Химия 8-9 класс

Краснодарский край, Абинский раойн, п. Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза С.С.Азарова
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _химии_______________________________________________
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) _основное общее образование, 8 – 9 классы ___
(начальное общее,

основное общее образование

с указанием классов)

Количество часов _136________
Учитель _Ногина Ирина Петровна________________________
Программа разработана в соответствии и на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ МОН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), основной образовательной
программы основного общего образования МБОУ СОШ № 5, с учетом
авторской
программы
курса
«Химия»
О.С.Габриэлян
для
общеобразовательных учреждений, Москва «Дрофа», 2012 г.
(указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания)

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с ФГОС
основного общего образования,
на основе Фундаментального ядра
содержания общего образования и Требований к результатам основного
общего образования, представленных в федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования второго поколения (Приказ
МО и Н РФ №1897 от 17 декабря 2010г), Программы по химии для 8-9
класса (Программы по химии (письмо Департамента государственной
политики и образования Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263), а
также на основе Примерной программы основного общего образования по
химии (базовый уровень), на основе учебного плана МБОУ СОШ № 5 и
программы курса химии для учащихся 8-9 классов общеобразовательных
учреждений автора О. С. Габриеляна (2012 года).
На основании
Примерной программы основного общего образования по химии (базовый
уровень) в рабочую программу включены темы «Первоначальные
представления об органических веществах» за счет совмещения тем в разделе
«Обобщение знаний по химии за курс основной школы».
Цели учебного курса:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике.

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить
химический эксперимент, производить расчёты на основе химических
формул веществ и уравнений химических реакций;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей
в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного
приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными
потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных
компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного
использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде.
Задачи учебного курса:
1.Сформировать знание основных понятий и законов химии;
2.Воспитывать общечеловеческую культуру;
3.Учить наблюдать, применять полученные знания на практике.

2.Общая характеристика учебного предмета «Химия»
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены
спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными
проблемами химии являются изучение состава и строения веществ,
зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными
свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей
управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
В рабочей программе по химии нашли отражение основные содержательные
линии:
· вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших
физических и химических свойствах, биологическом действии;
· химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются
химические свойства веществ, способах управления химическими
процессами;
· применение веществ — знания и опыт практической деятельности с
веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни,
широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на
транспорте;
· язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых
они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в
том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также
правила перевода информации с естественного языка на язык химии и
обратно.
Содержание школьного курса химии представлено по разделам: «Основные
понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)»,
«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических реакций»,
«Многообразие веществ».
3. Описание места учебного предмета.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
основного общего образования (ФГОС ООО),
учебному плану МБОУ СОШ № 5г. на изучение химии в 8 -9 классе
отводится по 68 часов (2 часа в неделю).

4. Планируемые результаты обучения

В результате изучения химии ученик должен
знать / понимать
 химическую

символику: знаки химических элементов, формулы
химических веществ и уравнения химических реакций;
 важнейшие химические понятия: химический элемент, атом,
молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая
связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный
объем, химическая реакция, классификация реакций;
 важнейшие химические понятия: электролит и неэлектролит,
электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление;
 основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства
состава, периодический закон;
уметь
 называть:

химические элементы, соединения изученных классов;
 объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера
химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент
принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности
изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных
подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
 характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на
основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и
особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и
свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических
веществ;
 определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ
к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность
и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в
соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
 составлять:
формулы неорганических соединений изученных
классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической
системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
 обращаться

с химической посудой и лабораторным оборудованием;

 распознавать

опытным путем: кислород, водород, углекислый газ,
аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
 вычислять: массовую долю химического элемента по формуле
соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества,

объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или
продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
 безопасного

обращения с веществами и материалами;
 экологически грамотного поведения в окружающей среде;
 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на
организм человека;
 критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
 приготовления растворов заданной концентрации.

5. Содержание программы 8 класс
Введение в химию (4 ч)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных
атомах, простых и сложных вещества Превращения веществ. Отличие
химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии.
Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие
химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки
- работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д.И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их
названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты.
Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли
химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее
структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и
побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения
сведений о химических элементах.

Расчетные задачи.
1.Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле
2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Лабораторные опыты.
1 Сравнение свойств твёрдых кристаллических веществ и растворов.
2Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной
бумаги.

Тема 1. Атомы химических элементов (9 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные
сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная
масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная
масса». Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых
химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома образование изотопов. Современное определение понятия «химический
элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических
элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о
завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и
строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера
группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома
химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов.
Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения
металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы
образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементовнеметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых
веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и
структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементовнеметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов.
Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой
- образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева

Лабораторные опыты.
3.Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа.
4.Изготовление моделей молекул. хлороводорода и хлорида алюминия.
5. Изготовление модели,иллюстрирующей свойства металлической связи.

Тема 2. Простые вещества (6 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие
физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами
кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов
химических элементов к образованию нескольких простых веществ аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова.
Металлические и неметаллические свойства простых веществ.
Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса.
Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества
вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы
вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества»,
«молярная масса», «молярный объем газов»,«постоянная Авогадро».
Расчетные задачи.
1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса»,
«молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1
моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Лабораторные опыты.
6.Ознакомление с коллекцией металлов
7.Ознакомление с коллекцией неметаллов.

Тема 3. Соединения химических элементов (14 ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по
химической формуле соединения. Составление формул бинарных
соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды,
хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов:
вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих
водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде.
Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде.
Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция.
Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски
индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот.
Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски
индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия.
Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и
фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток:
ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств
веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон
постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных
смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная
доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
Расчетные задачи.
1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.
2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного
вещества и массе растворителя.
3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для
приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного
вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели
кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы
разделения смесей, дистилляция воды.

Лабораторные опыты.
8.Ознакомление с коллекцией оксидов.
9 Ознакомление с о свойствами аммиака
10. Качественная реакция на углекислый газ.
11,12 Определение рН растворов кислот, лимонного и яблочного соков..
13. Ознакомление с коллекцией солей.
14. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки:
хлорида натрия, алмаза, углекислого газа
15. Ознакомление с образцом горной породы.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (12ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами.
Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при
постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии:
дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ,
центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические
реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об
экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай
экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение
индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение
количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству
вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием
понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной
массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю
примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций.
Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и
некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов,
его использование для прогнозирования возможности протекания реакций
между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов
из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания
реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных
веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция
разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с
оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции
замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными
металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и
карбида кальция).
Расчетные задачи.
1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной
массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов
реакции.
2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна
масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна
масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации.
Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) диффузия душистых веществ с
горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б)
взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди
(II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди
(II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж)
взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Лабораторные опыты.
16. Прокаливание меди в пламени спиртовки.
17. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Тема 5. Практикум №1.Простейшие операции с веществом. 3ч.
Практическая работа № 1 . Т.Б.«Правила ТБ. Приемы обращения с
лабораторным оборудованием»
Практическая работа № 2. Т.Б. «Признаки химических реакций».
Практическая работа №3. Приготовление раствора сахара и
определение массовой доли сахара в растворе. Т.Б

Тема 6.
Теория электролитической диссоциации и свойства
классов неорганических соединений(18ч)

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и
неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом
химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и
слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации.
Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между
электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в
свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные
уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с
оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция
нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы
растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства
в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с
кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы
растворимости для характеристики химических свойств оснований.
Разложение
нерастворимых
оснований
при
нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства
солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей
с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с
кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости
для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических
свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь
между классами неорганических веществ
Окислительно-восстановительные
реакции.
Окислитель
и
восстановитель, окисление и восстановление. Реакции ионного обмена и
окислительно-восстановительные
реакции.
Составление
уравнений
окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в
свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие
цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.

Лабораторные опыты.
18 Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра..
19-23 .Химические свойства кислот.
24-27 .Химические свойства оснований.
28-31 .Химические свойства оксидов.
32-35. Химические свойства солей.

Тема 7. Практикум №2. Свойства растворов электролитов
Практическая работа № 4. Тех.Без. «Решение экспериментальных задач»
Тема 8. Повторение. 1ч.
Содержание программы 9 класс.
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9
класса (10 ч).
Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д. И.
Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории
электролитической диссоциации и окисления-восстановления.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд
переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы.
Классификация химических реакций по различным признакам. Понятие о
скорости химической реакции. Катализаторы.
Лабораторные опыты:
1.Получение гидроксида цинка и исследование его свойств
2.Моделирование построения Периодической системы Д.И. Менделеева
3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II)
4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на
примере взаимодействии кислот с металлами.
5.Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на
примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.
6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих
веществ.
7.Моделирование «кипящего слоя».
8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на
примере взаимодействия оксида меди( II) с раствором серной кислоты различной
температуры
9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы.
10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах.
11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином

Тема 1. Металлы (14 ч)
Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева.
Металлическая кристаллическая решетка. Физические свойства металлов.
Сплавы Химические свойства металлов. Металлы в природе. Общие
способы их получения Общая характеристика щелочных металлов.
Соединения щелочных металлов. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение
атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие
соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли ,их
свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого
вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный
характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его
соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого
вещества. Генетические ряды Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение
железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации.
Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие
натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом.
Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты:
12.Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами
13. Ознакомление с рудами железа
14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов
15. Взаимодействие кальция с водой.
16. Получение гидроксида кальция и исследование его свойств
17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.
18. Взаимодействие железа с соляной кислотой.
19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

Тема №2 Практикум № 1.
Свойства металлов и их соединения(2 ч+2ч.р.в).
1.Решение экспериментальных задач на распознавание соединений
металлов.
2.Решение экспериментальных задач на получение соединений металлов.
2час р.в.: Обобщение знаний по теме «Металлы»
Контрольная работа №2 по теме «Металлы»
Тема 2. Неметаллы (25ч).
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе,
особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера
«неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов —
простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов.
Относительность понятия «металл» — «неметалл». Водород. Вода.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и
основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре,
броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном
хозяйстве.
Кислород. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение
ромбической серы. Оксиды серы (IV и VI), их получение, свойства и
применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве.
Производство серной кислоты.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак,
строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и
применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и

применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в
сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора,
их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная
кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение.
Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит,
сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и
применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты.
Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о
силикатной промышленности.
Демонстрации.
Образцы галогенов простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием.
Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие серы с
металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной
кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление
меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода,
кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов,
фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты:
20. Получение и распознавание водорода
21. Исследование поверхностного натяжения воды.
22. Растворение перманганата калия или медного купороса в воде.
23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II).
24. Изготовление гипсового отпечатка.
25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров.
26. Ознакомление с составом минеральной воды
27. Качественная реакция на галогенид-ионы
28. Получение и распознавание кислорода
29. Горение серы на воздухе и в кислороде
30. Свойства разб. серной кислоты
31. Изучение свойств аммиака.
32. Распознавание солей аммония
33. Свойства разбавленной азотной кислоты
34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью
35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде.
36. Распознавание фосфатов
37. Горение угля в кислороде
38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств.
39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.
40. Разложение гидрокарбоната натрия
41. Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств

Тема №4. Практикум №2. "Свойства неметаллов и их соединений"(3ч)
3.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
4.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».
5.Получение, собирание и распознавание газов.

Тема№5 Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
Первоначальные представления об органических веществах (12ч).
Вещества органические и неорганические.
Метан и этан. Этилен и его свойства.
Понятие о спиртах. Понятие об альдегидах и карбоновых кислотах. Понятие
о сложных эфирах. Жиры. Понятие об аминокислотах. Белки. Понятие об
углеводах.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и
группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение
периодического закона. Типы химических связей и типы кристаллических
решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и
состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект;
использование катализатора; направление; изменение степеней окисления
атомов). Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы.
Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды
(основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные
гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические
свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о
процессах окисления-восстановления.

6.Таблица тематического планирования.
№
п.п
8кл Введение

Содержание тем

Авторс
кая
4

Рабочая
8
9
4

1

Атомы химических элементов

9

9

2

Простые вещества

6

6

14

14

12

12

3

Соединения химических элементов.

4

Изменения, происходящие с
веществами.

5

Практикум №1 Простейшие операции с
веществом.

3

3

6

Растворение. Растворы. Свойства
растворов электролитов.

18

18

7

Практикум №2 Свойства растворов
электролитов

1

1

8

Повторение.
Итого

9кл Повторение основных вопросов курса 8
класса и введение в курс 9 класса

1
67

68

10

10

1

Металлы

14

14

2

Практикум №1. Свойства металлов и
их соединений

2

2+2рв

3

Неметаллы.

25

25

4

Практикум №2. Свойства неметаллов и
их соединений

3

3

5

Обобщение знаний по химии за курс
основной школы. Первоначальные
представления об органических
веществах
ИТОГО

10

10+2рв

64+4чрв

68

7. Перечень учебного методического сопровождения:
1. Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого
входят учебники:
Габриелян, О.С. Химия.8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/
О.С.Габриелян. – М.:Дрофа,2016.
Габриелян, О.С. Химия.9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/
О.С.Габриелян. – М.:Дрофа,2017.
2.Рабочая тетрадь на печатной основе: Габриелян О.С. Химия.8: Рабочая
тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8». – М.: Дрофа, 2010
Рабочая тетрадь на печатной основе: Габриелян О.С. Химия.9: Рабочая
тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.9». – М.: Дрофа, 2010
3.О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова. Настольная книга учителя. Химия.
8-9 класс. – М.: Дрофа, 2003.
4.О.С. Габриелян. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 класс. – М.:
Дрофа, 2010.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Интернет-ресурсы:
 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57c0-8cff-11db-b6060800200c9a66/x11_099.swf www.openclass.ru
 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3aa1cd26d56d67/
 http://old.internet-school.ru(интернет-школа просвещение.ru)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».