Аннотации к рабочим программам 5-9

Аннотации к рабочим программам
учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах
в соответствии с ФГОС ООО
Русский язык
Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена с
использованием
материалов
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Примерной
программы по русскому языку для основной школы и Рабочей программы
предметной линии учебников Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой 5-9 классы.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому
программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о
нѐм. Вместе с тем в неѐ включаются элементы общих сведений о языке,
истории языка, его современных разновидностях — территориальных,
профессиональных.
Программа содержит:
• отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из
области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования,
морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также
некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как
развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых
строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование
коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского
литературного языка;
• сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов
орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает
перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков,
которыми должны овладеть учащиеся.
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей
нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и
предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного
подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной,
языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенции.
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию
связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на
основе знакомства с основными видами бытового, общественнополитического и академического красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся
— предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков
выразительного чтения.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 5 на изучение учебного
предмета «Русский язык» в 5-9 классе за весь период обучения выделяется

714 часов: 170 часов в 5 классе (5 часов в неделю), 204 часа в 6 классе (6
часов в неделю), 136 часов в 7 классе (4 часа в неделю) и по 102 часа в 8 и 9
классе (3 часа в неделю).
Часы пропорционально распределены на основные темы в течение
учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных
навыков, объяснения конкретных литературных фактов. Уроки развития речи
направлены на совершенствование умений и навыков практическим путѐм.
Литература
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена в
соответствии с основными положениями Федерального государственного
стандарта основного общего образования, на основе авторской программы по
литературе под редакцией В.Я. Коровиной. Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены
стандартом.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение
литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-развитой личности, осознающей свою
принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к
литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира
школьников, их жизненного и эстетического опыта;
ие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование
читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной
литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных
текстов;
-нравственном и
эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их
жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории
литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы – приобщение учащихся к искусству слова,
богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа
литературного образования – чтение и изучение художественных
произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и
историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных
в программу произведений.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 5 на изучение учебного
предмета «Литература» в 5-9 классе за весь период обучения выделяется 442
часа: 102 часа в 5, 6, 9 классе (3 часа в неделю), по 68 часов в 7 и 8 классе (2
часа в неделю).
Часы пропорционально распределены на основные темы в течение
учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных
навыков, объяснения конкретных литературных фактов. Уроки развития речи
направлены на совершенствование умений и навыков практическим путѐм.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем
(например, в 5 классе – внимание к книге; в 6 классе – художественное
произведение и автор, характеры героев; в 7 классе – особенности труда
писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема
литературы; в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории (подготовка к
восприятию курса на историко – литературной основе), в 9 классе – начало
курса на историко – литературной основе).
Родной язык
Рабочая программа по родному языку составлена в соответствии с
основными положениями Федерального государственного стандарта
основного общего образования, на основе примерной Программы основного
общего образования по родному языку.
Место предметов в структуре основной образовательной программы
Предмет «Родной язык» входит в предметную область «Родной язык и
родная литература».
Цель изучения предмета
Целью изучения предметной области «Родной язык и родная
литература» являются формирование коммуникативной компетенции
учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и
диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя общей культуры человека.
Структура учебного курса
Развитие речи
Речевая и читательская деятельность
Фонетика, орфоэпия, графика
Круг детского чтения
Лексика
Литературоведческая пропедевтика
Морфемика и морфология
Творческая деятельность
Синтаксис
Орфография и пунктуация
Программа учебного предмета «Родной язык» рассчитана на 17 часов в
год (0,5 часа в неделю).

Родная литература
Рабочая программа по родной литературе составлена в соответствии с
основными положениями Федерального государственного стандарта
основного общего образования, на основе примерной Программы основного
общего образования по родной литературе.
Место предметов в структуре основной образовательной программы
Предмет «Родная литература» входит в предметную область «Родной
язык и родная литература».
Цель изучения предмета
Целью изучения предметной области «Родной язык и родная
литература» являются формирование коммуникативной компетенции
учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и
диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя общей культуры человека.
Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной
области «Родной язык и родная литература» тесно связан с предметом
«Родной язык».
Программа учебного предмета «Родная литература» рассчитана на 17
часов в год (0,5 часа в неделю).
Иностранный язык (английский язык)
Рабочая программа «Английский язык. 5-9 класс» составлена в
соответствии требованиям федерального государственного стандарта
основного общего образования, на основе «Примерной программы по
учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы», авторской программы
М.В.Вербицкой.
Цель обучения английскому языку в основной школе: формирование
иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной
готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться
взаимопонимания с другими участниками общения, а также развитие и
воспитание школьников средствами учебного предмета.
Предметное содержание курса:
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и
способы их решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера.
Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение
театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам.
Карманные деньги. Молодежная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом,
здоровое питание, отказ от вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые
предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная
форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.

Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль
иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка.
Транспорт.
Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы
экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности.
Средства массовой информации. Роль средств массовой информации в
жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение,
радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы,
крупные города. Государственные символы. Географическое положение.
Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности:
национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и
обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
Математика
Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы
«Математика. 5-6 классы» авторов: Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С.
Чесноков, С. И. Шварцбурд, в соответствии с Требованиями к результатам
основного общего образования, представленными в федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования.
В курсе математики 5-6 класса можно выделить следующие основные
содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и
статистика; наглядная геометрия.
Наряду с этим в содержание включены две дополнительные
методологические темы: множества и математика в историческом развитии,
что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного
развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в
содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные
содержательные линии. При этом первая линия — «Множества» — служит
цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального
математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» —
способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения
курса.
Сознательное овладение учащимися системой арифметических знаний и
умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных
дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса математики 5-6 классов
обусловлена тем, что объектом изучения служат количественные отношения
действительного мира. Математическая подготовка необходима для
понимания принципов устройства и использования современной техники,
восприятия научных и технических понятий и идей. Математика - язык науки
и техники. С еѐ помощью моделируются и изучаются явления и процессы,
происходящие в природе.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 5 на изучение учебного
предмета «Математика» в 5-6 классах выделяется 170 часов (5 ч. в неделю, 34
учебные недели).
Предмет «Математика» в 5-6 классе включает арифметический
материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностностатистической линии.
По мере изучения курса вводятся вопросы раздела «Математика в
историческом развитии».
Изучение математики в 5-6 классах строится с использованием
учебников: Математика. 5 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С.
и др. Мнемозина и Математика. 6 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И.,
Чесноков А.С. и др. Мнемозина.
Алгебра
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра.7-9 класс» составлена в
соответствии
с
требованиями
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования, на основе
следующих документов:
-9 классы. Пособие для
учителей общеобразовательных учреждений. 2-е издание, дополненное.
Составитель Т.А. Бурмистрова. Москва. Просвещение.
ика 5-9
классы. М., Просвещение.
В образовательной деятельности используются учебники:
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.:
Просвещение
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.:
Просвещение
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 5 на изучение учебного
предмета «Алгебра» в 7-9 классах выделяется 306 час (период обучения – 3
года, по 3 ч. в неделю - каждый учебный год, 34 учебные недели).
Содержание программы в 7 классе:
1. Выражения, тождества, уравнения.
2. Функции
3. Степень с натуральным показателем
4. Многочлены
5. Формулы сокращенного умножения
6. Системы линейных уравнений
7. Повторение
8. Резерв времени
Содержание программы в 8 классе:
1. Рациональные дроби
2. Квадратные корни

3. Квадратные уравнения
4. Неравенства
5. Степень с целым показателем. Элементы статистики
6. Повторение
7. Резерв времени
Содержание программы в 9 классе:
1. Квадратичная функция
2. Уравнения и неравенства с одной переменной
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными
4. Арифметическая и геометрическая прогрессия
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей
6. Повторение
7. Резерв времени

Геометрия
Рабочая программа учебного курса «Геометрия. 7-9 класс» составлена на
основе ФГОС ООО и:
1) Примерной программы по учебным предметам. Математика 5-9
классы М., Просвещение
2) Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Пособие для
общеобразовательных организаций / Т.А.Бурмистрова. —М.: Просвещение.
Для ведения курса используется учебник: Геометрия 7-9 классы/
А.П.Погорелов и др.-М.: Просвещение.
Цель курса «Геометрия» — развить у учащихся пространственное
воображение и логическое мышление путем систематического изучения
свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения
этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного
характера. Существенная роль при этом отводится развитию
геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является
неотъемлемой частью геометрических знаний.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 5 на изучение учебного
предмета «Геометрия» в 7-9 классах выделяется 2 учебных часа в неделю в
течение каждого года обучения, всего 204 урока за весь период обучения (2
ч. в неделю, 34 учебные недели).
Информатика
Рабочая программа учебного предмета «Информатика. 7-9 класс»
составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе
следующих документов: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Информатика. Программа
для основной школы: 7-9 классы / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 5 на изучение учебного
предмета «Информатика» в 7-9 классах выделяется 1 учебный час в неделю в
течение каждого года обучения, всего 34 урока (34 учебные недели, 102
урока с 7 по 9 класс).
Содержание программы в 7 классе:
1. Информация и информационные процессы
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации
3. Обработка текстовой информации
4. Обработка графической информации
5. Коммуникационные технологии
Содержание программы в 8 классе:
1. Информация и информационные процессы
2. Кодирование текстовой и графической информации
3. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео
4. Кодирование и обработка числовой информации
5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
6. Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов
Содержание программы в 9 классе:

1.
Основы
алгоритмизации
и
объектно-ориентированного
программирования
2. Моделирование и формализация
3. Логика и логические основы компьютера
4. Информационное общество и информационная безопасность
История России. Всеобщая история
Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной
школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования.
Программа составлена на основе авторских программ:
учебников А.А.Вигасина – А.О. Сороко – Цюпы. 5-9 класс. М.: Просвещение.
-9 классы/ авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина –
М.: «Просвещение».
В основу программы заложено два курса: «История России» (194 часа) и
«Всеобщая история» (180 часов).
В рамках курса «Истории России» программа разработана
применительно к учебной программе для общеобразовательных учреждений:
«История России.6-9 классы / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.:
«Просвещение», реализуется по УМК А.А. Данилова и Л. Г. Косулиной:
–XVIII век.7 класс.
России. XX век.9 класс.
По курсу «Всеобщая история» программа ориентирована на
предметную линию учебников А.А.Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы
издательства «Просвещение»:
Свенцицкая.
Ванюшкина.
Ванюшкина.
стран. 9 класс. О.С. Сороко-Цюпа,
А.О. Сороко-Цюпа.
Курс истории на ступени основного общего образования является
частью концентрической системы исторического образования. Изучая
историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают
исторические знания, приведенные в простейшую пространственнохронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией
в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными
способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с
учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе
школьного образования, возрастных потребностей и познавательных
возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также
ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
В учебном плане МБОУ СОШ № 5 на изучение предмета «История»
отводится в 5-9 классах в общем объеме 374 часа: курс «История России» 188 часа, «Всеобщая история» - 186 часов (в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в
9 классе - 3 часа в неделю (из них 1 час за счет части, формируемой
участниками образовательных отношений). В 5, 6, 7, 8 классах – 68 часов в
год, в 9 классе – 102 часа в год (34 учебные недели).
Обществознание
Рабочая программа «Обществознание. 6-9 класс» составлена на основе
рабочих программ по обществознанию для 6 – 9 классов под руководством Л.
Н. Боголюбова.
Курс «Обществознание» для 6 – 7 классов является пропедевтикой курса
«обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Одни темы
служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах,
другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание»,
школьники получают образовательную информацию, которая помогает им
логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное
воспитательное значение.
Программа
предусматривает
выделение
двух
относительно
самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учѐтом
возрастных особенностей учащихся: первый этап – 6 – 7 классы; второй этап
– 8 – 9 классы.
Обществознание в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее
количество времени на пять лет обучения в учебном плане МБОУ СОШ № 5
составляет 170 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 1 час (34 учебные недели).
В образовательном процессе используются учебники: Обществознание.
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. Просвещение.
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в
предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке
в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даѐт
относительно развѐрнутое представление о личности и еѐ социальных
качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме
качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема —
«Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует
его взаимоотношения с другими людьми.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального
взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина
Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях,
наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений.

Соответственно курс даѐт им две необходимые на этом рубеже социализации
темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» —
представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование
первоначальных и в определѐнной мере упорядоченных знаний о роли
социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает
сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о
правах человека и, отдельно, о правах ребѐнка. Специальный урок посвящен
необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга.
Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даѐт
представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как
производство, обмен, потребление.
На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все
его содержательные компоненты (социально-психологические, моральноэтические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются
более обстоятельно, систематично, целостно.
География
Рабочая программа по географии 5-9 классы составлена в соответствии с
ФГОС ООО на основе рабочей программы «Программы основного общего
образования по географии. 5-9 классы» авторского коллектива: И. И.
Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева.
Для реализации программы используются учебники: «География.
Землеведение» 5-6 классы» авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева,
издательство «Дрофа»; «География. Материки, океаны, народы и страны. 7
класс» авторы И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев, издательство
«Дрофа»; «География. География России. Природа. Население. Хозяйство.8
класс» авторы В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, издательство «Дрофа».
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу
его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание
программы структурировано в виде двух основных блоков: «География
Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются
тематические разделы.
На изучение географии в учебном плане школы отводится в 5 и 6
классах по 34 часа в учебном году (1 час в неделю), 7,8, 9 классах по 68 часов
в учебном году (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Основными целями курса географии в 5 -9 классах являются:
деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, необходимых
для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и
противоречий развития географической оболочки;(5-6кл)
скрытие закономерностей землеведческого характера, с тем, чтобы
школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной
деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений;(7кл)
, как планете
людей; (7кл)

странами и народами; (7кл)
представлений страноведческого характера, необходимых каждому
человеку.(7кл)
формирование целостного представления об особенностях природы,
населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире; (89кл)
истории и культуре Родины и населяющих ее народов; (8-9кл)
общества гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и
ресурсам своей страны.(8-9кл)
Физика
Рабочая программа «Физика. 7-9 класс» составлена на основе
«Примерной программы. Физика. 7-9 классы» и «Программы основного
общего образования. Физика. 7-9 классы» авторов А.В. Перышкин, Н.В.
Филонович, Е.М. Гутник, соответствующей требованиям ФГОС ООО.
Программа определяет содержание и структуру учебного материала,
последовательность его изучения, пути формирования системы знаний,
умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации
учащихся.
Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны
требования к личностным и метапредметным результатам обучения;
содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых
на их изучение, и требованиями к предметным результатам обучения;
тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.
В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями,
методом научного познания, формирование основных физических понятий,
приобретение умений измерять физические величины, проводить
лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается
изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся
более
сложными,
школьники
учатся
планировать
эксперимент
самостоятельно.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
• усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики,
взаимосвязи между ними;
• формирование системы научных знаний о природе, ее
фундаментальных законах для построения представления о физической
картине мира;
• систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о
закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности

разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии
цивилизации;
• формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и
достоверности научных методов его изучения;
• организация экологического мышления и ценностного отношения к
природе;
• развитие познавательных интересов и творческих способностей
учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний
и выбора физики как профильного предмета.
В школьном учебном плане на изучение физики предусмотрены часы с 7
по 9 класс: 238 учебных часа за три года обучения, в том числе в 7, 8 классах
по 68 учебных часов за год, из расчета 2 учебных часа в неделю, в 9 классе –
102 часа за год из расчета 3 часа в неделю, 34 учебные недели.
Для реализации программы используются учебники: Физика. 7 класс.
Перышкин А.В. Дрофа; Физика 8 класс. Перышкин А.В. Дрофа, Физика 8
класс. Перышкин А.В. Дрофа.
Химия
Рабочая программа по учебному предмету «Химия. 8-9 класс»
разработана
на
основе
авторской
программы
М.Н.Афанасьева,
соответствующей Федеральному государственному образовательному
стандарту основного общего образования и допущенной Министерством
образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с программой учащиеся должны овладеть такими
познавательными учебными действиями, как умение формулировать
проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения
целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе
делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку
зрения. Кроме этого, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с
определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и
сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся
должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь
личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.
Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета
в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие
содержательные линии предмета:
• «вещество» — знание о составе и строении веществ, их свойствах и
биологическом значении;
• «химическая реакция» — знание о превращениях одних веществ в
другие, условиях протекания таких превращений и способах управления
реакциями;
• «применение веществ» — знание и опыт безопасного обращения с
веществами, материалами и процессами, необходимыми в быту и на
производстве;

• «язык химии» — оперирование системой важнейших химических
понятий, знание химической номенклатуры, а также владение химической
символикой (химическими формулами и уравнениями).
На изучение химии в учебном плане школы отводится в 8 и 9 классе 102
учебных часа в год, из расчѐта 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Для изучения химии используется учебник: Химия. 8 класс.
Г.Е.Рудзитис, Химия. 9 класс. Г.Е.Рудзитис.
В процессе освоения программы курса химии для основной школы
учащиеся овладевают умениями ставить вопросы, наблюдать, объяснять,
классифицировать, сравнивать, проводить эксперимент и интерпретировать
выводы на его основе, определять источники химической информации,
получать и анализировать ее, а также готовить на этой основе собственный
информационный продукт, презентовать его и вести дискуссию.
Программа позволяет учащимся определиться с выбором профиля
обучения в старшей школе.
Биология
Рабочая программа «Биология. 5-9 классы» разработана в соответствии с
требования федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, на рабочей программы авторов
И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, В.С.Кучменко, В.Н.Константинова,
А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой «Биология. 5—9 классы».
Значение биологических знаний для современного человека трудно
переоценить.
Помимо
мировоззренческого
значения,
адекватные
представления о живой природе лежат в основе мероприятий по
поддержанию
здоровья
человека,
основ
его
безопасности
и
производственной деятельности в любой отрасли промышленности и
хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в
повышении его качества и эффективности получения и практического
использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят
новый государственный образовательный стандарт общего образования. В
настоящее время базовое биологическое образование в основной школе
должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и
природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и
решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту
задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных
биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для
практической деятельности учащихся, формирования их научного
мировоззрения.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 5, рабочая программа
предусматривает классно-урочную организацию процесса обучения. На
изучение биологии отводится: в 5-6 классах по 1 часу в неделю (34 часа в
год, 34 учебные недели), в 7-9 классах по 2 часа в неделю (68 часов в год).
Всего на изучение биологии в 5-9 классе отводится 272 часа.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук,
изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком
природы.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой,
получают общие представления о структуре биологической науки, еѐ
истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах
обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к
природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых
организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении
бактерий, грибов, растений и животных.
В результате изучения биологии в 6-9 классе получат дальнейшее
развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные
универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и
общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.
Музыка
Рабочая программа «Музыка. 5-8 классы» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовнонравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной
культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования
личности.
ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели
программы и состоят в следующем:
— научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть
жизни каждого человека
— содействовать развитию внимательного и доброго отношения к
окружающему миру;
— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям,
потребность в музыкальных переживаниях;
— развивать интеллектуальный потенциал;
— всемерно способствовать развитию интереса к музыке через
творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке,
собственном творчестве пении, инструментальном музицировании,
музыкально-пластическом
движении,
импровизации,
драматизации
музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных
произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков»,
художественно-творческой
практике
применения
информационнокоммуникационных технологий;
— способствовать формированию слушательской культуры школьников
на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

— научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами
художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством)
на основе вновь приобретенных знаний;
— сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное
восприятие
музыкальных
произведений
(обобщенное
понимание
характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее
значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной
выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и
формой в музыкальном искусстве).
Пять подсистем, соответствующих годам обучения в основной школе,
получают отражение в содержании каждой из тем года:
5 класс — «Музыка и другие виды искусства»;
6 класс — «В чем сила музыки»;
7 класс — «Содержание и форма в музыке»;
8 класс – «Музыка».
В учебном плане Школы на изучение музыки в 5-8 классе отводится 136
часов, 1 час в неделю, 34 часа в год (34 учебные недели).
Изобразительное искусство
Рабочая программа «Изобразительное искусство. 5-8 класс» составлена
на
основе
программы
по
учебным
предметам
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
«Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А.
Горяевой, 5-9 классы Москва, Просвещение.
Основные формы учебной деятельности — практическое
художественное творчество посредством овладения художественными
материалами, зрительское восприятие произведений искусства и
эстетическое наблюдение окружающего мира.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на
предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что
искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера,
концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и
нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного
искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих
по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В учебном плане школы на изучение учебного предмета
«Изобразительное искусство» отводится 136 часов в 5-8 классах: по 1 часу в
неделю, 34 часа в год. (34 недели в год).
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе
построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в
которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в
наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивнодекоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как

народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной
жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные,
художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни
человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства.
У учащихся формируются основы грамотности художественного
изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного
языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной
изменчивостью в истории искусства.
Тема 8 класса – «Дизайн и архитектура в жизни человека»посвящена изучению архитектуры и дизайна, т.е. конструктивных видов
искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных
искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже
сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры
учащихся.
Технология
Рабочая программа «Технология. 5-8 класс» составлена на основе
программы «Технология» А.Т.Тищенко, Н.В.синица в соответствии с
требованиями к результатам обучения, представленными в федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить
представление о целях, содержании, об-щей стратегии обучения, воспитания
и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует
содержание сюжетных линий образовательного стандарта, дает примерное
распределение учебных часов по разделам курса и последовательность
изучения блоков, разделов и тем учебного предмета с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся.
Программа составлена с учетом технологических знаний и опыта
трудовой деятельности, полученных учащимися при обучении в начальной
школе.
Основным предназначением учебного предмета «Технология» в системе
общего образования является формирование трудовой и технологической
культуры школьника, системы технологических знаний и умений,
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности,
их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда,
формирование гуманистически и прагматически ориентированного
мировоззрения. Предмет «Технология» является необходимым компонентом
общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть
основами ручного и механизированного труда, управления техникой,
применить в практической деятельности полученные знания.
В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ № 5 на изучение
технологии отводится в 5-7 классах 68 учебных часов за год из расчета 2

учебных часа в неделю, в 8 классе 34 учебных часа за год из расчета 1
учебный час в неделю.
Технология
Рабочая программа по учебному предмету «Технология. 5-9 класс»
составлена на основе примерной программы по учебным предметам
«Технология. 5-9 классы», которая соответствует требованиям федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования. Программа позволяет всем участникам образовательного
процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии
обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного
предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и
рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного
предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Особенностью предмета «Технология. Обслуживающий труд»
является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры.
Материальная культура, в отличие от духовной, охватывает всю сферу
человеческой деятельности и его развития. Это орудия труда, жилище,
предметы повседневного обихода, одежда, пища и т. д. Материальная и
духовная культура тесно взаимодействуют и влияют друг на друга, являясь
важной составляющей человеческого бытия.
Технология формирует у учащихся осознанную потребность в
сохранении своего здоровья путем организации здорового питания,
обустройства удобного жилища и т.д.
К задачам учебного предмета «Технология. Обслуживающий труд»
относятся формирование трудовой и технологической культуры школьника,
системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых качеств его
личности.
К задачам учебного предмета «Технология. Обслуживающий труд»
относятся формирование трудовой и технологической культуры школьника,
системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых качеств его
личности.
Содержанием учебной программы по направлению «Технология.
Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по
следующим сквозным образовательным линиям:
- технологическая культура;
- распространѐнные технологии современного производства;
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- знакомство с миром профессий, построение планов профессионального
образования и трудоустройства;

- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье
человека;
- декоративно-прикладное творчество, проектная деятельность;
- история, перспективы и социальные последствия развития технологии
и техники.
В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ № 5 на изучение
технологии отводится в 5-7 классах 68 учебных часов за год из расчета 2
учебных часа в неделю, в 8 классе 34 учебных часа за год из расчета 1
учебный час в неделю.
Физическая культура
Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов разработана
в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования, составлена в соответствии с
письмом ДО № 2753/3.2 от 29.08.2013 о плане мероприятий по внедрению
норм ГТО.
Цель школьного образования по физической культуре — формирование
разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха. В основной школе данная цель
конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых
мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему
здоровью, целостном развитии физических и психических качеств,
творческом использовании средств физической культуры в организации
здорового образа жизни.
Задачи:
повышать функциональные возможности организма;
овать культуру движений, обогащать двигательный опыт
физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей
направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов
спорта;
современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучать навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий
физическими упражнениями;
тва личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности.
Программа рассчитана на 442 часа в год, 102 часа в 5,8,9 классах по 3
часа в неделю, 68 часов в 6, 7 классах по 2 часа в неделю.
Структура программы состоит из учебных разделов:
1. Знания о физической культуре

2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности
3. Физическое совершенствование
Сохраняя определѐнную традиционность в изложении практического
материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное
содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляют
соответствующими тематическими разделами:
• «Гимнастика с основами акробатики»
• «Легкая атлетика»
• «Подвижные и спортивные игры»

Основы безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа составлена в соответствии требованиям
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, на основе авторской программы «Основы безопасности
жизнедеятельности» А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников М., Просвещение.
Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности:
населения от чрезвычайных ситуаций, влияние их последствий на
безопасность личности, общества и государства;
формирование современного уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, здорового образа жизни, индивидуальной системы
защищенности жизненно важных интересов от внутренних угроз и умения
оказать первую помощь при неотложных состояниях;
ения предвидеть возникновении опасных ситуаций
по характерным признакам их появления, а также на основе анализа
специальной информации, получаемой из различных источников, в том числе
и Интернета;
циях
природного, техногенного и социального характера, формирование умей
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в
конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки
и индивидуальных возможностей;
иэкстремистского и антитеррористического
поведения.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач,
как:
безопасности жизнедеятельности;
ового образа жизни;
личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным
веществам и асоциальному поведению
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 5 на изучение курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» отводится 1 час в неделю в 8, 9 классах
(34 часа за каждый учебный год).
В образовательном процессе используются учебники авторов Смирнов
А.Т., Хренников Б.О. «Основы безопасности жизнедеятельности»,
издательство «Просвещение».
Кубановедение
Программа разработана на основе программы курса «Кубановедение»
для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций)
Краснодарского края/ под редакцией А.А. Зайцева. – Краснодар:
«Перспективы образования».

Материал программы содержит единство пространства и хронологии. В
курсе расширена понятийная основа. Достоинством данной программы
является подход к изучению древней истории Кубани на цивилизационном
подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на
тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта по
истории, обществознанию, русскому языку, литературе, биологии, музыке,
изобразительному искусству и определяет общуу стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения кубановедения, которые определены
авторской программой. Отличительной особенностью программы является
ее
интегративность,
объединение
курсов
при
сохранении
их
самостоятельности и самоценности.
Программа соответствует стратегической линии развития общего
образования в Краснодарском крае и имеет асе основания для широкого
использования в преподавании в школе. Она конкретизирует содержание
предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных
часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов
учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Структура и содержание программы соответствует принципам развития
системы российского образования. Программа «Кубановедение» нацеливает
на формирование систематизированных знаний о различных исторических
этапах развития Кубани.
Содержание
программы
построено
на
основе
проблемнохронологиеского принципа, что позволяет проследить динамику
исторического развития и выделить его основные этапы.
В соответствии с письмом министерства образования, науки и
молодежной политики Краснодарского края от 07.03.2017 № 47-3470/17-11
«О преподавании раздела «Духовные истоки Кубани» учебного предмета
«Кубановедение»» и методическими рекомендациями для образовательных
организаций Краснодарского края о преподавании учебного предмета
«Кубановедение» в 2018-2019 учебном году в полном объеме сохраняется в
календарно-тематическом планировании раздел «Духовные истоки Кубани».
Раздел изучается в рамках уроков, отведенных на обобщение и повторение, в
авторской программе в объеме 4 часов в конце учебного года (май). В
соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной
политики Краснодарского края от 07.03.2017 г. № 47-3870/17-11 раздел
является обязательным с 1 по 11 классы. Обязательным условием
преподавания раздела указано его безотметочное изучение.
В виду того, что раздел «Духовные истоки Кубани» изучается за счет
часов, отведенных в авторской программе на повторение и обобщение
изученного материала, и авторской программой предусмотрены только 3 часа
на данные темы, в рабочей программе и календарно-тематическом
планировании была проведена концентрация тем «Языческие верования

восточных славян и адыгов» и «Распространение христианства на северозападном Кавказе».
Также во всех разделах программы находит отражение проблематика
сквозной тематической линии курса «Кубань – многонациональный край».
Кубановедение — самостоятельная учебная дисциплина. Специфика
предмета заключается в том, что он имеет интегрированный характер,
соединяя знания о природе, истории, культуре и через проектноисследовательскую деятельность даѐт учащимся 5-9 классов возможность
получить целостное представление о географических, исторических,
культурологических,
экономических,
политических
особенностях
Краснодарского края.
Основные содержательные линии кубановедения определены
тематикой фундаментального содержания основного общего образования,
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного
развития и воспитания личности.
Предмет изучения составляют история и экономика Кубани, еѐ
природно-климатические и экологические особенности, этносоциальные,
конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш край,
представленные в интегрированной форме.
Актуальность
и
обоснованность
курса
«Кубановедение»
предопределены его практической направленностью на реализацию
органического единства интересов личности, общества и государства в деле
воспитания гражданина России, способного определить свою жизненную
позицию. Разноплановая информация о малой родине расширяет кругозор
учащихся, помогает адаптироваться в жизни и реализовать свои гражданские
права, свободы и обязанности.
Цель курса «Кубановедение»: систематизация знаний о Кубани,
накопленных в различных предметных областях, выявление общего и
особенного в развитии российского социума и региона, а также создание
целостного представления о Кубани как самобытной части Российского
государства.
Задачи курса «Кубановедение»:
- комплексное изучение своей малой родины в общероссийском
контексте,
соответствующее современному уровню знаний;
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- формирование
мировоззренческой, нравственной, экономической,
социальной, политической и экологической культуры;
- содействие
взаимопониманию
и
сотрудничеству
между
представителями различных этнических, религиозных и социальных групп,
развитие познавательного интереса;
- осознание необходимости бережного отношения к родной природе;
- привитие чувства гордости за достижения известных жителей Кубани;
- социализация школьников в современной социокультурной среде и

регионе;
- приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур
и традиций в условиях многонационального государства.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».