Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану.pdf

ПРИНЯТО
на педагогическом совете школы
протокол № 1 от 28.08.2017 г.

Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
в муниципальном бюджетном общеобразовательной учреждении
средней общеобразовательной школы № 5 муниципального
образования Абинский район
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение «О порядке обучения по индивидуальному
учебному плану в муниципальном бюджетном общеобразовательной
учреждении средней общеобразовательной школы № 5 муниципального
образования Абинский район» (далее – Положение) разработано на
основании:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Уставом
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 5 муниципального
образования Абинский район (далее- Школа).
1.2. Настоящее Положение является локальным актом Школы,
регламентирующим порядок формирования и реализации индивидуальных
учебных планов, в том числе ускоренного обучения, в пределах осваиваемой
образовательной программы.
1.3. Индивидуальный учебный план, в том числе ускоренного обучения
(далее - ИУП) - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной
программы на основе индивидуализации ее содержания с учѐтом
особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося.
1.4. Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному
учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их
особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ,
темпов и сроков их освоения.
1.5. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются
федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования.
1.6. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных
планов обучающихся.

1.7. С
учетом
возможностей
и
потребностей
личности
общеобразовательные программы могут осваиваться по индивидуальному
учебному плану. Обучение по индивидуальному учебному плану есть вид
освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования самостоятельно, под
контролем учителя, с последующей аттестацией.
1.8. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть
организовано для учащихся:
- с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению
образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а
также положением в семье;
- с высокой степенью успешности в освоении программ;
- с ограниченными возможностями здоровья;
- по иным основаниям.
1.9. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть
переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки
академической задолженности с момента ее образования. Применительно к
учащимся, имеющим академическую задолженность, учебный план
содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по
которым данная задолженность не была ликвидирована.
1.10. Ознакомление родителей (законных представителей) детей с
настоящим Положением, в том числе через информационные системы
общего пользования (официальный сайт Школы), осуществляется при
приеме детей в Школу. Информирование учащихся и их родителей
(законных представителей) о возможностях, вариантах ИУП, установленных
настоящим Положением, осуществляется на родительских собраниях
классными руководителями и представителями администрации.
2. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
2.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного
обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана Школы.
2.2. При формировании индивидуального учебного плана может
использоваться модульный принцип, предусматривающий различные
варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, входящих в учебный план образовательной организации.
2.3. Индивидуальный учебный план, за исключением индивидуального
учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть
предоставлен со 2 класса.
2.4. Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один
учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или
его родителей (законных представителей) обучающихся об обучении по
индивидуальному учебному плану.
2.5. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения (если
индивидуальный учебный план рассчитан на более чем один год) учебных

предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности
и формы промежуточной аттестации обучающихся.
2.6. Индивидуальный учебный план разрабатывается в соответствии со
спецификой и возможностями Школы.
2.7. При реализации образовательных программ в соответствии с
индивидуальным учебным планом могут использоваться различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
2.8. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану, в том
числе и ускоренного обучения, осуществляется на добровольной основе по
заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся.
2.9. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению
родителей (законных представителей) обучающегося.
2.10. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся
предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться
пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по
индивидуализации содержания образовательной программы (включение
дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение
отдельных
дисциплин,
сокращение
сроков
освоения
основных
образовательных программ и др.).
2.11. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному
плану принимаются в течение учебного года до 1 мая
2.12. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как
правило, с начала учебного года.
2.13. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
оформляется приказом директора школы.
2.14. Индивидуальный учебный план утверждается решением
педагогического совета образовательной организации.
2.15. Организация обучения по индивидуальному учебному плану
осуществляется образовательной организацией, в котором обучается данный
обучающийся.
2.16. Лицу, обучающемуся по индивидуальному учебному плану,
предоставляется возможность получать необходимые консультации по
учебным предметам, литературу из библиотечного фонда образовательной
организации, пользоваться предметными кабинетами для проведения
лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в Школе в
порядке, определенном Школой и закрепленном в еѐ Уставе.
2.17. С учетом желания, способностей учащемуся могут быть
предоставлены свободные помещения классно-урочных занятий, изучение
отдельных курсов и тем в форме самообразования и других формах,
предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».

2.18. Школа с учетом запросов родителей (законных представителей)
обучающихся и обучающихся определяет сроки и уровень реализации
программ. Индивидуальное расписание занятий, перечень программ
обучения по предметам, количество часов, формы и сроки текущего и
итогового контроля, педагоги, ведущие обучение, оформляются приказом
руководителя образовательной организации.
2.19. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в
том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом
учебные занятия.
3. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего
образования
3.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы
начального общего образования индивидуальный учебный план начального
общего образования предусматривает:
- учебные занятия для углубленного изучению отдельных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся,
в том числе этнокультурные;
- иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и
возможностей Школы).
3.2. Для проведения данных занятий используются учебные часы
согласно части базисного учебного плана, формируемой участниками
образовательного процесса (в 1 классе в соответствии с санитарногигиеническими требованиями эта часть отсутствует).
3.3. Индивидуализация содержания основной общеобразовательной
программы начального общего образования может быть осуществлена за
счет внеурочной деятельности.
3.4. В индивидуальный учебный план начального общего образования
входят следующие обязательные предметные области:
- филология,
- математика и информатика, о
- бществознание и естествознание (окружающий мир),
- основы религиозных культур и светской этики,
- искусство, технология,
- физическая культура.
3.5. По выбору родителей (законных представителей) обучающихся
изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры,
основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых
религиозных культур, основы светской этики.
3.6. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять
менее 2904 часов и более 3345 часов.
3.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального
общего образования составляет четыре года. Индивидуальный учебный план
может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного

обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной
программы начального общего образования составляет не более 1 года.
3.8. Нормативный срок освоения образовательной программы начального
общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии).
4. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего
образования
4.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы
основного общего образования индивидуальный учебный план основного
общего образования может предусматривать:
- учебные занятия для углубленного изучения английского языка;
- увеличение учебных часов, отведѐнных на изучение отдельных
предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе
этнокультурные;
организацию внеурочной деятельности, ориентированную на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся;
- иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и
возможностей Школы).
4.2. Необходимые часы выделяются за счет части базисного учебного
плана основного общего образования, формируемой участниками
образовательного процесса.
4.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования
входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
- филология (русский язык, литература, иностранный язык);
- общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
- математика и информатика (математика, алгебра, геометрия,
информатика);
- естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);
- искусство (изобразительное искусство, музыка);
- технология (технология);
- физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
(физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
4.4. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее
5267 часов и более 6020 часов.
4.5. Нормативный срок освоения образовательной программы основного
общего образования составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может
предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного
обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной
программы основного общего образования составляет не более 1 года.

5. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего
образования
5.1. ИУП среднего общего образования предусматривает изучение
обязательных учебных предметов:
- учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей;
- дополнительных учебных предметов;
- курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы
учебных предметов, в том числе на углубленном уровне.
Необходимые часы выделяются за счет части базисного учебного плана
среднего общего образования, формируемой участниками образовательного
процесса.
5.2. Формирование индивидуальных учебных планов обучающихся
осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных
предметных областей:
- филология;
- иностранные языки;
- общественные науки;
- математика и информатика:
- естественные науки;
- физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.
Обязательными для включения в индивидуальный учебный план
базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: "Русский
язык", "Литература". "Иностранный язык". "Математика", "История",
"Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", а также
интегрированные учебные предметы "Обществознание (включая экономику
и право)" и "Естествознание".
Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в
индивидуальный учебный план по выбору.
5.3. Для составления индивидуального учебного плана следует:
- включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом
уровне (инвариантная часть федерального компонента);
- включить в учебный план региональный (национально-региональный)
компонент;
- составление учебного плана завершается формированием
образовательной организации (в объеме не менее 280 часов за два учебных
года).
5.4. Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения,
используются для:
- преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным
учреждением:
- проведения учебных практик и исследовательской деятельности;
осуществления образовательных проектов и т.п.
Их также можно использовать для увеличения количества часов,
отведенных на преподавание базовых учебных предметов федерального
компонента.

5.5. В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне
совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то
последний исключается из состава инвариантной части.
5.6. Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные
предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные +
базовые по выбору) не должно превышать 2100 часов за два года обучения.
Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в
пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент образовательной
организации).
5.7. Количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не
менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).
5.8. Нормативный срок освоения основной образовательной программы
среднего общего образования - 2 года.
Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение
указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение
срока освоения основной образовательной программы среднего общего
образования составляет не более 1 года.
6. Промежуточная и итоговая аттестация
6.1. Школа осуществляет контроль за освоением общеобразовательных
программ учащимися, перешедшими на обучение по индивидуальному
учебному плану.
6.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному
плану, осуществляются в соответствии с Положением о текущем контроле
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательной
организации.
6.3. Для объективной оценки знаний учащихся по индивидуальным
учебным планам на основе результатов текущею контроля знаний
проводится промежуточная аттестация:
- по итогам учебного года – на основании полугодия в 10-11 классах; по итогам учебного года - на основании четвертных отметок обучающихся во
2-9 классах. 6.4. Учащиеся по индивидуальным учебным планам,
аттестуются только по предметам, включенным в этот учебный план. 6.5.
Порядок и сроки промежуточной аттестации обучающихся по
индивидуальным учебным планам определяются на основе Положения о
текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
6.6. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации
учащихся по индивидуальным учебным планам по одному или нескольким
учебным предметам образовательной программы или не прохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин
признаются академической задолженностью.
6.7. Учащиеся по индивидуальным учебным планам, не прошедшие
промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие

академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно и
обязаны ликвидировать академическую задолженность.
6.8. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, имеют право
пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному
предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки,
определяемые приказом по Школе, в пределах одного года с момента
образования академической задолженности.
6.9. Учащиеся по индивидуальному учебному плану, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с
момента еѐ образования, по усмотрению их родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на
обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
6.10. Освоение учащимися общеобразовательных программ основного
общего и среднего общего образования завершается обязательной
государственной итоговой аттестацией.
6.11. К государственной итоговой аттестации допускаются учащиеся, не
имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие
индивидуальный учебный план.
6.12. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов,
учащихся по индивидуальным учебным планам, проводится Школой в
общем порядке, определяемом федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
6.13. Выпускникам 9 и 11 классов, обучающимся но индивидуальным
учебным планам и прошедшим государственную итоговую аттестацию.
Школа выдает документ государственного образца о соответствующем
образовании.
6.14. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой
аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации
неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную
итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения
государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным
программам.
7. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение
7.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной
программы образовательной организации в соответствии с индивидуальным
учебным планом осуществляется исходя из расходных обязательств на
основе
муниципального
задания
по
оказанию
муниципальных
образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов.

7.2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных
планов обучающихся.
8. Порядок управления
8.1. В компетенцию администрации Школы входит:
- разработка положения об организации обучения по индивидуальному
учебному плану;
- предоставление в недельный срок в орган управления в сфере
образования об организации обучения по индивидуальному учебному плану,
в котором указывается фамилия, имя, отчество обучающегося, класс,
причина перехода на обучение по индивидуальному учебному плану, дата
решения педагогического совета, период обучения, сведения для
тарификации учителей;
- обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы
учебных программ и контроль их выполнения;
контроль своевременного проведения занятий, консультаций,
посещения занятий учащимися, ведения журнала учета обучения по
индивидуальному учебному плану не реже 1 раза в четверть.
8.2. При организации обучения по индивидуальному учебному плану
образовательная организация имеет следующие документы:
- заявление родителей (законных представителей) обучающихся;
- решение педагогического совета образовательной организации;
- приказ директора Школы о переходе обучающегося на обучение по
индивидуальному учебному плану;
расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с
родителями (законными представителями) образовательных организаций и
утвержденное руководителем образовательной организации;
- журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.
9. Порядок принятия и срок действия Положения
9.1. Данное Положение рассматривается и принимается на
педагогическом совете Школы и утверждается приказом руководителя
образовательной организации.
9.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и
вступает в силу с момента его утверждения.
9.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в
соответствии с вновь изданными нормативными актами муниципального,
регионального, федерального органов управления образованием только
решением педагогического совета.
12.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на
педагогическом совете Школы. После принятия новой редакции Положения
предыдущая редакция утрачивает силу.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».