аннотации к рабочим программам НОО

Аннотации к рабочим программам ФГОС НОО УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Наименование
рабочей
программы

Краткая аннотация

Русский язык
1-4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской
программы «Русский язык» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкина, (УМК «Школа России»),
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования:
становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности
к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной
компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством
развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации
личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического
образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему
образованию.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
- социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции
обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих
практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями,
задачами и условиями общения;
- освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- формирование навыков культуры речи во всех еѐ проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в
диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты-описания и текстыповествования небольшого объѐма;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к
сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.
На изучение курса «Русский язык» в начальной школе выделяется 675 ч. В 1-м классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33
учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и
50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—3 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
В 4 классе – 153ч (4,5 часа в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного
Литературное
чтение 1 - 4 образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на
основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение» 1-4 класс
классы
(УМК «Школа России),
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный
навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует
общему развитию ребѐнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной
школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования
младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с
разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение
опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное
произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование
нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к
отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только
обучения, но и воспитания.
Знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и
эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию

личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация обучающихся на
моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения
культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Курс «Литературное чтение» направлен на решение следующих задач:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отражѐнной в художественной литературе;
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности
произведений.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит
младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его
продолжительность 23 недели по 9 часов (4 чтения + 5 письма) в неделю (уплотняются часы учебного плана по
русскому языку и литературному чтению, что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями
учащихся и спецификой используемых учебных средств. Резервные часы (10) добавлены к после букварному периоду
обучения чтению. Резервные часы (40) (Литературное чтение) добавлены: в раздел «аудирование» (слушание) – 10
часов в раздел «чтение» - 30 часов
В связи со «ступенчатым» режимом обучения в первом полугодии (СанПиН 2.4.2.28 21-10) на предмет «Литературное
чтение» по программе отведено 132 часов, из них 92+ 40 часов (23 учебные недели) отводится урокам обучения
грамоте. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» рассчитана на 523 ч. В 1 классе на изучение
литературного чтения отводится 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебных недели), во 2 - 3 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34
учебные недели в каждом классе), в 4 классе – 119 часа по 3,5 часа в неделю.
Математика 1 - 4 Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Математика»
классы
М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой (УМК «Школа России)
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет
важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приѐмов умственной деятельности:
школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные
связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают
определѐнные обобщѐнные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания
способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а
также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия

обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие обучающихся, формируют способность к
самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу
умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего
успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во
взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников – формирование способности к интеллектуальной деятельности,
пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию,
различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации;
- освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование
арифметических способов для решения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические
задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального
математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными
математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и
объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебнопознавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать
суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов
познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с

Окружающий
мир 1 - 4 класс

другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ№5 всего на изучение учебного предмета «Математика» в начальной школе
выделяется 540 часов: в 1 классе – 132ч (33 учебные недели), во 2-4классах – по 136ч (34 учебные недели в каждом
классе)
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Окружающий мир» вводится как
обязательный компонент.
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру для
начальной школы, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», (УМК «Школа России).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нѐм человека на основе единства рационально-научного
познания и эмоционально-ценностного осмысления ребѐнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и
конфессионального многообразия российского Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населѐнному пункту, региону, в котором проживают дети, к
России, еѐ природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребѐнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нѐм;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер,
соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даѐт обучающемуся материал
естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его
важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даѐт ученику
ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и
предсказуемыми, найти своѐ место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в
гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своѐ личное, так и социальное
благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений
как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках
различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и
других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-

гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего
школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных
национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие
и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом,
курс создаѐт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего
развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребѐнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными
науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование
позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в
формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их
единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своѐ
место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в
окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает
широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это
позволит обучающимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей
природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы
значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурноценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и
нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нѐм заложена содержательная основа для широкой реализации
межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым
подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного
искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и
эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
По учебному плану МБОУ СОШ №5 на изучение курса «Окружающий мир» в 1-4-ых классах отведен 1 час в неделю.
Уплотнение материала произведено за счѐт резервных часов, а также за счѐт уплотнения материала в разделе
«Человек и природа» на 46 часов, в разделе «Человек и общество» на 35 часов. Программный материал изучается в
полном объѐме. На основании письма ГБОУ ИРО КК о рекомендациях по профилактике травматизма на железной
дороге, а также о недопустимости нахождения вблизи объектов контактной сети, были внесенычетыре темы в 1-4

Технология
1 - 4 классы

классах при изучении раздела «Человек и общество» с целью предупреждения травматизма несовершеннолетних на
объектах железнодорожной инфраструктуры. Согласно учебного плана МБОУ СОШ№5 всего на изучение учебного
предмета «Окружающий мир» отводится 135 часов: 1 класс – 33ч (1 час в неделю, 33 учебные недели)2,3,4-ые классы
- 34ч (1 час в неделю, 34 учебные недели)
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Технология» вводится как
обязательный компонент.
Программа учебного курса «Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, примерной программы по технологии для начальной школы.
В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций
приобретают всѐ большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной
школы. Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у обучающихся
картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и
методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных
действий. В нѐм все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование,
оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации,
нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т.д.) достаточно наглядны
и, значит, более понятны детям. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно
выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроке технологии. Знание последовательности
этапов работы, чѐткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения
заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности. Учебный предмет
«Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даѐт ребѐнку
представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции
процессов, правил, требований, предъявляемой к технической документации, но и показывает, как использовать эти
знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний,
выполнении практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего
развития ребѐнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы
специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
1. Приобретение личного опыта как основы обучения и познания.
2. Приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения
технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью.
3. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношение к труду и людям труда.

Основные задачи курса:
1. Духовно-нравственное развитие обучающихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта
человечества, отражѐнного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному
миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с
современными профессиями.
2. Формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе
знакомства с ремѐслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения
личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других.
3. Формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовнопсихологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых
умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности.
4. Развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и
технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребѐнка, а также на основе мотивации
успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях.
5. Формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и
применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных
условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в
практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета
«Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать
различные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в
процессе обсуждения, т.е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного
способа и т.д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения
работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления
изделий, освоение приѐмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного
соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования,
хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 5 всего на изучение учебно-го предмета «Технология» в начальной школе

Музыка
классы

выделяется 135 часов, из них в 1 классе – 33 часа (1час в неделю, 33 учебные недели); по 34 часа во 2, 3, 4 классах (1
час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)
1-4 Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по музыке и на
основе авторской программы Критской Е.Д, Сергеевой Г.П., Шмагиной Т. С. «Музыка» (УМК «Школа России»)
. При создании программы учитывались потребности современного российского общества и возрастные особенности
младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности
современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые
технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой
части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии
духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
• воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного
вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории,
традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во
всем многообразии его форм и жанров;
• воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
•
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного,
прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и
настоящего;
• накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных
знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития
певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и
творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и
искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного
восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и
умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших
ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи
музыки и жизни.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в начальной

школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2,3,и 4 классах (1 ч в
неделю, 34 учебные недели в каждом классе)
Изобразительное Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии требованиями
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, на основе
искусство
авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, В.Г. Горяевой, А.С.
1-4 классы
ПитерскихГ.Е. (УМК «Школа России»)
Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры
мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации,
накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической
отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи обучения:
- развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира;
- формирование эстетического отношения к природе;
- формирование представлений о трех видах художественной деятельности: изображении, украшении, постройке.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными
предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в
основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных
инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Смысловая и
логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов
обучения.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в
коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от
родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг
за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
По примерной программе на изучение изобразительного искусства отведено 134ч. Согласно учебному плану МБОУ
СОШ №5 всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе выделяется 135
часов, из них в 1 классе - 33 часа в год, во 2,3,4-ых классах по 34 часа в год (1 час в неделю).
Аннотация к рабочей программе по
Физическая
культура
1-4 Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина
классы
России, планируемых результатов начального образования и авторской программы В.И.Ляха «Физическая культура».

Кубановедение
1-4 классы

Цель и задачи программы:
формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности
физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние
здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных)способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники
безопасности во время занятий;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в
свободное время на основе формирования интересов к определѐнным видам двигательной активности и выявления
предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости,
смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов
(представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчѐта 3ч в неделю (всего 405ч): в I классе —99ч, во 2 классе
— 102ч, в 3 классе — 102ч, в 4 классе — 102ч.
В примерной программе по физической культуре указано, допускается для бесснежных районов РФ заменять тему
«Лыжные гонки» углубленное освоение содержания тем «Гимнастика» и «Подвижные игры». В то же время в
отсутствие реальных возможностей для освоения школьниками содержания раздела «Плавание» разрешается заменять
его содержание легкоатлетическими и общеразвивающими упражнениями (стр.102).
Так по примерной программе дано 270 часов, а по программе учителя 405 часов с заменой разделов «Лыжные гонки»
(48ч) и «Плавание» (22ч) разделами «Кроссовая подготовка» и «Кубанские народные игры»
Авторской программы «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края
(доработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования), под редакцией Ерѐменко Е.Н, Мирук М.В., Зыгиной Н.М., Шевченко Г.В., (ОИПЦ «Перспективы
образования с изменениями, Краснодар, 2014)
Цель предмета «Кубановедение» в начальной школе - развитие и воспитание гуманной, социально активной личности,
относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, еѐ истории, культуре, уважительно - к жителям
края.
Данная учебная дисциплина в системе общею развития учащихся призвана решать следующие задачи:
воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного
наследия своего края;

Английский
язык 2-4 классы

- развитие экологического мышления, формирование эколог ической грамотности;
формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребенка, толерантного отношения к людям
разных национальностей, вероисповеданий;
развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному преобразованию окружающего мира.
На изучение кубановедения в начальной школе выделяется 135 часов. В 1 класс – 33часа (1 час в неделю). Во 2-4
классах отводится по 34 часа (1 час в неделю).
В соответствии с письмом министерства образования, науки и молодѐжной политики Краснодарского края от
08.08.2016 №47-13834/16-11
«О преподавании предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» введен в 1-4 классах тематический раздел
«Духовные истоки Кубани» за счѐт 4 часов курса кубановедения. В связи с этим программа перестроена из расчѐта 30
часов обучения (в 1 классе – 29 часов).
В соответствии с программой тематического раздела «Кубань – многонациональный край», разработанной
Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования по
поручению Совета безопасности Краснодарского края от 18.01.2011г. и принятой ГОУ Краснодарского края
ККИДППО 14.07.2011г., данный раздел в программе сквозной для всех ступеней начального общего образования.
Данные темы включены в программу и реализуются в рамках вводного и итогового занятия.
Согласно учебному плану школы всего на изучение кубановедения в начальной школе выделяется 135 часов (119
часов на изучение курса кубановедения и 16 часов на изучение раздела «Духовные истоки Кубани».
Рабочая программа по английскому языку составлена на авторской программы курса английского языка для 2-4
классов общеобразовательных учреждений М.В. Вербицкой- М.: Вента-Граф Цели и задачи курса:
Основной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной
коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном уровне речевой деятельности: аудировании,
говорении, чтении и письме.
Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и
потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших
школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами
художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
-развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных
умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
- воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.
С учетом сформулированных целей изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих

задач:
- формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться
взаимопонимания с людьми, говорящими или пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и
письменные тексты;
- расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических
представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на
иностранном языке на элементарном уровне;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру для преодоления в
дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе
участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием
иностранного языка;
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке
различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
- духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи как
любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
-развитие познавательных способностей, овладение умением координирования работы с разными компонентами
учебно-методического комплекта, умением работать в паре, в группе.
Предмет «Английский язык» изучается с 2 по 4 класс. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 5, общий
объѐм учебного времени составляет 204 часа: во 2-4 классах – 34 ч по 2 ч в неделю.
Содержание курса АЯ, представленного данной рабочей программой, находится в соответствии со всеми разделами
программы М.В.Вербицкой, «Английский язык Forward 2-4 классы».
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
Основы
образования, вариативной программы инновационного комплексного курса для 4−5 классов общеобразовательных
религиозных
культур
и учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4 класс
светской этики. Цель программы - формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а
4 класс
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных
идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни
современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса основы религиозных

Родной язык
(русский) 2-4
классы

культур и светской этики в начальной школе, планируемые результаты освоения программы, тематическое
планирование.
В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 31.01.2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
является обязательным.Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей «Основы
буддийской культуры», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской
культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Один из них - «Основы православной
культуры был выбран для изучения родителями (законными представителями) учащихся 4-х классов на основании
письменных заявлений и зафиксировано протоколами родительских собраний. В соответствии с Федеральным
базисным учебным планом предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе по 1 часу в
неделю. Общий объѐм учебного времени, отводимого на предмет, составляет 34 часа в год. По данному предмету
предусмотрена безотметочная система.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной
ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим
звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс
ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с другой, этот предмет предваряет
начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и
ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную
связь прошлого и настоящего.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация индивидуальных, также коллективных
творческих проектов на основе изученного материала. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность
обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Презентация проектов
запланирована по итогам изучения разделов и на 31-34 уроках.
Рабочая программа предмета «Родной язык (русский)» для 4-го класса разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря
2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по
учебному предмету «Родной язык (русский)», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное
чтение на родном языке», основной образовательной программой начального общего образования, составлена на
основе примерной рабочей программы.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную
область «Русский язык и литературное чтение».

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
 расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного
отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и
языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
 формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде
всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского
литературного языка и русском речевом этикете;
 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать
их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным
языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
 приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с
историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и
различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур
народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе
общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует
воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и
культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о
диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного
языка.
Программа по «Родному языку (русскому)» составлена на основе требований к предметным результатам освоения
основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования. Курс рассчитан на 17 часов (34 учебных недель) в год.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском языке» составлена в соответствии с Федеральным
Литературное
чтение на родном государственным образовательным стандартом начального общего образования.
языке (русский) 2- Предмет «Литературное чтение на родном языке (русском)» направлен на достижение следующих целей: - овладение
осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших
4 классы
школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными
видами текстов;
-развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и
самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей,

эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к
слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование
нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к
отечественной культуре.
Основные задачи:
развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально
откликаться на прочитанное;
учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства
языка, развивать образное мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и
воссоздающее воображение учащихся;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать
художественный вкус;
- формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов
поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
-обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному
творчеству;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений,
формировать читательскую самостоятельность;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике,
обогащать нравственно-эстетический опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов, в том числе научно- познавательным.
Курс рассчитан на 17 часов (34 учебных недель) в год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».