтронные звезды
(пульсары), черные дыры
Проверочная
Проверочная работа по темам: «Строение
работа «Солнце и
Солнечной системы», «Природа тел Солнечной
Солнечная
системы», «Солнце и звезды»
6/28
система».

Строение и эволюция вселенной (4 часов)
Наша
Размеры и строение Галактики. Расположение и
Галактика.
движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы
1/29
Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики.
Вращение Галактики и проблема «скрытой массы»
Наша
Радиоизлучение межзвездного вещества. Его
Галактика.
состав. Области звездообразования. Обнаружение
2/30
сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и
межзвездной среды. Планетарные туманности —
остатки вспышек Сверхновых звезд
Другие звездные
Спиральные, эллиптические и неправильные
системы –
галактики. Их отличительные особенности, размеры,
галактики.
масса, количество звезд. Сверхмассивные черные
3/31
дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики.
Взаимодействующие галактики. Скопления и
сверхскопления галактик

На основе знаний по физике описание пульсации
цефеид как авто-колебательного процесса. Подготовка
сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и
полученных результатах
На основе знаний по физике оценка времени
свечения звезды по известной массе запасов водорода;
для описания природы объектов на конечной стадии
эволюции звезд
Подготовка к проверочной работе.
Повторение:
—основных вопросов тем;
—способов решения задач;
—приемов практической работы с планом
Солнечной системы
Описание строения и структуры Галактики.
Изучение объектов плоской и сферической подсистем.
Подготовка сообщения о развитии исследований
Галактики
На основе знаний по физике объяснение различных
механизмов радиоизлучения. Описание процесса
формирования звезд из холодных газопылевых облаков
Определение типов галактик. Подготовка
сообщения о наиболее интересных исследованиях
галактик, квазаров и других далеких объ-ектов

Космология
начала ХХ века.

4/32

Основы
современной
космологии.

Общая теория относительности. Стационарная
Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о
нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в
спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение
Вселенной происходит однородно и изотропно
Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале
Вселенной, ее обоснование и подтверждение.
Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва.
Образование химических элементов. Формирование
галактик и звезд. Ускорение расширения Вселенной.
«Темная энергия» и антитяготение

Жизнь и разум во вселенной (2 часов)
Урок –
Проблема существования жизни вне Земли.
конференция
Условия, необходимые для развития жизни. Поиски
1/34
«Одиноки ли мы во жизни на планетах Солнечной системы. Сложные
Вселенной?»
органические соединения в космосе. Современные
возможности радиоастрономии и космонавтики для
Урок –
связи с другими цивилизациями. Планетные системы у
конференция
2/35
«Одиноки ли мы во других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании
Вселенной?»

Применение принципа Доплера для объяснения
«красного мещения».
Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и
Фридмана.
Доказательство справедливости закона Хаббла для
наблюдателя, расположенного в любой галактике
Подготовка и презентация сообщения о
деятельности Гамова и лауреатов Нобелевской премии
по физике за работы по космологии

Подготовка и презентация сообщения о
современном состоянии научных исследований по
проблеме существования внеземной жизни во
Вселенной. Участие в дискуссии по этой проблеме


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».