Обществознание 5-9 классы

Краснодарский край, Абинский раойн, п. Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза С.С.Азарова
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _обществознанию_____________________________________________
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) _основное общее образование, 5 – 9 классы ___
(начальное общее,

основное общее образование

с указанием классов)

Количество часов _170________
Учитель _Филипенко Оксана Алексеевна____________________________
Программа разработана в соответствии и на основе федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования (приказ МОН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №
5, с учетом авторской программы курса «Обществознание» Л.Н.Боголюбова,
Москва «Просвещение», 2014г.
(указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания)

1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе ФГОС, примерной
образовательной программы основного общего образования (одобреной
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) 5-9 классы , учебного
плана МБОУ СОШ № 5, Основной образовательной программы основного
общего образования (ООП ООО) 5-9 класс МБОУ СОШ № 5 и с учётом
авторской Л.Н. Боголюбова Москва «Просвещение» 2016
Планируемые результаты освоения курса обществознания
5 класс
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека,
особенности подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные
характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль
мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения межличностных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам
разрешения межличностных конфликтов.

раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной
жизни и поведения человека;

различать отдельные виды социальных норм;

характеризовать основные нормы морали;

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить
примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного
общества;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных
условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления
своей будущей профессиональной деятельности;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные
функции семьи в обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни;
осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.
Выражать собственное отношение к различным способам разрешения
семейных конфликтов.
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия
«гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы
граждан, гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на
ситуациях, связанных с деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на
примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей,
угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при
характеристике межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного
воздействия группы на человека, делать выводы.
 использовать элементы причинно-следственного анализа для
понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения
семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости
соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение
в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при
характеристике семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной
семейной политике из адаптированных источников различного типа.
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия
«гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы
граждан, гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего
государства;

 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
 использовать знания и умения для формирования способности
уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

6 класс
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека,
особенности подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные
характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль
мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения межличностных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам
разрешения межличностных конфликтов.
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной
жизни и поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного
характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для
определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить
примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного
общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и
особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм
отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на
ситуациях, связанных с деятельностью человека;

 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на
примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей,
угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при
характеристике межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного
воздействия группы на человека, делать выводы.
 использовать элементы причинно-следственного анализа для
понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
 учитывать общественные потребности при выборе направления
своей будущей профессиональной деятельности;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным
проблемам молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения
семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости
соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение
в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при
характеристике семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной
семейной политике из адаптированных источников различного типа.
7 класс
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества,
раскрывать роль природы в жизни человека;
 выполнять несложные познавательные и практические задания,
основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах
общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему
человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное
поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации
на общество и личность;
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной
жизни и поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;

 критически осмысливать информацию морально-нравственного
характера,
полученную
из
разнообразных
источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить
примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного
общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и
особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм
отклоняющегося поведения.
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы
граждан, гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
 раскрывать
особенности
гражданской
дееспособности
несовершеннолетних;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных
правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать
специфику
уголовной
ответственности
несовершеннолетних;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную
из
доступных
источников,
систематизировать,
анализировать
полученные
данные;
применять
полученную
информацию для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нормами поведения, установленными законом.
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности:
производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать
социально-экономическую
роль
и
функции
предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

 характеризовать
семейного бюджета;

экономику

семьи;

анализировать

структуру

Выпускник получит возможность научиться:
 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и
характеризовать основные направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
 использовать элементы причинно-следственного анализа для
понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
 использовать знания и умения для формирования способности
уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в
предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и
правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности,
собственный возможный вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе
правовыми способами и средствами.
 анализировать с опорой на полученные знания несложную
экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний
сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи,
отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности
человека;
 грамотно применять полученные знания для определения
экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально
распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет.
8 класс
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные
характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль
мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;

раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной
жизни и поведения человека;


различать отдельные виды социальных норм;

характеризовать основные нормы морали;

критически осмысливать информацию морально-нравственного
характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для
определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями;

объяснять причины отклоняющегося поведения;

описывать негативные последствия наиболее опасных форм
отклоняющегося поведения.

характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры,
выражать свое мнение о явлениях культуры;

описывать явления духовной культуры;

объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

оценивать роль образования в современном обществе;

различать уровни общего образования в России;

находить и извлекать социальную информацию о достижениях и
проблемах развития культуры из адаптированных источников различного
типа;

описывать духовные ценности российского народа и выражать
собственное отношение к ним;

объяснять необходимость непрерывного образования в современных
условиях;

учитывать общественные потребности при выборе направления
своей будущей профессиональной деятельности;

раскрывать роль религии в современном обществе;

характеризовать особенности искусства как формы духовной
культуры.

описывать социальную структуру в обществах разного типа,
характеризовать основные социальные общности и группы;

объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

характеризовать ведущие направления социальной политики
Российского государства;

выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

описывать основные социальные роли подростка;

конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути
их разрешения;

характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные
функции семьи в обществе;

раскрывать основные роли членов семьи;

характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни;
осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;


выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.
Выражать собственное отношение к различным способам разрешения
семейных конфликтов.
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности:
производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические
явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать
полученные данные об экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения,
касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на
экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при
анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической
деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру
семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения
участников экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять
практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на
примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей,
угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа для
понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения
достижений культуры;

 характеризовать основные направления развития отечественной
культуры в современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и
Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и
мода.
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным
проблемам молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения
семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости
соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение
в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при
характеристике семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной
семейной политике из адаптированных источников различного типа.
 анализировать с опорой на полученные знания несложную
экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с описанием состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний
сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи,
отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности
человека;
 грамотно применять полученные знания для определения
экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально
распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет.
9 класс
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать
и
сравнивать
различные
формы
правления,
иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального
устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их
основные признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы
демократии;

 называть признаки политической партии, раскрывать их на
конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической
жизни.
 характеризовать
государственное
устройство
Российской
Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их
полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти
РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия
«гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы
граждан, гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать
особенности
гражданской
дееспособности
несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних
в трудовых отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных
правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать
специфику
уголовной
ответственности
несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности получить
образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с
гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в
предлагаемых
модельных
ситуациях
определять
признаки
правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой
прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную
из
доступных
источников,
систематизировать,
анализировать
полученные
данные;
применять
полученную
информацию для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:

 осознавать значение гражданской активности и патриотической
позиции в укреплении нашего государства;
 соотносить различные оценки политических событий и процессов и
делать обоснованные выводы.
 аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе
изменений на положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности
уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в
предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и
правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности,
собственный возможный вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе
правовыми способами и средствами
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 136 учебных часов. При этом в ней
предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 37 учебного
часа для использования разнообразных форм организации учебного
процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических
технологий.
Для эффективной подготовки учащихся к итоговой аттестации эти часы
отведены для повторения.
2. Содержание курса.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий
человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные
возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.
Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие
деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.
Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в
жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные
отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные
конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества
и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы
жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей
стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность
международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения.

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные
нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм.
Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы.
Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в
жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм.
Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в
жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и
мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности
социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный
контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни
современного общества. Научно-технический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях
информационного общества. Система образования в Российской Федерации.
Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация.
Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль
религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент
духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы.
Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли
в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные
отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли
членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями.
Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского
государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика государства. Формы правления. Формы государственнотерриториального устройства. Политический режим. Демократия, ее
основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.
Участие граждан в политической жизни. Опасность политического
экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное
самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные
конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской
Федерации – основной закон государства. Конституционные основы

государственного строя Российской Федерации. Государственные символы
России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы
государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент
Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание
Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и
гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности
гражданина
Российской
Федерации.
Взаимоотношения
органов
государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и
свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о
правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система
российского
законодательства.
Источники
права.
Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и
дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и
функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав
потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые
правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании
трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и
обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся
без попечения родителей. Особенности административно-правовых
отношений. Административные правонарушения. Виды административного
наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды
преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их
защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в
возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита
жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и
услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы
производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный
механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть
современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и
стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и
функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов,
функции, налоговые системы разных эпох.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная
карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы
дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг,
онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья,
имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые
активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от
финансовых
махинаций.
Экономические
функции
домохозяйства.
Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и
расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
Инфляция.
Распределение содержания курса по классам.
Человек. Деятельность человека
5 класс: Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения
между поколениями. Особенности подросткового возраста. Познание
человеком мира и самого себя.
6 класс: Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности.
Игра, труд, учение. Общение. Роль деятельности в жизни человека и
общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и
деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их
разрешения. Способности и потребности человека. Особые потребности
людей с ограниченными возможностями
Проект «Наш класс»
8 класс: Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и
различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность.
Общество
7 класс: Взаимосвязь общества и природы. Экологический кризис и
пути его разрешения.
Проекты «Экологические проблемы поселка, района, края»,
«Чистые берега»
8 класс: Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие
общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Типы обществ. Глобальные проблемы современности.
Усиление взаимосвязей стран и народов. Опасность международного
терроризма. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на
нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Проекты «СМИ и их влияние на общество»
Социальные нормы
5 класс: Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм.
Проекты «Герои Отечества»
7 класс: Социальные нормы как регуляторы поведения человека в
обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются
социальные нормы.
8 класс: Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные
нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества.

Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.
Моральная ответственность. Уважение социального многообразия.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость
здорового образа жизни. Социализация личности. Особенности социализации
в подростковом возрасте.
Проекты «Девиантность и его общественная опасность»
9 класс: Право, его роль в жизни человека, общества и государства.
Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.
Сфера духовной культуры
5 класс: Образование, его значимость в условиях информационного
общества.. Самообразование.
Проект «Школа будущего»
8 класс: Культура, ее многообразие и основные формы. Система
образования в Российской Федерации. Уровни общего образования.
Государственная итоговая аттестация. Наука в жизни современного
общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие
науки в России. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль
религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент
духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Проект «Основные конфессии на территории поселка, района»
Социальная сфера жизни общества
5 класс: Семья и семейные отношения. Основные роли членов семьи.
Досуг семьи. Семейные ценности и традиции. Функции семьи.. Этнос и
нация. Россия – многонациональное государство.
Проекты «Семейный альбом», «Культура народов Кубани»
8 класс: Социальная структура общества. Социальные общности и
группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные
социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность..
Социальные конфликты и пути их разрешения. Социальная политика
Российского государства.
Национальное самосознание. Отношения между нациями.
Политическая сфера жизни общества
9 класс: Политика и власть. Роль политики в жизни общества.
Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя
и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственнотерриториального устройства. Политический режим. Демократия, ее
основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.
Участие граждан в политической жизни. Опасность политического
экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное

самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные
конфликты и способы их разрешения.
Проекты «Деятельность местного самоуправления в поселке
Ахтырском», «Формирование гражданского общество в поселке, районе»
Гражданин и государство
5 класс: Наше государство – Российская Федерация. Государственные
символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. .
7 класс: Конституционные права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации. Правоохранительные органы.
9 класс: Правоохранительные органы. Конституция Российской
Федерации – основной закон государства. Конституционные основы
государственного строя Российской Федерации. Органы государственной
власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской
Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской
Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система
Российской
Федерации.
Гражданство
Российской
Федерации.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы
реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные
международные документы о правах человека и правах ребенка.

Основы российского законодательства
7 класс: Понятие, виды и функции юридической ответственности
9 класс: Система российского законодательства. Источники права.
Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и
дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Презумпция
невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданскоправовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав
потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые
правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании
трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и
обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся
без попечения родителей. Особенности административно-правовых
отношений. Административные правонарушения. Виды административного
наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды
преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их
защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в
возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита
жертв вооруженных конфликтов.

Экономика
5 класс: Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних
хозяйств. Выбор профессии.
Проекты «Моя будущая профессия»
7 класс: Понятие экономики. Товары и услуги. Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение.
Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда.
Разделение труда и специализация. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и
их функции. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Проекты «Деньги в истории человечества», «Реклама»
8 класс: Роль экономики в жизни общества. Собственность. Инфляция,
ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды
рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование
труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции
государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции,
налоговые системы разных эпох. Налогообложение граждан. Банковские
услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы
дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг,
онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья,
имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые
активы. Пенсионное обеспечение. Защита от финансовых махинаций.
Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

3. Таблица тематического распределения количества часов.
№

I

Разделы
Введение
Человек.
Деятельност
ь человека

5 кл.
1

6

III

Рабочая программа
Количество часов
6 кл.
7 кл
8 кл.
1
1
1

23

-

3

9 кл
1

-

Общество.
-

-

6

3

-

 использовать знания о биологическом и социальном в
человеке для характеристики его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни
человека, особенности подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять
сущностные характеристики и основные виды деятельности
людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными
примерами группы потребностей человека;
 приводить примеры основных видов деятельности
человека;
 выполнять несложные практические задания по
анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения
межличностных
конфликтов;
выражать
собственное отношение к различным способам разрешения
межличностных конфликтов.
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и
общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные
типы обществ;
 характеризовать
движение
от
одних
форм

общественной жизни к другим; оценивать социальные явления
с позиций общественного прогресса;
 различать экономические, социальные, политические,
культурные явления и процессы общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические
задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека
в разных сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную
проблему человечества, раскрывать причины экологического
кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в
предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на
практике экологически рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой
коммуникации на общество и личность;
 конкретизировать
примерами
опасность
международного терроризма.
V

Социальные
нормы

2

9

3

5

1

 раскрывать роль социальных норм как регуляторов
общественной жизни и поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию моральнонравственного характера, полученную из разнообразных
источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для определения
собственной позиции, для соотнесения своего поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями;

 раскрывать
сущность
патриотизма,
гражданственности; приводить примеры проявления этих
качеств из истории и жизни современного общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие
черты и особенности;
 раскрывать
сущность
процесса
социализации
личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных
форм отклоняющегося поведения.
VI

Сфера
духовной
культуры

4

-

-

4

-

 характеризовать развитие отдельных областей и форм
культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в
современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о
достижениях
и
проблемах
развития
культуры
из
адаптированных источников различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и
выражать собственное отношение к ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в
современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе
направления своей будущей профессиональной деятельности;

 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы
духовной культуры.
VII

Социальная
сфера жизни
общества

9

-

-

4

-

 описывать социальную структуру в обществах разного
типа, характеризовать основные социальные общности и
группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и
групп;
 характеризовать ведущие направления социальной
политики Российского государства;
 выделять параметры, определяющие социальный
статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых
статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной
мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в
современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и
основные пути их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах
основные функции семьи в обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа
жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки
безопасных условий жизни;

 выполнять несложные практические задания по
анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных
конфликтов.
VIII Политическа
я
сфера
жизни
общества

-

IX

-

-

-

10

Гражданин и
государство
3

-

6

-

4

 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления,
иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственнотерриториального устройства;
 различать различные типы политических режимов,
раскрывать их основные признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и
принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать
их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в
политической жизни.
 характеризовать
государственное
устройство
Российской Федерации, называть органы государственной
власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
 объяснять
порядок
формирования
органов
государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл
понятия «гражданство»;

 называть и иллюстрировать примерами основные права
и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
 характеризовать
конституционные
обязанности
гражданина.
X

Основы
российского
законодатель
ства

-

-

2

-

17

 характеризовать
систему
российского
законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности
несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения
несовершеннолетних в трудовых отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов,
родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и
уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и
наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности
несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности
получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации,
связанные
с
гражданскими,
семейными,
трудовыми

правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять
признаки
правонарушения,
проступка,
преступления;
 исследовать несложные практические ситуации,
связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию
правового характера, полученную из доступных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нормами
поведения, установленными законом.
XI

Экономика

8

-

15

13

-

 объяснять проблему ограниченности экономических
ресурсов;
 различать основных участников экономической
деятельности:
производителей
и
потребителей,
предпринимателей и наемных работников; раскрывать
рациональное
поведение
субъектов
экономической
деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность
труда;
 характеризовать основные экономические системы,
экономические явления и процессы, сравнивать их;
анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования
экономики; анализировать действие рыночных законов,

выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной
экономики; анализировать структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции
предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни
общества из адаптированных источников различного типа;
анализировать несложные статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные
суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической
жизни и опирающиеся на экономические знания и личный
опыт; использовать полученные знания при анализе фактов
поведения участников экономической деятельности; оценивать
этические
нормы
трудовой
и
предпринимательской
деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов
экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать
структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов
поведения участников экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного
успеха.
Итоговое

1

1

1

1

1

повторение
Итого

34

34

34

34

34

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список основной литературы:
1. 5 класс Обществознание. 5 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой Москва «Просвещение» 2009 г.
2. 6 класс Обществознание. 6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой Москва «Просвещение» 2009 г.
3. 7 класс Обществознание. 7 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой Москва «Просвещение» 2009 г.
4. 8 класс Обществознание. 8 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой. Москва «Просвещение» 2010 г.
5. 9 класс Обществознание. 9 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбов, А. И. Матвеева Москва «Просвещение» 2011 г.
5. П.А.Баранов. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА

Технические средства:
1.Мультимедийный проектор
2.Компьютер
3.Интерактивная доска
Ресурсы Интернет
1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
3. Обществознание. Тесты онлайн humanitar.ru/examenation, ege.yandex.ru/social/ soc.reshuege.ru/ 5ballov.qip.ru/test/ege
4. Школьный портал «Про Школу ру» www.proshkolu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».