Русский язык 5-9 класс

Краснодарский край, Абинский раойн, п. Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза С.С.Азарова
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _русскому языку_____________________________________________
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) _основное общее образование, 5 – 9 классы _
(начальное общее,

основное общее образование

с указанием классов)

Количество часов _714________
Учитель _Быстрова Татьяна Ивановна___________________________
Программа разработана в соответствии и на основе федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования (приказ МОН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №
5, с учетом авторской программы курса «Русский язык» под редакцией
Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой для общеобразовательных учреждений,
Москва «Русское слово», 2011 г.
(указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов создана на основе
Федерального государственного стандарта основного общего образования,

примерной основной образовательной программы основного общего
образования и авторской программы курса «Русский язык» под редакцией
Е.А.Быстровой,
Л.В.Кибиревой
для
общеобразовательных
учреждений
издательства Москва «Русское слово» 2012, учебного плана школы. Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту,
изучение русского языка в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного
отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и
любви к русскому языку;
•совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений
и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического
строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию;
•освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и ее
функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о
русском речевом этикете.
Задачи обучения русскому языку в основной школе:
• осознавать значение русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности,
эстетического богатства родного языка;
• формировать умения и навыки свободного и грамотного владения устной и
письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладевать русским
языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его
функционирования, развивать готовность к взаимодействию и взаимопониманию
в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах,
потребности к речевому самосовершенствованию;
• усвоить системы знаний о русском языке;
• формировать метапредметные умения и способы деятельности: определять цели
предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать
достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты;
- формировать способность извлекать информацию из различных источников,
преобразовывать ее.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык
Российской Федерации, средство постижения и обретения социокультурных
ценностей, формирования духовно-нравственного мира человека, приобщения к
духовному богатству русской культуры и литературы. Русский язык также
является основой интеллектуального, духовного и эстетического развития

личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального,
информационного и поликультурного общества ХХI века.
Как учебная дисциплина, русский язык имеет первостепенное значение, так как
является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания
других наук.
Программа курса составлена в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования и
концептуальными положениями Примерной программы «Русский язык. 5–9
классы», при этом учитывался опыт разработки функционирующих авторских
программ.
Содержание курса русского языка обусловлено реализацией компетентностного
подхода, то есть усвоение материала должно обеспечить формирование и
развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – это способность к межличностному и
межкультурному общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения. Она
включает в себя знание основных речеведческих понятий, овладение основными
видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) в разных
сферах общения, основами культуры устной и письменной речи.
Коммуникативная компетенция предполагает умение определять цели общения,
оценивать его ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации
партнера и выбирать адекватные стратегии коммуникации.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция включает в себя овладение
основами науки о русском языке, сведениями о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями
ее основных разделов и базовых понятий; предполагает формирование
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Языковая компетенция развивается и совершенствуется на основе обогащения
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, овладения
синонимическими средствами языка, его богатствами.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как
формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и
истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение
социально-культурных норм речевого общения, умение объяснять значение слов с
национально-культурным компонентом.
В основу программы положено разграничение понятий «язык» и «речь»,
которое является важнейшей характеристикой представления содержания
предмета «Русский язык». Соответственно, выделено два аспекта обучения
русскому языку: познание системы языка и совершенствование речевой
деятельности в ее основных видах: чтение, аудирование, говорение и письмо.
Согласно принципу сознательности, языковой материал рассматривается как
органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе
которой развивается речевая деятельность школьников. Осознанное усвоение
языковых явлений, фактов, правил – обязательное условие достижения целей
обучения русскому языку.
Выделение этих содержательных линий носит условный характер, оно отражает
последовательность их реализации, в учебном процессе они неразрывно связаны и
интегрированы. Совершенствование видов речевой деятельности осуществляется
на основе осознания системы языка, усвоение ее связано с развитием речи.
Содержание школьного курса распределено по классам следующим образом:

В 5 классе изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и
морфемика. Начинается изучение морфологии (существительное, прилагательное,
глагол). Вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса,
пунктуации, что позволяет совершенствовать устную и письменную речь.
6–7 классы имеют морфологическую направленность. В 6 классе завершается
изучение имени существительного, имени прилагательного, глагола;
представлены местоимение, наречие, числительное. Курс начинается с раздела
«Речь».
В 7 классе завершается изучение морфологии: причастия, деепричастия и
служебных частей речи.
В 8–9 классах начинается систематическое изучение синтаксиса. В 8 классе
рассматриваются словосочетание и предложение: простое; двусоставное и
односоставное; простое осложненное (предложение с однородными членами;
предложение с обособленными членами; предложение с обращениями, вводными
конструкциями).
В 9 классе изучается синтаксис сложного предложения (сложносочиненное,
сложноподчиненное, бессоюзное, сложное с разными видами связи, прямая и
косвенная речь).
В 8–9 классах продолжается углубленное изучение материала по разделам «Язык»
и «Речь» (текст, типы речи, стили речи, жанры).
Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому большое
место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года
предназначены специальные части.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Данная программа рассчитана на 714 часов в 5 - 9 классах, предусмотренные в
учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации.
Обязательное изучение русского языка осуществляется в следующем объёме:

Часов в неделю
Часов в год

5
5
170

6
6
204

Класс
7
4
136

8
3
102

9
3
102

Всего
21
714

Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на
уроки развития речи, а также на проверочные, контрольные работы, на проектную
деятельность.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
1. Сокращено количество часов в год с 175 часов до 170 часов согласно Уставу Школы в
5 классе (34 рабочие недели).
2. Сокращено количество часов в год с 210 часов до 204 часов согласно Уставу Школы в
6 классе (34 рабочие недели).
3. Сокращено количество часов в год с 140 часов до 136 часов согласно Уставу Школы в
7 классе (34 рабочие недели).
4. Сокращено количество часов в год с 105 часов до 102 часов согласно Уставу Школы в
8 классе (34 рабочие недели).
5.Сокращено количество часов в год с 105 часов до 102 часов согласно Уставу Школы в
9 классе (34 рабочие недели).

6..Рабочая программа дополнена разделом «Планируемые результаты освоения русского
языка» в соответствии с требованиями ФГОС.
7.В 5 классе внесены следующие изменения:
7.1.Уменьшен раздел «Лексика» на 1 час;
7.2. Уменьшен раздел «Морфология» на 13 часов;
7.3. Уменьшен раздел «Повторение за курс 5 класса» на 1 час;
7.4. Разграничен раздел «Речь. Речевая деятельность» на «Речь. Речевая деятельность»
и «Развитие речи», который равномерно распределен по всем темам учебного курса;
7.5. Уменьшен раздел «Речь» на 6 часов согласно 34 учебным неделям.
8. .В 6 классе внесены следующие изменения:
8.1.Уменьшен раздел «Морфология» на 4 часа;
8.2. Уменьшен раздел «Повторение за курс 5 класса» на 1 час;
8.3 Уменьшен раздел «Речь» на 1 час согласно 34 учебным неделям.
9.В 7 классе введён раздел «Повторение» в объёме 4 часов и уменьшен раздел «Речь» на
2 часа согласно 34 учебным неделям
10.в 8 классе уменьшен раздел «Речь» на 4 часа согласно 34 учебным неделям.
11.в 9 классе уменьшен раздел «Речь» на 3 часа согласно 34 учебным неделям.
12. В рабочую программу не внесены следующие разделы из примерной основной
образовательной программы основного общего образования:
«Правописание: орфография и пунктуация» - т.к. в авторской программе его содержание
изучается в разделах «Фонетика, орфоэпия и графика», «Морфемика и
словообразование», «Морфология» и «Синтаксис»
«Культура речи»- т.к. в авторской программе его содержание изучается во всех разделах
курса.
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ
№
п/п

1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Разделы, темы

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
Автор Рабочая Рабочие программы по классам
ская
програм 5 кл
6 кл
7 кл
8кл 9кл
прогр ма
амма
Речь. Речевая деятельность
169
11+2
14+4
10+4
153
17
25
Повторение в начале года.
30
29
9+1
8+2
6
6
Общие сведения о языке
9
9
1
1
1
1
5
Фонетика, орфоэпия и графика.
20
20
20+4
Морфемика и словообразование
45
45
20+2
25+4
Лексикология и фразеология
30
29
10+3
19+4
Морфология
262
245
57+9 103+12 85+20
Синтаксис
152
152
24+3
72
56
Повторение в конце года.
30
32
4
8
4+2
6
10
ИТОГО 747
714
170
204
136
102
102

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ РУССКОГО (РОДНОГО) ЯЗЫКА
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому
языку
являются:
В 5-м классе: уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
В 6-м классе: осознание эстетической ценности русского языка; потребность сохранить
чистоту
русского
языка
как
явления
национальной
культуры;
В 7-м классе: понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных
ценностей
русского
народа,
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;

В 8-м классе: понимание определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
В 9-м классе: понимание значения русского языка в процессе получения школьного
образования; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по русскому языку являются:
В 5-м классе:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
 умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
 умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (пересказ);
В 6-м классе:
 владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
 адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
 умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
 умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости ( план);
В 7-м классе:
 умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров
с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
 умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с
использованием различных средств аргументации;
 способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной
и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
 умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости
(план,
пересказ);
В 8-м классе:

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
 способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения
 применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа





языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или
аудирования;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект);

В 9-м классе:

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и
явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному,
увиденному;
 способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и
в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с
точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия
в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными
нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
 умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости ( аннотация);
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
В 5-м классе:
 представление об основных функциях языка;
 освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, речевое общение, речь
устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
текст, типы текста;
 проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
 овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка и использование их в своей речевой практике при создании
устных и письменных высказываний;
В 6-м классе:
 представление о роли русского языка как национального языка русского народа;
 освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи;

 проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка;
 овладение основными лексическими нормами русского литературного языка и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;






В 7-м классе:
представление об основных функциях языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения;
освоение базовых понятий лингвистики: основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
опознавание и анализ основных единиц языка
многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и
структуры;
овладение основными орфографическими нормами русского литературного языка
и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;

В 8-м классе:
 представление о связи языка и культуры народа;
 усвоение основ научных знаний о родном языке;
 понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
 опознавание и анализ грамматических категорий языка;
 многоаспектного анализа текста с точки зрения
особенностей языкового
оформления;
 овладение основными грамматическими нормами русского литературного языка,
нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при
создании
устных
и
письменных
высказываний;
В 9-м классе:
 представление о роли родного языка в жизни человека и общества;
 понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
 понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
 освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы
 уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
 осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
 многоаспектного анализа текста с точки зрения использования выразительных
средств языка;
 овладение основными пунктуационными нормами русского литературного языка
и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС 170 часов в год
1.Речь. Речевая деятельность 11 часов. Развитие речи 2 часа(13ч)

Язык и речь. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Речь книжная и
разговорная. Речь диалогическая и монологическая.
Текст. Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Тема,
основная мысль и структура текста. Микротема текста
Средства связи
предложений в тексте. Простой и сложный план текста. Типы речи.
Повествование. Описание. Рассуждение. Сочетание разных типов речи.
Словарные диктанты.
Обучающее выборочное изложение – 1 ч
Стартовая диагностическая работа – 1 ч
Сочинение – 1 ч.
3.Общие сведения о языке
Русский язык — национальный язык русского народа – 1 час
4.Фонетика. Орфоэпия и графика. Орфография 20 часов, развитие речи 4
часа(24ч)
Фонетика. Звук — единица языка. Звуки и буквы. Фонетическая транскрипция.
Отличие гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие. Согласные
твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных. Правописание ь
Позиционные чередования гласных. Позиционные чередования согласных. Слог.
Ударение. Орфоэпия. Произношение гласных звуков. Произношение согласных
звуков. Озвончение и оглушение согласных. Произношение сочетаний согласных
звуков. Словарные диктанты. Графика — раздел науки о языке. Состав русского
алфавита. Название букв. Орфография. Правописание гласных в корне слова.
Правописание непроверяемых гласных в корне слова. Правописание гласных о—ё
в корне слова. Правописание согласных в корне слова. Правописание удвоенных
согласных в корне слова.
Контрольный диктант с грамматическим заданием- 2 часа
Обучающее изложение от третьего лица – 1 час
Контрольное изложение от третьего лица – 2 часа
Проверочная работа -1 час
Сочинение по картине – 1 час.
5.Морфемика. Словообразование. Орфография 20 часов.
Развитие речи 2 часа(22ч)
Морфема — значимая часть слова. Окончание и основа слова. Корень. Суффикс.
Приставка. Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.
Чередование гласных е//и в корне. Чередование звуков о//а в корне слова.
Правописание корней с чередованием -раст- //
-ращ- // -рос-. Правописание приставок. Правописание приставок на -з, -с. Буквы
ы—и в корне после приставок. Приставки пре- и при-. Буквы и и ы после ц.
Способы образования слов. Сложение. Морфемный разбор слова.
Обучающее сочинение по картине – 1 час
Обучающее изложение – 1 час
Контрольный диктант с грамматическим заданием – 1 час.
6.Лексикология и фразеология 10 часов, развитие речи 3 часа(13ч)
Слово и его значения. Толковые словари, их назначение, структура, словарная
статья. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Эпитет. Метафора. Олицетворение.
Сочинение по картине – 2 часа

Сжатое изложение – 1 час
Контрольная разноуровневая работа – 2 часа
Проектирование – 1 час.
7.Морфология. 57 часов. Развитие речи. 9 часов(66ч)
Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи. Самостоятельные и
служебные части речи.
7.1.Имя существительное как часть речи 20 час, развитие речи 5 часов
Имя существительное как часть речи. Правописание суффиксов существительных
-чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а). Правописание суффиксов существительных-ек-, ик-. Правописание не с именем существительным. Имена существительные
одушевленные и неодушевленные. Имена существительные нарицательные и
собственные. Род имен существительных. Ь после шипящих на конце имен
существительных .Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен
существительных. Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена
существительные. Число имен существительных. Правописание безударных
падежных окончаний имен существительных. Правописание о, е в окончаниях
существительных
после
шипящих.
Морфологический
разбор
имени
существительного.
Контрольное сочинение по картине – 2 часа
Сочинение-описание – 2 часа
Контрольная работа – 1 час.
7.2.Имя прилагательное 17 часов, развитие речи 1 час
Имя прилагательное как часть речи. Имена прилагательные качественные,
притяжательные и относительные. Согласование имени прилагательного с
именами существительными. Имена прилагательные полные и краткие.
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Сравнительная
степень имени прилагательного. Превосходная степень имени прилагательного.
Словообразование и правописание имён прилагательных. Суффиксальный способ
образования имен прилагательных. Правописание -н- и -нн- в прилагательных
Приставочный способ образования имен прилагательных. Правописание не с
прилагательными.
Правописание
сложных
имен
прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Сочинение-описание – 1 час
Контрольная работа разноуровневая работа – 1 час
7.3.Глагол 20 часов, развитие речи 3 часа
Глагол как часть речи. Правописание не с глаголами. Инфинитив. Правописание тся и -ться в глаголах. Вид глагола. Правописание суффиксов -ова- (-ева-), -ыва(-ива-). Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Наклонения
глагола.
Условное
наклонение.
Повелительное
наклонение
глагола.
Изъявительное наклонение глагола. Времена глагола. Настоящее время глагола.
Прошедшее время глагола. Будущее время глагола. Спряжение глагола.
Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола.
Контрольное сочинение – 2 часа
Изложение с цитированием стихотворных строк – 1 час
Контрольная работа –1 час
Проектирование – 1 час
8.Синтаксис 24 часа, развитие речи 3 часа.(27ч)

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Разбор словосочетания. Предложение
и его признаки. Интонация. Типы речи. Логическое ударение. Виды предложений
по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные
предложения. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение.
Обстоятельство. Предложения с однородными членами. Обобщающее слово при
однородных членах предложения. Предложения с обращениями. Предложения с
вводными словами. Предложения с прямой речью. Синтаксический разбор
простого предложения.
Простое и сложное предложение. Словарные диктанты.
Сочинение по картине – 2 час
Сжатое изложение – 1 час
Контрольный диктант с грамматическим заданием – 1 час
9.Повторение в конце года 4 часа
Итоговая разноуровневая контрольная работа – 2 часа.
6 КЛАСС 204 часа в год
1.Речь. Речевая деятельность 14 часов+4 часа
Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность,
связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста.
Микротема текста. Структура текста. План текста. Абзац. Средства связи
предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание,
повествование, рассуждение. Их особенности. Функциональные разновидности
языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, официально-деловой.
Научный стиль, его особенности. Основные жанры официально-делового стиля:
заявление, объяснительная записка, объявление, письмо. Их особенности.
Основные особенности языка художественной литературы.
Входящая контрольная работа – 1 час
Сочинение-описание по картине – 2 часа
Анализ прочитанного текста на понимание – 2 часа
2.Повторение изученного в 5 классе. 9 часов +1 час
Контрольная работа – 1 час
Изложение сжатое – 2 часа
3.Общие сведения о языке – 1час
Русский язык в жизни России.
5.Морфемика. Словообразование. 25 часов+4 часа
Морфема как минимальная значимая единица языка. Правописание корней слов.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и
словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная
цепочка. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью
морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный,
бессуффиксный способы). Сложные слова. Сложение как способ
словообразования. Переход слова из одной части речи в другую как один из
способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово.
Словообразовательные и морфемные словари русского

языка. Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Этимология как раздел языкознания.
Контрольная работа – 1 час
Выборочное изложение – 2 часа
6.Лексикология и фразеология. 19 часов+4 часа
Слово и его значения. Паронимы. Лексика русского языка с точки зрения ее
происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины
заимствования слов. Словари иностранных слов. Архаизмы, историзмы,
неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в
процессе развития языка. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее
употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины,
профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления. Стилистическая
окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.
Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными
сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Стилистические свойства
фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы,
сферы их употребления в речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые
слова. Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского
народа. Фразеологические словари. Основные выразительные средства лексики и
фразеологии.
Сочинение-рассуждение – 2 часа
Отзыв о прочитанном тексте – 2 часа
Редактирование текста – 2 часа
Контрольная работа – 1 час.
Проектирование – 2 часа
7.Морфология. Орфография.103 часа+12 часов, из них:
Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке. 1 час
7.1.Имя существительное. 11 часов+2 часа
Имя существительное как часть речи, общее грамматическое значение,
морфологические свойства, синтаксические функции. Род, число, падеж имени
существительного.
Имена
существительные
общего
рода.
Имена
существительные, имеющие форму только единственного или только
множественного числа. Типы склонений имен существительных. Склоняемые,
несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. Употребление
существительных в речи.
Контрольная работа – 1 час, Административная контрольная работа – 1 час
Редактирование текста – 2 часа
7.2.Имя прилагательное. 11 часов+2 часа
Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое значение,
морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды прилагательных по
значению. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и
грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их
грамматические признаки. Употребление прилагательных в речи.
Сочинение-повествование по впечатлениям– 2 часа
7.3.Глагол. 14 часов+4 часа
Глагол как часть речи. Морфологические свойства, синтаксические функции.
Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и
непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и

условное (сослагательное) наклонения. Настоящее, будущее и прошедшее время
глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые
глаголы. Употребление глаголов в речи.
Отзыв об устном выступлении одноклассника – 2 часа
Сжатое сочинение-рассуждение – 2 часа
Контрольная работа – 1 час
7.4.Местоимение. 22 часа+2часа
Местоимение как часть речи, его общее грамматическое значение,
морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений по
значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений.
Употребление местоимений в речи.
Редактирование текста – 1 часа
Контрольная работа – 1 час
7.5.Имя числительное. 12 часов
Имя числительное как часть речи, его общее грамматическое значение,
морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по
значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых
числительных. Склонение числительных разных разрядов. Употребление
числительных в речи.
Проверочная работа – 1 час.
7.6.Наречие. 32 часа+2 часа
Наречие как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические
признаки, синтаксическая функция. Разряды наречий. Степени сравнения
наречий,
их образование. Правописание наречий. Употребление наречий в речи.
Слова категории состояния. Вопрос о словах категории
состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение,
морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении.
Контрольная работа – 1 час.
Выступление с сообщением-исследованием на лингвистическую тему – 2 часа.
9.Повторение изученного. 8часов
Итоговая контрольная работа - 1 час.
7 КЛАСС 136 часов в год
1.Речь. Речевая деятельность.10 часов+4часа
Смысловая
и
композиционная
цельность, связность
текста.
Тема,
коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Структура текста. Простой и сложный план текста. Абзац.
Средства связи предложений и частей текста. Чтение как вид деятельности.
Функциональные стили: научный, публицистический. Их особенности.
Проверочная работа – 1 час.
Стартовая диагностика – 1 час.
Сочинения – рассуждения -4 часа
2.Повторение изученного в 5—6 классах. 8 часов+2 часа
Контрольная работа – 1 час.
Изложение подробное – 2 часа
3.Общие сведения о языке – 1час
Русский язык в современном мире
7.Морфология. Орфография.85 часов+20, из них:

7.1.Причастие. 28 часов+6 часов
Место причастия в системе частей речи. Причастие, его грамматические
признаки.
Действительные и страдательные причастия. Причастия настоящего и
прошедшего времени. Образование причастий. Полные и краткие формы
страдательных причастий. Синтаксическая функция причастия. Причастный
оборот. Отличие причастия и отглагольного прилагательного. Правописание н и
нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Слитное и раздельное
написание не с причастиями. Употребление причастий в речи.
Проверочная работа – 1 час.
Контрольная работа – 1 час.
Проектирование – 2 часа.
Сочинение-рассуждение – 3часа.
Сочинение по картине – 2 часа.
Изложение – 1 час
7.2.Деепричастие. 12 часов+3часа
Место деепричастия в системе частей речи. Деепричастие, его грамматические
признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Образование
деепричастий. Синтаксическая функция деепричастия. Деепричастный оборот.
Употребление деепричастий в речи.
Контрольная работа - 1 час.
Изложение – 1 час
Сочинение по картине – 2 часа
7.3.Служебные части речи. 1 час
Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных
частей речи.
7.4.Предлог. 10 часов+3часа
Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Производные и непроизводные
предлоги. Простые и составные предлоги. Правописание предлогов.
Употребление предлогов в речи.
Сочинение-описание – 1час.
Изложение – 2 часа
7.5.Союз. 14 часов+2часа
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды.
Союзы простые и составные. Правописание союзов. Употребление союзов в речи.
Сочинение-рассуждение – 1час
Контрольное сжатое изложение – 1 час.
7.6.Частица. 15 часов+4часа
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Правописание частиц. Употребление частиц в речи.
Контрольная работа по теме «Служебные части речи» - 1 час.
Проектирование – 2 часа.
Сочинение-рассуждение – 2часа.
Сочинение по картине – 2часа.
7.7.Междометия и звукоподражательные слова. 5 часов+2часа
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий.
Семантические разряды междометий. Звукоподражательные слова.
Итоговая контрольная работа – 1 час
Сочинение-рассуждение – 2часа

9.Повторение. 4 часа+2часа
Контрольное изложение – 2 часа
8 КЛАСС 102 часа
1.Речь. Речевая деятельность 17 часов
Углубление знаний: текст, типы речи. Способы и средства связи предложений.
Стили речи. Разговорный язык, его жанры. Научный стиль, его жанры: аннотация,
рецензия, отзыв. Основные жанры официально-делового стиля: расписка,
доверенность, заявление, резюме. Их особенности. Публицистический стиль, его
жанры: заметка, репортаж, очерк.
Стартовая диагностическая работа – 1 час
2.Повторение изученного в 5—7 классах. 6 часов
Контрольная работа – 1 час
3.Общие сведения о языке – 1час
Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии
русского языка
8 Синтаксис. 72 часа
8.1Синтаксис как раздел грамматики.7часов
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства
синтаксической связи. Основные признаки словосочетания. Основные виды
словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные,
глагольные,
наречные. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление,
примыкание. Предложение как минимальное речевое высказывание.
Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Логическое ударение. Виды предложений по цели
высказывания:
невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности. Виды предложений по
эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Их
интонационные и смысловые особенности. Предложения утвердительные
и отрицательные, их смысловые и структурные различия.
Проверочная работа - 1 час
8.2.Двусоставное предложение. 15 часов
Главные члены предложения. Предложения простые и сложные, их структурные и
смысловые различия. Простое двусоставное предложение. Синтаксическая
структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения.
Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого:
простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы
их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого Второстепенные
члены предложения, их виды и способы выражения.
Второстепенные
члены
предложения:
определение
(согласованное,
несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение
(прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели,
причины, меры, условия). Способы выражения второстепенных членов
предложения. Прямой и обратный порядок слов в простом предложении, его
коммуникативная
и
экспрессивно-стилистическая
роль
Предложения
распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
Контрольная работа – 1 час
Проектирование – 2 часа.
8.3.Односоставное предложение. 8 часов

Односоставные предложения, их виды, структурные и смысловые особенности.
Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных
предложений:
определенно-личные,
неопределенно-личные,
безличные,
обобщенно-личные, назывные. Их структурные и смысловые особенности.
Контрольная работа по теме «односоставные
и двусоставные предложения» - 1 час
8.4.Предложения осложненной структуры. 42 часа
Предложения с однородными членами, их интонационные и пунктуационные
особенности. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и
пунктуационные особенности предложений с однородными членами.
Однородные и неоднородные определения. Стилистические возможности
предложений с однородными членами. Обобщающие слова при однородных
членах предложения.
Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и
пунктуационные особенности. Обособленное определение и приложение.
Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного
определения. Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный
оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их
употребления.
Обособленные
дополнения.
Уточняющие,
поясняющие,
присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные
особенности. Предложения с обращениями вводными словами и вставными
конструкциями. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как
средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы
вводных конструкций по значению. Использование вводных слов как средства
связи предложений и смысловых частей текста Обращение (однословное и
неоднословное), его функции и способы выражения. Интонация предложений
с обращением.
Проверочная работа – 1 час
Контрольная работа – 1 час
Проектирование – 1 час
9.Повторение изученного 6 часов
Итоговая контрольная работа – 2 часа.
9 КЛАСС (102 часа)
1.Речь. Речевая деятельность 25 часов
Углубление знаний: текст, типы речи. Способы и средства связи предложений в
тексте. План и тезисы как виды информационной переработки текста.
Конспект, реферат. Функциональные разновидности языка: разговорный
язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой,
язык художественной литературы. Сообщение, доклад как жанры научного стиля.
Их особенности. Основные жанры публицистического стиля: выступление,
статья, эссе, интервью. Их особенности.
Стартовая диагностическая работа – 2 часа.
2.Повторение изученного в 5—8 классах. 6 часов
Контрольная работа – 2 часа.
3.Общие сведения о языке – 5часов
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования
современного русского языка
8.Синтаксис и пунктуация. 56 часов, из них:
8.1.Сложное предложение. 2 часа.

Сложное предложение и его виды. Смысловое, структурное и интонационное
единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической
связи между частями
сложного предложения: интонация, союзы,
самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные
(сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения. Знаки препинания в
сложном предложении.
Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном
предложении.
8.2.Сложносочиненное предложение. 7 часов
Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения
между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных
предложений. Интонационные особенности сложносочиненных предложений с
разными типами смысловых отношений между частями.
Проверочная работа – 1 час
8.3.Сложноподчиненное предложение. 24 часа
Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части
предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения:
интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Различия
подчинительных союзов и союзных слов.
Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений
между главной и придаточной частями, по структуре, синтаксическим средствам
связи.
Вопрос
о
классификации
сложноподчиненных
предложений.
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной,
изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, образа действия, меры и
степени, сравнения, условия, уступки, причины, следствия, цели). Различные
формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчиненные
предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное
подчинение придаточных частей.
Контрольная работа – 2 часа
Индивидуальное проектирование – 1 час.
8.4.Бессоюзное сложное предложение. 7 часов
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения,
интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.
8.5.Сложное предложение с разными видами
союзной и бессоюзной связи. 6 часов
Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и
подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и
бессоюзием; подчинением и бессоюзием.
8.6.Чужая речь и способы ее передачи. 10 часов
Синтаксические конструкции с чужой речью. Способы передачи чужой речи:
прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.
Диалог. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание.
Контрольный диктант с грамматическим заданием – 2 часа.
Индивидуальное проектирование – 2 часа.
9.Повторение изученного. 10 часов
Итоговая контрольная работа – 2 часа.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе
используется

№
П/П
1.

2

3

4

5

6
7
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19
1

1
2
3
4
5
1
2

1

НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Библиотечный фонд
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р.,
Юрьева И.С.
Русский язык 5 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А.Быстровой . М.,
Русское слово, 2013
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р.,
Юрьева И.С.
Русский язык 6 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А.Быстровой . М.,
Русское слово, 2013
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р.,
Юрьева И.С.
Русский язык 7 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А.Быстровой . М.,
Русское слово, 2013
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р.,
Юрьева И.С.
Русский язык 8 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А.Быстровой . М.,
Русское слово, 2013
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р.,
Юрьева И.С.
Русский язык 9 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А.Быстровой . М.,
Русское слово, 2013
Орфографический словарь «Слитно или раздельно»
Словарь лингвистических терминов
Краткий политический словарь
Орфографический словарь «Прописная или строчная»
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М, 1995
Ушаков Д.Н. Школьный орфографический словарь. М., 1998
Виноградов В.В. «Грамматика русского языка»
Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»
Обратный словарь русского языка
Даль В. И. «Пословицы и поговорки русского народа»
Словарик синонимов и антонимов
Школьный фразеологический словарь
Краткий этимолого-орфографический словарь
Словарь омонимов русского языка
Печатные пособия
Ладыженская Т. А. Зельманова Л. М. Практическая методика
русского языка 5 класс. М., Просвещение,1995.
Экранно-звуковые пособия
Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 5 класс
Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 6 класс
Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 7-8 класс
Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 9 класс
Мультимедийный тренажёр по русскому языку «МедиаХауз»
Технические средства обучения
Компьютер
Интерактивная доска
Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Александрова
Ольга
Макаровна, Быстрова
Александровна, Гамазкова Ольга Владимировна

Елена

КОЛИЧЕСТВО
По количеству
учащихся
По количеству
учащихся
По количеству
учащихся
По количеству
учащихся
По количеству
учащихся

1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

2.
3.
4.
5.
6

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Редактор: Садыкова Р. Х.
Издательство: Дрофа,
2013
Подробнее:http://www.labirint.ru/books/376860/
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский
язык» http://www.gramota.ru
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Основные правила грамматики русского языка http://www.stihirus.ru/pravila.htm
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по
русскому языку http://www.svetozar.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников
http://learning-russian.gramota.ru
Демонстрационные пособия (таблицы)
Разделительные Ъ и Ь
Буквы О — А в корнях — лаг-, -лож-, -раст-, -рос-.
Буквы Е-И в корнях с чередованием
Буквы О-А в корнях — гар-, -гор-, -кас-. -косБуквы И-Ь1 после Ц
Употребление Ь на конце слов после шипящих
Правописание — ТЬСЯ, - ТСЯ.
Безударные гласные в окончаниях прилагательных
Гласные в приставках IIPE-, ПРИНЕ с существительными
НЕ с прилагательными
Дефисное написание сложных прилагательных
Н и НН в суффиксах прилагательных
Правописание НЕ с причастиями
Н и НН в суффиксах причастий
Различение НЕ и НИ
Как определить спряжение глагола с безударным окончанием
Спряжение глаголов
Три склонения имён существительных
Склонение имён прилагательных
Разряды местоимений
Причастие как особая форма глагола
Действительные и страдательные причастия
Деепричастие как особая форма глагола
Союзы при однородных членах предложения
Члены предложения
Односоставные предложения
Знаки препинания при однородных членах предложения
Предложения с прямой речью
Обособление определений
Обособление обстоятельств
Знаки препинания в ССП
Знаки препинания в СПП
Знаки препинания в СПП с несколькими
придаточными
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами
связи
Знаки препинания в БСП

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

37
38
39
40

Стили речи
Высказывания о языке
Текст
Типы речи

1
1
1
1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО
(РОДНОГО) ЯЗЫКА
Выпускник научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и
информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей
языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной
и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу
речи и функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части
речи и междометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при
проведении морфологического анализа слов;

 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной
структуры;
 проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и
морфологический анализ в практике правописания;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
 использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
 опознавать различные выразительные средства языка;
 писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады,
интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную
позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского
опыта;
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».